Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-298/2015 ~ М-302/2015 от 13.03.2015

Дело № 2-298/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 апреля 2015 года                                        г. Благовещенск

Благовещенский     районный     суд     Амурской      области      в составе председательствующего судьи     Палатовой Т.В.,

при секретаре             Чигирин О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л.Е.С. к администрации Благовещенского района Амурской области об обжаловании действий (бездействия) органа местного самоуправления, возложении обязанности по совершению действий,

У С Т А Н О В И Л :

Л.Е.С. обратилась в суд с иском к администрации Благовещенского района Амурской области об обжаловании действий (бездействия) органа местного самоуправления, возложении обязанности по совершению действий.

В обоснование заявления указал, что 12 февраля 2015 года она обратилась в администрацию Благовещенского района Амурской области с заявлением (вх. № 509) о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Письмом от 27 февраля 2015 года № 01-14/988 администрация Благовещенского района Амурской области отказала в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку запрашиваемый земельный участок расположен на территории садового товарищества «Колос». С данным отказом истец не согласна, поскольку согласно сведений, размещенных на официальном сайте ФНС России по Амурской области отсутствуют сведения о таком юридическом лице, как садоводческое товарищество «Колос». Кроме того, считала, что территория садового товарищества «Колос» должна быть поставлена на государственный кадастровый учет, только в таком случае администрация Благовещенского района была бы вправе отказать в согласовании схемы расположения земельного участка.

В силу изложенного Л.Е.С. просила суд признать незаконным отказ администрации Благовещенского района Амурской области от 27 февраля 2015 года № 01-14/988; возложить на администрацию Благовещенского района Амурской области обязанность повторно рассмотреть заявление Л.Е.С. о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (или кадастровой карте) территории от 12 февраля 2015 года № 509.

Истец Л.Е.С. в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщил, о месте и времени рассмотрения дела была уведомлена должным образом, обеспечила явку в судебное заседание своего представителя.

Представитель истца Л.Е.С.С.В.В. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик администрация Благовещенского района Амурской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили, о причинах неявки суду не сообщили, о месте и времени рассмотрения дела были уведомлены надлежащим образом, представили суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Л.Е.С. 12 февраля 2015 года обратилась в администрацию Благовещенского района Амурской области с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории площадью 1 020 кв.м., расположенного по адресу: Амурская область, Благовещенский район, с. Чигири, квартал 28:10:013015, из категории земель – земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства (вх. № 509 от 12 февраля 2015 года).

27 февраля 2015 года за исх. № 01-14/988 администрация Благовещенского района Амурской области дала Л.Е.С. ответ на ее заявление № 509 от 12 февраля 2015 года, в котором отказала в согласовании схемы расположения земельного участка по причине расположения испрашиваемого Л.Е.С. земельного участка в границах садоводческого товарищества «Колос», указав при этом, что заявителем не представлено документов, что ей ранее предоставлялся данный земельный участок, кроме того в администрации отсутствуют документы, подтверждающие, что данный земельный участок ранее никому не выделялся. При этом со ссылкой на п. 2.2 административного регламента администрация указала на необходимость предоставления ряда дополнительных документов.

Не согласившись с данным ответом, Л.Е.С. обратился в Благовещенский районный суд с настоящим исковым заявлением о его оспаривании.

Согласно п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).

Учитывая существо заявленных требований, суд рассматривает настоящее заявление в соответствии с положениями главы 25 ГПК РФ, несмотря на то, что Л.Е.С. обратился в суд с исковым заявлением.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 ГПК РФ).

Рассматривая доводы Л.Е.С., изложенные в заявлении, а также основываясь на обстоятельствах, установленных в ходе судебного разбирательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.

При рассмотрении настоящего дела суд руководствуется нормами Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года, поскольку спорные правоотношения сторон возникли до внесения изменений в Земельный кодекс РФ.

Согласно п. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Пункт 2 указанной статьи устанавливает, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3 ст. 34 Земельного кодекса РФ).

В силу п. 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ, орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с административным регламентом администрации Благовещенского района по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории Благовещенского района» утвержденным постановлением администрации Благовещенского района от 15 ноября 2010 года № 1773, предоставление муниципальной услуги осуществляется администрацией Благовещенского района в лице отдела муниципальной собственности администрации Благовещенского района.

Пунктом 3.3. данного регламента предусмотрено, что специалист отдела муниципальной собственности, ответственный за предоставление муниципальной услуги, проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; обращается в муниципальное учреждение «информационный центр Благовещенского района» для согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории Благовещенского района; обращается в отдел архитектуры и градостроительства администрации Благовещенского района для согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории Благовещенского района на его соответствие генеральному плану поселения, проекту планировки, красным линиям застройки, о наличии сервитутов, о наличии подъездных путей; направляет заявителю в письменной форме уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги с указанием причин отказа.

При этом, в соответствии с п. 2.6. Административного регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги среди прочего является наложение испрашиваемого земельного участка на территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пп. 28 п. 2.6 Регламента).

Как было установлено судом, Л.Е.С. 12 февраля 2015 года обратилась в администрацию Благовещенского района с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка площадью 1 020 кв.м., в квартале 28:10:013015 с. Чигири Благовещенского района Амурской области для ведения личного подсобного хозяйства (вход. № 509).

27 февраля 2015 года администрацией Благовещенского района Амурской области было отказано Л.Е.С. в согласовании схемы расположения земельного участка письмом № 01-14/988 от 27 февраля 2015 года.

Как было установлено судом, причиной отказа в согласовании схемы расположения земельного участка по заявлению Л.Е.С.рова Н. Н.асположен на территории садоводческого товарищества "ичине расположени асток, учтенный в ГКН было устранено, и она в, поданному ею в администрацию Благовещенского района на согласование 12 февраля 2015 года, согласно ответу № 01-14/988 от 27 февраля 2015 года, со ссылкой на п. 2.2 административного регламента являлось то, что земельный участок расположен на территории садоводческого товарищества «Колос», заявителем не представлено документов о предоставлении ей ранее запрашиваемого участка, а также в связи с тем, что в администрации отсутствуют доказательства того, что запрашиваемый ею участок ранее никому не выделялся.

Пунктом 2.2 административного регламента Благовещенского района по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории Благовещенского района» утвержденным постановлением администрации Благовещенского района от 15 ноября 2010 года № 1773, действительно предусмотрен перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги: заявление согласно приложению № 2 с указанием: а) для граждан - фамилия, имя, отчество, паспортные данные, ИНН, телефон; б) для юридических лиц - наименование (с указанием организационно-правовой формы), место регистрации и место нахождения юридического лица; в) цели использования земельного участка; г) местоположение земельного участка; д) примерный размер земельного участка; акт о выборе земельного участка для строительства (при намерениях осуществить строительство).

К заявлению прилагаются следующие документы:

1) копия паспорта – для физических лиц, копии уставных документов – для юридических лиц; 2) копия документа, подтверждающего право на объект недвижимости (свидетельство о праве собственности, свидетельство о праве на наследство, договор купли-продажи, договор аренды, договор мены, договор дарения – если имеются); 3) копия документа, подтверждающего право на земельный участок (государственный акт, свидетельство о праве собственности, свидетельство о праве на наследство, договор купли-продажи, договор аренды, договор мены, договор дарения - если имеются); 4) копия доверенности (если обращение осуществляется через доверенное лицо); 5) копия технического и кадастрового паспорта объекта недвижимости (если имеется); 6) акт выбора земельного участка (в случае формирования земельного участка в целях проектирования и строительства капитальных объектов) (оригинал); 7) кадастровый паспорт земельного участка (если имеется) (оригинал); 8) описание местоположения такого земельного участка, подготовленное гражданином; заключение правления некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином. В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, администрация Благовещенского района вправе запросить дополнительно следующие документы: удостоверенная правлением данного некоммерческого объединения копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения; выписка из единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения о данном некоммерческом объединении (в случае, если земельный участок составляет территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения).

Схема должна быть изготовлена в системе координат МСК28, подписана лицом, изготовившим схему, и заверена печатью организации, ее изготовившей.

Копии представляемых документов должны быть надлежащим образом заверены.

При этом, в данном пункте также содержится положение о том, что требовать от заявителей иные документы, не предусмотренные данным пунктом административного регламента, не допускается.

Положения, на которые администрация Благовещенского района ссылается в ответе, содержатся так же в п. 4 ст. 28 ФЗ РФ от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Так, согласно указанного пункта, в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:

описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;

заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.

Из смысла указанной нормы права следует, что указанные документы должны предоставляться при обращении гражданина с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В обоснование законности оспариваемого отказа администрация Благовещенского района Амурской области никаких дополнительных документов не представила, в оспариваемом отказе администрация ссылается лишь на то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок находится на территории садоводческого товарищества «Колос», в силу чего заявителю надлежит представить ряд дополнительных документов, предусмотренных п. 2.2 административного регламента, свидетельствующих о том, что ему ранее садоводческим товариществом был предоставлен данный земельный участок, в частности описание местоположения участка, подготовленное гражданином, заключение правления некоммерческого объединения, членская книжка, удостоверенная правлением некоммерческого объединения копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию некоммерческого объединения.

Вместе с тем, суд учитывает, что согласование схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории является лишь одним из этапов предоставления земельного участка на каком-либо праве, а предоставление документов, предусмотренных п. 4 ст. 28 ФЗ РФ от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в соответствии с указанной нормой является необходимым исключительно на стадии принятия администрацией решения о предоставлении земельного участка в собственность, а не на стадии согласования схемы земельного участка.

Пункт 4 ст. 28 Федерального закона РФ 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» также предусматривает, что в случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает:

сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя);

сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Вместе с тем, администрация Благовещенского района, ссылаясь в ответе от 27 февраля 2015 года на указанные положения, указывает на отсутствие в администрации доказательств того, что запрашиваемый Ляшенко Е.С. земельный участок ранее никому не выделялся. При этом, суд считает, что в случае если у администрации отсутствовали какие-либо документы в отношении садоводческого товарищества «Колос», то на основании п. 4 ст. 28 вышеуказанного Федерального закона, администрация Благовещенского района вправе была самостоятельно запросить данные документы, а не отказывать заявителю исключительно по причине не предоставления документов, без рассмотрения заявки по существу.

Кроме того, в оспариваемом отказе администрация Благовещенского района ссылается на то, что спорный земельный участок расположен на территории садоводческого товарищества «Колос», что подтверждено заключением отдела архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации Благовещенского района от 20 февраля 2015 года, однако в представленных в судебное заседание данное заключение отсутствует.

Поскольку со стороны администрации Благовещенского района в ходе судебного разбирательства по делу не было представлено надлежащих доказательств законности оспариваемого отказа, в том числе и доказательств в подтверждение расположения спорного земельного участка на территории садоводческого товарищества «Колос», суд приходит к выводу о том, что отказ администрации Благовещенского района от 27 февраля 2015 года № 01-14/988 является незаконным.

Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Учитывая право истца, подлежащее защите, суд считает верным избранный заявителем способ защиты нарушенного права, заключающийся в возложении на администрацию Благовещенского района Амурской области обязанности повторно рассмотреть заявление Л.Е.С. о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории, поступившее в администрацию Благовещенского района Амурской области 12 февраля 2015 года № 509.

Указанный способ восстановления нарушенных прав принимается судом так же в связи с тем, что администрацией Благовещенского района фактически по существу не было рассмотрено заявление Л.Е.С., так как заявителю было отказано только на том основании, что испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в границах садоводческого товарищества «Колос».

Данный способ защиты нарушенного права истца согласуется так же с разъяснениями, данными в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», согласно которым, принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований и предрешать существо решения, которое должно быть принято.

    Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Л.Е.С. к администрации Благовещенского района Амурской области об обжаловании действий (бездействия) органа местного самоуправления, возложении обязанности по совершению действий – удовлетворить.

Признать отказ администрации Благовещенского района Амурской области от 27 февраля 2015 года № 01-14/988 об отказе Л.Е.С. в согласовании схемы расположения земельного участка площадью 1 020 кв.м., расположенного в Благовещенском районе Амурской области, с. Чигири, в кадастровом квартале 28:10:013015, для ведения личного подсобного хозяйства, незаконным.

Обязать администрацию Благовещенского района повторно рассмотреть заявление Л.Е.С. о согласовании схемы расположения земельного участка площадью 1 020 кв.м., расположенного в с. Чигири Благовещенского района Амурской области, в кадастровом квартале 28:10:013015, для ведения личного подсобного хозяйства, поступившее в администрацию Благовещенского района 12 февраля 2015 года, входящий номер 509.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:

2-298/2015 ~ М-302/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ляшенко Елена Сергеевна
Ответчики
администрация Благовешенского района
Суд
Благовещенский районный суд Амурской области
Судья
Палатова Татьяна Валерьевна
Дело на странице суда
blag-rs--amr.sudrf.ru
13.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.03.2015Передача материалов судье
18.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2015Судебное заседание
12.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее