Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-133/2019 (2-1552/2018;) ~ М-1639/2018 от 25.12.2018

Дело № 2-133

Мотивированное решение изготовлено 10.02.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 февраля 2019 г. г. Кандалакша

Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:

судьи Плескачевой Л.И.

при секретаре Телегиной Д.А.

с участием представителя истца Скрыганова Д.А.,

ответчицы Шугаиповой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда гражданское дело по иску

государственного областного бюджетного учреждения «Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор»

к Шугаиповой Айжан Ибрашовне

о взыскании денежных средств, предоставленных из федерального бюджета на создание собственного бизнеса,

УСТАНОВИЛ:

Государственное областное бюджетное учреждение «Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор» (далее по тексту ГОБУ МРИБИ) обратилось в суд с исковым заявлением к Шугаиповой Айжан Ибрашовне о взыскании денежных средств. В обоснование иска указало, что 15 декабря 2012 года между истцом и индивидуальным предпринимателем Шугаиповой А.И. был заключен договор № <номер> о предоставлении ответчице субсидии из федерального бюджета на создание собственного бизнеса. ГОБУ МРИБИ исполнил свою обязанность по договору на сумму <данные изъяты> руб. Согласно представленной ИП Шугаиповой А.И. отчетности получателем субсидии не выполнены целевые показатели проекта – отклонение показателей от планируемых по бизнес-плану составляет более чем 50 % к концу реализации проекта, условия договора не выполнены. ИП Шугаипова А.И. вернула неизрасходованные средства субсидии в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., что подтверждается платежным поручением от 17.01.2014 <номер>.

Ответчице 18.01.2016 было направлено решение и требование о возврате выделенной ей субсидии.

04.08.2016 Шугаиповой А.И. прекращено действие государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

В связи с тем, что до настоящего времени выделенная субсидия не возвращена, истец просит взыскать с Шугаиповой А.И. денежные средства в размере 278 989 руб. 21 коп., предоставленные из федерального бюджета на создание собственного бизнеса.

Представитель истца Скрыганов Д.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Ответчица в судебном заседании не оспаривала, что денежные средства ею не возвращены, при этом полагала, что истцом пропущен срок исковой давности.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что 15 декабря 2012 года между ГОБУ МРИБИ и индивидуальным предпринимателем Шугаиповой А.И. заключен договор № <номер> о представлении Шугаиповой А.И. субсидии из федерального бюджета на создание собственного бизнеса по реализации проекта «Создание витражной мастерской «Весна».

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Статьей 407 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. Прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.

Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который устанавливает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии с положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).

Частями 1, 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

    Согласно положениям пункта 1.1, 1.2 Порядка предоставления грантов начинающим предпринимателям и малым инновационным компаниям на создание собственного бизнеса (в ред. в период спорных отношений, далее - Порядок) названный Порядок разработан в целях оказания государственной поддержки путем предоставления грантов (в виде субсидии) на создание собственного бизнеса (далее - Субсидия) за счет средств бюджета Мурманской области, предусмотренных на реализацию ведомственной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства, стимулирование инноваций в Мурманской области» на 2012 - 2014 годы, утвержденной приказом Министерства экономического развития Мурманской области от 13.07.2012 № ОД-89, а также средств, поступивших в бюджет Мурманской области из федерального бюджета на реализацию мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства (далее - бюджетные средства). Начинающими предпринимателями признаются субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) - индивидуальные предприниматели и юридические лица - производители товаров, работ и услуг, соответствующие требованиям статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ), зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории Мурманской области менее 1 (одного) года на дату подачи заявки на получение Субсидии, а также не осуществлявшие до этого предпринимательскую деятельность (с образованием юридического лица или без образования юридического лица) в течение последних 3 (трех) лет и не являющиеся учредителями (участниками) нескольких юридических лиц, в том числе гражданами, имеющими контрольный пакет акций нескольких акционерных обществ.

Пунктом 9.3 Порядка предусмотрено, в случае обнаружения факта отклонения целевых показателей от планируемых более чем на 50 % к концу реализации проекта, куратор проекта направляет соответствующее уведомление в Минэкономразвития для рассмотрения на заседании Комиссии и решения вопроса о целевом или нецелевом использовании средств и копию Получателю субсидии.

Порядком установлено, что в случае ненадлежащего исполнения получателем субсидии условий предоставления субсидии, требований Порядка и заключенного договора о предоставлении субсидии, в том числе требований по предоставлению отчетности, средства субсидии подлежат возврату.

Аналогичные положения закреплены в разделе 5 договора № <номер>, заключенного с ответчицей 15.12.2012.

Согласно бизнес-плану «Создание витражной мастерской «Весна», Шугаиповой А.И. планировалось создание мастерской по изготовлению пленочных витражей по английской накладной технологии.

Положениями раздела № 1 заключенного между сторонами договора № <номер> от 15.12.2012 субсидии должны быть использованы в сроки, определенные проектом, срок использования не должен превышать одного года с момента фактического перечисления денежных средств на расчетный счет получателя субсидии. В случае неполного использования перечисленных средств в установленный срок, неиспользованные денежные средства (остатки) должны быть возвращены в бюджет.

Разделом 2 заключенного договора предусмотрено, что размер субсидии составляет <данные изъяты> руб.

Разделом 4 договора № <номер> от 15.12.2012 оговорено, что получатель субсидии имеет право использовать субсидию только на расходы, предусмотренные бизнес-планом (Проектом).

Согласно пункту 3.4 договора ГОБУ МРИБИ на основании решения Комиссии имеет право в одностороннем порядке продлить срок действия договора, уведомив об этом получателя субсидии.

Согласно пункту 8.1 Договора, он вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения сторонами взятых на себя обязательств, но в любом случае обязанность предоставления отчетности о достижении целевых показателей проекта сохраняется в течение двух лет со дня фактического перечисления средств на расчетный счет получателя субсидии.

Из представленных суду документов следует, что ИП Шугаиповой А.И. не выполнены целевые показатели более чем на 50 %, не выполнены условия договора от 15.12.2012 № <номер> и Порядка по предоставлению отчетности, т.е. требования по выполнению условий заключенного договора ответчицей не исполнялись.

Согласно приказу <номер> от 19.12.2014, изданному Комиссией по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства Мурманской области от 08.12.2014 срок действия договора № <номер> с Шугаиповой А.И. продлен до 15.12.2015.

04.11.2015, 11.12.2015 истцом в адрес ответчицы направлены уведомления о предоставлении ею отчетности по полученной субсидии. Данные уведомления ответчицей оставлены без исполнения.

На основании приказа Министерства развития промышленности и предпринимательства Мурманской области <номер> от 30.12.2015 истцом в адрес ответчицы 26.01.2016 направлено уведомление о расторжении договора о предоставлении субсидии с предложением возвратить полученные денежные средства в течение 30 календарных дней со дня получения данного уведомления. Однако в указанный срок ответчицей мер для возврата денежных средств не предпринято.

Как следует из ЕГРНП, Шугаипова А.И. 04.08.2016 прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

Доказательств возврата задолженности ответчицей в нарушение требований части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в суд не представлено.

Доводы о пропуске истцом срока исковой давности суд находит несостоятельными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности оставляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Согласно положениям статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования. При этом срок исковой давности во всяком случае не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства.

Пунктом 5.7 заключенного с ответчицей Договора предусмотрено, что если Комиссией принято решение о возврате субсидии, получатель субсидии обязан вернуть полученные денежные средства на лицевой счет ГОБУ МРИБИ в течение 30 рабочих дней от даты отправки ГОБУ МРИБИ соответствующего уведомления.

Уведомление о расторжении договора и возврате средств субсидии было направлено ответчице 26 января 2016 г. Установленный договором срок возврата субсидии истек 11 марта 2016 г.

Исковое заявление направлено в суд 19 декабря 2018 г., т.е. в пределах трехлетнего срока исковой давности.

Исходя из этого, суд находит обоснованными требования истца о взыскании с ответчицы денежных средств, предоставленных из федерального бюджета на создание собственного бизнеса, в сумме 287 989 руб. 21 коп.

Частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Согласно пункту 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.07.2014 № 46, если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.

Принимая во внимание удовлетворение заявленных требований имущественного характера, в соответствии с пунктом 1 статьи 333.19 НК РФ государственная пошлина, подлежащая уплате по данному делу, составляет 6080 руб. 00 коп. В связи с тем, что истец освобождён от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в размере 6080 руб. 00 коп. подлежит взысканию с ответчицы в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, в соответствии со ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 287 989 ░░░. 21 ░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6080 ░░░. 00 ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░

2-133/2019 (2-1552/2018;) ~ М-1639/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ГОБУ МРИБИ
Ответчики
Шугаипова Айжан Ибрашовна
Другие
Министерство развития промышленности и предпринимательства Мурманской области
Суд
Кандалакшский районный суд Мурманской области
Судья
Плескачева Л.И.
Дело на сайте суда
kan--mrm.sudrf.ru
25.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.12.2018Передача материалов судье
28.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.01.2019Судебное заседание
05.02.2019Судебное заседание
10.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2019Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее