Дело №2-1029-2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Губаха 09.08.2017 года
Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи А.Н.Мельникова,
при секретаре Л.А. Кукшиновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.В.С. к администрации городского округа «Город Губаха» о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодном для проживания в результате ведения горных работ, и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,
УСТАНОВИЛ:
С.В.С. обратился в суд с иском к администрации городского округа «<адрес>» о включении ее в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодном для проживания в результате ведения горных работ, и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, указав, что зарегистрирована и проживает с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ с ней заключен договора социального найма № этого жилого помещения, другого жилья не имеет. Согласно заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ указанный дом был подвержен вредному влиянию подземных горных работ ликвидированной шахты «Ключевская», в результате чего здание испытало деформацию по величине более допустимых показателей деформаций и пришло в непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. При обращении в администрацию городского округа «Город Губаха» с заявлением о включении в список граждан, однако ей было рекомендовано обращаться в суд. Поскольку иного жилья она не имеет, то в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года №428 должна быть включена ответчиком в списки граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодном для проживания в результате ведения горных работ, с последующим предоставлением социальной выплаты для приобретения другого благоустроенного жилого помещения.
Истица С.В.С. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, заявленные исковые требования поддержала.
Представитель администрации городского округа «Город Губаха» Андреев П.А. в судебном заседании иск не признал, мотивируя тем, что истицей не приведено доказательств ее обращения к ответчику за разрешением данного вопроса, отсутствуют сведения об отказе ответчика на ее письменное обращение, т.е. у истицы отсутствуют основания для обращения с настоящим иском в суд. Также истицей не доказаны обстоятельства, на которые она ссылается. Постановлением администрации городского округа «Город Губаха» №530 от 13.05.2015 года утверждено Положение о порядке предоставления гражданам, подлежащим переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, социальной выплаты для приобретения жилья за счет межбюджетных трансфертов, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. В пункте 2.5 данного положения приведен перечень необходимых документов, предоставляемых гражданами в Администрацию для реализации права на предоставление социальной выплаты. Таким образом, не только Постановлением Правительства РФ, но и нормативным правовым актом органа местного самоуправления установлен определенный административный, т.е. внесудебный порядок реализации прав граждан на получение мер социальной поддержки (при наличии на то оснований). Данный порядок носит явочный характер, реализация права возможна в случае обращения гражданина с соответствующим заявлением и приложением документов согласно перечня. Обращение в суд без предварительного заявления в установленном нормативными правовыми актами порядке недопустимо, так как в этом случае не только отсутствует предмет для иска (нарушенное право), но и имеет место попытка возложения на суд функции органов государственной власти и местного самоуправления, что является прямым нарушением положений статьи 2 ГПК РФ. При таких обстоятельствах отсутствуют предусмотренные пунктом 8 Правил (в редакции Постановлением Правительства РФ от 28.09.2016 года №976) основания для внесения С.В.С. в список граждан, проживающих в жилом помещении, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ по критериям безопасности.
Суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ вступил в действие Федеральный закон №81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности».
В соответствии с положениями статьи 5 названного Закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, в число которых входят мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, включая снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критерию безопасности.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее - Правила).
В силу пунктов 2, 3 и 5 Правил межбюджетные трансферты предоставляются Министерством энергетики Российской Федерации местным бюджетам шахтерских городов и поселков и направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в том числе содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Пунктом 8 Правил установлено, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в пункт 8 Правил внесены дополнения, устанавливающие исчерпывающий перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, а именно 1) рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; 2) государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; 3) снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истица С.В.С. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована на основании договора социального найма в <адрес>, который по заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ был подвержен вредному влиянию подземных горных работ бывшей шахты «Ключевская», в результате чего здание деформировано по величине более допустимых показателей и пришло в непригодное для проживания состояние по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Иного жилья С.В.С. не имеет.
Это подтверждается письменными доказательствами.
Из выписки из приказа ОАО «Кизелуголь» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в соответствии с решением собрания акционеров от ДД.ММ.ГГГГ шахта «Ключевская» подлежит ликвидации.
В копии корешка ордера № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что <адрес> передана в бессрочное пользование нанимателю С.В.А. и членам его семьи: супруге - С.В.С. и дочерям - С.О.В. и С.Т.В.
В копии договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что администрация Северо-Углеуральского городского поселения Губахинского муниципального района передала нанимателю С.В.С. в бессрочное владение и пользование жилое помещение по адресу: <адрес>.
В справке Губахинского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что по данным государственного технического учета объектов капитального строительства городского округа «Город Губаха» С.В.С. не имеет в г.Губаха квартиры и жилья в частном доме, принадлежащих ей на праве собственности. В приватизации жилья в г.Губаха не участвовала.
Из уведомления Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах С.В.С. на недвижимое имущество.
Из копии паспорта гражданина РФ серии ________________ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Губахинским ОВД <адрес>, и справки ОАО «КРЦ-Прикамье» б/н от ДД.ММ.ГГГГ следует, что С.В.С. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес>.
В справке серии ________________ №, выданной ДД.ММ.ГГГГ филиалом № Главного бюро медико-социальной экспертизы, указано, что С.В.С. является инвалидом третьей группы инвалидности по общему заболеванию бессрочно.
В своем заявлении от ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации городского округа «Город Губаха» С.В.С. просила включить ее в список на предоставление социальной выплаты как проживающей в доме, подверженному влиянию горных работ.
При разрешении спора суд учитывает, что основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев) и отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом от 20.06.1996 года №81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности». Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.
Во исполнение названного Федерального закона от 20.06.1996 года №81-ФЗ Правительство Российской Федерации Постановлением от 24.12.2004 года №840 утвердило Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, в который включена и реализация программ местного развития и обеспечения занятости населения шахтерских городов и поселков, предусматривающих содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года №428 (далее – Правила)..
В соответствии с пунктами 5 и 8 Правил межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Из совокупности этих норм следует, что Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в домах на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем оказания содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности. Предоставление социальных выплат в данном случае является способом зашиты прав граждан, проживавших в указанных домах, порядок и условия предоставления которых регулируются специальным нормами закона и принятых во их исполнение иных нормативно-правовых актов. Эти нормы действуют и имеют распространение лишь на конкретных субъектов, указанных в этих актах.
Следовательно, для рассмотрения настоящего спора юридически значимыми обстоятельствами являются: включение гражданина в список лиц, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, составленном на момент принятия решения о ликвидации шахты, а также признание жилого помещения не пригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемом предприятии угольной промышленности именно на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Между тем, вопреки положениям статьи 56 ГПК РФ истицей не представлено доказательств того, что она была включена в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте «Ключевская» ОАО «Кизелуголь» на момент принятия решения о ликвидации шахты, также как не представлено и доказательств того, что жилой <адрес> был признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте именно на дату принятия решения о ликвидации шахты, то есть на ДД.ММ.ГГГГ.
Представленное истицей заключение Уральского филиала «ВНИМИ» эти обстоятельства с очевидностью не подтверждает, поскольку в данном заключении содержатся выводы о непригодности дома для проживания по состоянию на 2017 год как с учетом процента физического износа здания 70%, так и с учетом деформаций под влиянием горных работ за весь срок его службы, то есть с 1957 года (год постройки). Фактически данным заключением подтверждается техническое состояние многоквартирного дома на момент изготовления указанного заключения, выводы которого основаны в значительной степени на процентном износе дома исходя из года возведения данного объекта жилого фонда, поскольку доказательств того, что повреждение конструктивных элементов здания вызвано именно осуществлением шахтных работ в горно-добывающей деятельности, в том числе на момент ликвидации шахты, суду не представлено и в ходе судебного разбирательства не выявлено.
Кроме того, в силу положений п.8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в редакции постановления Правительства РФ от 28.09.2016 года №976, перечень оснований для уточнения ранее составленных списков, является исчерпывающим. Таким образом, в силу действующего на момент разрешения спора законодательства, уточнение (корректировка) возможна только списков, составленных на день принятия решения о ликвидации шахты, и только в случаях, прямо предусмотренных пунктом 8 Правил. Фактически названные Правила содержат только одно основание для включения новых лиц в качестве участников данной программы - внесение в списки новорожденных детей после включения в число участников их родителей. Как следует из материалов дела, ранее С.В.С. не признавалась участником специализированной программы предоставления жилого помещения в связи с повреждением объекта его проживания в результате деятельности ликвидированной шахты и на момент её ликвидации уже проживала в доме, поэтому новых обстоятельств для включения ее в число участников данной программы в данном случае не усматривается.
При таких обстоятельствах законных оснований для удовлетворения исковых требований в данном случае не имеется, поэтому в удовлетворении иска С.В.С. к администрации городского округа «Город Губаха» следует отказать.
Это не препятствует защите жилищных прав истицы на основе общих положений жилищного и гражданского законодательства в ином исковом производстве.
Руководствуясь ст.194 – 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать С.В.С. в удовлетворении исковых требований к администрации городского округа «Город Губаха» о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, и предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: