<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29.11.2016г. Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Гороховик О. В.,
при секретаре Ходыкиной Е. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Касьяновой Е.Г. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным решения,
У С Т А Н О В И Л:
Касьянова Е.Г. обратилась в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании незаконным решения, указав, что ей на праве собственности принадлежит нежилое помещение (трансформаторная подстанция), общей площадью <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес> А. 11.12.2014г. она обратилась с заявлением в Министерство имущественных отношений Самарской области о предоставлении земельного участка, площадью <данные изъяты> в собственность за выкуп. В ходе рассмотрения в железнодорожном районом суде <адрес> гражданского дела об устранении препятствий в пользовании земельным участком было установлено, что часть земельного участка площадью <данные изъяты> поставлена на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера № 31.08.16 г. истцом был получен межевой план земельного участка с кадастровым номером №, к которому были приложено распоряжение Департамента управления имуществом от 17.12.15 г. № «О предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> и согласованная ДУИ схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Однако на момент подачи заявления ООО «БПТО СНЕГО» в ДУИ уже имелось обращение Касьяновой Е. Г. о предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты>, частично расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером №. Принимая вышеуказанное решение, Департамент нарушил требования Административного регламента министерства строительства Самарской области по предоставлению государственной услуги.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит признать распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара от 17.12.15 г. № «О предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес> незаконным, обязать Департамент управления имуществом г. о. Самары отменить Распоряжение Департамента управления имуществом г. о. Самара от 17.12.2015 г. № «О предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>А.
В судебном заседании представитель истца А. действующая на основании доверенности, поддержала уточненные требования.
Представитель ответчика - Департамента управления имуществом г.о.Самара по доверенности В. действующая на основании доверенности, требования не признала, при этом пояснила, что с заявлением о предварительном согласовании земельного участка истец обратился после ООО « БПТО СНЕГО». Ранее Касьянова Е. Г. обращалась в Министерство имущественных отношений с заявлением о предоставлении земельного участка, а не с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Представитель заинтересованного лица - ООО « БПТО СНЕГО» Б. действующий на основании доверенности, требования не признал, при этом пояснил, что согласно договора аренды, заключенного между Департаментом управления имуществом и ООО « БПТО Самара Нефтегеофизика», участок, на который в том числе претендует Касьянова Е.Г., входит в общую площадь арендуемого участка ООО «БПТО Самара Нефтегеофизика».
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Закону Самарской области от 29.12.2014 № 134-ГД «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сфере градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области» с 01.03.2015 года полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена для целей, не связанных со строительством, перешли от министерства имущественных отношений к Администрации г.о. Самара.
В соответствии с ч.2 постановления администрации г.о. Самара от 19.08.2015 №929 «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» руководитель Департамента управления имуществом г.о. Самара наделен полномочиями по организации подготовки проектов соответствующих распорядительных актов администрации г.о. Самара о заключении проектов договоров купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования земельными участками в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ.
Согласно ч.1 ст.39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии со ст. 39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный
участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления
о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ)
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Из материалов дела следует, что Касьянова Е.Г. является собственником нежилого помещения (трансформаторной подстанции), общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> А.
11.12.2014г. Касьянова Е.Г. обратилась с заявлением в Министерство имущественных отношений Самарской области о предоставлении земельного участка, площадью <данные изъяты> в собственность за плату.
После передачи полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственная на которые не разграничена, органам местного самоуправления г. о. Самары заявление Касьяновой Е. Г. с приложенными документами было передано для рассмотрения в Министерство имущественных отношений для рассмотрения.
08.10.15 г. Касьянова Е. Г. обратилась в Департамент управления имуществом г. о. Самары с заявлением о возобновлении работы по заявлению, переданному из Министерства имущественных отношений по акту приема- передач от 11.06.15 г. по вопросу оформления земельного участка площадью <данные изъяты> м.
18.11.15 г. Департаментом управления имуществом г. о. Самары было направлено Касьяновой Е. Г. письмо о необходимости обращения в Департамент градостроительства с заявлением о предварительном согласовании земельного участка и предоставить схему расположения земельного участка, изготовленную в соответствии с требованиями Приказа Министерства экономического развития РФ от 27.11.14 г. № 762.
21.01.2016г. в Департамент управления имуществом г.о. Самара поступило обращение Касьяновой Е.Г., переадресованное Департаментом градостроительства г.о. Самара, по вопросу предварительного согласования предоставления в собственность земельного участка, площадью <данные изъяты> расположенного по указанному выше адресу.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 07.09.15 г. с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, площадью <данные изъяты> под производственную базу, расположенного по адресу: <адрес>, обратилось ООО «БПТО «Самаранефтефизика».
Распоряжением от 17.12.15 г. № ООО «БПТО «Самаранефтефизика» было согласовано предоставление земельного участка в аренду, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>.
Судом установлено, что в данном случае имеет место частичное совпадение испрашиваемого истцом земельного участка с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек, что также подтверждается топографическим планом, и не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
Согласно п. п. 1 п. 2.4 Административного регламента Министерства строительства Самарской области по предоставлению государственной услуги «Предоставление государственных участков государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов, утвержденного приказом министерства строительства Самарской области от 30.06. 15 г. № 262-П, в случае, если на дату поступления в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено приложенной к этому заявлению схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка), на рассмотрении такого уполномоченного органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении срока рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Срок рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении направленной или представленной ранее схемы расположения земельного участка или до принятия решения об отказе в утверждении указанной схемы. Срок принятия решения о приостановлении срока рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет не более чем 3 рабочих дня со дня получения указанного заявления. Срок приостановления рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка не может превышать оставшийся срок для утверждения ранее поданной в уполномоченный орган схемы расположения земельного участка. В случае приостановления рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка на срок 15 дней или более после завершения срока приостановления рассмотрения указанного заявления государственная услуга должна быть предоставлена в срок, не превышающий 15 дней.
Как установлено судом, на момент поступления в Департамент управления имуществом г. о. Самары заявления ООО «БПТО СНЕГО» о предварительном согласовании предоставления земельного участка уже имелось обращение Касьяновой Е. Г. о предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты>
При этом, в нарушение требований закона Департаментом управления имуществом не было приостановлено рассмотрение заявления ООО «БПТО СНЕГО», а вынесено17.12.15 г. распоряжение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду.
Кроме того, только после 05.04.16 г. было принято решение по заявлению Касьяновой Е. Г. об отказе в предварительном согласовании земельного участка по основаниям, не связанным с пересечением границ испрашиваемых земельных участков.
Принимая во внимание данные обстоятельства и, учитывая, что на момент вынесения оспариваемого распоряжения в Департаменте управления имуществом г. о. Самары находилось заявление истца о предоставлении земельного участка, границы которого частично пересекаются с земельным участком, испрашиваемым ООО «БПТО СНЕГО», суд считает, что оспариваемое распоряжение Департамента нарушает требования закона и права истца, в связи с чем, требования Касьяновой Е.Г. о признании распоряжения от 17.12.15 г. № незаконным и его отмене являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы представителей Департамента управления имуществом и ООО «БПТО СНЕГО» о том, что заявление Касьяновой Е. Г. о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность поступило после заявления ООО «БПТО СНЕГО», поскольку ранее Касьянова Е. Г. обращалась с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, а не с заявлением о предварительном согласовании земельного участка, несостоятельны.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, заявление Касьяновой Е. Г. о предварительном согласовании земельного участка было подано в дополнение к заявлению от 10.12.14 г., переданному в Департамент Министерством имущественных отношений, в связи с письмом Департамента управления имуществом от 18.10.15 г. и не является вновь поступившим заявлением.
Кроме того, как установлено судом часть предварительно согласованного ООО «БПТО СНЕГО» земельного участка непосредственно примыкает к выходу из нежилого помещения, принадлежащего истцу и необходимому для обслуживания трансформаторной подстанции согласно заключения ООО «Вертикаль-2».
Однако, Департаментом управления имуществом при рассмотрении заявлений Касьяновой Е. Г. и ООО «БПТО СНЕГО» не была проверено необходимость использования каждым из заявителей земельного участка, необходимого для использования недвижимости.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 195-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Касьяновой Е.Г. удовлетворить.
Признать распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара от 17.12.15 г. № «О предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес> незаконным.
Обязать Департамент управления имуществом г. о. Самары отменить Распоряжение Департамента управления имуществом г. о. Самара от 17.12.2015 г. № «О предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>А.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Самары.
В окончательной форме решение изготовлено 30.11 2016 года.
Судья Гороховик О. В.