Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Бердюжье 23 июля 2020 года
Бердюжский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Журавлевой Е.Н.,
при секретаре Смирновой Н.С.,
с участием:
помощника прокурора Бердюжского района Тюменской области Ведерниковой Д.Н.,
представителя ответчика по доверенности – Правительства Тюменской области - Браташовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-105/2020 по иску прокурора Бердюжского района Тюменской области в интересах Давыдова Дениса Сергеевича к Правительству Тюменской области, администрации Бердюжского муниципального района Тюменской области о предоставлении жилого помещения и заключения договора найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бердюжского района в интересах Давыдова Д.С. обратился в суд с иском к Правительству Тюменской области, администрации Бердюжского муниципального района о предоставлении Давыдову Д.С. жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории Бердюжского муниципального района, общей площадью не менее 18 кв.м. и заключении с Давыдовым Д.С. договора найма специализированного жилого помещения. Требования мотивированы тем, что Давыдов Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что его отец – ФИО1, умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
На основании приказа сектора по опеке и попечительству и охране прав детства Бердюжского района от 22.10.2013 № 155-п Давыдов С.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Бердюжского муниципального района.
В соответствие с уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 17.06.2020 № КУВИ-002/2020-3875525, сведений о нахождении в собственности Давыдова Д.С. недвижимого имущества на территории Российской Федерации не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно представляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Давыдов Д.С., являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление ему вне очереди жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, жильем не обеспечен.
Решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации.
Разработка, корректировка и обеспечение исполнения областного бюджета в соответствии с Уставом Тюменской области отменены к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти области – Правительства Тюменской области, последнее обязано предоставить истцу благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области.
Согласно ст. 1 Закона Тюменской области от 07.10.1999 N 137 норма предоставления устанавливается в размере 18 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
В соответствии с Законом Тюменской области от 26.12.2014 № 125 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области и о внесении изменений в статью 14 закона Тюменской области «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области» к полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов отнесены полномочия по принятию решения о заключении договоров найма специализированных жилых помещений жилищного фонда Тюменской области с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( пункт 6 часть 8 статьи1).
В судебном заседании помощник прокурора Бердюжского района Ведерникова Д.Н. заявленные требования поддержала в полном объеме по указанным в заявлении основаниям.
Истец Давыдов Д.С., будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, направил телефонограмму с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, иск поддерживает.
Представитель ответчика Правительства Тюменской области – Браташова Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признала полностью.
Представитель ответчика администрации Бердюжского муниципального района Матвеева Е.С., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, направила телефонограмму, в которой указала, что администрация Бердюжского муниципального района не возражает против удовлетворения заявленных требований прокурора Бердюжского района, решение по делу оставляет на усмотрение суда, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
В соответствие с ч.5 ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие истца и представителя ответчика администрации Бердюжского района.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно свидетельству о рождении Давыдова Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родителями его записаны: отец ФИО1, ФИО2 (л.д.14).
Согласно свидетельству о смерти № № от ДД.ММ.ГГГГ выданного Киргизским отделом ЗАГС, ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес>, о чем составлена запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15).
Согласно свидетельству о смерти I-ФР № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Бердюжский отдел ЗАГС Управления записи актов гражданского состояния <адрес> ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес>, о чем составлена запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16).
Таким образом, установлено, что Давыдов Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения после смерти родителей остался ребенком- сиротой.
Согласно приказу № 155-п от 22.10.2013 года сектора по опеке, попечительству и охране прав детства Бердюжского района Давыдов Д.С. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Бердюжского муниципального района (л.д. 17).
В настоящее время Давыдов Д.С. жилым помещением не обеспечен, что подтверждается сведениями из федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 17.06.2020 года № КУВИ-002/2020-3875525 (л.д.18).
В соответствие с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствие со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствие с ч.1,3,4,6 ст.30.1 Закона Тюменской области от 07.10.1999 года № 137 « О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети (лица), оставшиеся без попечения родителей), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области в порядке, установленном Правительством Тюменской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Тюменской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям (лицам), оставшимся без попечения родителей, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Детям (лицам), оставшимся без попечения родителей и включенным в список, предусмотренный частью 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жилые помещения специализированного жилищного фонда Тюменской области предоставляются по месту их жительства (при невозможности определения места жительства - по месту пребывания) в границе соответствующего муниципального района или городского округа.
Таким образом, Давыдов Д.С., являясь лицом из числа детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление ему вне очереди жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на территории Бердюжского муниципального района.
В соответствие со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Решение вопросов социальной поддержки детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, согласно пп.24 п.2 ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ.
В соответствии со ст.5, ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обеспечение данной категории граждан жилыми помещениями отнесено к расходным обязательствам субъекта РФ.
Разработка, корректировка и обеспечение исполнения областного бюджета в соответствии с Уставом Тюменской области отнесены к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти области – Правительства Тюменской области.
В соответствие с п. 6 ч.8 ст. 1 Закона Тюменской области от 26.12.2014года № 125 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Тюменской области отнесены полномочия органов государственной власти Тюменской области по принятию решений о заключении договоров найма специализированных жилых помещений жилищного фонда Тюменской области с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, обязанность по заключению договора найма специализированного жилого помещения должна быть возложена на администрацию Бердюжского муниципального района Тюменской области после предоставления Правительством Тюменской области жилого помещения Давыдову Д.С.
В связи с чем, суд находит исковые требования прокурора законными и обоснованными.
В соответствие со ст. 45 ГПК РФ, прокурор имеет право обратиться в суд в защиту прав и законных интересов гражданина в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Бердюжского района удовлетворить.
Обязать Правительство Тюменской области предоставить Давыдову Денису Сергеевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области общей площадью не менее 18 кв. м., отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории Бердюжского муниципального района Тюменской области.
Обязать администрацию Бердюжского муниципального в течение двух месяцев после предоставления специализированного жилого помещения Правительством Тюменской области заключить с Давыдовым Денисом Сергеевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, договор найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тюменского областного суда в течение месяца со дня принятия решения путем подачи жалобы через Бердюжский районный суд.
Судья