РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июля 2014 года с. Ивановка
Ивановский районный суд Амурской области
В составе председательствующего судьи Серга Ю.М.
при секретаре Пачиной М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 817/2014 по исковому заявлению Харченко Марины Геннадьевны, Олейник Евгения Александровича, Харченко Александра Николаевича, действующего за себя и в интересах Харченко Сергея Александровича к администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области о признании решения комиссии незаконным, обязании принять документы о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, обязании предоставить предусмотренные законом выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Харченко М.Г., Олейник Е.А., Харченко А.Н., действующий за себя и несовершеннолетнего Харченко Сергея Александровича обратились в Ивановский районный суд с иском к администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области о признании решения комиссии незаконным, обязании принять документы о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, обязании предоставить предусмотренные законом выплаты, указывая на то, что Харченко Александр Николаевич, является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ. В данной квартире проживает он и члены его семьи: жена Харченко Марина Геннадьевна, сын Олейник Евгений Александрович и сын Харченко Сергей Александрович. ДД.ММ.ГГГГ квартира пострадала в результате чрезвычайной ситуации - наводнения, произошедшего на территории Амурской области. ДД.ММ.ГГГГ они обратились с заявлением на имя главы Ивановского района с заявлением о выплате нам финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества в Результате чрезвычайной ситуации (наводнения), произошедшего в с. Среднебелая ДД.ММ.ГГГГ года. Актом обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации - наводнения, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ года, от ДД.ММ.ГГГГ года, установлено следующее: в результате ливневых дождей затоплено подполье <адрес>, пострадало находящееся там имущество: засолки, овощи, картофель. Заключение комиссии: размер единовременной материальной помощи пострадавшему составляет 40 тысяч рублей. Актом обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ года, установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, имеет следующие повреждения: усадьба, дом, подполье залиты водою, трещины по стенам, имущество, находящееся в подполье, пришло в негодность. Заключение комиссии: имущество утрачено частично, сумма финансовой помощи составляет 200 тысяч рублей. Однако заседанием комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечению пожарной безопасности администрации Среднебельского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ (протокол № №) им отказано в приеме документов на признании граждан пострадавшими от ЧС в связи с несвоевременной подачей заявления. При этом комиссия ссылается и на постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» и постановление Правительства Амурской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области». О принятом комиссией решении им стало известно в июне 2014 года. С решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечению пожарной безопасности администрации Среднебельского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в приеме документов о признании граждан пострадавшими от ЧС мы не согласны, считаем данное решение незаконным по следующим основаниям: ни постановление Правительства РФ от 13.10.2008 года № 750, которое в настоящее время отменено постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года № 110, ни постановление Правительства Амурской области от 26.05.2009 года № 214, не содержат указания на сроки обращения граждан за оказанием им финансовой помощи как пострадавшим от ЧС. Действующее законодательство (ГК РФ) содержит нормы, регулирующие сроки давности за обращением в суд с исковыми требованиями о защите своих нарушенных прав. Общий срок исковой давности - три года. Применяя аналогию права, следует прийти к выводу и о сроках обращения в соответствующие компетентные органы с заявлением об установлении своего нарушенного права. Отказ комиссии о приеме документов на признание их пострадавшими от ЧС нарушает их право на компенсацию ущерба, причиненного в результате ЧС.
Просят суд признать решение комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечению пожарной безопасности администрации Среднебельского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе в приеме документов на признание граждан пострадавшими от ЧС, протокол № заседания данной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ незаконными. Обязать администрацию села Среднебелая Ивановского района Амурской области принять документы на признание Харченко Александра Николаевича, Харченко Марину Геннадьевну, Олейник Евгения Александровича и Харченко Сергея Александровича, пострадавшими от чрезвычайной ситуации - наводнения на территории с. Среднебелая Ивановского района Амурской области, произошедшего 24 июля 2013 года. Признать Харченко Александра Николаевича, Харченко Марину Геннадьевну, Олейник Евгения Александровича и Харченко Сергея Александровича, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации - наводнения, произошедшего на территории села Среднебелая Ивановского района Амурской области 24 июля 2013 года. Обязать администрацию села Среднебелая Ивановского района Амурской области произвести предусмотренные законом выплаты как пострадавшим от чрезвычайной ситуации Харченко Александру Николаевичу, Харченко Марине Геннадьевне, Олейник Евгению Александровичу и Харченко Сергею Александровичу.
От администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области поступило возражение, согласно которого указывают, что в жилом помещении: <адрес>, где проживают истцы действительно имеются повреждения, указанные в актах обследования от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года, имущество истцов действительно частично повреждено.
В ходе судебного заседания истец Харченко А.Н. исковые требования уточнил, просил признать Харченко Марину Геннадьевну, Олейник Евгения Александровича, Харченко Александра Николаевича, Харченко Сергея Александровича пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации на территории МО Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области в августе 2013 года. Включить Харченко Марину Геннадьевну, Олейник Евгения Александровича, Харченко Александра Николаевича, Харченко Сергея Александровича в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. Остальные исковые требования просил не рассматривать. Пояснил, что последствия от подтопления продолжали проявляться с наступлением морозов. Дом шлакозаливной, в период наводнения пропитался водой, кроме образовавшейся сквозной трещины в стене зала дома из-за просадки фундамента, промерз угол детской комнате и стена до середины дала трещину. На зиму трещину в зале запенили, а весной уже дополнительно утеплили стену. Глубинную скважину заилило и ему пришлось заплатить более <данные изъяты> рублей за бурение новой скважины, однако вода оказалась не пригодной для употребления в пищу и он вновь понес затраты на прокладку водопровода от системы ЖКХ. Лопнувший и размытый фундамент откапывали, вновь армировали и заливали, залили новую отмостку. Дом осел, из-за чего вздулись полы. Из-за отсутствия средств не может закончить восстановительной ремонт дома. Гараж и летняя кухня были также затоплены и повреждены. Комиссия обследовала жилой дом и признала его пострадавшим в результате ЧС, указав в актах, что имущество пострадало и часть его утрачена, однако ни единовременной материальной помощи, ни финансовой помощи его семья так и не получила. Хотя администрация заверила его, что после нового года он получит причитающиеся ему выплаты. Однако в феврале сообщили, что документы утеряны, после чего он повторно написал заявления.
Истцы Харченко А.Н., Харченко М.Г., Олейник Е.А., будучи надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного заседания в суд не явились, сведений о причинах неявки не предоставили.
Ответчик - администрация Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области, будучи надлежащим образом уведомлена о дате, времени и месте судебного заседания в суд представителя не направила, поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, выступающих на стороне ответчика - администрация Ивановского района Амурской области, Министерства финансов Амурской области, будучи надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания в суд не явился, поступила телефонограмма о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации Ивановского района и Министерства финансов Амурской области.
Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании свидетель ФИО12 пояснил, что оказывал помощь Харченко А.Н. в ремонте дома после подтопления в июле 2013 года. В результате наводнения были повреждены фундамент дома, отмостка, лопнула наружная стена дома, в результате в зале образовалась сквозная трещина. Фундамент пришлось дополнительно армировать, заливать его и отмостку, трещину на зиму запенили. Дом шлакозаливной, напитался водой и зимой стены стали промерзать, дом стало «рвать», в результате лопнула стена в детской комнате, трещина образовалась от угла к середине стены. Пол просел. Весной дополнительно утеплили южную стену дома со стороны зала. Илом затянуло глубинную скважину под воду и Харченко нанимал бригаду с города, что пробурили новую, но вода оказалась не пригодной для питья и Харченко протянул водопровод за 150 метров от сети коммунальных сетей наружного водопровода с. Среднебелая. Территория всего придомового участка, все строения находились в воде. Летняя кухня полопалась, оторвало полы. На сегодня в доме до сих пор сыро, подполье, полы в доме повреждены грибком. Харченко, как и он, был внесен в списки пострадавших от наводнения.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, допросив свидетеля, суд приходит к следующему.
Распоряжением Губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года №123-р на территории Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.
Согласно распоряжению и.о.главы Ивановского района от 25.07.2013 года №187, на основании распоряжения Губернатора Амурской области №123 от 23.07.2013 года «О введении ЧС на территории Амурской области», и в связи с обильными дождями на территории Ивановского района (в период с 21.00 23.07.2013 года по 7.00 24.07.2012 года выпало более 50 мм осадков). В результате очень сильных дождей были подтоплены жилые дома, огороды в с. Ивановка, с. Среднебелая. С целью предотвращения дальнейшего затопления и ликвидации последствий стихийного бедствия: с 8.00 25 июля 2013 года на территории Ивановского района введен режим чрезвычайной ситуации.
Распоряжением и.о.главы администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области от 24.07.2013 года №60, в соответствии с Распоряжением Губернатора Амурской области от 23.07.2013г. №123-р «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области», в связи с обильными дождями на территории муниципального образования Среднебельского сельсовета в период с 21-00 часов 23.07.2013 года до 7-00 часов 24.07.2013 года выпало более 50 мм осадков, в связи с чем были подтоплены огороды, дворы, приусадебные участки, дома, квартиры, и с целью предотвращения дальнейшего затопления и ликвидации последствий стихийного бедствия, с 8-00 часов 24.07.2013 года на территории муниципального образования Среднебельского сельсовета введен режим чрезвычайной ситуации.
Распоряжением и.о.главы администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области от 31.07.2013 года №68, на основании распоряжения о введении режима «чрезвычайная ситуация» на территории МО Среднебельского сельсовета от 21.07.2013 года №60, создана комиссия по обследованию объектов, пострадавших от наводнения.
Распоряжением вр.и.о. главы администрации Среднебельского сельсовета, в связи с уходом в очередной отпуск и.о.главы администрации Среднебельского сельсовета ФИО13, в состав комиссии по обследованию объектов, пострадавших от наводнения, были внесены изменения, в соответствии с которыми членами действующей комиссии являются: председатель комиссии ФИО14 – вр.и.о. главы администрации Среднебельского сельсовета; члены комиссии: ФИО15 – юрист администрации Среднебельского сельсовета, ФИО16 – ведущий инспектор по ЖКХ, ФИО17 – ведущий инспектор по землепользованию, ФИО18 – агрометеоролог 1 кат. ФГБУ.
Согласно копии паспортов Харченко Александра Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, Харченко Марины Геннадьевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, Олейник Евгения Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> <адрес> <адрес>, они зарегистрированы по адресу: <адрес>: Харченко А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ года, Харченко М.Г. с ДД.ММ.ГГГГ года, Олейник Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно справки администрации Среднебельского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ по вышеуказанному адресу также зарегистрирован и Харченко Сергей Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года, который на момент судебного заседания достиг совершеннолетия.
Как следует из договора купли продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ Квартира № по пер. <адрес> была приобретена истцом Харченко Александром Николаевичем у ФИО19. Договор зарегистрирован у нотариуса.
Как следует из копии паспорта Харченко Александра Николаевича, он состоит в зарегистрированном браке с Олейник (Харченко) Мариной Геннадьевной с ДД.ММ.ГГГГ года. Брак зарегистрирован Среднебельским сельсоветом Ивановского района Амурской области.
Таким образом в силу ст. 33 СК РФ квартира № № по пер. <адрес> принадлежит истцам Харченко Александру Николаевичу и Харченко Марине Геннадьевне на праве совместной собственности
Актами обследования квартиры № № дома №№ по пер. <адрес>, составленных комиссией администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района от ДД.ММ.ГГГГ было выявлено: «в результате ливневых дождей усадьба, дом, подполье залито водою, трещины по стенам, имущество, находящееся в подполье пришло в негодность, пострадали засолки, овощи, картофель».
Как следует из протоколов № заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечению пожарной безопасности администрации Среднебельского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ при правовой оценке представленных документов и признание граждан пострадавших от ЧС Харченко Александру Николаевичу отказано в связи с несвоевременной подачей заявлений.. При этом ему рекомендовано обратиться в суд.
Считая себя лицами, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся на территории МО Среднебельский сельсовет, истцы обратились в суд с требованиями о признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, и включении в списки граждан на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, в результате чрезвычайной ситуации.
В силу п.«м» ст.10 и п.«л» ч.1 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», и положений раздела III Методических рекомендаций по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, исковые требования законно и обоснованно заявлены к администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области.
В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Согласно части 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На момент возникновения чрезвычайной ситуации действовали утвержденные во исполнение указанных норм закона Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (утв.постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008г. №750) и Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области (утв. постановлением Правительства Амурской области от 26.05.2009г. №214).
В настоящее время действуют Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 №110) и Правила использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области, утвержденные постановлением Правительства Амурской области от 15.04.2014 №241).
В соответствии с п.9 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года №750 и действовавших на момент возникновения чрезвычайной ситуации, и на момент обращения истца за выплатой помощи), бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечений следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс.рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью); оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (из расчета за частично утраченное имущество – 50 тыс.рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс.рублей на человека).
Положениями подпунктов «г» и «д» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 №110 (действующих в настоящее время с 01.03.2014 года) предусматривается, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Согласно пункта 6 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 №214 (действовавшего на момент возникновения чрезвычайной ситуации и на момент обращения истца за выплатой помощи), расходы на содержание и выплаты пострадавшим гражданам предусматриваются в размерах: при оказании гражданам единовременной материальной помощи – 10 тыс. рублей на человека (но не более 50 тыс. рублей на семью); при оказании гражданам финансовой помощи за частично утраченное имущество – 50 тыс.рублей на семью, за полностью утраченное имущество -100 тыс. рублей на семью.
Действующие в настоящий момент Правила использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области, утвержденные постановлением Правительства Амурской области от 15.04.2014 №241,) не содержат положений о размерах расходов на содержание и выплаты пострадавшим гражданам, аналогичных положениям п.6 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 №214.
Вопросы оказания помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в Амурской области в июле – августе 2013 года, на момент возникновения чрезвычайной ситуации и на момент обращения истца за выплатой данной помощи, регулировались также следующими нормами права.
Приказом начальника управления гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области от 10 сентября 2009 №102-п установлено, что для включения в списки граждан, которым подлежит выплата единовременной материальной помощи из резервного фонда Правительства Амурской области, необходимо наличие постоянной регистрации по месту чрезвычайной ситуации; для включения в списки граждан, которым подлежит выплата финансовой помощи при утрате имущества из резервного фонда Правительства Амурской области, необходимо наличие постоянной регистрации по месту чрезвычайной ситуации, а также подтверждения факта утраты имущества (полностью или частично).
31 августа 2013 года был издан Указ Президента РФ №693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», действующий в настоящее время.
13 сентября 2013 года Правительством Амурской области во исполнение пункта 6 указа Президента РФ №693 от 31.08.2013 года было принято постановление №423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета». Пунктом 2 данного постановления был утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка формировались и утверждались: а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации; б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации; в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации; г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года №693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» Правительству Российской Федерации было поручено до 10 сентября 2013 года принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
Протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 26.09.2013 года №40 были утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, пунктом 1.2 которых предусмотрено, что настоящие методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи исполнительным органам государственной власти Амурской области и органам местного самоуправления в работе с гражданами, которым может быть оказана единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, и содержит разъяснения порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной и финансовой помощи.
При этом в силу раздела II данных Методических рекомендаций одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи является постоянное или преимущественное проживание такого лица в жилом доме (жилом помещении) на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации.
Согласно п.2.1. данных Методических рекомендаций, единовременная материальная и финансовая помощь оказывается гражданам, постоянно или преимущественно проживающим на территории населенного пункта, подвергшегося затоплению, подтоплению в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории области в июле – августе 2013 года, и соответствующим условиям, определенным настоящим разделом применительно к соответствующему виду выплат.
Согласно пункту 2.2. Единовременная материальная помощь оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС. Единовременная материальная помощь предоставляется также в случае, если затопило приусадебный участок к жилому дому и при этом пострадало иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и др. имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке). При этом учитывается, что в соответствии со ст.136 ГК РФ плоды и продукция определяются как поступления, полученные в результате использования имущества. В связи с чем, плодово – овощные посадки и урожай, произраставшие на земельном участке, не рассматриваются в качестве имущества, при утрате которого предоставляется единовременная материальная помощь. Соответственно в случае затопления земельного участка, при котором причинен ущерб только плодово – овощным посадкам и урожаю, предоставление единовременной материальной помощи не производится. Единовременная материальная помощь выплачивается в размере 10 тыс.рублей на человека, но не более 50 тыс.рублей на семью – за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области, в размере 10 тыс.рублей на каждого члена семьи – за счет средств, предоставленных из федерального бюджета (на первого – пятого члена семьи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий; на шестого и каждого последующего члена семьи за счёт средств дополнительной финансовой помощи, выделенной из федерального бюджета Амурской области в 2013 году в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ.
Кроме того, постановлением Правительства Амурской области от 13.09.2013 года №423 был утвержден Порядок выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле – августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета, согласно которому под пострадавшими гражданами понимаются граждане, постоянно проживающие на период чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле – августе 2013 года.
В силу требований приведенных актов обязательными условиями для признания за гражданином права на получение единовременной материальной помощи являются: установление факта постоянного или преимущественного проживания такого лица на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, а также факта затопления приусадебного участка к жилому дому с причинением ущерба иному имуществу гражданина (надворные постройки, уголь и др.имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке); для признания за гражданином права на получение финансовой помощи за утраченное (полностью или частично) имущество являются: установление факта постоянного или преимущественного проживания такого лица на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, установление факта принадлежности жилого помещения данному гражданину на праве собственности, а также частичная (полная) утрата данным лицом принадлежащего ему имущества вследствие подтопления жилого помещения (жилого дома).
Кроме того в ст. 210 ГК РФ указано, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В ст. 211 ГК РФ сказано, что риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.
Из смысла указанных норм ГК РФ и ЖК РФ следует, что в результате какого – либо повреждения жилого помещения либо его утраты, ущерб причиняется собственнику данного жилого помещения. Соответственно, исходя из приведенных выше правовых норм следует, что право на возмещение ущерба нанесенного жилому помещению, согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» имеют граждане, являющиеся собственниками жилых помещений, которым причинен ущерб в результате чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании нашел свое подтверждение факт постоянного проживания истцов в жилом помещении – квартире №№ по пер. <адрес>. Доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено.
Согласно актов обследования квартиры № № дома №№ по пер. <адрес>, составленных комиссией администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района от ДД.ММ.ГГГГ было выявлено: «в результате ливневых дождей усадьба, дом, подполье залито водою, трещины по стенам, имущество, находящееся в подполье пришло в негодность, пострадали засолки, овощи, картофель».
Кроме того, согласно акта технического состояния квартиры от ДД.ММ.ГГГГ комиссия в составе Главы администрации Среднебельского сельсовета ФИО13, специалиста по вопросам ЖКХ ФИО20, инспектора по землеустройству ФИО21, инспектора с исполнением обязанностей юриста ФИО15, в присутствии собственника Харченко А Н., составили акт технического состояния. В результате обследования установлено следующее: обследуемый дом, шлакозаливной с деревянной пристройкой, фундамент бетонный, крыша покрыта металлопрофилем. Внутри дома, на стенах имеются трещины, от основания до потолка, просели полы, стены частично покрытии грибком, в доме стоит запах сырости, плесени. В подпольной части дома, а так же в погребе, при осмотре установлено: деревянная обшивка частично обрушена, отдельные деревянные элементы конструкций подполья имеют биологические повреждения, стоит влажность.
Повреждения, указанные в актах обследования подтверждаются также и показаниями свидетеля ФИО12, который в судебном заседании показал, что в указанном жилом доме в период наводнения были повреждены фундамент дома, отмостка, лопнула наружная стена дома, в результате в зале образовалась сквозная трещина. Дом напитался водой, зимой стены промерзли и стали образовываться новые трещины.
Таким образом материалами дела (пояснениями истца, свидетельскими показаниями ФИО12, актами обследования от ДД.ММ.ГГГГ года, актом технического состояния квартиры от ДД.ММ.ГГГГ года, а также возражениями администрации Среднебельского сельсовета, подтверждается, что в период затопления на территории с. Среднебелая, дом истцов был подтоплен водой, в связи с чем на стенах дома стали образовываться трещины. При этом в период зимних заморозков стены дома продолжали трескаться, в доме просели полы, до сих пор стоит влажность.
Не доверять свидетельским показаниям и актам обследования, составленного утвержденной комиссией у суда не имеется.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства дела обстоятельства, суд приходит к выводу, что материалами дела подтверждается наличие необходимых условий (факт постоянного проживания в жилом доме, наличие права собственности и частичная утрата принадлежащего истцам имущества) для признания истцов Харченко М.Г. и Харченко А.Н., пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, и включении их в списки граждан на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, в результате чрезвычайной ситуации на территории МО Среднебельский сельсовет Ивановского района Амурской области в августе 2013 года.
При этом суд считает, что в удовлетворении исковых требований истцам Олейник Евгению Александровичу и Харченко Сергею Александровичу о признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, обязании включить в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества необходимо отказать, поскольку они не является собственником имущества, которое пострадало.
Кроме того суд считает, что в удовлетворении исковых требований истцов о включении их в списки граждан на получение единовременной материальной помощи следует отказать, поскольку согласно протокола КЧС и ПБ Правительства Амурской области от 21.09.2013 № 39 - единовременная материальная помощь предоставляется в случае, если затопило приусадебный участок к жилому дому и при этом пострадало иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и др. имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке). При этом следует учитывать, что в соответствии со ст. 136 ГК РФ плоды и продукция определяются как поступления, полученные в результате использования имущества. В связи с чем, плодово-овощные посадки и урожай, произраставшие на земельном участке, не рассматриваются в качестве имущества, при утрате которого предоставляется единовременная материальная помощь. Соответственно в случае затопления земельного участка, при котором причинен ущерб только плодово-овощным посадкам и урожаю, предоставление единовременной материальной помощи не производится. В судебном заседании факт затопления приусадебного участка и одновременно факт повреждения иного имущества, располагавшемся на участке истцами не доказан.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать Харченко Марину Геннадьевну и Харченко Александра Николаевича пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, связанной с подтоплением дождевым паводком на территории Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области в августе 2013 года.
Обязать администрацию Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области включить Харченко Марину Геннадьевну и Харченко Александра Николаевича в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате ливневых дождей, сопровождающихся паводками на территории МО Среднебельского сельсовета в августе 2013 года, на получение финансовой помощи за частичную утрату имущества.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд Амурской области в течение месяца со дня его вынесения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Копия верна:
Судья: Серга Ю.М.