Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Аберкон И.В., при секретаре Барбасовой Д.Д., с участием прокурора Морарь С.А., представителей ответчика, 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухта Республики Коми 05 мая 2016 года гражданское дело по заявлению прокурора города Ухты в интересах неопределённого круга лиц к индивидуальному предпринимателю Байдаровой Н.В. о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры,
установил:
Прокурор г. Ухты РК обратился в Ухтинский городской суд Республики Коми в порядке ст. 45 ГПК РФ с заявлением в интересах неопределённого круга лиц к ИП Байдаровой Н.В. о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в кафе « », расположенное по адресу: ....; в заявлении просит установить срок исполнения решения суда - до <...> г.. В обоснование требований указывая, что в результате проведенной прокуратурой города проверки в деятельности ИП Байдаровой Н.В. выявлены нарушения прав инвалидов, не способных свободно передвигаться, на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры –кафе « , расположенное по адресу: ....
В судебном заседании помощник прокурора г. Ухты Морарь С.А. настаивала на удовлетворении заявленных требований, доводы заявления поддержала.
В судебном заседании ответчица – ИП Байдарова Н.В. признала вышеуказанные требования прокурора в полном объеме. Заявление о признании иска занесено в протокол судебного заседания, подписано ответчицей. Последствия признания иска, положения ст. 173 ГПК РФ, ответчице разъяснены и понятны, о чем так же имеется её подпись в протоколе судебного заседания.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - УГО КРО «Всероссийское общество инвалидов» Козловский А.А., действующий по доверенности, в судебном заседании поддержал требования прокурора г. Ухты.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Установлено и подтверждается материалами дела, что Байдарова Н.В. с <...> г. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП ....). Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Байдарова Н.В. является единоличным собственником нежилого помещения площадью кв.м, расположенного по адресу: ...., ...., номера на поэтажном плане (дата государственной регистрации права собственности – <...> г.., № регистрации ....). Арендатором данного нежилого помещения является ИП У.С.Н. на основании договора аренды ....г от <...> г., заключенного между ним (ИП У.С.Н.) и ИП Байдаровой Н.В. (Арендодателем). По условиям указанного договора целью использования помещения является организация пункта общественного питания.
В результате проверки, проведённой прокуратурой г. Ухты в рамках надзора за исполнением действующего законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, в деятельности ИП Байдаровой Н.В. выявлены нарушения прав инвалидов, не способных свободно передвигаться, на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры – помещению кафе «Матрешка», а именно установлено, что вход в помещение кафе «Матрешка» не оборудован специальными приспособлениями для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, а именно отсутствуют средства подъема (в частности, пандусы, поручни) для людей с ограниченными возможностями. Как следует из материалов дела, установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривается ответчиком, до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Декларация о правах инвалидов, принятая 9 декабря 1975 г. Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, предусматривает, что инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность (ст. 5).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статьёй 15 вышеназванного Федерального закона № 181-ФЗ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Таким образом, в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Закрепляющее названную обязанность положение части 1 статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» носит общий характер, конкретизация данного положения, в частности, в законодательстве о местном самоуправлении, градостроительной деятельности, техническом регулировании, определяет деятельность органов местного самоуправления и иных управомоченных субъектов в указанной сфере. Одним из способов конкретизации положения части 1 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», вступившего в силу в полном объёме с 1 июля 2010 года (статьи 3, 8, 12, 15, 30).
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в СП 59.13330.2012 (Свод правил) «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»), утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011г. №605.
В разделе 5 указанного СП в части общих требований к помещениям и их элементам предусмотрено, что в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения (далее – МГН) условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо при помощи сопровождающего, а также эвакуации в случае экстренной ситуации; в здании должен быть как минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием (п. 5.1.1); наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ 51261 (п.5.1.2); при ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни (п. 5.1.2); входная площадка при входах, доступных МГН, должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий – подогрев поверхности покрытия; размеры входной площадки при открывании полотна дверей наружу должны быть не менее 1,4 х 2,0м или 1,5 х 1,85 м; размеры входной площадки с пандусом не менее 2,2 х 2,2 м; поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1-2% (п. 5.1.3); входные двери должны иметь ширину в свету не менее 1,2 м; применение дверей на качающихся петлях и дверей вертушек на путях передвижения МГН не допускается; наружные двери, доступные для МГН, могут иметь пороги; при этом высота каждого элемента порога не должны превышать 0,014м; в качестве дверных запоров на путях эвакуации следует предусматривать ручки нажимного действия; усилие открывания двери не должно превышать 50Нм; при двустворчатых дверях одна рабочая створка должна иметь ширину, требуемую для однопольных дверей (п. 5.1.4); прозрачные двери на входах и в здании, а также ограждения следует выполнять из ударопрочного материала; на прозрачных полотнах дверей следует предусматривать яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2м, расположенную на уровне не ниже 1,2м и не выше 1,5м от поверхности пешеходного пути; дверные наличники или края дверного полотна и руки рекомендуется окрашивать в отличные от дверного полотна контрастные цвета (п. 5.1.5); входные двери, доступные для входа инвалидов, следует проектировать автоматическими, ручными или механическими; они должны быть хорошо опознаваемы и иметь символ, указывающий на их доступность; целесообразно применение автоматических распашных или раздвижных дверей (если они не стоят на путях эвакуации); на путях движения МГН рекомендуется применять двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях «открыто» или «закрыто»; следует также применять двери, обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей, продолжительностью не менее 5 секунд; следует использовать распашные двери с доводчиком (с усилием 19,5 Нм) (п. 5.1.6); глубина тамбуров и тамбур-шлюзов при прямом движении и одностороннем открывании дверей должна быть не менее 2,3 при ширине не менее 1,50м; в тамбурах, лестничных клетках и у эвакуационных выходов не допускается применять зеркальные стены (поверхности), а в дверях –зеркальные стекла (п. 5.17); помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли; при ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов или лифты (п. 5.1.9).
В силу п. 1.5 СП 59.13330.2012 проектные решения, предназначенные для маломобильных групп населения, должны обеспечивать повышенное качество среды обитания при соблюдении, в частности, досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории; безопасности путей движения, удобства и комфорта среды жизнедеятельности для всех групп населения.
Пунктом 4.1.3 вышеназванного СП в части общих требований к входам и путям движения по земельному участку предусмотрено, что на путях движения МГН не допускается применять непрозрачные калитки на навесных петлях двустороннего действия, калитки с вращающимися полотнами, турникеты и другие устройства, создающие преграду для МГН (п. 4.1.2); в проектной документации должны быть предусмотрены условия беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения МГН по участку к доступному входу в здание с учетом требований СП 42.13330; эти пути должны стыковаться с внешними по отношению к участку транспортными и пешеходными коммуникациями, специализированными парковочными местами, остановками общественного транспорта (п. 4.1.3); лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами; наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями, длина марша пандуса не должна превышать 9,0м, а уклон не круче 1:20; ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9-1,0 м; пандус с расчетной длиной 36,0м и более и высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами; (п. 4.1.14); поверхность пандуса должна быть нескользкой, отчетливо маркированной цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей территории (п. 4.1.15).
В соответствии с вышеприведенными положениями законодательства, создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью социальной политики государства и является публичной обязанностью органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих деятельность объектов социальной инфраструктуры.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 13 мая 2010 года № 689-О-О, следует, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что статья 15 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ введена в действие 01 января 1999 года, СНиП 35-01-2001 введён в действие в 2001 году, а в помещении кафе « » до настоящего времени не проведены мероприятия, направленные на обеспечение беспрепятственного доступа маломобильных групп населения на данный объект, суд полагает заявленные прокурором г. Ухты требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Возлагая обязанность по приведению объекта социальной инфраструктуры в соответствие с требованиями законодательства на ИП Байдарову Н.В., суд учитывает, что норма, содержащаяся в ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ, не разграничивает ответственность за осуществление такой обязанности между субъектами; оборудование вышеуказанных приспособлений для перемещения инвалидов является единственным возможным средством для удовлетворения минимальных потребностей инвалидов-колясочников в доступе к объекту социальной инфраструктуры – кафе « ».
Из положений п. 1 ст. 39 ГПК РФ следует, что право распорядительных действий принадлежит сторонам, ответчик вправе признать иск. Суд принимает признание иска ответчиком в случае, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований (п. 3 ст. 173 ГПК РФ).
Признание иска ответчиком в данном случае судом принимается, поскольку оно не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц и соответствует обстоятельствам дела.
С учетом всех обстоятельств дела, суд находит обоснованным предложенный прокурором срок исполнения ответчиком заявленных требований - до <...> г. и в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ устанавливает ответчику указанный срок для создания условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в кафе « », расположенное по адресу: .....
Государственная пошлина за подачу иска в суд, от уплаты которой истец был освобожден при подаче искового заявления, в соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ, подлежит взысканию с ответчика. В соответствии со ст. 333.19 НК РФ её размер составляет руб.
Руководствуясь ст. ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Требования прокурора города Ухты РК, заявленные в интересах неопределённого круга лиц к индивидуальному предпринимателю Байдаровой Н.В. о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в кафе « », удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Байдарову Н.В. (ОГРНИП ....) в срок до <...> г. создать условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в кафе «Матрешка», расположенное по адресу: .....
Взыскать с индивидуального предпринимателя Байдаровой Н.В. в доход бюджета муниципального образования городского округа «Ухта» государственную пошлину в размере рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия.
Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Аберкон