РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 ноября 2022 года г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Шиндяпина Д.О.
при секретаре Плигузовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4717/2022 по административному исковому заявлению Зателепиной Анастасии Игоревны к Управлению Роспотребнадзора по Самарской области, заместителю руководителя Управления Роспотребнадзора по Самарской области Сорокину Е.К., с участием заинтересованного лица Исмоилова Р.Р. о признании незаконным и отмене решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации,
установил:
Зателепина А.И. обратилась в суд с административным иском об отмене решения к Управления Роспотребнадзора по Самарской области от 02.03.2022 о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ №63/12-2022. В обосновании требований указано, что административный истец с 2018 г. по 23.04.2022 г. проживала в г.Самара. 28.04.2022 г. Зателепина А.И. убыла в р. Казахстан навестить родственников, 30.04.2022 г. при въезде на территорию РФ со стороны р. Казахстан на Российской таможне Зателепину А.И. не пропустили через границу, пояснив, что имеются действующие ограничения на въезд в РФ. В дальнейшем административным истцом было направлено обращение в Управление Роспотребнадзора по Самарской области, на которое 17.06.2022 г. получен ответ, в котором указано, что 02.03.2022 г. в отношении Зателепиной А.И. принято решение о нежелательности пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ № 63/12-2022, в связи с наличием обстоятельств, создающих угрозу здоровью населения, на срок - бессрочно. В начале 2021 г. Зателепиной А.И. были поданы документы для получения гражданства РФ и при прохождении медицинского осмотра и сдачи крови на ВИЧ в мае 2021 г. были установлены положительные результаты анализа, выдано медицинское заключение №78554 от 15.06.2021г., в лечении на территории РФ было отказано в связи с отсутствием гражданства РФ. 22.02.2022 г. между административным истцом и Исмоиловым Р.Р., был заключен брак, что подтверждается свидетельством о заключении брака II-ЕР835003 от 26.02.2022 г., супруг в настоящее время проживет и работает в г.Самара. Ссылаясь на данные обстоятельства Зателепина А.И. просила суд отменить решение Управления Роспотребнадзора по Самарской области от 02.03.2022 о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ №63/12-2022.
В судебное заседание административный истец Зателепина А.И., представитель административного истца Ширинян А.В. не явились, Октябрьским районным судом г. Самары по ходатайству представителя административного истца Ширинян А.В. организовано проведение 17.10.2022 г. и 03.11.2022 г. судебных заседаний посредством ВКС связи с Ленинградским районным судом г. Калининграда, для участия в судебных заседаниях посредством ВКС административный истец Зателепина А.И., представитель административного истца Ширинян А.В. не явились.
Представитель административного ответчика Управления Роспотребнадзора по Самарской области Гришин П.А., действующий на основании доверенности, административные исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в возражениях на административный иск.
Заинтересованное лицо Исмоилов Р.Р. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причин неявки суду не сообщили.
Выслушав пояснения представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела о принятом решении административный истец узнала 17.06.2022 г. после получения ответа Управления Роспотребнадзора по Самарской области на обращение, первоначально с административным иском Зателепина А.И. обратилась в Куйбышевский районный суд г. Самары, определением судьи Куйбышевского районного суда г. Самары от 28.07.2022 г. административное исковое заявление было возвращено истцу, с настоящим административным иском Зателепина А.И. обратилась в Октябрьский районный суд г. Самары 16.08.2022 г., доказательства вручения Зателепиной А.И. решения Управления Роспотребнадзора по Самарской области № 63/12-2022 от 02.03.2022 г. материалы дела не содержат, в связи с чем суд приходит к выводу, что срок на обращение в суд административным истцом не пропущен.
Зателепина А.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене названного решения, указывая на то, что соответствующее решение противоречит международным обязательствам Российской Федерации и Конституции Российской Федерации, нарушает ее права и законные интересы, гарантированные положениями статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Административные исковые требования Зателепиной А.И. суд находит не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Право государства ограничивать пребывание на его территории иностранных граждан является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации.
Исходя из общих принципов права, установление ограничений, связанных с пребыванием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и назначение конкретной санкции, ограничивающие конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности, а также конституционно закрепленным целям (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее - Федеральный закон № 114-ФЗ), другими федеральными законами, а также принятыми на основании данных федеральных законов указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ (в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». При подтверждении факта излечения от инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих, иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, такое решение подлежит отмене. В случае отказа иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в связи с наличием у указанного иностранного гражданина или лица без гражданства инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих, проходить лечение в Российской Федерации и выезда в целях прохождения лечения в другое государство действие такого решения может быть приостановлено. Порядок принятия, приостановления действия и отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такое решение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2015 года № 4-П взаимосвязанные положения ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», пп. 13 п. 1 ст. 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и п. 2 ст. 11 Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее ст. 19, 38, 45, 46, 55 в той мере, в какой эти положения позволяют принимать в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, члены семьи которого постоянно проживают на территории Российской Федерации, решение о нежелательности его проживания в Российской Федерации и о его депортации либо об отказе такому лицу во въезде в Российскую Федерацию, в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации или об аннулировании ранее выданного разрешения исключительно на основании факта наличия у такого лица ВИЧ-инфекции, при отсутствии как нарушений с его стороны требований, которые установлены законодательством в отношении ВИЧ-инфицированных лиц и направлены на предотвращение дальнейшего распространения данного заболевания, так и иных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости применения к этому лицу подобных ограничений.
Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (введен в действие Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 438-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части права иностранных граждан и лиц без гражданства, страдающих заболеванием, вызванным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»), в отношении иностранных граждан, страдающих заболеванием, вызываемым вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией), в случае, если указанные иностранные граждане имеют членов семьи (супруга (супругу), детей (в том числе усыновленных), родителей (в том числе приемных) - граждан Российской Федерации, и при этом отсутствуют нарушения ими законодательства Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции: не принимается решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в целях обеспечения защиты здоровья населения, если в отношении указанных иностранных граждан отсутствуют иные основания для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, предусмотренные частью четвертой статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 года № 551 «О порядке принятия, приостановления действия и отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) включена в Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Зателепина А.И. является гражданином Республики Казахстан.
Решением Управления Роспотребнадзора по Самарской области № 63/12-2022 от 02.03.2022 г. по причине выявленного заболевания – болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), неуточненная (код по МКБ-10 В24) пребывание (проживание) в Российской Федерации Зателепиной А.И. в Российской Федерации признано нежелательным.
Приходя к выводу об отказе в удовлетворении административного иска, суд исходит из того, что решение Роспотребнадзора о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданина Зателепиной А.И. является законным и обоснованным, принятым в пределах полномочий государственного органа, примененная мера ответственности отвечает требованиям соразмерности и права административного истца не нарушает.
Так, решение Управления Роспотребнадзора по Самарской области № 63/12-2022 от 02.03.2022 г. соответствует действующему законодательству, согласно которому выявление ВИЧ-инфекции у иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся на территории Российской Федерации, является безусловным основанием для запрета на его проживание в Российской Федерации, а также на въезд в Российскую Федерацию, что в силу положений действующего законодательства, предоставляло административному ответчику право признать его пребывание (проживание) в Российской Федерации нежелательным без выяснения иных обстоятельств.
Суд принимает во внимание, что документов, подтверждающих диспансерный учет по поводу имеющегося опасного заболевания в медицинских учреждениях в материалы дела не представлено, доказательств обращения в медицинские учреждения на территории Российской Федерации с целью получения поддерживающей терапии или лечения, как до, так и после ознакомления с результатами обследования, административным истцом в ходе судебного разбирательства по делу также не представлено.
Доводы административного истца о нарушении права Зателепиной А.И. на уважение личной (семейной) жизни судом не принимаются, поскольку не обоснованы административным истцом совокупностью доказательств. При этом суд учитывает, что брак с гражданином РФ Исмоиловым Р.Р., 17.01.1995 г.р., заключен 26.02.2022 г., то есть уже после выявления в 2021 году у административного истца Зателепиной А.И. заболевания – ВИЧ инфекции. Каких-либо других доказательств, подтверждающих совместное проживание Зателепиной А.И. семьей с Исмоиловым Р.Р. на территории РФ в период как до, так и после выявления заболевания Зателепиной А.И. в материалы дела не представлено.
Согласно представленной отделом адресно-справочной работы УВМ ГУ МВД России по Самарской области информации от 26.09.2022 г. на запрос суда Исмоилов Роман Рустамович 17.01.1995 г.р. по учетам регистрации граждан не значится.
Каких-либо иных сведений, подтверждающих, что у Зателепиной А.И. сложилась устойчивая социальная связь на территории РФ, в том числе в связи с наличием семьи, родственников, детей административным истцом в материалы дела не представлено.
Таким образом, в данном конкретном случае требования о невмешательстве в семейную жизнь должны быть уравновешены с требованиями обеспечения охраны здоровья как самого иностранного гражданина и членов его семьи, так и неопределенного круга лиц, для которых иностранный гражданин может явиться источником опасного заболевания.
При принятии оспариваемого решения приоритет правомерно отдан интересам большинства населения государства, чья безопасность не может быть поставлена в зависимость от наличия у иностранного гражданина устойчивых семейных связей на территории России.
Таким образом, в рассматриваемом случае правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований Зателепиной А.И. о признании незаконным решения Управления Роспотребнадзора по Самарской области от 02.03.2022 г. №63/12-2022г. о нежелательности пребывания (проживания) на территории РФ не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,
решил:
Административное исковое заявление Зателепиной Анастасии Игоревны – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательном виде решение суда принято 07.11.2022 года.
Судья Д.О. Шиндяпин