Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3570/2012 ~ М-3212/2012 от 26.04.2012

дело № 2-3570/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

***                                         г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

Судьи      Исаченко М.В.,

при секретаре Островской Р.В.,

с участием помощника прокурора Кузнецовой Т.Ю.,

истца Бруева С.Г.,

представителей ответчика Государственного казенного учреждения - Управления социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району - Климовой О.Р.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Благовещенска, выступающего в защиту прав и законных интересов Бруева Сергея Григорьевича, к Государственному казенному учреждению - Управление социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району об оспаривании действий по удержанию денежных средств из ежемесячной социальной выплаты, возложении обязанностей прекратить удержание ежемесячной социальной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Благовещенска, выступающий в защиту прав и законных интересов Бруева С.Г., в обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой г. Благовещенска проведена проверка по обращению Бруева Сергея Григорьевича по факту незаконного удержания ГКУ УСЗН денежных средств из ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - ЕСВ). Проведенной проверкой установлено следующее. Уставом ГКУ УСЗН от *** *** установлено, что ГКУ УСЗН относится к специализированному учреждению, основной целью которого является обеспечение социальной поддержки и социального обслуживания граждан отдельной категории, в том числе включенных в федеральный регистр, по оплате жилья и коммунальных услуг, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета. Согласно справе *** Бруев С.Г. является гражданином, имеющим II группу инвалидности. По информации ГКУ УСЗН, представленной в прокуратуру города от ***, Бруев С.Г. состоит на учете в ГКУ УСЗН в качестве инвалида с ***. В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона от *** № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статьей 1 Закона Амурской области от *** *** «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» граждане, имеющие группу инвалидности, имеют право на получение единой социальной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг. Согласно ч. 13 ст. 17 Федерального закона от *** № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже *** процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда). Из содержания п. 2 Порядка назначения и выплаты гражданам отдельных категорий ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от *** ***а следует, что ежемесячная социальная выплата на
оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначается и выплачивается
государственными бюджетными учреждениями - управлениями социальной защиты
населения по городским округам и муниципальным районам области по месту жительства граждан. В силу п. 3 Порядка гражданам, ранее получавшим меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в натуральном виде, ЕСВ с *** назначается без подачи заявления на выплату ЕСВ на основании имеющихся в ГБУ - УСЗН сведений.Согласно сведениям ГКУ УСЗН Бруеву С.Г. с *** года ежемесячно выплачивалась ЕСВ в размере *** руб. С *** (после увеличения тарифа на коммунальные услуги) размер ЕСВ (рассчитанный без учета доли площади жилого помещения, объема коммунальных услуг, приходящихся на инвалида и собственника жилого помещения) составил *** руб. ежемесячно.Как следует из информации ГКУ УСЗН, представленной в прокуратуру города, в управлении на Бруева С.Г. не было сформировано личное дело получателя ЕСВ на оплату ЖКУ. Так как отсутствовали заявление и необходимые документы, ЕСВ была назначена Бруеву С.Г. на основании имеющихся в управлении данных. В *** специалистом управления была направлена карточка-вызов Бруеву С.Г. с просьбой предоставить все необходимые документы.При обработке представленных документов было установлено, что в квартира, в которой зарегистрирован и проживает Бруев С.Г. принадлежит ему на праве собственности, кроме того, совместно с Бруевым С.Г. в указанной квартире до *** года были зарегистрированы *** человека, с *** года - *** человек.В соответствии с п. 9 Порядка расчет ежемесячной социальной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг производится на всю занимаемую площадь жилого помещения и весь объем потребленных коммунальных услуг.Инвалидам, проживающим совместно с другими членами семьи, расчет ЕСВ производится на долю жилого помещения и коммунальных услуг, приходящуюся на инвалида. Доля жилого помещения и коммунальных услуг, приходящаяся на одного человека, определяется путем деления общей площади жилого помещения и общего объема коммунальных услуг на количество лиц, зарегистрированных в данном жилом помещении.Таким образом, расчет причитающейся Бруеву С.Г. суммы ЕСВ должен был осуществляться ГКУ УСЗН исходя из сведений о собственнике жилого помещений и количестве зарегистрированных в нем лиц.Однако, в нарушение приведенных норм законодательства должностными лицами ГКУ УСЗН в период с *** по *** производился неверный расчет суммы указанной выплаты по причине неправильного использования программного обеспечения по расчету ЕСВ, а также в связи с отсутствием в учреждении необходимых для расчета сведений.Данное обстоятельство привело к образованию переплаты Бруеву С.Г. суммы ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере *** руб.В связи с образовавшееся переплатой, ГКУ УСЗН на основании п. 15 Правил удержана с Бруева С.Г. сумма ЕСВ за период с *** года в размере *** руб.В силу п.З ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.В соответствии с п. 15 Порядка в случае назначения ЕСВ в завышенном размере излишне выплаченные гражданину средства вследствие непредставления или несвоевременного представления необходимых сведений и документов, а также представления документов, содержащих недостоверные сведения, подлежат удержанию из ЕСВ в последующем периоде. Размер удержаний не может составлять более ***% от суммы ЕСВ.Указанный перечень оснований, при которых может быть произведено удержание ЕСВ, является исчерпывающим. Проверкой установлено, что Бруевым С.Г. были своевременно представлены в ГКУ в УСЗН достоверные сведения о составе своей семьи, в связи с чем к нему не могли быть применены основания удержания ЕСВ, указанные в п. 15 Порядка. Таким образом, действия ГКУ УСЗН по удержанию с Бруева С.Г. с *** года денежных средств из ЕСВ в размере *** рублей противоречат действующему законодательству. Просит признать действия Государственного казенного учреждения - Управления социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району по удержанию с *** года из ежемесячной социальной выплаты Бруеву Сергею Григорьевичу денежных средств в сумме *** рублей, как излишне выплаченных, незаконными, обязать Государственное казенное учреждение - Управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району прекратить производство по удержанию из ежемесячной социальной выплаты Бруеву Сергею Григорьевичу денежных средств в счет излишне выплаченных и произвести ему возврат денежных средств в сумме *** рублей.

В судебном заседании помощник прокурора г. Благовещенска и Бруев С.Г. заявленные требования поддержали.

Представитель ответчика заявленные истцом требования не признала, пояснила, что Бруев С.Г. состоит на учете в Управлении как получатель мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов». В соответствии с абз. 13 ст. 17 Закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже *** процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).Право на предоставление скидки на оплату жилого помещения, предусмотренной вышеуказанным федеральным законом № 181-ФЗ, имеют только инвалиды, проживающие в жилых помещениях, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. Инвалиды, проживающие в принадлежащих им на праве собственности жилых помещениях, права на предоставление такой скидки на оплату жилого помещения не имеют.По данным ООО «Единый РКЦ», переданным в *** года по электронному файл-обмену в управление в соответствии с соглашением от *** при назначении ЕСВ впервые, в квартире проживал один человек, квартира по адресу: ***, являлась муниципальной собственностью. Поэтому на основании имеющихся данных ЕСВ в части оплаты за жилье ему назначена правомерно.Однако Бруев С.Г. *** предоставил договор на безвозмездную передачу квартиры (дома) в собственность граждан от *** ***. соответственно с *** истец, проживающий в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении, права на предоставление скидки на оплату жилого помещения, предусмотренной вышеуказанным федеральным законом, не имеет. Однако об изменении данного обстоятельства истец в управление не сообщил.В соответствии со справкой о составе семьи, выданной МП «ЕИРЦ» от *** ***, в квартире совместно с ним зарегистрированы еще два человека: жена НД и АС, который снят с регистрационного учета по указанному адресу ***, о данном факте истец также не сообщил в управление.Кроме того, в силу требований статьи 28.2 Федерального закона от *** № 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Статьей 3 Федерального закона № 181-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 5 названного Федерального закона).Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.Таким образом, полномочия по предоставлению инвалидам мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, а также средства на осуществление данных полномочий передаются Российской Федерацией в ведение субъектов Российской Федерации, которые вправе определять форму предоставления таких мер, а следовательно, и устанавливать положения, определяющие условия и порядок получения указанными лицами мер социальной поддержки.Постановлением Правительства Амурской области от *** ***а утвержден Порядок назначения и выплаты гражданам отдельных категорий ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Данный Порядок принят уполномоченным на то органом - правительством Амурской области в пределах его компетенции с соблюдением законодательной процедуры, подписан уполномоченным лицом, опубликован в установленном порядке, не нарушает гражданских прав и свобод человека и гражданина, в том числе по реализации прав и свобод человека на социальную защиту.В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка гражданам, ранее получавшим меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в натуральном виде, управление назначило впервые ЕСВ Бруеву С.Г. *** без подачи им заявления, на основании имеющихся в ГБУ УСЗН сведений.На основании постановления правительства Амурской области ***а от *** инвалиду, проживающему совместно с другими членами семьи меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются только на долю жилого помещении и потребленных коммунальных услуг, приходящуюся на инвалида. Выделение доли производится путем деления общей площади жилого помещения и объема потребленных услуг на количество человек, зарегистрированных совместно с инвалидом. Установленный порядок предоставления льгот соответствует федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской федерации».На основании указанного закона и Порядка ***а от ***, утвержденного правительством Амурской области, Бруеву С.Г. назначена ЕСВ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере *** рублей за период с января по *** года, и *** рублей за период с января по *** года.Для проверки правильности начисления ЕСВ, управление имеет право запрашивать необходимые документы у гражданина, поэтому гражданин в *** года был вызван в управление карточкой-вызовом, с просьбой предоставить необходимые документы.После установления ключевых данных о размере занимаемой площади, о праве собственности на жилое помещение по Бруева С.Г. о количестве зарегистрированных членах семьи инвалида, ему произведен перерасчет, который за период с *** по *** должен был составлять *** рублей, за период с *** по *** *** рублей.С *** года расчет ЕСВ с *** по *** приведен в соответствие с законодательством и производится на *** кв.м, с *** расчет производится на *** кв.м. т.к. с *** выписан один член семьи. Кроме того, с *** из расчета ЕСВ исключена выплата по следующим видам услуг: вывоз твердых бытовых отходов, оплата жилья, найм и приведена в соответствии с новыми данным по договору приватизации жилого помещения и общей площади жилого помещения.Таким образом, в связи с несвоевременным обращением Бруева С.Г. в управление и отсутствием в управлении достоверных данных, влияющих на размер предоставления ЕСВ на оплату жилья коммунальных услуг производился в завышенном размере. Общая переплата ЕСВ за период с *** по *** составила *** рублей.Согласно п. 15 вышеназванного Порядка, в случае назначения ЕСВ в завышенном размере излишне выплаченные гражданину средства вследствие непредставления или несвоевременного представления необходимых сведений и документов, содержащих недостоверные сведения, подлежат удержанию из ЕСВ в последующем периоде.Принимая решение об удержании из ЕСВ Бруева С.Г. в последующих периодах, управление руководствовалось нормами Федерального закона от 24.11.1995 года № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 15 и п. 16 вышеназванного Порядка, нисколько не умаляя права гражданина на получение мер социальной поддержки, а только привело расчет и выплату ЕСВ в соответствие с указанными нормами.Кроме того, СЕ направлено уведомление о перерасчете сумм ЕСВ и удержании части ЕСВ в последующих периодах (исх. от *** ***), ему также разъяснено на приеме специалистом управления устно о перерасчете и удержаниях, письменных жалоб от СЕ в управление не поступало.В соответствии с п. 1 статьи 1107 ЕК РФ лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.Управление настаивает на неприменимости статьи 1109 ЕК РФ в данном споре, т.к. п. З указанной статьи предусматривает, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.По смыслу приведенной нормы права, обогащение может быть признано неосновательным в случае, когда отсутствуют предусмотренные законом правовые основания на приобретение или сбережение имущества. У СЕ отсутствовали правовые основания на приобретение имущества в денежной форме - ежемесячной социальной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг в завышенном размере, т.к. в соответствии с п. 9 постановления Правительства Амурской области от *** ***а «Об утверждении Порядка назначения и выплаты гражданам отдельных категорий ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» инвалидам, проживающим совместно с другими членами семьи, расчет ЕСВ производится на долю жилого помещения и коммунальных услуг, приходящуюся на инвалида. Доля жилого помещения и коммунальных услуг, приходящаяся на одного человека, определяется путем деления общей площади жилого помещения и общего объема коммунальных услуг на количество лиц, зарегистрированных в данном жилом помещении. С *** по *** расчет и выплаты Бруеву С.Г. производился неверно, в завышенном размере. Переплата ЕСВ Бруеву С.Г. в сумме *** рублей является неосновательным обогащением Бруева С.Г.П. 1 ст. 1102 ГК Российской Федерации предусматривает, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество(приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).Просит в иске прокурора в интересах Бруева С.Г. отказать в полном объеме.

Выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Из искового заявления следует, что Бруев С.Г. обратился в прокуратуру г. Благовещенска с просьбой о защите ее прав на получение единой социальной выплаты в установленном размере, в связи с чем, суд расценивает прокурора г. Благовещенска правомочным на предъявление данного иска в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», данный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Частью 13 статьи 17 данного закона предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Согласно уставу Государственного казенного учреждения Амурской области - Управление социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району, утвержденному ***, основной целью деятельности данного учреждения является обеспечение социальной поддержки и социального обслуживания граждан отдельной категории, в том числе включенных в федеральный и областной регистры, по оплате жилья и коммунальных услуг, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального и областного бюджета.

Как установлено судом, подтверждается материалами дела и было подтверждено в ходе судебного разбирательства представителем ответчика, Бруев С.Г. являясь инвалидом, состоит на учете в Управлении социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району с ***, в связи с чем, ему предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные вышеназванным Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Постановлением Правительства Амурской области от ****** утвержден Порядок назначения и выплаты гражданам отдельных категорий ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Данный Порядок принят уполномоченным на то органом - правительством Амурской области в пределах его компетенции с соблюдением законодательной процедуры, подписан уполномоченным лицом, опубликован в установленном порядке, не нарушает гражданских прав и свобод человека и гражданина, в том числе по реализации прав и свобод человека на социальную защиту.

В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка гражданам, ранее получавшим меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в натуральном виде, управление назначило впервые ЕСВ Бруеву С.Г. *** без подачи им заявления, на основании имеющихся в ГБУ УСЗН сведений.

На основании постановления правительства Амурской области ***а от *** инвалиду, проживающему совместно с другими членами семьи меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются только на долю жилого помещении и потребленных коммунальных услуг, приходящуюся на инвалида. Выделение доли производится путем деления общей площади жилого помещения и объема потребленных услуг на количество человек, зарегистрированных совместно с инвалидом. Установленный порядок предоставления льгот соответствует федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской федерации».

На основании указанного закона и Порядка ***а от ***, утвержденного правительством Амурской области, Бруеву С.Г. назначена ЕСВ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере *** рублей за период с января по *** года, и *** рублей за период с января по *** года.

Как следует из информации ГКУ УСЗН, представленной в прокуратуру города, в управлении на Бруева С.Г. не было сформировано личное дело получателя ЕСВ на оплату ЖКУ. Так как отсутствовали заявление и необходимые документы, ЕСВ была назначена Бруеву С.Г. на основании имеющихся в управлении данных. В *** специалистом управления была направлена карточка-вызов Бруеву С.Г. с просьбой предоставить все необходимые документы.

При обработке представленных документов было установлено, что в квартира, в которой зарегистрирован и проживает Бруев С.Г. принадлежит ему на праве собственности, кроме того, совместно с Бруевым С.Г. в указанной квартире до *** года были зарегистрированы *** человека, с *** года - *** человек.

В соответствии с п. 9 Порядка расчет ежемесячной социальной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг производится на всю занимаемую площадь жилого помещения и весь объем потребленных коммунальных услуг.

Инвалидам, проживающим совместно с другими членами семьи, расчет ЕСВ производится на долю жилого помещения и коммунальных услуг, приходящуюся на инвалида. Доля жилого помещения и коммунальных услуг, приходящаяся на одного человека, определяется путем деления общей площади жилого помещения и общего объема коммунальных услуг на количество лиц, зарегистрированных в данном жилом помещении.

Таким образом, расчет причитающейся Бруеву С.Г. суммы ЕСВ должен был осуществляться ГКУ УСЗН исходя из сведений о собственнике жилого помещений и количестве зарегистрированных в нем лиц.

Однако, в нарушение приведенных норм законодательства должностными лицами ГКУ УСЗН в период с *** по *** производился неверный расчет суммы указанной выплаты по причине неправильного использования программного обеспечения по расчету ЕСВ, а также в связи с отсутствием в учреждении необходимых для расчета сведений.

Данное обстоятельство привело к образованию переплаты Бруеву С.Г. суммы ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере *** руб.В связи с образовавшееся переплатой, ГКУ УСЗН на основании п. 15 Правил удержана с Бруева С.Г. сумма ЕСВ за период с *** года в размере *** руб.

Как следует из позиции истца, удержание денежных средств из подлежащей выплате Бруеву С.Г. ЕСВ является необоснованным и совершаемым ответчиком в нарушение требований ст. 1109 ГК РФ, тогда как из позиции ответчика следует, что такие удержания осуществляются им на законных основаниях и в соответствии с п.15 Порядка назначения и выплаты гражданам отдельных категорий ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Оценивая заявленные истцом требования, доводы, приведенные в их обоснование, а также возражения ответчика, на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства суд приходит к следующему.

Из текста пункта 15 Порядка назначения и выплаты гражданам отдельных категорий ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг действительно усматривается, что в случае назначения ЕСВ в завышенном размере излишне выплаченные гражданину средства вследствие непредставления или несвоевременного представления необходимых сведений и документов, а также представления документов, содержащих недостоверные сведения, подлежат удержанию из ЕСВ в последующем периоде. Размер удержаний не может составлять более ***% от суммы ЕСВ.

Как следует из приведенных положений, устанавливающих порядок удержаний из выплачиваемой ЕСВ ранее предоставленных в завышенном размере выплат, такие удержания возможны в случаях переплаты ЕСВ вследствие непредставления или несвоевременного представления необходимых для ее расчета и назначения сведений и документов, и представления документов, содержащих недостоверные сведения (п.15 Порядка).

Вытекающая из смысла пункта 3 Порядка обязанность ГБУ УСЗН по истребованию от граждан сведений о размере общей площади жилого помещения, перечне фактически предоставляемых коммунальных услуг, количестве членов семьи, необходимых для назначения ЕСВ, в случае отсутствия у Учреждения таких сведений, ответчиком надлежащим образом исполнена не была, направление соответствующих запросов в адрес Бруева С.Г. материалами дела не подтверждено.

Этим же пунктом установлено отсутствие обязанности истца, как у гражданина, ранее получавшего меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в натуральном виде, по предоставлению в ГБУ УСЗН таких сведений в связи с назначением ему с *** ЕСВ, в связи с чем, оснований для констатации вывода о непредставлении, несвоевременном представлении необходимых документов и сведений или о представлении недостоверных сведений истцом ответчику, которые повлекли бы за собой назначение ЕСВ в завышенном размере, судом не усматривается.

Таким образом, признаков недобросовестности в действиях Бруева С.Г., равно как и совершения сотрудниками ГБУ УСЗН по г. Благовещенску и Благовещенскому района счетной ошибки, повлекших за собой назначение истцу ЕСВ в завышенном размере, по делу не усматривается, что, по мнению суда, исключает возможность удержания с Бруева С.Г. излишне выплаченной ей ЕСВ по правилам как п.15, так и п.16 Порядка назначения и выплаты гражданам отдельных категорий ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Статья 1109 ГК РФ устанавливает общие правила возврата неосновательного обогащения - так, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Поскольку предусматриваемые статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» меры социальной поддержки инвалидов по существу отнесены к мерам, направленным на обеспечение жизнедеятельности данной категории граждан, суд полагает возможным отнесение выплаченных Бруеву С.Г. в качестве ежемесячной социальной выплаты денежных сумм за период с *** года к денежным средствам, выплаченным ему в качестве средств к существованию.

Следовательно, ст.1109 ГК РФ применима к рассматриваемому спору и из ее содержания также следует, что возврат излишне выплаченной ЕСВ возможен только в случае счетной ошибки либо в случае недобросовестности, допущенной именно со стороны гражданина. Недобросовестность со стороны какого-либо третьего лица не может послужить основанием для возникновения у гражданина обязательств по возврату неосновательного обогащения.

При таких обстоятельствах, учитывая, что выше установленные обстоятельства в совокупности указывают на необоснованность действий ответчика по удержанию с *** года из ежемесячной выплаты Бруева С.Г. денежных средств в сумме *** рубля и их несоответствие как пунктам 15 и 16 приведенного выше Порядка, так ст. 1109 ГК РФ, требования истца о признании таких действий ответчика незаконными являются законными и обоснованными, а поэтому подлежат удовлетворению.

Признавая незаконным действия ГБУ - Управление социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району по удержанию денежных средств в сумме *** рубля, суд в порядке восстановления нарушенного права истца и согласно ст. ст. 11, 12 ГК РФ полагает необходимым обязать ГБУ УСЗН по г. Благовещенск и Благовещенскому району прекратить удержание из ежемесячной социальной выплаты Бруева Сергея Григорьевича денежных средств в счет излишне выплаченных и произвести ему возврат денежных средств в сумме *** рубля.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора г. Благовещенска, выступающего в защиту прав и законных интересов Бруева Сергея Григорьевича - удовлетворить.

Признать незаконными действия Государственного казенного учреждения - Управления социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району по удержанию с *** года из ежемесячной социальной выплаты Бруева Сергея Григорьевича денежных средств в сумме *** рубля *** копейка, как излишне выплаченных.

Обязать Государственное казенное учреждение - Управление социальной защиты населения по *** и *** прекратить удержание из ежемесячной социальной выплаты Бруева Сергея Григорьевича денежных средств в счет излишне выплаченных и произвести ему возврат денежных средств в сумме *** рубля *** копейка

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 1 месяца дней со дня принятия решения в окончательной форме в апелляционном порядке.

Председательствующий судья:         М.В. Исаченко

2-3570/2012 ~ М-3212/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Бруев Сергей Григорьевич
Прокуратура Благ-ск
Ответчики
ГКУ УСЗН по Благ-ку
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
_Исаченко Марина Викторовна
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
26.04.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.04.2012Передача материалов судье
02.05.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.05.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.05.2012Судебное заседание
05.06.2012Судебное заседание
22.08.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее