Беловский городской суд Кемеровской области
В составе:
Председательствующего Ильинковой Я.Б.,
При секретаре Мельниковой Т.Н.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Белово
16 марта 2016 года
гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Беловского городского округа, ФИО2 в лице законного представителя ФИО3 о признании права собственности в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Беловского городского округа, в котором просит суд признать за ней право собственности на 1/2 долю в праве от 1/2 доли в вправе общей долевой собственности жилой квартиры, расположенной по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым № в порядке наследования, требования мотивировав тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее сын ФИО4, после смерти которого осталось наследство в виде 1/2 доли в праве собственности на указанную квартиру. При жизни сын приватизировал квартиру ДД.ММ.ГГГГ, однако умер до государственной регистрации права на нее. В выдаче свидетельства о праве на наследство по закону истице было отказано, поскольку квартира не была зарегистрирована за умершим в установленном законом порядке. Вторым наследником после смерти ФИО4 является его супруга – ФИО2, являющаяся собственником второй половины квартиры.
В судебное заседание не явилась истица ФИО1, представитель администрации Беловского городского округа, представитель управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по КО, извещены надлежащим образом, представив заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд, с учетом мнения участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Определением Беловского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 привлечена в качестве соответчика.
Представитель истца ФИО1 – ФИО5, действующая на основании доверенности (л.д. 13), в судебном заседании на исковых требованиях настаивала в полном объеме, просила иск удовлетворить.
В судебном заседании ответчик ФИО2 и ее законный представитель ФИО3, действующая на основании постановления (л.д. 29), не возражали против удовлетворения исковых требований.
Выслушав стороны, проверив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. ст. 2, 7 Закона РФ от 04 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов (ст. 8 указанного Закона).
В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснено, что исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение). Однако если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
Судом установлено, что по договору социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ квартира по <адрес> предоставлена ФИО4 и ФИО2 администрацией Беловского городского округа (л.д. 6), что подтверждается договором на передачу квартир (домов) в собственность граждан (л.д. 6), справкой БТИ от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8,43). Судом установлено, что право собственности ФИО2 на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на квартиру по <адрес> зарегистрировано в УФС государственной регистрации кадастра и картографии по КО ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права и выпиской (л.д. 28,12). Право собственности за ФИО4 не зарегистрировано в связи с его смертью, наступившей ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5). Из свидетельства о рождении ФИО4 и ответа нотариуса следует, что наследниками после смерти ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ, являются ФИО1 – мать и супруга – ФИО2 в лице законного представителя ФИО3, которые приняли наследство, оставшееся после смерти ФИО4, кроме квартиры по <адрес> (л.д. 4, 45).
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ до государственной регистрации права собственности на долю в спорной квартире, по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на государственную регистрацию права собственности на долю в квартире, в которой ему не могло быть отказано, с ним был заключен договора приватизации доли в квартире. В связи с чем, суд считает, что у ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ, возникло право собственности на 1/2 долю в квартире, расположенной <адрес>. Доказательств иного, суду представлено не было.
Согласно положениям п. 2 ч. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1141 ГК РФ, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства. Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146).
Статья 1142 ГК РФ предусматривают, что наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Учитывая вышеприведенные нормы действующего законодательства, 1/2 доля принадлежащая ФИО4 в квартире по <адрес> подлежит переходу по наследству к наследникам первой очереди: матери – ФИО1 и супругу умершего – ФИО2 в равных долях, то есть по 1/4.
Таким образом, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования ФИО1 к Администрации Беловского городского округа, ФИО2 в лице законного представителя ФИО3 о признании права собственности в порядке наследования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 к Администрации Беловского городского округа, ФИО2 в лице законного представителя ФИО3 о признании права собственности в порядке наследования– удовлетворить в полном объеме.
Признать за ФИО1 право собственности на 1/4 долю в праве собственности на квартиру, расположенную по <адрес> в порядке наследования после смерти ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня его вынесения в мотивированной форме.
Судья: (подпись) Я.Б. Ильинкова
В мотивированной форме решение изготовлено 21.03.2016 г.