Дело № 2-2318/9/2015 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 марта 2015 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе судьи Малыгина П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Селифановой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску Амосова А.И. к администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства,
установил:
Амосов А.И. (далее – истец) обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском к администрации Петрозаводского городского округа (далее – ответчик, администрация) о предоставлении в первоочередном порядке земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства.
В обоснование своих требований указано, что администрация Петрозаводского городского округа отказала ему в удовлетворении заявления о предоставлении в первоочередном порядке земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства. Он просил предоставить земельный участок в г. Петрозаводске, ссылался при этом на положения статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пункта 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 № 901.
В судебном заседании Амосов А.И. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Он пояснил, что зарегистрирован и постоянно проживает в <адрес> Пряжинского района Республики Карелия. Он не состоит на учете в качестве нуждающегося ни по месту регистрации и проживания в <адрес> Пряжинского района, ни в г. Петрозаводске. Истец намеревается переехать в г. Петрозаводск на постоянное место жительство, поэтому и просит предоставить земельный участок в этом населенном пункте. У его супруги в собственности имеется трехкомнатная благоустроенная квартира и земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м, находящийся в общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. В квартире, кроме него и супруги, никто не зарегистрирован и не проживает, несовершеннолетних детей, иных иждивенцев не имеется.
Администрация Петрозаводского городского округа надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечила явку своего представителя в суд.
В отзыве на исковое заявление администрация возражает против удовлетворения требований истца, полагая, что истец и члены его семьи не состоят на учете нуждающихся в улучшения жилищных условий, поэтому у них отсутствует право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Подробно позиция представителя администрации отражена в письменном отзыве на исковое заявление.
В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя администрации.
Заслушав объяснения истца, исследовав исковое заявление, изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что Амосов А.И. является инвалидом <данные изъяты> группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ Серии №.
Амосов А.И. зарегистрирован и проживает в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: Республика Карелия, Пряжинский район, <адрес>.
Собственником квартиры является супруга истца ФИО7 в квартире зарегистрированы она и истец.
Согласно техническому паспорту квартира имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м, состоит из трех комнат площадью <данные изъяты> кв.м, <данные изъяты> кв.м и <данные изъяты> кв.м, кухни площадью <данные изъяты> кв.м, ванной комнаты площадью <данные изъяты> кв.м, туалета площадью <данные изъяты> кв.м, коридора площадью <данные изъяты> кв.м, коридора площадью <данные изъяты> кв.м, трех пристроек площадью <данные изъяты> кв.м, <данные изъяты> кв.м и <данные изъяты> кв.м каждая. В квартире имеется водяное отопление, водоснабжение, водоотведение.
В собственности ФИО7 также зарегистрировано право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме – земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, на котором расположен двухквартирный дом, кадастровый номер №.
Как следует из представленных ГУП РК РГЦ «Недвижимость» и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия сведений, за Амосовым А.И. иные жилые помещения и земельные участки в собственность не зарегистрированы.
Амосов А.И. ДД.ММ.ГГГГ на основании статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон о социальной защите инвалидов) обращался в администрацию с просьбой о предоставлении в первоочередном порядке земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства. Он просил предоставить земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м.
Администрация в своем ответе на это обращение от ДД.ММ.ГГГГ № сообщила, что не может предоставить земельный участок, так как Амосов А.И. не состоит на учете нуждающихся в улучшения жилищных условий, поэтому у него отсутствует право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Кроме того, одной из причин для отказа послужило то обстоятельство, что заявитель обратился в орган местного самоуправления не по месту своей регистрации.
В соответствии с положениями статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент обращения истца в администрацию, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Подпункт 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.
Пункт 2 названной статьи предусматривает, что если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Законом о социальной защите инвалидов, в соответствии со статьей 17 которого инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно пункту 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901 (далее – Правила), инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Пунктом 1 Правил предусмотрено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Правилами предусмотрены основания признания инвалидов нуждающимися в улучшении жилищных условий и порядок их постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, который осуществляется по месту жительства инвалида (пункты 2 и 3 Правил).
Согласно части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Таким образом, право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства связано с нуждаемостью инвалида и семей, имеющих в своём составе инвалидов, в улучшении жилищных условий. Такое право подлежит реализации по месту жительства инвалида. Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
С учетом изложенного, по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий. Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.
Поскольку обращение заявителя в суд обусловлено требованием о предоставлении льготы (преимущества), обязанность доказать наличие у заявителя права на льготу возлагается на самого заявителя.
Судом установлено, что истец является инвалидом.
По мнению суда, реализовать свое право на получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство истец мог лишь при подтверждении им факта нуждаемости в улучшении жилищных условий.
В «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014 года», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.09.2014, отражено, что по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Частью 4 статьи 50 Жилищного кодекса РФ установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях), являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с решением Петрозаводского городского Совета от 27.12.2005 № XXV/XXV-256 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в г. Петрозаводске» была установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городе Петрозаводске в размере 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В силу части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Часть 2 вышеназванной статьи устанавливает, что члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
Семья Амосова А.И. состоит из двух человек, проживающих в трехкомнатной квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м. Площадь жилого помещения, приходящаяся на одного члена семьи, составляет больше учетной нормы площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городе Петрозаводске (10 кв.м). Истец и члены его семьи не состоят на учете в администрации Петрозаводского городского округа в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Доказательств тому, что Амосов А.И. и члены его семьи являются нуждающимися в предоставлении жилого помещения, в материалы дела не представлено. Суд приходит к выводу о том, что жилищная обеспеченность истца с учетом приходящейся на него доли общей площади занимаемого жилого помещения, наличия у членов его семьи иных жилых помещений такова, что он не может быть признан нуждающимся в жилом помещении.
Доказательств тому, что истец имеет в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» право на дополнительную жилую площадь не представлено.
Суд также считает обоснованным довод администрации Петрозаводского городского округа о возможности реализации права на первоочередное предоставление земельного участка только по месту жительства инвалида. Таким местом для истца является <адрес> Пряжинского района, а не г. Петрозаводск. Доказательств невозможности реализации своего права по месту жительства истец не представил.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Исходя же из совокупного толкования положений статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов и главы 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, реализация жилищных прав осуществляется инвалидами по месту жительства, где они могут быть поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Доводы истца о том, что Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 23.10.2014 № 2498-О, в Определении от 20.02.2014 года № 399-О, в иных определениях высказывался о недопустимости применения нормы о нуждаемости в улучшении жилищных условий, по мнению суда, основаны на неверном толковании в свою пользу указанных определений Конституционного Суда Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, в связи с чем принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Петрозаводский городской суд Республики Карелия
решил:
В удовлетворении исковых требований Амосову А.И. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья П.А. Малыгин
Мотивированное решение изготовлено 10 марта 2015 года.