№ 2-561/2020
УИД 03RS0044-01-2020-000548-889
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
село Иглино 23 апреля 2020 года
Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сулейманова Т.М.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации сельского поселения Калтымановский сельский совет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО2 обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Калтымановский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, указывая в обоснование, что на основании договора социального найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между истцом и МУ «Дирекция Единого Заказчика», ему предоставлено жилое помещение. Расположенное по адресу: РБ, <адрес>, <адрес>, <адрес>, общей площадью 80,2 кв.м. В данном помещении истец проживает и зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что право собственности сельского поселения на данное жилое помещение не зарегистрировано, то он в настоящее время не имеет возможности зарегистрировать право на это жилое помещение. С учетом изложенного, истец просит признать за ним право собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации.
Истец ФИО2 на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил дело рассмотреть без его участия.
Представители ответчика - администрации сельского поселения Калтымановский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в письменном заявлении просили дело рассмотреть в их отсутствие.
На основании ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика Администрации сельского поселения Калтымановский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно ст. 2 Федерального Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 6 указанного Закона РФ передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством (ст. 7 указанного Закона РФ).
Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Как следует из материалов дела, спорное жилое помещение представляет собой квартиру, общей площадью 80,2 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, что подтверждается техническим паспортом.
Из договора социального найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 предоставлено жилое помещение во владение и бессрочное пользование квартира, расположенная по адресу: РБ, <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Как разъяснено в абз. 1 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе, и на право бесплатной приватизации жилья.
Согласно справке выданной главой Администрации СП Калтымановский сельсовет МР Иглинский район РБ, квартира по адресу: РБ, <адрес>, <адрес> на балансе имущества сельского совета не состоит.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ выданной управляющей делами Администрации СП Калтымановский сельсовет МР Иглинский район РБ, по адресу: РБ, <адрес>, <адрес>, <адрес>, ФИО2 зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ.
Также не имеется сведений о зарегистрированных правах истца на жилые помещения в порядке приватизации в ЕГРП.
Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости по адресу: РБ, <адрес>, <адрес> <адрес> отсутствуют.
Данными о других лицах, желающими участвовать в приватизации спорного жилого помещения, суд не располагает.
Из материалов дела следует и не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела в суде, что в связи с отсутствием государственной регистрации права собственности муниципального образования на спорный объект недвижимости, истица не имеют возможности воспользоваться правом приватизации занимаемого им жилого помещения в доме муниципального жилищного фонда.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 40 и ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации имеет право на жилье, никто не может быть произвольно лишен жилища. Аналогичное положение было установлено в ст. 10 Жилищного кодекса РСФСР: никто не может быть выселен из занимаемого жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом. Соответствующее положение содержится в ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Учитывая эти конституционные положения, а также положения ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на судебную защиту его прав и свобод, ФИО2, считая, что его жилищные права, свободы и законные интересы нарушены, вправе предъявить иск о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
По смыслу положения ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных условий для реализации данного права.
В том случае, если имеется распоряжение о передаче жилых помещений в муниципальную собственность, однако по каким-либо причинам они не переданы, или за муниципальным образованием в установленном порядке не зарегистрирован переход права собственности на объект недвижимости, это не должно препятствовать осуществлению гражданином прав нанимателя жилого помещения, а также прав на приватизацию занимаемого жилого помещения, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления соответствующих документов.
В связи с отсутствием государственной регистрации перехода права на спорную жилую площадь за муниципальным образованием истец не может воспользоваться своим правом на приобретение в собственность занимаемого им по договору социального найма жилого помещения, что соответственно нарушает положения статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Согласно статьям 17 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.
Следовательно, в случае, если государственная регистрация права собственности муниципального образования на принадлежащий ему жилой фонд в установленном порядке не произведена, что препятствует нанимателям жилых помещений и членам его семьи воспользоваться правом приватизации занимаемого ими жилого помещения, то право собственности на указанные жилые помещения может быть признано за гражданином в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения.
С учетом изложенных обстоятельств, суд полагает, что исковые требования ФИО2 подлежат удовлетворению.
В силу действующего законодательства основным принципом приватизации государственного и муниципального жилищного фонда является, в том числе, добровольное приобретение гражданами жилья в собственность.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО2 к Администрации сельского поселения Калтымановский сельский совет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за ФИО2 право собственности на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Т.М.Сулейманов