Дело № 2-245/2016 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 ноября 2016 года <адрес>
Конышевский районный суд Курской области в составе
председательствующего судьи Попрядухина А.А.,
с участием представителя истца - администрации <данные изъяты> сельсовета Конышевского района Курской области Сорокина В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кутковой И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области к территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в <данные изъяты> области о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, в размере <данные изъяты> га каждая, из земель сельскохозяйственного назначения СХПК «<данные изъяты>», площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым №, расположенные по адресу: <адрес>
УСТАНОВИЛ:
Администрация <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области обратилась в суд с исковым заявлением к территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом о признании права собственности на невостребованные земельные доли ФИО5, ФИО6, ФИО2, ФИО3, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО4, ФИО14, в размере <данные изъяты> га каждая, из земель сельскохозяйственного назначения АО «<данные изъяты>», площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым №, расположенные по адресу: <адрес>, мотивируя свои требования тем, что на основании Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года №1767 «О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы в России» и Постановления Администрации <данные изъяты> района № от <дата> ФИО5, ФИО6, ФИО2, ФИО3, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО4, ФИО14, были наделены земельным паем в размере <данные изъяты> га, каждый, из земель сельскохозяйственного назначения АО «Победа», расположенные по адресу: <адрес>
Однако указанные лица умерли, не распорядившись своими земельными долями, не предприняв мер к государственной регистрации права собственности на земельные доли, а также мер по выделу земельной доли в натуре. Наследники, как по закону, так и по завещанию после смерти ФИО5, ФИО6, ФИО2, ФИО3, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО4, ФИО14 отсутствуют.
Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления. В связи с чем, просит признать право муниципальной собственности на невостребованные земельные доли ФИО5, ФИО6, ФИО2, ФИО3, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО4, ФИО14, в размере <данные изъяты> га каждая, из земель сельскохозяйственного назначения АО «<данные изъяты>», площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым №, расположенные по адресу: <адрес>
В судебном заседании представитель истца - администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области ФИО16 заявленные исковые требования уточнил, отказавшись от требований в части признания права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли ФИО2, ФИО3, ФИО4,и просил признать за МО администрацией <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области право муниципальной собственности на невостребованные земельные доли ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, в размере <данные изъяты> га каждая, из земель сельскохозяйственного назначения СХПК «<данные изъяты>», площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым №, расположенные по адресу: <адрес>
Определением <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> области от <дата> прекращено производство по делу в части требований о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли ФИО2, ФИО3, ФИО10, в размере <данные изъяты> га каждая, из земель сельскохозяйственного назначения АО «<данные изъяты>», площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым № расположенные по адресу: <адрес>, в связи с отказом от заявленных требований.
Представитель ответчика территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в <данные изъяты> области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В суд направил отзыв, согласно которому указывают, что признанные в установленном порядке невостребованными земельные доли, принадлежавшие на праве собственности гражданам, которые не передали эту земельную долю в аренду или не распорядились ею иным образом в течение трех и более лет, до их передачи решением суда в муниципальную собственность входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных ГК РФ, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований просят отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В суд направил отзыв, в котором просит рассмотреть дело без его участия, в удовлетворении исковых требований не возражает.
Суд, выслушав объяснения представителя истца - администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области Сорокина В.В., исследовав и оценив письменные материалы гражданского дела в их совокупности приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), собственностью граждан являются земельные участки, приобретенные гражданами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В силу ч.1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, федеральными законами.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенными использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе, земле как природному объекту.
Как предусмотрено п.5 ст.79 ЗК РФ, использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
По смыслу ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей. Затем указанный орган опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования. Указанный список представляется органом местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Постановлением Губернатора <данные изъяты> области от 12 апреля 2005 года № 256 «О мерах по реализации Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» средством массовой информации, в котором публикуются сообщения участников долевой собственности о сделках с земельными долями, а также иные сообщения, предусмотренные законодательством об обороте земель сельскохозяйственного назначения определена газета «Курская правда».
Судом установлено, что ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 при реорганизации колхоза «<данные изъяты>» в АОЗТ «<данные изъяты>» были наделены земельными долями из земель сельскохозяйственного назначения на праве общей долевой собственности, в соответствии с Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и принятыми в его развитие постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации совхозов и колхозов», от 4 сентября 1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса»; были включен в списки лиц, наделенных земельными долями в размере <данные изъяты> га (л.д.№).
Постановлением главы администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> области № от <дата> АОЗТ «<данные изъяты>» перерегистрировано в СХПК «<данные изъяты>».
Судом установлено, что предусмотренный Федеральным законом от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» порядок придания земельным долям статуса невостребованных администрацией <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области соблюден.
В газете «<данные изъяты>» администрацией <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области опубликован список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, расположенные в границах СХПК «<данные изъяты>» на территории <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области, с указанием лиц, наделенных земельными долями (л.д.№).
Постановлением главы администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области от <дата> № утвержден список невостребованных земельных долей, расположенных в границах СХПК «<данные изъяты>» на территории Беляевского сельсовета (л.д.№).
Согласно кадастровой выписке земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым №, состоящий из земель сельскохозяйственного назначения, расположен по адресу: <адрес> (л.д.№).
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав в отношении ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 отсутствуют.
Согласно ч. 4 ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантируется. Данная норма реализуется в процессе применения гражданского законодательства при осуществлении конкретных прав граждан, являющихся наследниками по завещанию и закону.
В силу ч.ч.1, 2 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
01 марта 2002 года введена в действие ч.3 Гражданского кодекса РФ, которая применяется к гражданским правоотношениям, возникшим после введения её в действие.
Применительно к гражданским правоотношениям, возникшим до введения в действие ч.3 ГК РФ, надлежит руководствоваться разделом 7 «Наследственное право» ГК РСФСР.
В соответствии со ст.ст. 528, 529 ГК РСФСР, наследство открывается со смертью гражданина. Днём открытия наследства является день смерти гражданина.
Согласно ст. 532 ГК РСФСР наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В силу ст. 546 ГК РСФСР признаётся, что наследник принял наследство, когда он в течение шести месяцев с момента открытия наследства фактически вступил во владение наследуемым имуществом или когда подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.
Судом установлено, что ФИО5, <дата> рождения, наделенная земельной долей в размере <данные изъяты> га из земель сельскохозяйственного назначения СХПК «<данные изъяты>», умерла <дата>, что подтверждается копией актовой записи о смерти.
Согласно информации Администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области ФИО5 на момент смерти проживала на территории <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области, одна, сведениями о фактическом принятии наследства после смерти указанного лица, администрация не располагает (л.д.№).
Из информации нотариуса <данные изъяты> нотариального округа следует, что никто из наследников с заявлением о принятии наследства или об отказе от наследства, после смерти ФИО5 к нотариусу не обращался.
ФИО6, <дата> рождения, наделенный земельной долей в размере <данные изъяты> га из земель сельскохозяйственного назначения СХПК «<данные изъяты>», умер <дата>, что подтверждается копией актовой записи о смерти.
Согласно информации Администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области ФИО6 на момент смерти проживал на территории <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области, сведениями о фактическом принятии наследства после смерти указанного лица, администрация не располагает (л.д.№).
Согласно информации нотариуса <данные изъяты> нотариального округа никто из наследников с заявлением о принятии наследства или об отказе от наследства, после смерти ФИО6 к нотариусу не обращался.
ФИО7, <дата> рождения, наделенный земельной долей в размере <данные изъяты> га из земель сельскохозяйственного назначения СХПК «<данные изъяты>», умер <дата>, что подтверждается копией актовой записи о смерти.
Согласно информации Администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области ФИО7 на момент смерти проживал на территории <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области, одна, сведениями о фактическом принятии наследства после смерти указанного лица, администрация не располагает (л.д.№).
Согласно информации нотариуса <данные изъяты> нотариального округа никто из наследников с заявлением о принятии наследства или об отказе от наследства, после смерти ФИО17 к нотариусу не обращался.
ФИО8, <дата> рождения, наделенная земельной долей в размере <данные изъяты> га из земель сельскохозяйственного назначения СХПК «<данные изъяты>», умерла <дата>, что подтверждается копией актовой записи о смерти.
Согласно информации Администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области ФИО8 на момент смерти проживала на территории <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области, одна, сведениями о фактическом принятии наследства после смерти указанного лица, администрация не располагает (л.д.№).
Согласно информации нотариуса <данные изъяты> нотариального округа никто из наследников с заявлением о принятии наследства или об отказе от наследства, после смерти ФИО8 к нотариусу не обращался.
ФИО9, <дата> рождения, наделенная земельной долей в размере <данные изъяты> га из земель сельскохозяйственного назначения СХПК «<данные изъяты>», на момент реорганизации хозяйства проживала на территории <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области, <дата> выбыла в <адрес>, что подтверждается информацией администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области (л.д.№). Сведения о смерти указанного лица отсутствуют.
Согласно информации нотариуса <данные изъяты> нотариального округа никто из наследников с заявлением о принятии наследства или об отказе от наследства, после смерти ФИО9. к нотариусу не обращался.
ФИО10, <дата> рождения, наделенный земельной долей в размере <данные изъяты> га из земель сельскохозяйственного назначения СХПК «<данные изъяты>», умер <дата>, что подтверждается копией актовой записи о смерти.
Согласно информации Администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области ФИО10 на момент смерти проживал на территории <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области, совместно с супругой, ФИО9, которая фактически совершила действия свидетельствующие о принятии наследственного имущества после смерти ФИО10, однако <дата> ФИО9 выбыла в <адрес>, сведениями о месте жительства указанного лица, администрация не располагает (л.д.№).
Согласно информации нотариуса <данные изъяты> нотариального округа никто из наследников с заявлением о принятии наследства или об отказе от наследства, после смерти ФИО10 к нотариусу не обращался.
ФИО11, <дата> рождения, наделенный земельной долей в размере <данные изъяты> га из земель сельскохозяйственного назначения СХПК «<данные изъяты>», умер <дата>, что подтверждается копией актовой записи о смерти.
Согласно информации Администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области ФИО11 на момент смерти проживал на территории <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области, сведениями о фактическом принятии наследства после смерти указанного лица, администрация не располагает (л.д.№).
Согласно информации нотариуса <данные изъяты> нотариального округа никто из наследников с заявлением о принятии наследства или об отказе от наследства, после смерти ФИО11 к нотариусу не обращался.
ФИО12, <дата> рождения, наделенная земельной долей в размере <данные изъяты> га из земель сельскохозяйственного назначения СХПК «<данные изъяты>», на момент реорганизации хозяйства проживала на территории <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области, в <дата> выбыла на <адрес>, что подтверждается информацией администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области (л.д.№). Сведения о смерти указанного лица отсутствуют.
Согласно информации нотариуса <данные изъяты> нотариального округа никто из наследников с заявлением о принятии наследства или об отказе от наследства, после смерти ФИО12 к нотариусу не обращался.
ФИО13, <дата> рождения, наделенная земельной долей в размере <данные изъяты> га из земель сельскохозяйственного назначения СХПК «<данные изъяты>», умерла <дата>, что подтверждается копией актовой записи о смерти.
Согласно информации Администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области ФИО13 на момент смерти проживала на территории <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области, одна, сведениями о фактическом принятии наследства после смерти указанного лица, администрация не располагает (л.д.№).
Согласно информации нотариуса <данные изъяты> нотариального округа никто из наследников с заявлением о принятии наследства или об отказе от наследства, после смерти ФИО13 к нотариусу не обращался.
ФИО14, <дата> рождения, наделенная земельной долей в размере <данные изъяты> га из земель сельскохозяйственного назначения СХПК «<данные изъяты>», на момент реорганизации хозяйства проживала на территории <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области, в <дата> выбыла в <адрес>, что подтверждается информацией администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области (л.д№). Сведения о смерти указанного лица отсутствуют.
Согласно информации нотариуса <данные изъяты> нотариального округа никто из наследников с заявлением о принятии наследства или об отказе от наследства, после смерти ФИО14 к нотариусу не обращался.
В силу п.25 ч.1 ст.15 ФЗ от 06.10.2003г. №131- ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства.
Поскольку часть земельных участков (долей) не используется, это приводит к снижению плодородия почвы, зарастанию деревьями и кустарниками, сорными растениями, понижению достигнутого уровня мелиорации, снижению плодородия почв, невовлечению земель в сельскохозяйственный и гражданский правовой оборот, что в целом негативно отражается на земле как важнейшем компоненте окружающей среды и как средстве производства в сельском хозяйстве.
Согласно п. 2 ст. 1151 ГК РФ, в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участокИное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
В силу пункта 3 ст. 1151 ГК РФ порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
На момент разрешения спора по существу такой закон на территории Российской Федерации не принят.
Вместе с тем, орган, уполномоченный на принятие в собственность Российской Федерации выморочного имущества, нормами федерального законодательства определен.
В силу п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", следует, что на основании п. 3 ст. 1151 Гражданского кодекса РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 50 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Кроме того, Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не содержит запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.
ТУ Росимущества в <данные изъяты> области при соблюдении истцом процедуры признания спорных земельных долей невостребованными по правилам статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ, не заявило права собственника на указанные земельные доли, свидетельства о праве на выморочное имущество не получило, не распорядилось им, следовательно, Российская Федерация не реализовала правомочия собственника в отношении спорного имущества, в связи с чем, довод представителя ответчика ТУ Росимущества по Курской области суд находит не состоятельным.
Судом установлено, что предусмотренный Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» порядок придания земельным долям статуса невостребованных администрацией <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области соблюден.
Неиспользование земельных участков (долей) по назначению приводит к снижению плодородия почвы, зарастанию деревьями и кустарниками, сорными растениями, понижению достигнутого уровня мелиорации, снижению плодородия почв, не вовлечению земель в сельскохозяйственный и гражданско-правовой оборот, что в целом негативно отражается на земле как важнейшем компоненте окружающей среды и как средстве производства в сельском хозяйстве.
Как усматривается из материалов дела, на территории <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области имеются земельные доли, собственники которых не распорядились ими в течение трех и более лет с момента приобретения права на долю в общей собственности на земельный участок.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 1151 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. Находя указанное имущество вывороченным, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
Выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
С учетом установленных по делу обстоятельств, в их совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных администрацией <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области удовлетворить.
Признать за МО «<данные изъяты> сельсовет» <данные изъяты> района <данные изъяты> области право муниципальной собственности на невостребованные земельные доли ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, в размере <данные изъяты> га каждая, из земель сельскохозяйственного назначения СХПК «<данные изъяты>», площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым №, расположенные по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Курского областного суда через Конышевский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия <данные изъяты>.
Судья А.А.Попрядухин