УИД 63RS0030-01-2023-003455-67
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 августа 2023 года г. Тольятти
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе председательствующего судьи Милованова И.А.,
при секретаре судебного заседания Веприковой Д.М.,
с участием заместителя прокурора Комсомольского района г. Тольятти Самарской области Горбунова А.В.,
представителя административного истца ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области Силакова И.В.,
административного ответчика Швецова А.А. (посредством видеоконференцсвязи),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2996/2023 по административному исковому заявлению начальника ФКУ ИК-16 УФСИН России по .... об установлении административного надзора в отношении Швецов А.А., ... года рождения, родившегося в .... ...., отбывающего наказание в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Начальник ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области предъявил в Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении Швецов А.А., указав при этом следующее.
Швецов А.А., ... года рождения, на основании приговора Центрального районного суда .... .... от 29.06.2021 г. осужден за совершение преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ, и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года. Отбывает наказание за совершение тяжкого преступления при особо опасном рецидиве. Конец срока отбывания наказания наступает 27.08.2023г. После освобождения ФИО5 следует к месту жительства по адресу: .....
Административный истец просит установить административный надзор в отношении Швецов А.А. на 8 лет со следующими ограничениями: запретить пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период времени с 22.00 до 06.00, кроме случаев, связанных с работой; обязать явкой не реже 4 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства и пребывания для регистрации; запрета посещения мест производящих продажу спиртных напитков на розлив.
Представитель административного истца ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области в судебное заседание административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Административный ответчик Швецов А.А. в судебном заседании административные исковые требования признал частично. Пояснил, что не возражает против установления в отношении него административного надзора за 8 лет и административных ограничений в виде 4 явок в орган внутренних дел, а также запрета посещения мест, производящих продажу спиртных напитков на розлив. Возражал против установления в отношении его административного ограничения в виде запрета пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период времени с 22.00 до 06.00, кроме случаев, связанных с работой, поскольку у него есть трое детей, проживающих с их матерями в разных частях города, и он периодически проживает с ними.
Заместитель прокурора Комсомольского района г. Тольятти Самарской области Горбунов А.В., давший заключение в порядке ст. 39 КАС РФ, в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Суд, выслушав административного ответчика и заключение прокурора, исследовав материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований начальника ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 272 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением.
Как следует из ч. 8 ст. 272 КАС РФ, при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) и Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 ФЗ РФ Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ установлено, что административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса РФ.
В силу пункта 2 части 2 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Административный надзор устанавливается в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 Федеральный закон N 64-ФЗ, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ).
В силу п. 2 ч. 2 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 5 указанного Закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, имеющих непогашенную и неснятую судимость на срок, определенный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
При установлении административного надзора в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения, перечень которых предусмотрен статьей 4 Федеральный закон N 64-ФЗ.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Швецов А.А. 06.04.2015 г. осужден приговором Центрального районного суда г. Симферополь Республики Крым за совершение преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ, к наказанию с применением положений ч. 5 ст. 69 УК РФ в виде лишения свободы на срок 2 года 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
24.07.2015 г. Швецов А.А. осужден приговором Центрального районного суда г. Симферополь Республики Крым за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 158, ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ, и ему с учетом положений ч.ч. 3,5 ст. 69 УК РФ (приговор от 06.04.2015г.) назначено наказание в виде лишения свободы на срок 4 года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
21.06.2016 г. Швецов А.А. осужден приговором Киевского районного суда г. Симферополь Республики Крым за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159 УК РФ, и ему с учетом положений ч. 5 ст. 69 УК РФ (приговор от 24.07.2015г.) назначено наказание в виде лишения свободы на срок 3 года 8 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Освобожден по отбытии срока наказания 03.09.2018 г.
16.07.2019 г. Швецов А.А. осужден приговором Центрального районного суда г. Симферополь Республики Крым за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 159 УК РФ, и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 1 год 9 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Освобожден по отбытии срока наказания 26.03.2021 г.
29.06.2021 г. Швецов А.А. осужден приговором Центрального районного суда г. Симферополь Республики Крым за совершение преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ, и ему с учетом апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам Республики Крым назначено наказание в виде лишения свободы на срок 2 года 4 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Срок отбытия наказания истекает 27.08.2023 г.
В силу ч. 4 ст. 15 УК РФ преступления, предусмотренные п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ, за совершение которых Швецов А.А. судим, отбывал и отбывает наказание в виде лишения свободы по приговорам Центрального районного суда г. Симферополь Республики Крым от 06.04.2015 г., от 24.07.2015 г., от 29.06.2021 г. относятся к категории тяжких преступлений.
В силу п. «б» ч. 2 ст. 18 УК РФ рецидив преступлений признается опасным при совершении лицом тяжкого преступления, если ранее оно было осуждено за тяжкое или особо тяжкое преступление к реальному лишению свободы.
Согласно п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ в редакции, действовавшей на момент совершения Швецом А.А. преступлений, предусмотренных п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ, и в настоящее время срок погашения судимости за совершение тяжких преступлений составляет 8 лет после отбытия наказания.
Поскольку преступление, предусмотренное п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ, за которо Швецов А.А. осужден приговором Центрального районного суда г. Симферополь Республики Крым от 29.06.2021 г. к реальному лишению свободы, совершено им в период не погашенной и не снятой в установленном законом порядке судимости по приговорам Центрального районного суда г. Симферополь Республики Крым от 06.04.2015 г., от 24.07.2015 г., которыми Швецов А.А. осуждался за совершение в совершеннолетнем возрасте, в том числе тяжких преступлений (п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ), к реальному лишению свободы, в действия последнего судом установлен опасный рецидив преступлений (п. «б» ч. 2 ст. 18 УК РФ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок погашения судимости Швецова А.А. по приговору Центрального районного суда г. Симферополь Республики Крым от 29.06.2021 г. в силу требований п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ истекает по истечении 8 лет после отбытия наказания.
Принимая во внимание наличие у административного ответчика неснятой и непогашенной судимости за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, суд приходит к выводу о том, что имеются предусмотренные законом основания (пункт 2 части 2 статьи 3 Закона об административном надзоре) для установления Швецову А.А. административного надзора на срок – 8 лет, то есть на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Центрального районного суда г. Симферополь Республики Крым от 29.06.2021г.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 273 КАС РФ суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно решает вопрос об установлении конкретных административных ограничений.
Из представленной характеристики следует, что Швецов А.А. за время отбывания наказания получил одно поощрение от администрации исправительного учреждения (19.07.2022 г.), 39 раза допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания, за что ему 17 раз объявлялся выговор, 22 раза за период с 22.06.2022 г. по 26.05.2023 г. он выдворялся в ШИЗО (38 взысканий являются действующими).
Швецов А.А. администрацией исправительного учреждения характеризуется отрицательно, 11.11.2022 г. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен из обычных условий на строгие условия отбывания наказания. Участия в работах по благоустройству исправительного учреждения и прилегающих у нему территорий не принимает, лекции, общие собрания осужденных, культурно-массовые и спортивные мероприятия не посещает. К труду относится посредственно. Библиотекой пользуется, отношение к религии положительное. Соблюдает правила личной гигиены. На мероприятия воспитательного характера реагирует посредственно. Взаимоотношения с осужденными поддерживает как положительной, так и отрицательной категории направленности. Отношения с родственниками поддерживает. 26.04.2022 г. поставлен на учет как склонный к суициду и членовредительству.
Суд отмечает, что административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности и устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления, защиты государственных и общественных интересов.
Часть 1 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ предусматривает исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть установлены в отношении поднадзорного лица.
В соответствии с п. 22 разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 г. № 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
При этом, в соответствии с ч. 2 статьей 4 Федерального закона N 64-ФЗ обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Разрешая требования административного истца о назначении Швецову А.А. ограничений, в целях устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказания воспитательного воздействия на осужденного в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения, принимая во внимание данные о личности Швецова А.А., его поведение за весь период отбывания наказания, с учетом характера и обстоятельств совершенных им преступлений, суд, в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ, считает необходимым установить ему ограничения в виде:
запрета пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период времени с 22.00 часов до 06.00 часов следующего дня, за исключением случаев, связанных с работой;
- обязательной явки 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
- запрета посещения заведений, осуществляющих продажу спиртных напитков на розлив.
Вышеназванные ограничения будут способствовать предупреждению совершения административным ответчиком преступлений и других правонарушений и оказания на него индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов, установление данных ограничений отвечает задачам административного надзора.
При этом, суд принимает во внимание, что Швецов А.А. ранее неоднократно судим за совершение умышленных преступлений против собственности, однако должных выводов для себя не сделал, вновь совершил тяжкое преступление против собственности, за которое отбывает наказание в настоящий момент.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о склонности административного ответчика к совершению преступлений, что свидетельствует о возможности совершения им новых преступлений при отсутствии достаточного контроля за его поведением после освобождения из мест лишения свободы.
Устанавливаемые ограничения не противоречат законодательству, задачам и целям административного надзора, являются целесообразными и соразмерными, не ограничивают права ответчика на труд, получение образования, медицинской помощи, участие в жизни общества, близких и родственников, не мешают привычному укладу его жизни, то есть не нарушают баланса частных и публичных интересов.
Доказательств, свидетельствующих о том, что устанавливаемые административные ограничения повлекут нарушение прав административного ответчика, последним не представлено и судом таких доказательств не установлено.
Устанавливаемые судом 4 явки на регистрацию в орган внутренних дел не являются для ответчика чрезмерными, назначены с учетом характера совершенных им преступлений, а также его поведения за весь период отбывания наказания и в пределах требований Федерального закона №64-ФЗ с целью обеспечения контроля за его поведением после освобождения из мест лишения свободы и воспитания у Швецова А.А. законопослушного поведения.
Из приговора Центрального районного суда г. Симферополь Республики Крым от 29.06.2021 г. следует, что Швецов А.А. преступление, предусмотренное п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ, совершил в состоянии алкогольного опьянения, в связи с чем суд полагает, что установление в отношении осужденного ограничения в виде запрета на посещение заведений, осуществляющих продажу спиртных напитков на розлив, соответствует требованиях Федерального закона №64-ФЗ.
Несмотря на то, что преступление, за которое административный ответчик отбывает наказание в виде лишения свободы, совершено последним в дневное время, с учетом характеристики личности Швецова А.А., предоставленной исправительным учреждением, обстоятельств и характера совершенных им ранее преступлений установление административного ограничений в виде запрета пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 часов до 06.00 часов следующего дня, кроме случаев, связанных с работой, является обоснованным и соответствует требованиям Федерального Закона N 64-ФЗ, принципам и задачам института административного надзора, назначено с целью индивидуального профилактического воздействия на ответчика для выработки у него законопослушного поведения. Данное административное ограничение не создает осужденному препятствий для реализации его прав и обязанностей после освобождения из мест лишения свободы, в том числе на социальную адаптацию и прав ответчика не нарушает.
Доводы ответчика о том, что он будет периодически проживать по разными адресам, не являются основанием для незначения ему вышеуказанного административного ограничения.
При этом, судом отмечается, что в соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального Закона N 64-ФЗ орган внутренних дел праве дать разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлено такое административное ограничение, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, в связи с определенными исключительными личными обстоятельствами.
Также административный ответчик в течение всего срока административного надзора не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о частичной отмене административных ограничений при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 4 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», а в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 9 указанного Федерального закона, – с заявлением о досрочном прекращении административного надзора.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 ФЗ РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора должен исчисляться Швецову А.А. со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-180, 270-273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 16 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░., ... ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░ - 8 ░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░:
- ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 23.00 ░░░░░ ░░ 06.00 ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 4 ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.314.1 ░░ ░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ – 23 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░ 19 ░░░░░ 00 ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░