Дело № 2а- 10868/2017 11 сентября 2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Карсаковой Н.Г.,
при секретаре Пеньковой В.А.,
с участием административного истца Шкуринского А.С.,
представителя административного ответчика УФССП России по Санкт-Петербургу судебного пристава-исполнителя Афонькиной Д.Е.,
представителя административного ответчика начальника Западного ОСП Приморского района УФССП России по Санкт-Петербургу Эксузьяна Г.Л. судебного пристава-исполнителя Афонькиной Д.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шкуринского Александра Станиславовича к судебному приставу-исполнителю Западного ОСП Приморского района Санкт-Петербурга УФССП России по Санкт-Петербургу Журавлевой С.П., начальнику Западного ОСП Приморского района УФССП России по Санкт-Петербургу Эксузьяну Г.Л., УФССП России по Санкт-Петербургу о признании незаконными постановлений, об оспаривании действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судебного пристава-исполнителя Западного ОСП Приморского района УФССП России по Санкт-Петербургу Нохрина Д.А. от 28.11.2014 года возбуждено исполнительное производство № на основании исполнительного документа – исполнительного листа № от 02.10.2014 года, выданного мировым судьей судебного участка № 162 г. Санкт-Петербурга по делу № 2-838/2014-162, вступившего в законную силу 02.10.2014 года, предмет исполнения: задолженность по платежам за жилую площадь, коммунальные платежи, включая пени в размере рублей в отношении должника: Шкуринского Александра Станиславовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, адрес должника: <адрес>, в пользу взыскателя: ТСЖ «Каравелла» (л.д.77). Данное постановление получено Шкуринским А.С. 11.12.2014 года (л.д. 73, 74-76).
27.01.2016 года судебным приставом-исполнителем Западного ОСП Приморского района УФССП России по Санкт-Петербургу Паниной А.А. в рамках исполнительного производства № вынесено постановление о взыскании с должника Шкуринского А.С. исполнительского сбора в размере рублей (л.д. 71-72).
Шкуринский А.С. обратился в суд 17.08.2017 года с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Журавлевой С.П., начальнику Западного ОСП Приморского района УФССП России по Санкт-Петербургу Эксузьяну Г.Л., УФССП России по Санкт-Петербургу с требованиями:
- обязать судебного пристава-исполнителя Журавлеву С.П. предоставить Шкуринскому А.С. надлежащим образом заверенные постановление о возбуждении исполнительного производства № от 28.11.2014 года и постановление о взыскании исполнительского сбора в размере рублей;
- признать постановление о возбуждении исполнительного производства № от 28.11.2014 года; постановление о взыскании исполнительского сбора в размере рублей.; постановление о запрете на совершение действий по регистрации от 13.07.2017 года; постановление об обращении взыскания на заработную плату от 04.08.2017 года на доходы от ИП Шкуринского; постановление об обращении взыскания на заработную плату от 04.08.2017 года на доходы от ООО «Управляющая компания «ИНВЕСТСТРОЙ» незаконными;
- признать действия судебного пристава-исполнителя Журавлевой С.П. по возбуждению исполнительного производства № от 28.11.2014 года в форме постановления о возбуждении исполнительного производства, по принятию постановления о взыскании исполнительского сбора в размере рублей а также по вынесению постановления о запрете на совершение действий по регистрации от 13.07.2017 года, постановлений об обращении взыскания на заработную плату от 04.08.2017 года, незаконными;
- признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Журавлевой С.П. в части несовершения действий по отказу в возбуждении исполнительного производства в отношении Шкуринского А.С., в тексте которого также содержится заявление о приостановлении исполнительного производства № от 28.11.2014 года, возбужденное в отношении Шкуринского А.С.
В обоснования административного иска указывает, что о наличии исполнительного производства административному истцу стало изветсно только 07.08.2017 года при получении письма от судебного пристава-исполнителя Журавлевой С.П. с постановлением о запрете на совершение действий по регистрации от 13.07.2017 года. В связи с чем, административный истец просит суд признать причину пропуска срока уважительной, так как считает, срок для обращения в суд с административным исковым заявлением должен истекать 17.08.2017 года. Указывает, что в нарушение ч.1 ст. 31 Закона «Об исполнительном производстве»: 1) п.1 - исполнительный лист выдавался судебным участком № 162 Санкт-Петербурга, тогда как должно быть указано мировой судья судебного участка № 162 г. Санкт-Петербурга Васильева И.А., которая является нелегитимной судьей, поскольку официальный документ о ее назначении на должность мирового судьи подписан и опубликован не был; 2) пункты 2, 3 и 4 – указано дело № 2-838/2014-162 от 02.10.2014 года, должно быть указано – дело № 2-838/2014-162 от 01.09.2014 года; 3) пункт 5 – не указаны место рождения, место работы должника, которые суду были доподлинно известны; не указаны место нахождения, дата государственной регистрации в качестве юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика – организации; 4) пункт 6- резолютивная часть решения не соответствует сведениям, указанным в исполнительном листе и, соответственно, в оспариваемом постановлении. Таким образом, предъявленный к исполнению исполнительный документ не соответствовал требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ч.1 ст. 13 Закона «Об исполнительном производстве», в связи с чем судебный пристав-исполнитель Журавлева С.П. должна была вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Также указывает, что поскольку постановление о возбуждении исполнительного производства № от 28.11.2014 года административному истцу никогда не вручалось, то срок для добровольного исполнения не мог истекать задним числом, следовательно, по мнению административного истца, постановление о взыскании исполнительского сбора в размере рублей является незаконным. Признание незаконными постановления о возбуждении исполнительного производства и постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет бесспорное признание других оспариваемых постановлений, вынесенных судебным приставом-исполнителем Журавлевой С.П. в рамках исполнительного производства № от 28.11.2014 года, незаконными. Кроме того, постановление о запрете на совершение действий по регистрации от 13.07.2017 года является незаконным и в силу того, что в нем сделано указание на объявление запрета, а не на установление (наложение) запрета. Постановление об обращении взыскания на заработную плату - доходы от ИП Шкуринского А.С. от 04.08.2017 года незаконно ввиду того, что Шкуринский А.С. в качестве индивидуального предпринимателя прекратил деятельность.
Одновременно с вышеизложенным, у административного истца возникают сомнения о наличии полномочий у судебного пристава-исполнителя Журавлевой С.П. на принятие оспариваемых постановлений, поскольку судебным приставом-исполнителем может быть только гражданин Российской Федерации, однако в подтверждение гражданства последней не представлена справка с датой выдачи до 01.07.2002 года от имени РСФСР и СССР на право смены гражданства. При этом паспорт гражданина РФ не является документом, подтверждающим наличие гражданства РФ. Кроме того, считает, что административный ответчик не наделен полномочиями на подписание оспариваемого постановления и совершение любых исполнительных действий в силу отсутствия наличия у административного ответчика доверенности от руководителя УФССП России по Санкт-Петербургу Гольцмера В.А., поскольку Западный ОСП Приморского района Санкт-Петербурга является структурным подразделением УФССП России по СПб и не является юридическим лицом. Таким образом, оспариваемые постановления, подписанное якобы судебным приставом-исполнителем Журавлевой С.П., без соответствующей доверенности, выданной руководителем Управления Гольцмером В.А., не могут быть признаны законными. Кроме того, требования, распоряжения, постановления ФССП РФ и УФССП России регионов и их структурных подразделений являются ничтожными, ввиду отсутствия закона вводящего с определенной даты в законную силу положения Указа Президента о создании ФССП РФ.
Административный истец в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель административных ответчиков начальника Западного ОСП Приморского района УФССП России по Санкт-Петербургу Эксузьяна Г.Л., УФССП России по Санкт-Петербургу по доверенности судебный пристав-исполнитель Афонькина Д.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала письменный отзыв на административное исковое заявление (л.д. 53-55).
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Журавлева С.П., представители заинтересованных лиц ТСЖ «Каравелла», Управления Росреестра по Санкт-Петербургу в судебное заседание не явились, извещены судом о дате и времени судебного заседания надлежащим образом (л.д. 39,42, 46).
В соответствии с ч.6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
С учетом мнения явившихся участников процесса, на основании ст. 226 КАС РФ административное дело рассматривалось в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Основания и порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих урегулирован главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
При этом согласно требованиям ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч.1 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Требования, предъявляемые к исполнительному документу установлены ст. 13 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Представленный в материалах исполнительного производства исполнительный документ - исполнительный лист №, выданный Мировым судьей судебного участка № 162 Санкт-Петербурга Васильевой И.А. 01.10.2017 года по делу № 2-838/2014-162 от 01.09.2014 года, вступивший в законную силу 02.10.2014 года, соответствует требованиям ст. 13 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (л.д. 79-80).
Так в исполнительном листе указаны:
- наименование и адрес суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица – Мировой судья судебного участка № 162 Санкт-Петербурга Васильева И.А.;
- наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера – гражданское дело № 2-838/2014-162 по иску ТСЖ «Каравелла» к ФИО1, Шкуринскому Александру Станиславовичу о взыскании задолженности по квартплате и коммунальным услугам;
- дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица – 01 сентября 2014 года;
- дата вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение – судебный акт вступил в законную силу 02.10.2014 года;
- сведения о должнике и взыскателе:
для граждан - фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также - дата и место рождения, место работы (если оно известно): должник – Шкуринский Александр Станиславович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <данные изъяты> зарегистрирован по адресу: <адрес>. Данных о месте работы нет.
для организаций - наименование, место нахождения, фактический адрес (если он известен), дата государственной регистрации в качестве юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика: взыскатель – ТСЖ «Каравелла», <адрес>, указаны ИНН, КПП, ОГРН, дата регистрации в качестве юридического лица.
- резолютивная часть судебного акта (л.д. 79);
- дата выдачи исполнительного листа – 02.10.2014 года.
Указание места работы гражданина не отнесено законом к обязательным требованиям к исполнительному листу.
Таким образом, само по себе отсутствие в исполнительном листе сведений о месте работы должника не может являться основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства, если имеются иные сведения, позволяющие идентифицировать должника.
Установлено, подтверждено материалами дела, что исполнительный документ - исполнительный лист № содержит данные о фамилии, имени и отчестве должника, дате и месте рождения должника, месте его проживания, что позволяет идентифицировать должника.
Исполнительный лист подписан мировым судьей судебного участка № 162 Санкт-Петербурга, заверен гербовой печатью.
Срок для предъявления исполнительного листа не истек.
В соответствии с ч.ч.8, 12 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (ч.8).
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.12).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2). Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Согласно пункта 2 постановления о возбуждении исполнительного производства от 28.11.2014 года должнику Шкуринскому А.С. установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе 5 дней. Также, должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предусмотренный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1 000 рублей с должника-гражданина. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, последнему предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя (п.3) (л.д.77).
Указанное постановление о возбуждении исполнительного производства получено Шкуринским А.С. 11.12.2014 года, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений заказной корреспонденции № 30 от 05.12.2014 года и отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 19737379156196 (л.д. 73-76).
В силу ч.3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Аналогичное положение установлено в статье 122 ФЗ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которой, жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
В соответстии с ч.ч.5, 8 ст. 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Таким образом, суд приходит к выводу, что о нарушении прав и интересов административного истца вынесенным судебным приставом-исполнителем Нохриным Д.А. постановлением от 28.11.2014 года о возбуждении исполнительного производства, Шкуринскому А.С. стало известно не позднее 11.12.2014 года (дата получения заказного письма).
Вместе с тем, в суд административный истец об оспаривании постановления о возбуждении исполнительного производства от 28.11.2014 года обратился только 17.08.2017 года (л.д.3), то есть по истечении десятидневного срока, предусмотренного ст. 219 КАС РФ, ст. 122, ст. 85 ФЗ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», с того момента, когда ему стало известно о вынесении судебным приставом-исполнителем обжалуемого постановления от 28.11.2014 года.
Каких-либо уважительных причин в обоснование пропуска срока на обжалование постановления судебного пристава-исполнителя об обжаловании постановления о возбуждении исполнительного производства административным истцом не приведено, материалы дела не содержат.
При указанных обстоятельствах, исковые требования административного истца в части признания незаконным и отмене постановления о возбуждении исполнительного производства от 28.11.2014 года не подлежат удовлетворению, поскольку пропуск срока на обращение в суд является самостоятельным основанием для отклонения заявленных требований.
Как следует из материалов исполнительного производства № исполнительное производство судом не приостанавливалось; основания для приостановления и прекращения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в материалах отсутствуют; отсрочка или рассрочка исполнения судебного акта не предоставлялась; оснований для отложения исполнительного производства не установлено, оснований для неустановления срока судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, предусмотренных ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» не имеется, доказательств обратного не представлено, судом не добыто.
В связи с неисполнением должником Шкуринским А.С. требований исполнительного документа – имущественного характера в срок, установленный для добровольного исполнения, 27.01.2015 года судебным приставом-исполнителем Западного ОСП Приморского района УФССП по г. Санкт-Петербургу Паниной А.А. вынесено постановление о взыскании с должника Шкуринского А.С. исполнительского сбора в размере рублей (л.д. 71-72).
Материалы исполнительного производства № не содержат сведений о направлении в адрес Шкуринского А.С. оспариваемого постановления о взыскании исполнительского сбора.
При этом судом учитывается, что администраивным истцом реализовано право на обжалование постановления о взыскании исполнительского сбора путем подачи 17.08.2017 года административного иска в суд с учетом отсутствия сведений о направлении оспариваемого постановления в адрес административного истца.
Представленная в материалах исполнительного производства копия оспариваемого постановления соответствует требованиям, установленным ст. 14 ФЗ "Об исполнительном производстве", утверждено начальником отдела – старшим судебным приставом, заверено печатью структурного подразделения территориального органа ФССП России.
Согласно части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу положений статьи 2 ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в связи с тем, что у судебного пристава-исполнителя на момент вынесения оспариваемого постановления отсутствовали доказательства, свидетельствующие о добровольном исполнении должником исполнительного листа, а также о наличии у должника чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, и при разрешении спора в суде такие доказательства также административным истцом не представлены, то оспариваемое постановление о взыскании исполнительского сбора является правомерным.
Оспариваемые постановления о запрете на совершение действий о регистрации от 13.07.2017 года, постановления об обращении взыскания на заработную плату должника от 04.08.2017 года направлены в адрес Шкуринского А.С. 03.08.2017 года (л.д. 56-57), получены последним, согласно пояснениям административного истца, 07.08.2017 года. Иных сведений о получении указанных оспариваемых постановлений материалы дела не содержат.
В соответствии с ч.1 ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно ч.1 ст. 68 ФЗ «Об исполнительном производстве» мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Как предусмотрено ч. 2 ст. 68 ФЗ "Об исполнительном производстве", меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
В силу пункта 2 части 3 статьи 68 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" мерой принудительного исполнения является обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 98 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случае отсутствия или недостаточности у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника - гражданина.
Согласно п. 2 ст. 99 Федерального закона "Об исполнительном производстве" при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.
Поскольку доказательств исполнения требований исполнительного документа в полном объеме должником судебному приставу-исполнителю не представлено, то 04 августа 2017 года судебным приставом-исполнителем Журавлевой С.П. законно и обоснованно вынесены постановления об обращении взыскания на заработную плату должника– в ООО «Управляющая компания «Инвестстрой» и в ИП Шкуринский А.С., с указанием ежемесячно удерживать 50% от дохода должника.
При этом, административным истцом в административном исковом заявлении и в ходе рассмотрения дела не указано, какие права и законные интересы Шкуринского А.С. нарушены постановлением об обращении взыскания на заработную плату в ИП Шкуринский А.С. от 04.08.2017 года, с учетом имеющейся у административного истца информации о прекращении деятельности ИП Шкуринский А.С.
Перечень исполнительных действий, приведенный в части 1 статьи 64 указанного Федерального закона, не является исчерпывающим, и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, если они соответствуют задачам и принципам исполнительного производства, не нарушают защищаемые федеральным законом права должника и иных лиц. К числу таких действий относится установление запрета на распоряжение принадлежащим должнику имуществом (в том числе запрета на совершение в отношении него регистрационных действий).
Согласно ч.1 ст. 80 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника. При этом судебный пристав-исполнитель вправе не применять правила очередности обращения взыскания на имущество должника.
Исходя из части 4 статьи 80 Федерального закона "Об исполнительном производстве" арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества.
Согласно разъяснениям, данным в абз. 2 п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", запрет на распоряжение имуществом налагается в целях обеспечения исполнения исполнительного документа и предотвращения выбытия имущества, на которое впоследствии может быть обращено взыскание, из владения должника в случаях, когда судебный пристав-исполнитель обладает достоверными сведениями о наличии у должника индивидуально-определенного имущества, но при этом обнаружить и/или произвести опись такого имущества по тем или иным причинам затруднительно (например, когда принадлежащее должнику транспортное средство скрывается им от взыскания).
Как следует из материалов исполнительного производства, арест принадлежащего Шкуринскому А.С. имущества (1/2 доля квартиры по адресу: <адрес>) выражен в запрете на совершение регистрационных действий в отношении указанного имущества, то есть в запрете распоряжения им.
При таких обстоятельствах запрет является гарантией обеспечения прав и законных интересов взыскателя и не может рассматриваться как нарушающий права и законные интересы должника-гражданина.
При этом указание в оспариваемом постановлении о запрете на совершение действий по регистрации от 13.07.2017 года об объявлении запрета, а не на установление (наложение) запрета на совершение регистрационных действий в отношении указанного выше имущества, принадлежащего должнику, не имеет правового значения.
Также судом отклоняется довод административного истца о том, что административный ответчик судебный пристав-исполнитель Журавлева С.П. не наделена полномочиями на подписание оспариваемых постановлений и совершение любых исполнительных действий в силу отсутствия наличия у административного ответчика доверенности от руководителя УФССП России по Санкт-Петербургу Гольцмера В.А., поскольку Западный ОСП Приморского района Санкт-Петербурга является структурным подразделением УФССП России по СПб и не является юридическим лицом; а также довод административного истца об отсутствии полномочий у судебного пристава-исполнителя Журавлевой С.П. на принятие оспариваемых постановлений, поскольку судебным приставом-исполнителем Журавлевой С.П. не представлена справка с датой выдачи до 01.07.2002 года от имени РСФСР и СССР на право смены гражданства, поскольку паспорт гражданина Российской Федерации не является документом, подтверждающим наличие гражданства Российской Федерации, исходя из следующего.
Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316 утверждено Положение о Федеральной службе судебных приставов, в структуру которого входят четырнадцать управлений по основным направлениям деятельности Службы.
Согласно п.1 Положения о Федеральной службе судебных приставов, Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также уполномоченным на ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (далее - государственный реестр), и на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью указанных юридических лиц, включенных в государственный реестр.
ФССП России подведомственна Минюсту России.
В соответствии с п.3, п.4 Положения о Федеральной службе судебных приставов, ФССП России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России, а также настоящим Положением.
ФССП России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу, согласно Приложению N 2 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2013 N 74, является территориальным органом Федеральной службы судебных приставов.
Деятельность службы судебных приставов-исполнителей регулируется Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах.
В соответствии с п. 1.1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебные приставы исполняют возложенные на них обязанности в структурных подразделениях Федеральной службы судебных приставов (судебные приставы при руководителе Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации (далее - судебные приставы при главном судебном приставе Российской Федерации) и структурных подразделениях территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2013 года № 74, предусмотрено, что территориальный орган осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои структурные подразделения (п. 1.5). В территориальный орган ФССП России входят, в том числе структурные подразделения территориального органа ФССП России, состоящие из служащих и работников, возглавляемые начальниками отделов – старшими судебными приставами (п. 3.1).
Как следует из содержания административного искового заявления, административным истцом не оспаривается, что Западный ОСП Приморского района УФССП России по Санкт-Петербургу является структурным подразделением УФССП России по Санкт-Петербургу.
Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определены условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов, которым предоставлено право возлагать на граждан, организации и бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо по совершению в их пользу определенных действий или воздержание от совершения этих действий. Принудительное исполнение судебных актов и актов других уполномоченных органов возлагается на службу судебных приставов.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав-исполнитель является должностным лицом, состоящим на государственной службе и самостоятельным субъектом исполнительного производства. В силу статьи 5 названного Закона служба судебных приставов отнесена к федеральным органам исполнительной власти.
Пунктом 2 статьи 5 Закона об исполнительном производстве непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В силу статьи 12 Закона об исполнительном производстве принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов означает, что судебный пристав-исполнитель должен возбудить исполнительное производство в установленный Законом об исполнительном производстве срок и выполнить весь комплекс исполнительных действий, предусмотренных указанным законом в целях исполнения исполнительного документа в полном объеме.
Право сторон исполнительного производства на обжалование постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя закреплено в пункте 1 статьи 19 Закона о судебных приставах и в части 1 статьи 50 Закона об исполнительном производстве.
Согласно части 1 статьи 121 Закона об исполнительном производстве постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Таким образом, законодатель определил, что лицами, осуществляющими исполнение судебных актов, являются судебные приставы-исполнители.
Исходя из вышеизложенного, судебный пристав-исполнитель структурного подразделения наделен полномочиями на подписание оспариваемых постановлений и совершение любых исполнительных действий, предусмотренных Законом «Об исполнительном производстве», в силу закона. При этом доверенность от руководителя территориального органа УФССП России по Санкт-Петербургу не требуется.
В соответствии с п.1, п.2 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 год, имеющий среднее общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава - высшее юридическое образование, для судебного пристава-исполнителя - высшее юридическое или высшее экономическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе.
Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной гражданской службы Российской Федерации" и Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что УФССП России по Санкт-Петербургу, принимая на государственную гражданскую службу Журавлеву С.П. на должность судебного пристава-исполнителя, надлежащим образом проверило сведения о наличии у Журавлевой С.П. гражданства Российской Федерации.
Оснований, для возникновения у суда сомнений о наличии у судебного пристава-исполнителя Журавлевой С.П. гражданства Российской Федерации, и законных оснований для проверки судом наличия у пристава-исполнителя Журавлевой С.П. гражданства Российской Федерации, не имеется.
При таких обстоятельствах, административное исковое заявление Шкуринского А.С. по указанным в нем основаниям, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 177-180, 219, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Шкуринского Александра Станиславовича к судебному приставу-исполнителю Западного ОСП Приморского района Санкт-Петербурга УФССП России по Санкт-Петербургу Журавлевой С.П., начальнику Западного ОСП Приморского района УФССП России по Санкт-Петербургу Эксузьяну Г.Л., УФССП России по Санкт-Петербургу о признании незаконными постановлений, об оспаривании действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя, отказать.
Решение может быть обжаловано в С-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение суда изготовлено 18.10.2017 года.