24RS0002-01-2021-000633-96
Дело №2-953/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 марта 2021 года г. Ачинск Красноярского края
ул. Назарова, 28Б
Ачинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Попова А.В.,
с участием помощника Ачинского городского прокурора Касабука Я.В.,
представителя ответчика – заведующей МБДОУ «Д/с №56» Овчинниковой И.В., действующей на основании Устава,
при секретаре Локтишевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида №56», управлению образования администрации города Ачинска Красноярского края о возложении обязанности провести обследование технического состояния здания и обеспечить финансирование расходов по проведению обследования технического состояния здания,
У С Т А Н О В И Л:
Ачинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к МБДОУ «Д/с №56» (далее, также именуемое – Учреждение) о возложении обязанности по проведению обследования технического состояния здания, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. Кирова, стр. №10а, для оценки возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости восстановления и усиления конструкции, в соответствие с требованиями ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» в течение 12 мес. с момента вступления в законную силу решения суда, а также к управлению образования администрации г. Ачинска о возложении обязанности профинансировать расходы по проведению обследования технического состояния указанного здания МБДОУ «Д/с №56», в течение 6 мес. с момента вступления в законную силу решения суда, мотивировав свои требования следующим. В ходе проведенной Ачинской городской прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства, регламентирующего безопасности пребывания в образовательном учреждении было установлено, что за МБДОУ «Д/с №56» закреплено на праве оперативного управления нежилое здание, расположенное по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. Кирова, стр. №10а (год постройки -1988). В нарушение требований п.п. 4.3, 4.4, 5.1 ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» ответчик МБДОУ «Д/с №56» эксплуатационный контроль здания должным образом не осуществляет, при весенних и осенних осмотрах здания современные средства технической диагностики не используются, комплексное обследование технического состояния здания (сооружения) не проведено, что не обеспечивает безопасные условия обучения, воспитания обучающихся. В связи с выявленными нарушениями со стороны МБДОУ «Д/с №56» прокурором направлено представление об устранении вышеуказанных нарушений законодательства, регламентирующего безопасность пребывания в образовательном учреждении, однако выполнение требований прокурора в полном объёме не обеспечено, до настоящего времени комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров грунтов основания, строительных конструкций, инженерного обеспечения (оборудования, трубопроводов, электрических сетей и др.), характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование технического состояния здания (сооружения), теплотехнических и акустических свойств конструкций, систем инженерного обеспечения объекта, за исключением технологического оборудования не проведено в связи с отсутствием финансирования со стороны управления образования администрации г. Ачинска на данные цели. Не проведение должного эксплуатационного контроля влечет несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушение прав на безопасные условия обучения детей, что является недопустимым. Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций в силу п. 4 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, исполнение которых в сфере образования возложено управление образования администрации г. Ачинска, являющееся распорядителем денежных средств по отношению к общеобразовательным учреждениям. В связи с настоящими требованиями (л.д.2-4).
В судебном заседании истец помощник Ачинского городского прокурора Касабука Я.В. поддержала заявленные исковые требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика заведующая МБДОУ «Д/с №56» Овчинникова И.В. в судебном заседании с заявленными требованиями согласилась, пояснив, что необходимые на проведение обследования технического состояния здания в размере 576 360,91 руб. расходы будут заложены в корректировку бюджета на 2021 год, о чем получено подтверждающее письмо от управления образования администрации г. Ачинска,
Представитель ответчика Управления образования администрации г. Ачинска по доверенности Вертьянова Т.С. (л.д.70), будучи извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д.75), в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления образования администрации г. Ачинска (л.д.78). Согласно представленному отзыву и дополнению к нему указала, что управление образования администрации г. Ачинска осуществляет свою деятельность на основании Положения об управлении образования администрации г. Ачинска, утвержденного решением Ачинского городского Совета депутатов Красноярского края от 31.05.2016 №11-56р, и является органом администрации г. Ачинска, действующим в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления г. Ачинска по решению вопроса местного значения в области образования. Управление образования администрации г. Ачинска является юридическим лицом, обеспечивает исполнение своих денежных обязательств в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств, осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных муниципальных образовательных учреждений, осуществляет полномочия распорядителя бюджетных средств. Затраты на обследование зданий (сооружений) образовательных организаций будут внесены в дополнительную потребность на финансирование в текущем году, однако до настоящего времени денежные средства не выделены, исполнение требований в шестимесячный срок не представляется возможным, по мере финансирования будут проведены все необходимые мероприятия. Против удовлетворения исковых требований не возражает, но просит учесть реально возможные сроки финансирования данных мероприятий, увеличить срок на финансирование расходов по проведению обследования технического состояния зданий до 12 месяцев (л.д.71-72,78-оборот).
Выслушав участников, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского городского прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 6 и 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ) образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Исходя из положений п. 8 и 10 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение их безопасности во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также проведение профилактических мероприятий.
Согласно ч. 5 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
Частями 6, 7 и 8 настоящей статьи установлено, что в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль, текущий ремонт.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период их эксплуатации путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Техническое обслуживание зданий, сооружений и их текущий ремонт проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
В соответствии с ч. 9 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.
Требования к техническому обслуживанию зданий и сооружений установлены Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденным приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 №312 (далее по тексту – Положение).
Пунктом 3 Положения установлены требования к техническому обслуживанию зданий и объектов, которое должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории.
Согласно п.п. 3.1. - 3.3. Положения техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории. Контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее по тексту - Федеральный закон от 30.12.2009 №384-ФЗ) строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей в результате разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Частью 1 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ установлено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
В развитие указанных выше положений закона с 01.01.2014 приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии №1984-ст от 27.12.2012 в качестве национального стандарта Российской Федерации введен ГОСТ 31937-2011.
Данный стандарт регламентирует требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для контроля и повышения степени механической безопасности зданий и сооружений. Кроме того, настоящий стандарт распространяется на проведение работ, в частности по обследованию технического состояния зданий и сооружений для оценки возможности их дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости их восстановления и усиления конструкций.
При этом п. 3.4 ГОСТ 31937-2011 определяет, что обследование технического состояния здания (сооружения) - это комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование грунтов основания и строительных конструкций на предмет выявления изменения свойств грунтов, деформационных повреждений, дефектов несущих конструкций и определения их фактической несущей способности.
Под оценкой технического состояния понимается установление степени повреждения и категории технического состояния строительных конструкций или зданий и сооружений в целом, включая состояние грунтов основания, на основе сопоставления фактических значений количественно оцениваемых признаков со значениями этих же признаков, установленных проектом или нормативным документом (п. 3.8 ГОСТ 31937-2011).
Из п. 4.1 ГОСТ 31937-2011 следует, что обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
Требования к специализированным организациям, проводящим обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений, определяются органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного строительного надзора.
Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через 2 года после ввода их в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет (п. 4.3 ГОСТ 31937-2011).
Согласно п. 4.4. ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по инициативе собственника объекта.
Согласно п. 5.1.2. ГОСТ 31937-2011 при обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации (случай нормативного и работоспособного технического состояния).
При обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются: - грунты основания, фундаменты, ростверки и фундаментные балки; - стены, колонны, столбы; - перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны и др.); - балконы, эркеры, лестницы, подкрановые балки и фермы; - связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжения конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок опирания (п. 5.1.3. ГОСТ 31937-2011).
Как установлено судом, в соответствии с Уставом МБДОУ «Д/с №56» является бюджетным учреждением, осуществляет образовательную деятельность дошкольного образования. Учредителем учреждения является муниципальное образование г. Ачинск, чьи полномочия осуществляются управлением образования администрации г. Ачинска (л.д.30-42).
На основании договора об использовании муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления №11-ОУ от 01.07.2011, учреждение владеет нежилым зданием, расположенным по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. Кирова, стр. №10а, общей площадью 1577,8 кв.м., 1988 года постройки, являющимся муниципальной собственностью города Ачинска (л.д.43-44,48-61).
В ходе проведенной Ачинский городской прокуратурой в 2020 году проверки соблюдения требований законодательства, регламентирующего безопасность пребывания в зданиях и помещениях образовательного учреждения, было установлено, что в МБДОУ «Д/с №56» не проводятся контрольные проверки и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации. В связи с чем, 01.06.2020 в адрес МБДОУ «Д/с №56» прокурором направлено представление об устранении нарушений законодательства, регламентирующего безопасность пребывания в образовательном учреждении (л.д.5-7).
Указанные обстоятельства представителем МБДОУ «Д/с №56» не оспаривались, как следует из письменных пояснений Овчинниковой И.В., отобранных 01.04.2020 старшим помощником Ачинского городского прокурора Чиханчиной Е.Ю., в МБДОУ «Д/с №56» контроль за техническим состоянием здания с момента постройки при плановом осмотре с использованием современных средств технической диагностики не проводились (л.д.8).
Неисполнение требований действующего законодательства в части осуществления эксплуатационного контроля используемых зданий, строений и сооружений, проведения оценки их технического состояния путем привлечения специализированной организации, может повлечь существенное нарушение прав учащихся и воспитанников, причинить вред их жизни и здоровью, что в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения, в связи с чем исковые требования Ачинского городского прокурора к МБДОУ «Д/с №56» о возложении обязанности по проведению обследования технического состояния здания, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. Кирова, стр. №10а, для оценки возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости восстановления и усиления конструкции, в соответствие с требованиями ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» в течение 12 мес. с момента вступления в законную силу решения суда, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Как следует из Положения об управлении образования администрации г. Ачинска, утвержденного Решением Ачинского городского Совета депутатов от 31.05.2016 №11-56р, управление образования администрации города Ачинска (далее по тексту - Управление) является органом администрации города Ачинска, действующим в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления города Ачинска по решению вопросов местного значения в области образования (п. 1.1 Положения).
Управление от имени муниципального образования приобретает имущественные и неимущественные права, несет обязанности, самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика (п. 1.12 положения).
Согласно п. 3.2 указанного Положения Управление исполняет полномочия органов местного самоуправления города Ачинска по решению вопросов местного значения в сфере образования, в том числе по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных и прочих подведомственных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 3.2.6 положения).
На основании п. 4.1 Положения для реализации своих полномочий Управление выполняет следующие функции: осуществляет полномочия распорядителя бюджетных средств по отношению муниципальным образовательным и прочим подведомственным организациям (п. 4.1.31 Положения); определяет расходы для муниципальных бюджетных образовательных и прочих подведомственных организаций, финансируемых в виде целевых субсидий и бюджетных инвестиций (п. 4.1.42 Положения).
Таким образом, поскольку исполнение возложенной на МБДОУ «Д/с №56» обязанности по обследованию технического состояния здания, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, ул. Кирова, стр. №10а, связано с необходимостью решения вопросов о внесении соответствующих изменений в бюджет муниципального образования г. Ачинска, выделением дополнительных денежных средств бюджетному образовательному учреждению на проведение обследования технического состояния здания, требование Ачинского городского прокурора к управлению образования администрации г. Ачинска о возложении обязанности по финансированию расходов на проведение обследования технического состояния указанного здания МБДОУ «Д/с №56», в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, также являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Возражения представителя ответчика управления администрации г. Ачинска о невозможности исполнения данного требования в шестимесячный срок, не мотивированы, какие-либо обстоятельства, препятствующие исполнению данного требования в указанный в иске срок, не приведены.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №56» провести обследование технического состояния здания, расположенного по адресу: Красноярский край, город Ачинск, улица Кирова, строение №10а, в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Обязать управление образования администрации города Ачинска Красноярского края профинансировать расходы по проведению обследования технического состояния здания МБДОУ «Д/с №56», расположенного по адресу: Красноярский край, город Ачинск, улица Кирова, строение №10а, в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья А.В. Попов
Мотивированное решение изготовлено 19 марта 2021 года
Решение не вступило в законную силу.
Судья А.В. Попов