Решение по делу № 2-2455/2021 ~ М-2272/2021 от 01.07.2021

Дело №2-2455/2021

11RS0005-01-2021-004832-81

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Романюк Л.И.,

при секретаре Семененко Н.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 26 июля 2021 года гражданское дело по исковому заявлению И.В.А. к администрации МОГО «Ухта» о об обязнии заменить муниципальное образование, предоставлении жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда,

у с т а н о в и л:

И.В.А. обратилась в суд с иском к администрации МОГО «Ухта» об обязании изменить муниципальное образование МР «Усть-Куломский» на МОГО «Ухта» и предоставить жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указано на то, что истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации МР «Усть-Куломский» от <...> г. года № <...> г. истец включена в список детей-сиро и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. С <...> г. года по настоящее время истец проживает в г. Ухте о адресу <...> г.. Проживает совместно с дочерью, <...> г., и сожителем <...> г..

Истец обращалась в администрацию МОГО «Ухта» об изменении муниципального образования, постановлением администрации МОГО «Ухта» от <...> г. года № <...> г. отказано в изменении муниципального образования, на территории которого истец подлежит обеспечению жилым помещением, в связи с регистрацией истца по адресу: ...., не предоставлением документов, подтверждающих проживание истца в г. Ухте Республики Коми.

Определением Ухтинского городского суда РК от 08.07.2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация МР «Усть-Куломский».

Истец, надлежаще извещенная о времени и месте судебного заседания, не присутствовала, представила заявление о рассмотрении искового заявления в свое отсутствие.

Представитель администрации МОГО «Ухта», Уланова О.С., действующая на основании доверенности, представила ходатайство о рассмотрении искового заявления в свое отсутствие, в письменном отзыве просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Третье лицо, администрация МР «Усть-Куломский», представила письменный отзыв, в котором просила рассмотреть гражданское дело в отсутствие своего представителя.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с ч.1 ст.3, ст.7 Закона Республики Коми от 25.12.2015 года № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенным в соответствующий список органами местного самоуправления по месту их жительства, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Заявление о включении в список подается по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РК от 28.03.2016 года № 152 «О мерах по реализации статей 2, 3 и 7 Закона Республики Коми «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» утвержден порядок предоставления гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 Закона Республики Коми «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан», жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда на территории иных муниципальных образований в Республике Коми, согласно приложению № 5 (далее – Порядок).

Пунктом 13 Порядка установлено, что в случае переезда на постоянное место жительства из одного муниципального образования в Республике Коми в другое муниципальное образование в Республике Коми граждане, указанные в пункте 1 настоящего Порядка, их законные представители вправе обратиться в орган местного самоуправления по новому месту жительства с заявлением об изменении муниципального образования, на территории которого гражданин подлежит обеспечению жилым помещением (далее - заявление об изменении муниципального образования), по форме, утверждаемой Министерством и размещаемой на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 5 рабочих дней со дня ее утверждения.

Право обращения с заявлением об изменении муниципального образования при изменении постоянного места жительства может быть реализовано гражданином до достижения им возраста 23 лет.

В соответствии с п. 14 порядка к заявлению об изменении муниципального образования прилагаются следующие документы:

1) паспорт или иные документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации гражданина;

2) паспорт или иные документы, удостоверяющие личность законного представителя гражданина, и документы, подтверждающие его полномочия (при подаче заявления об изменении муниципального образования законным представителем гражданина);

3) паспорт или иные документы, удостоверяющие личность представителя гражданина, его законного представителя, и доверенность представителя гражданина, его законного представителя, оформленная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (при подаче заявления об изменении муниципального образования представителем гражданина либо представителем законного представителя);

4) документы, подтверждающие факт постоянного проживания гражданина по новому месту жительства (в случае отсутствия в паспорте или ином документе удостоверяющем личность, отметки о регистрации по новому месту жительства).

Регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства предусмотрен Законом РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (ст. 3 Закона). Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч. 2 ст. 3 указанного Закона не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В соответствии с Обзором практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного суда РФ 20.11.2013 года, установление условий дискриминационного характера при регламентации вопросов предоставления жилых помещений детям-сиротам, равно как и иным категориям граждан, - недопустимо. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания), независимо от того, в каком порядке органы государственной власти субъекта наделены названными правомочиями - в порядке, предусмотренном федеральным законом, или вне зависимости от наличия таковых предписаний федерального закона в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Судам следует также учитывать, что с 1 января 2013 года предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако и в этом случае законодатель установил, что жилое помещение специализированного жилищного фонда должно предоставляться по месту жительства детей-сирот (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ).

Установлено, что на основании решения комиссии по вопросам учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений, администрации МР «Усть-Куломский» от <...> г. года И.В.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений (постановление администрации МР «Усть-Куломский» от <...> г. года № <...> г.). По состоянию на <...> г. года истец числится в списке по № <...> г..

<...> г. года истец обратилась в администрацию МОГО «Ухта» с заявлением об изменении муниципального образования, на территории которого ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежит обеспечению жилым помещением. Постановлением администрации МОГО «Ухта» от <...> г. года № <...> г. истцу отказано в изменении муниципального образования, в связи с не предоставлением документов, подтверждающих факт постоянного проживания на территории МОГО «Ухта».

Согласно доводам искового заявления несмотря на регистрацию по адресу: ...., истец фактически проживает по адресу: .... (арендует квартиру).

В качестве подтверждения проживания в г. Ухте Республики Коми истцом представлены копия трудовой книжки, согласно которой истец с .... года по настоящее время работает в .... в должности .... по адресу: ...., справку с МДОУ «....» о том, что несовершеннолетняя <...> г. посещает указанное дошкольное учреждение с <...> г. года, справки ГБУЗ РК «<...> г.» от <...> г. года и от <...> г. года о том, что истец с несовершеннолетней дочерью проживают и обслуживаются по адресу: <...> г.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований истца об обязании администрации МОГО «Ухта» изменить муниципальное образование МР «Усть-Куломский» на МОГО «Ухта».

Соответственно, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот возложена на орган местного самоуправления по месту жительства истца, чьи полномочия в силу п.13, п.14, п.21 ч.1 ст.38 Устава муниципального образования городского округа «Ухта» в этой части осуществляет ответчик.

Согласно п.7 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Пунктом 2 решения Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 года № 23 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма» утверждена норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договорам социального найма администрацией МОГО «Ухта» - 14,0 квадратных метров на каждого члена семьи, кроме случаев предоставления одиноким гражданам однокомнатных квартир.

Какой – либо очередности предоставления жилых помещений указанной категории лиц законодательство не устанавливает, а само по себе включение истца в Список жилищных прав истца не восстанавливает.

При таких обстоятельствах исковые требования об обязании администрации МОГО «Ухта» предоставить жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования И.В.А. к администрации муниципального образования городского округа «Ухта» удовлетворить.

Обязать администрацию МОГО «Ухта» изменить муниципальное образование, на территории которого И.В.А. подлежит обеспечению жилым помещением с муниципального района «Усть-Куломский» на муниципальное образование городского округа «Ухта», предоставить жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, на состав семьи один человек, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения жилого помещения, на условиях договора найма специализированного жилого помещения, в пределах территории МОГО «Ухта».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия.

Решение в окончательной форме составлено 02.08.2021 года.

Судья Л.И. Романюк

2-2455/2021 ~ М-2272/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Илларионова Вера Анатольевна
Ответчики
администрация МОГО "Ухта"
Другие
администрация МР "Усть-Куломский"
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Судья
Романюк Любовь Ивановна
Дело на странице суда
ukhtasud--komi.sudrf.ru
01.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.07.2021Передача материалов судье
08.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.07.2021Судебное заседание
02.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.09.2021Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее