Дело № 2 - 5346/12
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Благовещенск 30 июля 2012 года
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Юрковой Н.С.,
При секретаре Морозкиной М.В.,
С участием представителя истца - Каменюк Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вараксиной Н.А. к администрации *** о признании незаконным решения об отказе в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии, -
УСТАНОВИЛ:
Вараксина Н.А. обратилась в Благовещенский городской суд *** с указанным исковым заявлением к администрации ***, в обоснование указав, чтов соответствии с договором дарения квартиры от *** является собственником жилого помещения (***) в многоквартирном доме по адресу: ***. Указанная квартира находится на первом этаже пятиэтажного жилого дома. Без наличия на то соответствующего разрешения была произведена самовольная перепланировка данного жилого помещения путём *** в результате чего изменилась конфигурация квартиры. Перепланировка упомянутого жилого помещения произведена в соответствии с проектом, выполненным проектной организацией ООО *** имеющей лицензию на осуществление указанного вида деятельности. Согласно проекту данная перепланировка в соответствии с Градостроительным кодексом РФ не затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания не нарушает права третьих лиц и не превышает предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом. На заявление в Администрацию *** с просьбой о согласовании произведённой перепланировки указанного жилого помещения истцом был получен отказ. Решение об отказе было мотивировано отсутствием в проектной документации решения общего собрания собственников многоквартирного дома, и то, что входы в новые санузлы устроены из жилой комнаты. Указанные обоснования противоречат действующему законодательству и являются необоснованными. Так ч.2 ст. 26 Жилищного кодекса РФ устанавливает исчерпывающий перечень документов предоставляемых в орган осуществляющий согласование для проведения перепланировки и переустройства. Пункт 3 ч.2 ст. 26 ЖК РФ предусматривает предоставление подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения. Требования к проектной документации установлены Федеральным Законом ***-Ф3 от *** «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». При этом в ФЗ *** отсутствуют требования о наличии в проектной документации решения общего собрания собственников многоквартирного дома. Ссылка на постановление администрации *** от *** *** о порядке оформления проектной документации будет несостоятельной, поскольку ЖК РФ относит определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений к компетенции органов государственной власти РФ (ст. 12). Субъекту РФ и органу местного самоуправления не предоставлено право устанавливать такой порядок. Согласно ч.3 ст. 26 ЖК РФ орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Исходя из вышеизложенного Администрация *** не вправе требовать решение общего собрания собственников многоквартирного дома. Указанное в Решении *** основание отказа - входы в новые санузлы устроены из жилой комнаты - является необоснованным, поскольку согласно СанПиН 2.1.2.2645-10 не допускается устраивать вход в помещение, оборудованное унитазом, непосредственно из кухни и жилых комнат,за исключением входа из спальни в совмещенный санузел при условии наличия в квартире второго помещения, оборудованного унитазом, с входом в него из коридора или холла. Как видно из Технического паспорта на *** данном жилом помещении уже существует санузел (помещение ***) вход в который устроен из коридора.
На основании изложенного, просит суд признать решение администрации *** *** от *** об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения незаконным, сохранить *** в *** в переустроенном и перепланируемом состоянии.
Истец Вараксина Н.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, обеспечила явку своего представителя.
Представитель истца Представитель1 в судебном заседании на доводах, изложенных в исковом заявлении, наставил в полном объеме.
Представитель ответчика администрации *** в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, истцу Вараксиной Н.А. на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ***.
Как установлено в судебном заседании и следует из иска, в *** истцом были произведены перепланировка и переустройство данного жилого помещения, выразившиеся в следующем: ***, в связи с чем изменилась конфигурация квартиры.
Данные перепланировка и переустройство, требующие внесения изменений в технический паспорт на жилое помещение в связи с изменением конфигурации помещения, и произведенные без согласования с органом местного самоуправления, является в силу ст.29 ч.1 ЖК РФ самовольными.
Истец обратилась в администрацию *** с заявлением о согласовании перепланировки и переустройства ***.
Решением администрации *** *** от *** в согласовании перепланировки и переустройства указанного жилого помещения было отказано в связи с тем, что согласование органом местного самоуправления самовольных переустройства и перепланировки жилого помещения действующим законодательством не предусмотрено. Также нарушен порядок оформления проектной документации определенный постановлением администрации *** *** от *** «Об утверждении Положения по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые» - решение общего собрания собственников многоквартирного дома по адресу: *** в ***, истцом не представлено. Кроме того, указано, что в соответствии с п.3.9 СанПиН 2.1.2.2645-10 не допускается устраивать вход в помещение, оборудованное унитазом, непосредственно из кухни и жилых комнат.
В соответствии с ч.1 ст. 25 ЖК РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно ч. 2 ст. 25 ЖК РФ перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
По смыслу ч.ч. 1, 2 ст. 29 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии согласования, являются самовольными.
Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
В соответствие с. ч. 4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) в перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.
Между тем, согласно разъяснениям, данным в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2006 г., положения ст. 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. ст. 26 - 28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии. При этом отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
На основании изложенного, учитывая положения п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. 26-28 ЖК РФ о том, что согласование переустройства и перепланировки жилых помещений относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений, положения ч. 4 ст. 29 ЖК РФ о возможности сохранения жилого помещения в перепланированном состоянии в судебном порядке, которые не содержат запрета и не исключают указанные полномочия органа местного самоуправления по согласованию перепланировки и переустройства, а также основания к отказу в согласовании перепланировки и переустройства, изложенные в ст.27 ЖК РФ, суд приходит к выводу, что администрацией *** неправомерно отказано истцам в согласовании перепланировки и переустройства в связи с подачей документов в ненадлежащий орган, поскольку администрация *** является органом, полномочным на согласование перепланировки и переустройства.
Таким образом, принимая во внимание указанные выше законоположения и правовую позицию Верховного Суда РФ, суд приходит к выводу, что требования истца о признании указанного решения в части предъявления документов о согласовании произведенных перепланировки и переустройства в ненадлежащий орган незаконным, являются обоснованными.
Кроме того, постановлением мэра *** *** от *** "Об утверждении Положения по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые» (в ред. постановления администрации *** от *** ***), в соответствии со ст. 14 ЖК РФ в целях упорядочения рассмотрения вопросов, связанных с переводом жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, а также переустройством и перепланировкой жилых помещений, утверждено Положение по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые.
В силу п. п.2.3., 2.4 Положения, в случае, если перепланировка и (или) переустройство жилого помещения затрагивают общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заказчик выносит на рассмотрение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме вопрос о согласовании проектной документации по перепланировке и (или) переустройству в полном объеме в порядке, предусмотренном главой 6 Жилищного кодекса РФ. По результатам рассмотрения общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме выносит решение о согласовании либо отказе в согласовании проектной документации с указанием перечня работ, при проведении которых затрагивается общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
Одновременно с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме заказчик представляет информацию:
- о зарегистрированных правах собственности на все объекты недвижимого имущества, расположенные в данном многоквартирном доме, представленную Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ***;
- о многоквартирном доме (год постройки, количество квартир, этажность, общая площадь, жилая площадь, процент износа), представленную организацией (органом), осуществляющей технический учет недвижимого имущества либо предоставляющей услуги по содержанию и ремонту многоквартирного дома.
В соответствии с ч. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Общим имуществом в смысле ч. 1 ст. 36 ЖК РФ признаются помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
В соответствии с п.п. в, г п. 2 ч. 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ******, в состав общего имущества многоквартирного дома включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции), ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
Согласно ч.3 ст.36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 44, 47 ЖК РФ принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и решение по данному вопросу, поставленного на голосование, принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме либо проводится в форме заочного голосования.
Из системного анализа норм ч. 1 ст. 46, п. 1 ч. 2 ст. 44, ч. 3ст. 36 ЖК РФ следует, что большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято решение лишь о проведении такой реконструкции многоквартирного дома, которая не влечет за собой уменьшения общего имущества многоквартирного дома. В том же случае, когда реконструкция предполагает уменьшение размера общего имущества, решение о ее проведении в силу императивной нормы ч. 3 ст. 36 ЖК РФ может быть принято лишь при условии получения согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, что соответствует общей норме ст. 247 ГК РФ, в соответствии с которой владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
Как усматривается из материалов дела, истцом для удобства проживания в жилых комнатах (помещения *** и ***) ***
Вместе с тем, истцом во исполнение требований Постановления мэра *** *** от *** "Об утверждении Положения по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые» представлены выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним на *** указанного многоквартирного дома и решениям собственников помещений в многоквартирном доме по *** -*** в форме заочного голосования за согласование такой перепланировки и переустройства жилого помещения истца.
Судом принимается во внимание проектная документация на данную перепланировку, в соответствии с которой производство работ согласно плану перепланировки не повлияет на техническое состояние основных несущих конструкций здания, не затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, не нарушает права третьих лиц и не превышает предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истцом были получены все необходимые согласования для сохранения квартиры в перепланированном и переустроенном состоянии, в связи с чем доводы в оспариваемом решении администрации об отсутствии решения общего собрания собственников многоквартирного дома также нельзя признать обоснованными.
Вместе с тем, согласно п. 3.9 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях не допускается устраивать вход в помещение, оборудованное унитазом, непосредственно из кухни и жилых комнат, за исключением входа из спальни в совмещенный санузел при условии наличия в квартире второго помещения, оборудованного унитазом, с входом в него из коридора или холла.
Как усматривается из технического паспорта на *** по состоянию на ***, в указанном жилом помещении существует санузел (помещение ***), вход в который устроен из коридора, в связи с чем доводы ответчика о невозможном устройстве дополнительных санузлов в данном жилом помещении не заслуживает внимания.
Также из имеющихся в деле сведений о планировке квартиры усматривается, что в составе данного жилого помещения имеется лоджия, расположенная вдоль комнаты площадью и кухни. Именно на данную лоджию истцами был сделан выход из кухни в результате произведенной перепланировки путем замены обычного окна на балконный блок на кухне с частичным демонтажем подоконной части.
Демонтированная под окном кухни часть стены, в соответствии с буквальным толкованием части 1 статьи 36 ЖК РФ, не являлась общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку не являлась внешней ограждающей несущей или ненесущей конструкцией данного многоквартирного жилого дома (в качестве внешней ограждающей конструкции дома в данном случае выступает внешняя стена другого изолированного помещения - лоджии), не была предназначена для обслуживания других жилых помещений (помимо квартиры истцов выход на лоджию из других жилых или нежилых помещений дома отсутствует), в связи с чем права и охраняемые законом интересы иных собственников помещений данного многоквартирного жилого дома данной перепланировкой затронуты не были.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования истца о признании решения администрации *** от *** незаконным, подлежат удовлетворению.
Рассматривая требования о сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии, суд приходит к следующему.
В соответствие с ч. 2 ст. 26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
При этом правила ст. 29 ЖК РФ о возможности сохранения спорного жилого помещения в переустроенном и перепланированном состоянии по решению суда, в их системном толковании с другими нормами ЖК РФ, по мнению суда, не освобождают истца от обязанности представления предусмотренных законом документов, необходимых для проведения перепланировки, равно как и от получения необходимых согласований и разрешений в целях предотвращения нарушения прав и законных интересов граждан, а также обеспечения отсутствия угрозы их жизни и здоровью.
Во исполнение требований ч. 2 ст. 26 ЖК РФ истцом представлены суду подготовленные и оформленные в установленном порядке: проект перепланировки и переустройства жилого помещения - *** в ***, выполненный ООО Проектно-строительное объединение «Благовещенскпроект», технический паспорт на перепланированное и переустроенное жилое помещение, правоустанавливающие документы на данное жилое помещение.
В силу п.п. 1.3, 1.4, 2.1, Положения по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые, при перепланировке проектная документация должна соответствовать требованиям пожарных, санитарно-гигиенических норм, экологических и иных установленных законодательством требований, в том числе требований к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.
В состав проектной документации входят: план до перепланировки; план после перепланировки; чертежи архитектурных элементов фасадов (при устройстве входов, тамбуров входов); конструктивные детали и узлы (при необходимости); решения по внутреннему инженерному оборудованию (при необходимости); план благоустройства (при необходимости); топографическая съемка М 1:500, выполненная в соответствии с требованиями технических регламентов и с учетом материалов и данных инженерных изысканий, хранящихся информационной системе обеспечения градостроительной деятельности *** (при необходимости); чертеж красных линий, соответствующий месторасположению объекта, совмещенный с представленной топографической съемкой М 1:500 (при необходимости); информация из ИСОГД о территориальной зоне объекта капитального строительства, в котором расположено помещение, о видах разрешенного использования и об ограничениях использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных Правилами землепользования и застройки муниципального образования ***, - в случае перевода жилых помещений в нежилые помещения либо копия градостроительного плана земельного участка (при его наличии в ИСОГД).
Проектная документация по вопросам переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подлежит согласованию лицом, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту многоквартирного дома.
Согласно проекту перепланировки *** технические решения соответствуют требованиям экологических, противопожарных и других норм, действующих на территории РФ и обеспечивающих безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта при соблюдении предусмотренных проектом мероприятий. Перепланировка не влияет на надежность и устойчивость здания, не предусматривает изменений в несущих конструкциях, не затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, не нарушает права третьих лиц и не превышает предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом
При этом судом учитывается, что данный проект перепланировки согласован с *** предоставляющим услуги по содержанию и ремонту многоквартирного дома по *** согласование с которым подтверждается соответствующей печатью на проекте.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что истцом были получены и представлены суду все документы и согласования, необходимые для проведения переустройства и перепланировки указанного жилого помещения.
Учитывая отсутствие в связи с осуществлением перепланировки и переустройства нарушения прав и законных интересов граждан, равно как и создания этой перепланировкой угрозы их жизни или здоровью, а также то обстоятельство, что решением администрации *** об отказе в согласовании перепланировки и переустройства нарушаются права и законные интересы истца на получение в установленном законом порядке согласования перепланировки и переустройства жилого помещения, суд полагает исковые требования истца о сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Признать решение администрации *** *** от *** об отказе в согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения - *** незаконным.
Сохранить *** в перепланированном и переустроенном состоянии.
Данное решение является основанием для внесения органами, осуществляющими технический учет недвижимого имущества, изменений в техническую документацию на жилое помещение, расположенное по адресу: ***.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в ***
суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.С. Юркова
Решение в окончательной форме изготовлено ***