РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 августа 2022 года
Судья Сызранского городского суда Самарской области Сорокина О.А.
с участием старшего помощника прокурора г. Сызрани Антоновой В.М.
при секретаре Софоновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1826/2022 по иску прокурора г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.о. Сызрань, МКУ «СызраньСтройЗаказчик» о проведении работ по созданию пешеходного перехода,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Сызрани обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд к Администрации г.о. Сызрань, МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства», МКУ «СызраньСтройЗаказчик» с вышеназванным иском, в котором просит обязать Администрацию г.о. Сызрань выделить денежные средства для производства работ по устройству над основной проезжей частью приподнятого пешеходного перехода на пересечении <адрес>. Обязать МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» и МКУ «СызраньСтройЗаказчик» г.о. Сызрань произвести работы по устройству на основной проезжей частью приподнятого пешеходного перехода на пересечении <адрес>
В обоснование исковых требований истец указал, что прокуратурой города Сызрани в ходе рассмотрения информации Уполномоченного по правам человека в Самарской области от <дата> за № *** были выявлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, выраженные в непринятии органами местного самоуправления мер по организации безопасного пересечения пешеходами проезжей части по <адрес>
В соответствии со ст. 1 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 16 указанного Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003 к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.
На основании ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
На основании ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 4.1, п. 4.2 ГОСТ № 32944-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования» (далее - ГОСТ № 32944-2014) организация пешеходных переходов осуществляется для обеспечения возможности безопасного пересечения проезжей части дорог пешеходами.
При проектировании строительства, реконструкции и капитального ремонта дорог необходимо предусматривать возможность безопасного перехода дорог пешеходами путем устройства пешеходных переходов в одном или разных уровнях в соответствии с требованиями нормативных документов.
В силу п. 6.2.11 ГОСТ № 32944-2014 в сложившихся неблагоприятных условиях для движения пешеходов (на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий, вблизи детских учреждений и т.п.) необходимо осуществлять поэтапное совершенствование организации дорожного движения на обозначенных пешеходных переходах, включающее в себя, в том числе, устройство над основной проезжей частью приподнятого пешеходного перехода.
В ходе проверки информации Уполномоченного по правам человека в Самарской области от <дата> за № *** установлено, что <адрес> сложились неблагоприятные условия для движения пешеходов. В соответствии с информацией ОГИБДЦ МУ МВД России «Сызранское» от <дата> за № *** на указанной улице имеются 9 жилых домов, - расположенных между ветками железнодорожного транспорта, сквозной проезд отсутствует, иные подъездное пути, кроме пересечения <адрес>, отсутствуют, безопасное пересечение пешеходами проезжей части, требует устройство над основной проезжей частью приподнятого пешеходного перехода.
В соответствии с информацией Администрации г.о. Сызрань от <дата> за № ***/ОКС выделение денежных средств в размере 1 469 210 рублей на устройство над основной проезжей частью приподнятого пешеходного перехода на 2022 год не запланировано. Указанное обстоятельство создает существенные риски для жизни и здоровья пешеходов, в связи с чем истец был вынужден обратиться с данным иском в суд.
В судебном заседании представитель прокуратуры г. Сызрань ФИО5 исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнила, просила обязать Администрацию г.о. Сызрань в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для производства проектно-изыскательных работ по устройству пешеходного перехода на пересечении <адрес>. Обязать МКУ «СызраньСтройЗаказчик» г.о. Сызрань в течение трех месяцев с даты выделения денежных средств заключить муниципальный контракт (муниципальный договор) на производство проектно-изыскательных работ по устройству пешеходного перехода на пересечении <адрес>
В судебном заседании представитель ответчика – Администрации г.о. Сызрань ФИО6 разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда, ссылаясь на то, что Администрацией г. Сызрани будет разрешен вопрос о выделении денежных средств для производства проектно-изыскательных работ по устройству пешеходного перехода на пересечении <адрес> в возможно кратчайшие сроки.
В судебном заседании представитель ответчика – МКУ г.о. Сызрань «СызраньСтройЗаказчик» по доверенности ФИО7 против иска возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве, с котором указал, что МКУ г.о. Сызрань «СызраньСтройЗаказчик» выступает заказчиком по согласованию и разработке проектной документации, строительству, реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений муниципальных учреждений социальной сферы, производимых за счет средств всех уровней бюджета; по согласованию и разработке проектной документации, строительству объектов, финансируемых по статье «Капитальные вложения; по капитальному ремонту муниципального имущества, капитальному ремонту и ремонту дорог, за исключением муниципального жилищного фонда и инженерных сетей, в пределах лимитов, выделенных из соответствующих бюджетов.
В 2019 году МКУ г.о. Сызрань «СызраньСтройЗаказчик» был проработан вопрос об организации безопасного перехода граждан через автодорогу по <адрес>, и о возможности проектирования и строительства надземного пешеходного перехода через автодорогу по <адрес> возможность устройства надземного пешеходного перехода в указанном месте имеется.
Стоимость проектно-изыскательских работ по объекту «Проектирование и строительство надземного пешеходного перехода через автодорогу по <адрес> в створе <адрес>» с прохождением государственной экспертизы составляет - 1 469,21 тыс. руб. в ценах 2021 года.
Стоимость строительно-монтажных работ будет определена после разработки проектно-сметной документации и получения положительного заключения государственной экспертизы.
Вопрос выделения денежных средств из городского бюджета в сумме 1 469,21 тыс. руб. для выполнения проектно-изыскательских работ по объекту «Проектирование и строительство надземного пешеходного перехода через автодорогу по <адрес>» и включения данного мероприятия в бюджет городского округа Сызрань вынесен Комитетом по строительству и архитектуре на рассмотрение постоянно действующей согласительной комиссии по доработке бюджета городского округа Сызрань.
Земельный участок под предполагаемое проектирование и строительство надземного пешеходного перехода через автодорогу по <адрес> находится на части земельного участка с КН № ***, находящегося в собственности РФ, обремененного правом аренды АО «РЖД».
Вопрос о передаче от ОАО «РЖД» МКУ «СызраньСтройЗаказчик» на праве субаренды части земельного участка для строительства пешеходного перехода по <адрес> в створе <адрес> будет рассмотрен после принятия решения о финансировании мероприятий, необходимых для осуществления строительства перехода.
В судебном заседании представитель третьего лица – МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства » разрешение требований оставил на усмотрение суда, поддерживая доводы представителя Администрации г. Сызрани и МКУ г.о. Сызрань «СызраньСтройЗаказчик».
В судебное заседание представитель третьего лица - ОАО "РЖД" в лице филиала ОАО РЖД "Куйбышевская железная дорога" по доверенности ФИО8 не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил о рассмотрении без своего участия, в письменном отзыве на исковое заявление указал, что в районе улиц Смирницкой и Дистанционной г.о. Сызрань расположены железнодорожные путепроводы через автомобильную дорогу. На путепроводах расположены железнодорожные пути 6-й СП, 4-й путь, 1-йГП, 2-й ГП и 3-й ГП. Пересечение улиц расположено между вторым и третьим путепроводом.
Учитывая, что материалы дела не содержат технических условий (решений) строительства пешеходного перехода, в том числе не указан способ строительства и габариты моста и т.д., представить пояснения по указанному иску не представляется возможным.
ОАО «РЖД» полагает, что основным критерием при строительстве надземного пешеходного моста является обеспечение безопасности перевозочного процесса, в первую. Очередь с точки зрения соответствия технических условий и требований стандартов, установленных применительно в данному объекту. Материалы дела не содержат документы, подтверждающие выдачу ОАО «РЖД» технических условий для строительства пешеходного моста, не содержат документов о правообладателе земельного участка, на котором планируется строительство пешеходного моста.
В судебное заседание представитель третьего лица - МУ МВД России «Сызранское» не явился, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
В судебное заседание представитель третьего лица - ОГИБДД МУ МВД России "Сызранское" не явился, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
В судебное заседание представитель третьего лица - КСиА Администрации г.о.Сызрань не явился, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
В судебное заседание представитель третьего лица - Финансовое Управление Администрации г.о.Сызрань не явился, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Проверив дело, заслушав лиц, участвующих в деле, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Часть 1 ст. 17 Конституции РФ предусматривает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В силу ст. 1 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ. Местное самоуправление в РФ - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под дорожной деятельностью следует понимать деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 4.1, п. 4.2. ГОСТ №32944-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования» организация пешеходных переходов осуществляется для обеспечения возможности безопасного пересечения проезжей части дорог пешеходами.
При проектировании строительства, реконструкции и капитального ремонта дорог необходимо предусматривать возможность безопасного перехода дорог пешеходами путем устройства пешеходных переходов в одном или разных уровнях в соответствии с требованиями нормативных документов.
В силу п. 6.2.11 ГОСТ №32944-2014 в сложившихся неблагоприятных условиях для движения пешеходов (на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий, вблизи детских учреждений и т.п.) необходимо осуществлять поэтапное совершенствование организации дорожного движения на обозначенных пешеходных переходах, включающее в себя, в том числе, устройство над основной проезжей частью приподнятого пешеходного перехода.
Судом установлено, что по заданию прокуратуры Самарской области №№ *** от <дата>, № *** от <дата>, а также в ходе рассмотрения информации Уполномоченного по правам человека в Самарской области от <дата> № *** прокуратурой города Сызрани была проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, законодательства о пожарной безопасности, по результатам которой выявлены нарушения, выраженные в непринятии органами местного самоуправления мер по организации безопасного пересечения пешеходами проезжей части по <адрес>
Согласно п. 4.3 Правил дорожного движения Российской Федерации пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
Из сообщения МУ МВД России «Сызранское» от <дата> № *** следует, что автомобильная дорога <адрес>, расположена между 2 ветками железнодорожных путей ОАО «РЖД», не имеет сквозного проезда, начинается от пересечения с <адрес>, иные подъездные пути отсутствуют. На указанной дороге расположено 9 жилых домов, обустроенных переходов через железнодорожные пути в сторону <адрес> отсутствуют, пешеходный переход в районе пересечения дорог отсутствует.
Для создания безопасного перемещения жителей, необходима организация пешеходного перехода в районе пересечения дорог <адрес>, при условии строительства перехода в разном уровне с проезжей частью (надземный пешеходный переход) в соответствии с требованиями нормативно правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно сообщению КСиА Администрации г.о. Сызрань от <дата> № ***/окс по вопросу строительства пешеходного перехода по <адрес> (пересечения <адрес>), выделение денежных средств для выполнения проектно-изыскательских работ по объекту «Проектирование и строительство надземного пешеходного перехода через автодорогу по <адрес>» бюджетом г.о. Сызрань в 2022 году не предусмотрено.
Согласно п. 1 ст. 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. В силу п. 2 указанной статьи учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно РФ, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (пункт 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Судом установлено, что Постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** было создано Муниципальное казенное учреждение г.о. Сызрань «СызраньСтройЗаказчик», основными целями деятельности которого, является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов муниципальной собственности (за исключением муниципального жилищного фонда и инженерных сетей), капитальному ремонту и ремонту дорог.
Согласно п. 2.3.1. Устава МКУ г.о. Сызрань «СызраньСтройЗаказчик», утвержденного Постановлением Администрации г.о.Сызрань от <дата> № ***, Учреждение для достижения установленных целей осуществляет основные виды деятельности, в число которых входит: разработка перечня мероприятий по капитальному ремонту объектов муниципальной собственности (за исключением муниципального жилищного фонда и инженерных сетей), капитальному ремонту и ремонту дорог, осуществляет из реализацию.
Согласно п. 2.3.2. Устава МКУ г.о. Сызрань «СызраньСтройЗаказчик», Учреждение выступает Заказчиком по согласованию и разработке проектной документации, строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов муниципальной собственности (за исключением муниципального жилищного фонда и инженерных сетей), капитальному ремонту и ремонту дорог, производимых за счет средств, выделенных из федерального, областного бюджетов, бюджета г.о. Сызрань в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных из соответствующих бюджетов.
Заключает по объектам, финансируемым за счет средств, выделенных из федерального, областного бюджетов и бюджета г.о. Сызрань, контракты с физическими и юридическими лицами на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт (п. 2.3.7. Устава).
С учетом установленных по делу обстоятельств, а также необходимости защиты прав человека на обеспечение безопасности дорожного движения, суд приходит к выводу, что отсутствие обустроенного пешеходного перехода не пересечении <адрес> приводит к невозможности соблюдения пешеходами требований Правил дорожного движения (п. 4.3) на данном участке дороги.
Кроме того, выявленные нарушения препятствуют безопасному дорожному движению и создают потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью физических лиц (участников дорожного движения, в том числе несовершеннолетних детей), в связи с чем данные нарушения подлежат устранению МКУ «СызраньСтройЗаказчик» г.о. Сызрань в соответствии с требованиями федерального законодательства в области безопасности дорожного движения.
При таких обстоятельствах суд считает, что в целях восстановления нарушенных прав граждан, во исполнение требований зако
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
Исковые требования прокурора г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Администрацию г.о. Сызрань (ИНН/КПП № ***) в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для производства проектно-изыскательных работ по устройству пешеходного перехода на пересечении <адрес>.
Обязать МКУ «СызраньСтройЗаказчик» г.о. Сызрань (ИНН/КПП ИНН № ***) в течение трех месяцев с даты выделения денежных средств заключить муниципальный контракт (муниципальный договор) на производство проектно-изыскательных работ по устройству пешеходного перехода на пересечении <адрес>
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 6 сентября 2022 года.
Судья: Сорокина О.А.