Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-17569/2021 от 02.06.2021

Судья: Махмудова Е.Н. Дело № 33а-17569/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Редченко Е.В.,

судей Мертехина М.В., Бирюковой Е.Ю.,

при помощнике судьи Харламове К.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу Тащяна В. А., Хроян А. В. на решение Люберецкого городского суда Московской области от 01 февраля 2021 года по делу по административному исковому заявлению Тащяна В. А., Хроян А. В. к Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по <данные изъяты> о признании незаконными решений от <данные изъяты> о непризнании носителями русского языка,

заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,

объяснения Тащян В.А., представителя Тащян В.А. и Хроян А.В.Рыбко В.Б., представителя ГУ МВД России по <данные изъяты>Турова С.А.,

установила:

Тащян В.А. и Хроян А.В. обратились в суд с административным иском к УВМ ГУ МВД России по <данные изъяты> о признании незаконными решений от <данные изъяты> о непризнании носителями русского языка.

В обоснование требований указывалось, что административные истцы являются супругами и проживают на территории РФ с 2012 года, пользуются русским языком в семейно-бытовой сфере.

Административные истцы ссылались, что при вынесении оспариваемых решений комиссией не было учтено наличие у них близких родственников, постоянно проживающих на территории РФ и бывшей РСФСР.

В судебном заседании суда первой инстанции административные истцы Тащян В.А. и Хроян А.В., их представитель Рыбко В.Б. требования поддержали, пояснили, что владение ими русским языком подтверждается длительностью их проживания на территории РФ и их родственников.

Представитель административного ответчика ГУ МВД России по <данные изъяты> Головина А.А. возражала против удовлетворения требований по доводам письменных возражений.

Представитель административного ответчика УВМ ГУ МВД России по <данные изъяты> не явился, был извещен.

Решением Люберецкого городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении требований было отказано.

В апелляционной жалобе Тящан В.А., Хроян А.В. просят об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от <данные изъяты> N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» иностранный гражданин или лицо без гражданства по результатам собеседования, проведенного с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее - комиссия), могут быть признаны носителями русского языка, то есть лицами, владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации (часть 1).

Комиссии формируются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальными органами. Порядок формирования и работы комиссий, требования к специалистам, входящим в состав комиссии, правила проведения комиссией указанного в части первой настоящей статьи собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, требования к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и форме решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (часть 2).

Комиссия принимает решение о признании либо непризнании этого иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка по результатам собеседования с иностранным гражданином (часть 5).

Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что вопрос о признании иностранного гражданина носителем русского языка разрешается в порядке особой административной процедуры специально созданной комиссией, которая уполномочена на принятие заявлений о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, а также проверку соответствия заявления и приложенных к нему документов требованиям законодательства.

Приказом МВД России от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об организации работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка» предусмотрено, что в целях своевременного, полного и объективного рассмотрения вопросов признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации создаются Комиссия МВД России и комиссии территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.

Данные комиссии осуществляют, в том числе, функции:

- по проведению с иностранным гражданином, за исключением граждан Республики Белоруссия и граждан Украины, собеседование с учетом Единых критериев признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (приложение N 4 к приказу), устанавливают наличие (отсутствие) оснований для признания иностранного гражданина носителем русского языка, по результатам собеседования принимают решение о признании (непризнании) иностранного гражданина носителем русского языка.

В состав Комиссии МВД России (территориальной комиссии МВД России) включаются специалисты, которые должны:

1. Иметь высшее образование не ниже специалитета или магистратуры, подтвержденное дипломом государственного образца для сотрудников, гражданских служащих ГУВМ МВД России и подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России, работников подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России, к компетенции которых отнесены вопросы гражданства Российской Федерации.

2. Относиться к числу профессорско-преподавательского состава для представителей образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования по направлениям подготовки "Филология" и (или) "Лингвистика" или дополнительные образовательные программы, касающиеся изучения русского языка как иностранного (приложение <данные изъяты>).

Правила проведения комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства установлены в приложении <данные изъяты>.

Собеседование с иностранным гражданином проводится в целях подтверждения соответствия его Единым критериям признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (приложение N 4 к приказу). Продолжительность собеседования не может составлять более 30 минут на одного иностранного гражданина. Процедура собеседования оформляется протоколом. При собеседовании в протоколе фиксируются все вопросы членов комиссии. При проведении собеседования используется перечень вопросов, позволяющих определить уровень сформированности у иностранного гражданина коммуникативно-речевой компетенции по русскому языку.

Иностранному гражданину по результатам собеседования выдается решение о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка либо выписка из протокола о непризнании иностранного гражданина носителем русского языка.

Иностранный гражданин и лицо без гражданства при проведении комиссией собеседования, проводимого с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, могут быть признаны носителями русского языка по следующим критериям:

1. Умение инициировать диалог в бытовых ситуациях, поддерживать беседу.

2. Умение достигать поставленных целей коммуникации в ситуациях подготовленного и неподготовленного монологического и диалогического общения, в том числе публичного, демонстрируя различные тактики речевого поведения.

3. Понимание информации, представленной в отдельных диалогах и монологах социально-бытового и социально-культурного характера.

4. Использование грамматических и лексических навыков оформления высказываний в соответствии с намерениями в социально-бытовых ситуациях.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела усматривается, что комиссия ГУ МВД России по <данные изъяты> по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка создана на основании приказа ГУ МВД России по <данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты>г. В ее состав помимо должностных лиц УВМ ГУ МВД России по <данные изъяты> входят представители ГОУ ВО <данные изъяты> «Государственный гуманитарно-технологический университет», ГОУ ВО <данные изъяты> «Государственный социально-гуманитарный университет»: доктор филологических наук, кандидаты филологических наук, преподаватель русского языка как иностранного.

<данные изъяты> с административными истцами было проведено собеседование, в ходе которого заданы обязательные и дополнительные вопросы, процедура собеседования оформлена протоколом <данные изъяты>-П, где зафиксированы все вопросы членов комиссии.

При проведении с административными истцами собеседования им были заданы, в том числе дополнительные вопросы Тащану В.А. – как устроен Ваш быт. Какое распределение обязанностей принято в вашей семье; Хроян А.В. – как вы относитесь к искусству, фольклору (устному народному творчеству). <данные изъяты> искусства Вам ближе всего (живопись, литература, музыка, кино, фотография, танец, театр и т.п). Почему)

По результатам собеседования административные истцы единогласно не признаны носителями русского языка, поскольку не проявили знание языковой системы, использования грамматических и лексических навыков оформления высказываний в соответствии с намерениями в социально-бытовых ситуациях, а также владения средствами выразительности языка.

Оспариваемые решения выданы административным истцам в форме выписки из протокола заседания комиссии от <данные изъяты> о том, что граждане Республики Армения Тащян В.А. и Хроян А.В. не признаны носителями русского языка в соответствии с частью 1 статьи 33.1 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».

Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконными решений, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые решения о непризнании административных истцов носителями русского языка являются законными и обоснованными, вынесены в соответствии с требованиями действующего законодательства, регулирующего спорные отношения, и в пределах полномочий государственного органа.

Утверждения административного истца Тащяна В.А. о том, что комиссия неверно оценила его уровень владения русским языком, были отклонены судом первой инстанции с учетом квалификации и уровня образования входящих в состав комиссии лиц.

Не были приняты во внимание судом первой инстанции ссылки административных истцов на получение ими сертификатов о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, которые, по их мнению, являются достаточным доказательством необходимого уровня владения русским языком. Отмечено, что получение данного сертификата не является безусловным основанием для принятия комиссией положительного решения о признании иностранного гражданина носителем русского языка. Указанный документ может быть представлен при наличии в комиссию наряду с другими необходимыми документами, что следует из пункта 3.8 Приложения <данные изъяты> к Приказу МВД России от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об организации работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка».

Доводы административных истцов о незаконности оспариваемых решений при наличии у них родственников, постоянно проживающих на территории РФ, отклонены судом первой инстанции. Доказательств наличия у административных истцов родственников по прямой восходящей линии ни в материалы дела, ни в комиссию ГУ МВД России по <данные изъяты> не было представлено. При этом в материалы дела представлены сведения в отношении граждан РФ, которые, по утверждению административных истцов, приходятся им племянником, тетей, дядей, сестрой двоюродного брата, двоюродным братом, то есть не относящихся к родственникам по прямой восходящей линии.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с решением суда, которым отказано в удовлетворении административного иска, поскольку оспариваемые решения приняты в пределах полномочий Комиссии, порядок принятия оспариваемых решений не нарушен. Единогласные решения в отношении административных истцов приняты комиссией, сформированной в соответствии с требованиями действующего законодательства.

При этом необходимо отметить, что в судебном порядке не осуществляется проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом, что следует из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в пункте 62 постановления Пленума от <данные изъяты> N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».

Доводы в апелляционной жалобе о том, что административные истцы живут в РФ с 2012 года, а также имеют близких родственников граждан РФ, сами по себе не свидетельствуют о том, что они являются носителями русского языка.

Ссылки в апелляционной жалобе на наличие сертификатов о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, не указываю на незаконность оспариваемых решений. В силу Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и постановления Правительства РФ от <данные изъяты> N 840 «Об утверждении требований к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации» подтверждает минимальный уровень знаний иностранных граждан и лиц без гражданства. Однако административные истцы претендовали на подтверждение у них более высокого уровня владения русским языком, чем тот, который подтверждается сертификатом. Кроме того, в действующем законодательстве отсутствуют положения о том, что наличие указанного сертификата освобождает от прохождения собеседования в целях признания носителем русского языка.

Следует также учесть, что административные истцы вправе повторно обратиться по соответствующему вопросу не ранее одного года после принятия оспариваемых решений.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, по данному делу не установлено.

С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Люберецкого городского суда Московской области от 01 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тащяна В. А., Хроян А. В. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

33а-17569/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Тащян В.А.
Хроян А.В.
Ответчики
ГУ МВД России по Московской области
УВМ ГУ МВД России по МО
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
07.06.2021Судебное заседание
11.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.06.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее