РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2016 года
Ленинский районный суд г. Тюмени
В составе:
председательствующего судьи Бубновой О.В.,
при секретаре Левиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-10565\2016 по иску ФИО1 к <данные изъяты> о признании действий незаконными, взыскании убытков, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании действий незаконными, взыскании убытков, компенсации морального вреда, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и ответчиком был заключён договор № банковского счёта для обслуживания подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. В соответствии с пунктом 3 данного договора ответчик в течение пяти рабочих дней с даты получения от него необходимых документов, указанных в приложении № к договору, осуществляет их проверку, и по истечении этого срока направляет заявку на перечисление бюджетных денежных средств или же сообщает об отказе в таком перечислении с указанием причин. Он ДД.ММ.ГГГГ предоставил ответчику все необходимые документы. Однако ответчик ДД.ММ.ГГГГ после проверки предоставленных документов направил ему уведомление об отказе в принятии документов, в котором ему были выставлены замечания. В данном замечании ответчик выставил требование о предоставлении письма из Администрации города Тюмени о согласии на оформление жилого помещения в собственность лица (второго ребенка, родившегося после подачи заявления на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей»), не указанного в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты. Вместе с тем указанное требование не относится к компетенции ответчика. Однако данное замечание им было устранено и ДД.ММ.ГГГГ в банк предоставлено письмо администрации города Тюмени, после чего замечание было снято. Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ ответчиком направлено новое уведомление об отказе в принятии документов в связи с тем, что представленный к документам договор беспроцентного целевого денежного займа №№ от ДД.ММ.ГГГГ, заключённый между ним и <данные изъяты>, не является целевым и ему было рекомендовано заключить дополнительное соглашение с <данные изъяты> в котором необходимо указать цель займа - приобретение квартиры. Взятие кредита в <данные изъяты> являлось вынужденной мерой, так как было крайне сложно обслуживать кредит № от ДД.ММ.ГГГГ с высокой процентной ставкой, и новый кредит был единственной возможностью до получения социальной выплаты не потерять залоговую квартиру. Считает, что требование ответчика заключить дополнительное соглашение с <данные изъяты> незаконно, ибо ранее указанный договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключённый между ним и <данные изъяты> прошёл юридическую экспертизу в Департаменте имущественных отношений Администрации города Тюмени, по результатам которой и было ему выдано Свидетельство о праве на получение социальной выплаты М16 № от ДД.ММ.ГГГГ, а также справка от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии жилого помещения, которые и были предъявлены с банк. Таким образом, действий ответчика направлены на несогласие с решением администрации г. Тюмени о том, что договор с <данные изъяты> подлежит оплате. Обосновать свой отказ по данному основанию ответчик не смог. Вместе с тем, им было исполнено требование ответчика и дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, заключённое между ним и <данные изъяты>, было ответчику представлено в этот же день. Однако ответчик вновь не направил заявку на перечисление денежных средств, выдав ему уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении рассмотрения документов в связи с направлением запроса в Министерство строительство и ЖКХ РФ о разъяснении действующего законодательства. Однако процедура направления запроса не предусмотрена ни условиями договора, ни постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы". Считает действия ответчика незаконными. Кроме того, договор № банковского счета для обслуживания подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы Жилище» на 2015-2020 годы заключён по старому образцу, который использовался в банке до внесения изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2015-2020 годы постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 года №466. На его предложения актуализировать ссылки на нормативные акты, указанные в договоре путем заключения дополнительного соглашения о внесении изменений, специалисты банка ответили отказом, ссылаясь на отсутствие таких возможностей и полномочий. Считает, что действия ответчика целенаправленно направлены на затягивание сроков перечисления социальной выплаты, ответчик необоснованно не направляет запрос на перечисление денежных средств, выставляя замечания по документам, рассмотрение которых уже произведено администрацией г. Тюмени, правильность и достоверность которых послужили к основанию для выдачи свидетельства на право получения социальной выплаты. Действия ответчика направлены на нарушения Правил предоставления молодым семьям социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья и их использование; в компетенцию банка не входит истребование дополнительных документов. Действия ответчика нарушают его права как потребителя, за что ответчик обязан компенсировать ему моральный вред, в соответствии с требованиям Закона РФ «О защите прав потребителей». Он испытывает стресс, защищая свои права, составляя обращения к ответчику; из-за сложившейся ситуации, он вынужден постоянно отпрашиваться с работы, отчего работодатель испытывает недовольство по отношению к нему; в период обращения к ответчику у него был очередной отпуск, и из-за того, что ответчик незаконно не исполнял условия договора, он вынужден был отказаться от отпуска с семьей до разрешения вопроса о перечисление социальной выплаты, которая не производилась в сроки из-за действий ответчика. Кроме того, сумма социальной выплаты рассчитывается из остатка задолженности перед <данные изъяты> и на момент подачи заявления в банк составляла 595 000 рублей, но в связи с затягиваем ответчиком сроков направления заявки на перечисления бюджетных денежных средств, указанная сумма уменьшилась. Таким образом, от незаконных действий ответчика им понесены убытки, которые ответчик обязан возместить. Убытки выразились в том, что если бы ответчик своевременно исполнил свою обязанность по направлению запроса на перечисление денежных средств, то сумма социальной выплаты составила бы 595 000 рублей. Однако во исполнение условий по договору займа им ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ было оплачено <данные изъяты> денежные средства в размере 10 000 рублей, в связи с чем остаток основного долга составил 585 000 рублей. Соответственно социальная выплата составила 585 000 рублей, а потому оплаченные им денежные средства в размере 10 000 рублей являются его убытками, понесёнными по вине ответчика, ибо указанная сумма вошла бы в сумму социальной выплаты при своевременном исполнении своей обязанности со стороны ответчика. Просит признать незаконным действия ответчика по отказу в приеме документов, а также в несоблюдении сроков рассмотрения документов, нарушений условий договора от ДД.ММ.ГГГГ №; обязать ответчика внести изменения в договор от ДД.ММ.ГГГГ № банковского счета для обслуживания подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015- 2020 годы, в соответствии с действующим законодательством путем заключения дополнительного соглашения; обязать ответчика перечислить сумму социальной выплаты в размере 595 000 рублей, согласно заявления-поручения на перечисления средств социальной выплаты на счет <данные изъяты> взыскать с ответчика убытки, компенсацию морального вреда в размере 200 000 рублей, штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке.
Впоследствии, истцом ФИО5 исковые требования были уточнены, просил признать незаконными действия ответчика по отказу в приеме документов, а также в несоблюдении сроков рассмотрения документов, нарушений условий договора от ДД.ММ.ГГГГ №; взыскать с ответчика убытки в размере 10 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
Истец ФИО2 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал.
Третье лицо на стороне истца ФИО3 в суд не явилась, надлежаще извещена. Суд счёл возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель ответчика <данные изъяты> ФИО9 в судебном заседании требования иска не признала и показала суду, что ДД.ММ.ГГГГ с истцом заключён договор № банковского счета для обслуживания подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. На основании акта приема-передачи документов от ДД.ММ.ГГГГ в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы <данные изъяты> принял договор от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.46 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы» после проверки документов истцу было направлено уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости предоставления Письма Администрации г. Тюмени о согласии оформления жилого помещения в собственность, в том числе лица, не указанного в свидетельстве. Кроме того, истец был уведомлен о том, что в справке об остатке ссудной задолженности перед <данные изъяты> неверно указан номер договора займа. Впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ, истец повторно был уведомлен о необходимости предоставления Письма Администрации г. Тюмени о согласии оформления жилого помещения в собственность, в том числе лица, не указанного в свидетельстве. ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> направлен запрос в Министерство строительства и жилищного - коммунального хозяйства Российской Федерации о правомерности выплаты субсидии по представленным документам истца. После получения ДД.ММ.ГГГГ ответа Министерства строительства и жилищного - коммунального хозяйства Российской Федерации, на основании платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ денежные средства социальной выплаты в размере 585 000 рублей перечислены на счет <данные изъяты>. Считает, что действия банка являлись правомерными и направленными на исполнение требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года №1050 (в ред. от 25.08.2015 года), Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства». Действия банка направлены на проведения мероприятий по проверке представленных истцом документов, согласно предусмотренным полномочиям, которые определены подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище». Требования истца о возмещении убытков удовлетворению не подлежат, поскольку истцом не представлено доказательств причинно-следственной связи между возникновением убытков у истца и действиями банка. Представленные договор займа № от ДД.ММ.ГГГГ и справка об остатке задолженности не могут служить доказательствами причинения Банком убытков истцу. При заключении договора займа ФИО2 добровольно принял на себя обязательства по погашению займа, установленные данным договором и графиком погашения. Условиями договора займа № от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено погашение займа за счет средств социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Требования о компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению, поскольку спорные отношения не регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей», следовательно, требование истца о взыскании компенсации морального вреда должны быть обоснованными и доказанными. По изложенным обстоятельствам, просит в иске истцу отказать.
Представитель третьего лица администрации г. Тюмени ФИО10 в судебном заседании доводы иска поддержала, считает, что требования истца основаны на законе, действия ответчика неправомерны. В рамках реализации Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы» молодой семье Шуркевичей Департаментом имущественных отношений администрации г. Тюмени было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты в размере 600 000 руб. на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ серия М16 №, а также справка от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии приобретаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, для предоставления ее в уполномоченный банк для оплаты приобретаемого жилого помещения. При подготовке справки о соответствии приобретаемого жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ принято во внимание нотариально заверенное обязательство от ДД.ММ.ГГГГ о переоформлении приобретенного жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве. Пунктами 7.2.1. и п.7.2. Положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, утвержденными постановлением Правительства Тюменской области от 23.03.2011 № 78-п, установлен исчерпывающий перечень документов, представляемых молодой семьей в банк для оплаты приобретаемого жилого помещения. Как следует из материалов дела, истцом были представлены все необходимые документы для перечисления социальной выплаты. Согласно п.46 Правил, банк в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных пунктами 39 - 42, 44 и подпунктами "а" и "б" пункта 45 настоящих Правил, осуществляет проверку содержащихся в них сведений, включающую проверку соответствия приобретаемого жилого помещения (строящегося жилого дома) условиям отнесения жилых помещений к жилью экономического класса, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. После чего принимает решение об отказе в принятии документов либо о принятии документов, с последующей подачей заявки на перечисление бюджетных средств. Таким образом, в полномочия банка входит лишь проверка сведений, содержащихся в документах, представленных молодой семьей. При этом Правила не предполагают принятие банком решения о праве гражданина на получение социальной выплаты. Действия ответчика были незаконны, осуществлены с превышением полномочий, которые не входят в компетенцию ответчика.
Выслушав стороны, из представителей, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истцом в ипотечный кредит была приобретена квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Кредитный договор был заключен с <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1 860 000 рублей. Для погашения кредита истцом по месту работы был заключён договор беспроцентного займа от ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> Поскольку ФИО2, ФИО3, ФИО4 являлись участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, в соответствии с условиями этой подпрограммы предоставляется социальная выплата, в мае 2016 года им было сообщено, что им будет предоставлена социальная выплата по данной программе. Собрав весь необходимый пакет документов в июне 2016 года, они его сдали в Департамент имущественных отношений администрации г. Тюмени. Администрацией г. Тюмени выдано семье Шуршевичей свидетельство о праве на получение социальной выплаты М16 № от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение (строительство) жилья на территории <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> и ФИО2 заключен договор № банковского счета для обслуживания подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015- 2020 годы. Согласно акту приему-передаче от ДД.ММ.ГГГГ документов в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы <данные изъяты> принял Договор от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик повторно направил истцу уведомление о необходимости предоставления Письма Администрации г. Тюмени о согласии оформления жилого помещения в собственность в т.ч. лица, не указанного в свидетельстве.
Истец предоставил истребуемое ответчиком письмо администрации г. Тюмени, однако ответчик не исполнил требований договора от ДД.ММ.ГГГГ о направлении в течение 5 дней после принятия и проверки документов заявки на перечисление бюджетных денежных средств, поскольку ДД.ММ.ГГГГ ответчик направляет запрос в Министерство строительства и жилищного - коммунального хозяйства Российской Федерации о правомерности выплаты субсидии по представленным документам истца.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик получил ответ на запрос из Министерства строительства и жилищного - коммунального хозяйства Российской Федерации о правомерности предоставления истцу социальной выплаты, в результате чего ДД.ММ.ГГГГ на основании платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ денежные средства социальной выплаты в размере 585 000 рублей перечислены на счет <данные изъяты>
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, а также материалами дела.
Истец считает, что действия ответчика являлись неправомерными, нарушающими его права как потребителя, а потому просит удовлетворить заявленные им уточненные исковые требования в полном объёме.
Суд находит доводы иска обоснованными, а действия ответчика неправомерными по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы, в состав которой вошла Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». Целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 (далее - Правила), устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат.
Согласно п.3 Правил право молодой семьи - участницы подпрограммы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещение или строительство индивидуального жилого дома, которое не является ценной бумагой.
Социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств.
Владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты в течение 1 месяца со дня его выдачи сдает это свидетельство в Банк.
Свидетельство о праве на получение социальной выплаты, представленное в Банк по истечении месячного срока со дня его выдачи, Банком не принимается. По истечении этого срока владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты вправе обратиться в порядке, предусмотренном пунктом 34 Правил, в орган местного самоуправления, выдавший это свидетельство, с заявлением о его замене.
Банк проверяет соответствие данных, указанных в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты, данным, содержащимся в документах, удостоверяющих личность владельца этого свидетельства, а также своевременность представления указанного свидетельства в Банк.
Банк заключает с владельцем свидетельства о праве на получение социальной выплаты договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет для учета средств, предоставленных в качестве социальной выплаты. В случае выявления несоответствия данных, указанных в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты, данным, содержащимся в представленных документах. Банк отказывает в заключении договора банковского счета и возвращает свидетельство о праве на получение социальной выплаты его владельцу(п.35 Правил).
Пунктом 36 Правил предусмотрено, что в договоре банковского счета устанавливаются условия обслуживания банковского счета, порядок взаимоотношений Банка и владельца свидетельства о праве на получение социальной выплаты, на чье имя открыт банковский счет (далее - распорядитель счета), а также порядок перевода средств с банковского счета. В договоре банковского счета могут быть указаны лицо, которому доверяется распоряжаться указанным счетом, и условия перечисления поступивших на банковский счет распорядителя счета средств.
Договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты, и может быть расторгнут в течение срока действия договора по письменному заявлению распорядителя счета. В случае досрочного расторжения договора банковского счета (если на указанный счет не были зачислены средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты) Банк выдает распорядителю счета справку о расторжении договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты. Свидетельство о праве на получение социальной выплаты, представленное в Банк, после заключения договора банковского счета владельцу не возвращается.
Согласно п.3 договора банковского счета от 22 июля 2016 года, заключённого между сторонами, ответчик обязался принять документы на жилое помещение, представленные истцом в соответствии с пунктами 39-45 Правил, указанных в приложении №1 к настоящему договору для оплаты приобретаемого (строящегося) жилого помещения и осуществлять их проверку в течение 5 рабочих дней с даты их получения.
Согласно пункту 46 Правил Банк в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных пунктами 39 - 42, 44 и подпунктами "а" и "б" пункта 45 настоящих Правил, осуществляет проверку содержащихся в них сведений, включающую проверку соответствия приобретаемого жилого помещения (строящегося жилого дома) условиям отнесения жилых помещений к жилью экономического класса, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Банк в течение одного рабочего дня после вынесения решения о принятии договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство и документов, предусмотренных пунктами 41, 42, 44 и подпунктами "а" и "б" пункта 45 настоящих Правил, направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основании указанных документов.
Вместе с тем, судом с достоверностью установлен факт неисполнения ответчиком как условия п.3 договора банковского счета от ДД.ММ.ГГГГ, так и пункта 46 Правил, ибо по истечении 5 рабочих дней ответчик не направил в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основании представленных истцом в банк документов.
Доводы ответчика о том, что банк действовал в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года №1050 (в ред. от 25.08.2015 года), Постановления Правительства Тюменской области от 23.03.2011 года №78-П (в ред. от 20.11.2015 года) «Об утверждении Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства», суд находит несостоятельными, ибо в полномочия банка не входило в соответствии с указанными выше Правилами анализ документов, предоставленных истцом для перечисления социальной выплаты.
Правовой анализ всех документов, которые в том же объеме были предоставлены ответчику, были проверены администрацией г. Тюмени, в результате анализа которых семье истца было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты М16 № от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение (строительство) жилья на территории Тюменской области.
Действия ответчика по истребованию письма из администрации г. Тюмени, в последующем предоставление дополнительного соглашения с <данные изъяты> (что по своей сути со стороны ответчика является обязывание истца заключить с <данные изъяты> дополнительное соглашение), а в дальнейшем и вообще направление запроса о правомерности выплаты семье Шуршевичей субсидии (что, по существу, говорит о том, что банк ставит под сомнения действия администрации г.Тюмени о правомерности выделения социальной выплаты) находится за пределами полномочий ответчика, который обязан строго соблюдать требования действующего законодательства, в том числе и условия договора от 22.07.2016 года.
Ответчик нарушил права истца как потребителя, ибо не исполнял условий договора длительное время. Как установлено в судебном заседании, ответчик неоднократно истребовал у истца документы, которые не входили в перечень пунктов 39-42,44 и п.п. «а» и «б» п.45 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Суд считает, что ответчик нарушил права истца, ибо, по существу, неоднократно истребовал у истца какие-либо документы.
В судебном заседании представитель ответчика не смогла пояснить, почему ПАО «Сбербанк России» не могло однократно в одном уведомлении истребовать у истца все документы, которые банку были необходимы, для того, чтобы своевременно направить заявку на перечисление денежных средств в счет социальной выплаты (учитывая при этом, что истец, несмотря на то, что данные документы не входят в перечень обязательного их предоставления, всё же предоставлял банку эти документы).
Направление запроса в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ о правомерности выплаты субсидии семье истца, при наличии выданного истцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты М16 № от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение (строительство) жилья на территории Тюменской области, по существу, направлены на сомнение принятого администрацией г. Тюмени решения о предоставлении социальной выплаты, что, по мнению суда, недопустимо, и находится в не полномочий ответчика, который не вправе ставить под сомнение действия администрации г. Тюмени.
Оценив вышеизложенные обстоятельства в их совокупности, суд находит действия ответчика незаконными, выходящими за пределы компетенции банка, а потому требования иска о признании таких действий незаконными суд находит подлежащими удовлетворению в полном объёме.
Требования иска о взыскании убытков, суд находит подлежащими удовлетворению в полном объёме.
Как установлено в судебном заседании, молодой семье в составе истца, его супруги ФИО3, ребенка ФИО4 было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты в размере 600 000 рублей.
В соответствии с пунктов 12 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в случае использования социальной выплаты на цель, предусмотренную подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил, размер социальной выплаты устанавливается в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил и ограничивается суммой остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом или займом, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Согласно подпункту "е" пункта 2 Правил для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Поскольку ответчик в срок, установленный договором от ДД.ММ.ГГГГ, не направил требования о перечислении бюджетных денежных средств в течение 5 дней после подачи истцом документов, то истец вынужден был производить оплаты по договору займа ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в пользу ЗАО «ТюменьНИПИнефть» в общей сумме 10 000 рублей. В результате несвоевременного исполнения ответчиком обязательств по договору от ДД.ММ.ГГГГ социальная выплата составила и была выплачена истцу в размере 585 000 рублей, тогда как при своевременном исполнении обязательства социальная выплата составила бы 595 000 рублей. Указанная разница в размере 10 000 рублей истцу не возмещается и должна быть взыскана с ответчика, ибо, как установлено выше, действия ответчика были неправомерными, а потому убытки у истца возникли в результате ненадлежащего исполнения ответчиком своей обязанности по направлению запроса по перечислению денежных средств.
Требования истца о компенсации морального вреда основаны на законе (ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей). В соответствии с указанной нормой закона моральный вред подлежит взысканию за нарушение прав потребителя. Нарушение прав потребителя в судебном заседании нашло своё подтверждение. Каких-либо дополнительных доказательств, подтверждающих причинение истцу морального вреда, не требуется, поэтому исковые требования о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению.
Вместе с тем суд находит сумму, заявленную истцом в счёт компенсации морального вреда, завышенной. Данную сумму суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца в сумме 70 000 рублей, при этом судом учтено, что действиями ответчика истцу были причинены определённые нравственные страдания, истец понес нервные затраты, испытал чувства раздражения, дискомфорта. Однако каких-либо тяжелых последствий от действий ответчика для истца не наступило. Судом учтены также требования разумности и справедливости.
Довод представителя ответчика, что спорные правоотношения не регулируются Законом РФ «О защите право потребителей», суд находит несостоятельным, ибо отношения, вытекающие из условий договора от 20.07.2016 года, заключённого между сторонами, основаны на Законе РФ «О защите прав потребителей». Правоотношения между сторонами на основании Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования не возникли, ибо на основании указанных Правил семье истца была предоставлена администрацией г. Тюмени социальная выплата, а действия ответчика с истцом возникли из договора банковского счета, правоотношения по которому регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей».
Руководствуясь ст.ст.309,310,845,846,849 ГК РФ, ст.ст.13,15 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия <данные изъяты> по несвоевременному соблюдению сроков рассмотрения документов ФИО1 на жилое помещение и направлению заявки на перечисление бюджетных денежных ФИО5 документов в рамках исполнения договора № банковского счета для обслуживания подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилье» на 2015-2020 годы, заключённого между ФИО5 и <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с <данные изъяты> в пользу ФИО1 убытки, связанные с несвоевременным исполнением обязательства по направлению заявки на перечисление бюджетных денежных в рамках исполнения договора № банковского счета для обслуживания подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилье» на 2015-2020 годы, заключённого между ФИО5 и <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, в размере 10 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 70 000 рублей, а также госпошлину в доход муниципального образования городской округ Тюмень в размере 1 000 рублей.
В остальной части требований иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Тюменский областной суд путём подачи апелляционной жалобы (представления) через Ленинский райсуд г. Тюмени.
Судья подпись Бубнова О.В.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 26 октября 2016 года.
Копия верна.
Подлинник решения подшит в материалы гражданского дела №2-10565/2016, которое находится и хранится в Ленинском райсуде г. Тюмени.
Решение не вступило в законную силу.
Судья Бубнова О.В.