Гражданское дело № 2-225/2015
Решение
именем Российской Федерации
город Асино 15 мая 2015 года
Асиновский городской суд Томской области в составе:
председательствующего Дубакова А.Т.,
при секретаре Качаровой Ж.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Асино Томской области гражданское дело по иску Прохорова Е.Б. к администрации Новокусковского сельского поселения о возложении обязанности организовать дворовые помойницы, места для сбора мусора, ливневую канализацию и взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Истица обратилась в суд с указанным иском. В обоснование иска, указано, что истицей в управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области, в территориальный отдел в Асиновском районе было направлено заявление о грубых нарушениях со стороны собственника помещений - Администрации Новокусковского сельского поселения, норм и правил санитарно - эпидемиологического законодательства, а именно данные нарушения были выявлены на участке относящегося к прилегающей территории жилого <адрес>. В заявлении было указано, что в связи с отсутствием ливневой системы, талыми водами и дождем затопляет не очищаемые выгребные ямы, а также отсутствуют оборудованные дворовые помойницы, в результате чего загрязненные воды растекаются по территории. В ответ на данное обращение из департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области поступил ответ на имя главы МО «Новокусковское сельское поселение», в котором было указано принять меры по устранению вышеуказанных нарушений. Администрация Новокусковского сельского поселения обязана обеспечить благоприятные условия проживания, оснастить территории находящиеся в ее ведомстве средствами и сооружениями обеспечивающими благоприятное проживание, в том числе и в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, для чего необходимо наличие дворовых помойниц, мест для сбора мусора, ливневой канализации. До настоящего момента требования Административного органа не исполнены в связи с чем в условиях весенней оттепели возникает риск возникновения негативных последствий связанных санитарно-эпидемиологической обстановкой вышеуказанной территории. В связи с бездействием администрации Новокусковского сельского поселения на протяжении длительного времени истице был причинен моральный вред, выразившийся в виде физических и нравственных страданий. Истица, с учетом уточнения требований, просит обязать ответчика принять меры по благоустройству придомовой территории, прилегаемой к <адрес> в <адрес>, в том числе организовать дворовые помойницы, места для сбора мусора, ливневую канализацию. Взыскать с ответчика госпошлину в размере <данные изъяты> рублей, денежную сумму в размере <данные изъяты> рублей за составление искового заявления, компенсацию морального вреда размере <данные изъяты> рублей.
В судебное заседание истица не явилась, представила письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие, с участием её представителя Прохоров В.М.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие истицы.
В судебном заседании представитель истицы Прохоров В.М. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске. Дополнил, что собственником <адрес> в <адрес> является ответчик. Истица является нанимателем этой квартиры, он приходится Прохоровой супругом и проживает вместе с ней. Договор найма этой квартиры истица не подписывает в связи с тем, что ответчик по решению суда не произвел капитальный ремонт. Проживает истица в этой квартире всю жизнь. Он проживает вместе с истицей в этой квартире с 2004 года. Каждый год весной двор их квартиры и прилегающую территорию затапливает потому что на обочине дороги поселения, проходящей рядом, скапливается большое количество снега из-за того, что его не вывозят. Снег тает, и вода стекает в их двор, так как он находится намного ниже уровня дороги. Они неоднократно обращались в администрацию поселения по вопросу устройства водоотведения, но получали лишь отписки. В районе его квартиры отсутствует место для сбора твердых бытовых отходов. Мусоросборник на <адрес> и накопитель жидких отходов на <адрес> находятся на расстоянии от его квартиры более 500 метров. Установленная бочка на <адрес> находится на расстоянии более 100 метров от его квартиры. Кроме этого этот мусоросборник не отвечает никаким требованиям. Зимой и весной к этому месту вообще невозможно подойти из-за снега и воды. Принять меры к устройству помойницы для сбора жидких бытовых отходов так же должен ответчик. Непринятием мер по благоустройству истице причинен моральный вред. Она является инвалидом с детства и в результате бездействия администрации по благоустройству у нее повышается давление, ухудшается самочувствие.
В судебном заседании представитель ответчика Карпенко А.В. исковые требования не признал и дал следующие пояснения. Место для сбора твердых бытовых отходов на территории в районе квартиры истицы было устроено /дата/ . Оно соответствует всем нормативным требованиям. Место для сбора жидких бытовых отходов в районе проживания истицы отсутствует. Он считает, что его должна сделать сама истица либо использовать для этого выгреб уборной, так как ее квартира является неканализированной. Подтопление в весенний период двора и придомовой территории происходит из-за того, что отводу воды мешает самовольной возведенный истицей гараж. Кроме этого, по его мнению, в организации водоотведения от квартиры истца нет необходимости. Мусоросборник на <адрес> и накопитель жидких отходов на <адрес> находятся на расстоянии более 100 метров от квартиры истицы.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления решают вопросы местного значения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20 декабря 2010 года N 22-П, основная цель местного самоуправления - решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что истица на условиях договора найма, проживает в квартире, принадлежащей администрации Новокусковского сельского поселения, расположенной по адресу: <адрес>. Совместно с истицей в данном жилом помещении проживают ФИО5, Прохоров В.М. С Прохорова Е.Б. и ФИО5 заключен договор аренды земельного участка по указанному адресу. Указанное стороной ответчика не оспаривалось. Так же установлено, что придомовая территория квартиры истицы не оборудована местами для сбора твердых и жидких бытовых отходов.
В соответствии с п.п. 18 п. 1 ст. 14, п.п.4 п.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относится организация сбора, вывоза бытовых отходов и мусора, организация водоотведения.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Указанные акты детализированы в ведомственных нормативных документах.
В соответствии с п. 3.7.2 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» сбор бытовых отходов следует производить в переносные металлические мусоросборники, установленные под навесом. Мусоросборники должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, с ограждением железобетонных изделий ( п.3.7.4).
В соответствии с п. 2.1.3. Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. ( п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88).
В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники ( п.2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88).
Согласно п. 2.12.14. Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ N 613 от 27.12.2011 года площадки для установки мусоросборных контейнеров - специально оборудованные места, предназначенные для сбора твердых бытовых отходов (ТБО), должны быть эстетически выполнены и иметь сведения о сроках удаления отходов, наименование организации, выполняющей данную работу, и контакты лица, ответственного за качественную и своевременную работу по содержанию площадки и своевременное удаление отходов. Наличие таких площадок рекомендуется предусматривать в составе территорий и участков любого функционального назначения, где могут накапливаться ТБО, и должно соответствовать требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов и удобства для образователей отходов.
Уставом МО «Новокусковское сельское поселение» Асиновского района Томской области, принятым решением Совета Новокусковского сельского поселения от /дата/ №, установлено, что к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (пункт 17 ст.4).
Из представленного ответчиком акта установки мусоросборника от /дата/ и приложенного фотоснимка следует, что по <адрес> установлен металлический мусоросборник (металлическая бочка), емкостью 0,2м3.
Однако данный мусоросборник установлен без учета требований указанных норм и правил. Контейнерная площадка специально не оборудована, бочка стоит на части тратуара с асфальтным покрытием, не огорожена бордюром, над мусоросборником отсутствует навес, отсутствуют нормальные подходы и подъезд в весенний период (фотоснимок к акту от /дата/ ). В связи с этим, суд не принимает во внимание возражения ответчика относительно надлежащей организации места для сбора твердых бытовых отходов и удовлетворяет требования истицы в этой части.
Отсутствие места для сбора жидких бытовых отходов - дворовой помойницы стороной ответчика не оспаривалось.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании п.2.3.1 СанПиН 42-128-4690-88 для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим.
Согласно п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов.
Согласно ст. 13 вышеуказанного ФЗ "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Представитель ответчика указывал, что квартира Прохорова Е.Б. является неблагоустроенной, неканализированной. Она оборудована только водоснабжением, дворовая уборная находится на улице в связи с чем, выгребная яма уборной может быть использована в качестве места для сбора жидких бытовых отходов.
Однако, возможность использования общего с дворовой уборной выгреба, сама по себе не свидетельствует об отсутствии необходимости определенного устройства дворовой помойницы. В связи с чем, требования в этой части так же необходимо удовлетворить.
Обязанность администрации Новокусковского сельского поселения как органа местного самоуправления по организации водоотведения предусмотрена п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, п. 4 ст. 4 Устава «Муниципального образования Новокусковске сельское поселение».
Стороной истицы представлены доказательства подтопления придомовой территории и двора квартиры в весенний период. На фотоснимках от /дата/ изображено подтопление придомовой территории и двора квартиры истицы. Представитель ответчика подтвердил, что на фотоснимках, представленных представителем Прохоров В.М. , изображены придомовая территория и двор квартиры истицы. Кроме этого данное обстоятельство подтверждается обращением Прохоров В.М. в управление Роспотребнадзора от /дата/ . Письмом департамента ЖКХ от /дата/ в адрес ответчика. Претензией Прохоровых на имя ответчика от /дата/ и его ответом на претензию от /дата/ .
Акт обследования земельного участка по <адрес> в <адрес> от /дата/ , согласно которого факт подтопления, затопления придомовой территории не установлен, не принимается в качестве доказательств указанного в нем обстоятельства в связи с тем, что обследование проводилось в отсутствие истицы. Кроме этого представитель ответчика сам факт подтопления не отрицал, указывая, что оно происходит из-за гаража истицы, не представив тому никаких доказательств.
Поскольку организация водоотведения относиться к компетенции органов местного самоуправления поселений, а истцом представлены доказательства подтопления его дворовой территории при таянии снега скапливающегося на обочине дороги территории Новокусковского сельского поселения то требование об организации водоотведения так же необходимо удовлетворить.
Разрешая вопрос о взыскании компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ст. 151 ГК РФ).
Из положений п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «О вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» следует, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Таким образом, компенсация морального вреда является одним из способов защиты нематериальных благ (прав). Требование истицы о компенсации морального вреда, причиненного действиями ответчика, вытекает из нарушения ответчиком ее имущественных прав. Спорные правоотношения относятся к отношениям в области благоустройства территорий поселений имеющим имущественный характер. Действующим гражданским законодательством неисполнение обязанностей в области благоустройства поселений к случаям, при которых подлежит взысканию компенсация морального вреда в связи с нарушением личных неимущественных прав, не отнесено. Кроме этого, в соответствии со ст.56 ГПК РФ причинение морального вреда по спорам, возникающим из указанных правоотношений, не презумируется и подлежит доказыванию на общих основаниях. Доказательств причинения морального вреда неисполнением ответчиком обязанностей по благоустройству территории, стороной истицы суду не представлено. В связи с этим, в удовлетворении данной части требований следует отказать.
Согласно квитанции № от /дата/ за составление искового заявления истица заплатила <данные изъяты> руб., которые в соответствии со ст. 94 ГПК РФ суд относит к иным необходимым судебным расходам, подлежащим взысканию с ответчика, согласно ст. 98 ГПК РФ.
На основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, с ответчика в пользу истца подлежит возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Прохорова Е.Б. к администрации Новокусковского сельского поселения удовлетворить частично.
Обязать администрацию Новокусковского сельского поселения принять меры по обеспечению благоустройства придомовой территории прилегаемой к квартире № дома № по ул. <адрес>, в том числе организовать устройство мест для сбора твердых и жидких бытовых отходов, ливневой канализации (водоотведения).
Взыскать с администрации Новокусковского сельского поселения в пользу Прохорова Е.Б. судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через канцелярию Асиновского городского суда Томской области.
Судья А.Т. Дубаков