Дело № 2-1281/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 марта 2015 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе: председательствующего судьи Настенко Т.Н.,
с участием истца Золотаревой Т.В.,
при секретаре Загребельной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Золотаревой Т.В.к Министерству обороны РФ, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ«Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, Администрации Ачинского района, Администрации Ключинского сельсовета Ачинского района, ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, войсковой части 58661-49 о признании проживающей на условиях социального найма, признании права собственности в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Золотарева Т.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству обороны РФ, ФГКУ«Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, Администрации Ачинского района, Администрации Ключинского сельсовета Ачинского района, ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, войсковой части 58661-49 о признании проживающей на условиях социального найма, признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: ***, мотивируя тем, что на основании протокола №19 от 05.12.1986 г. семье истца было предоставлено указанное жилое помещение, в котором зарегистрированы она, ее муж Золотарев П.Н. и сын Золотораев А.П. Спорная квартира ранее относилась к жилищному фонду закрытых военных городков закрытого типа. Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 г. №752-р были исключены закрытые военные городски во всех населенных пунктах Красноярского края кроме г.Енисейска. Истец не имеет другого жилья, ее муж Золотарев П.Н. и сын Золотарев А.П. от участия в приватизации отказываются. В реестре объектов муниципальной собственности Ачинского района спорная квартира отсутствует (л.д.3-5).
Определением суда от 18 февраля 2015 года к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, войсковая часть 58661, в качестве третьих лиц Золотарев П.Н., Золотарев А.П. (л.д.1).
Истец Золотарева Т.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по аналогичным основаниям, суду пояснила, что состоит в трудовых отношениях с войсковой частью с 1981 года по настоящее время, работает в должности гражданского персонала. Квартира была предоставлена ей в 1986 году с учетом членов семьи, при этом ордер не выдавался, договор найма не заключался. С указанного времени она с семьей проживает в квартире, имеет регистрацию по месту жительства, в 2004 году с ней заключен договор найма служебной квартиры, хотя квартира служебной не является. В Министерство обороны РФ с заявлением о передачи квартиры в безвозмездную собственность она не обращалась, поскольку ей известно, что во внесудебном порядке заключить договор приватизации невозможно. Полагает, что проживает в квартире на условиях социального найма и имеет право на приватизацию.
Представитель ответчика Министерство обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.73-74), отзыв на исковое заявление не представил.
Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.70), отзыв на исковое заявление не представил.
Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в суд не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 69), отзыв на исковое заявление не представил.
Представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.67), в отзыве представитель Гордеев А.А. просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, по исковым требованиям возражал, мотивируя тем, что спорная квартира находится в федеральной собственности в ведении Министерства обороны РФ и в оперативном управлении ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, которое соответствующих решение о переводе квартиры из разряда служебной в жилое помещение социального найма не принимало. По ранее действующему порядку в соответствии с п.20 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 г. №80 было предусмотрено, что работники из числа гражданского персонала Вооруженных Сил, непосредственно связанные с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, обеспечиваются служебными жилыми помещениями. Согласно общим норма ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, принятым на учет нуждающихся в получении служебных жилых помещений и предназначены для временного проживания отдельных категорий лиц на период трудовых отношений с учреждением, организацией, предоставивших служебное жилое помещение на основании принятого решения. Документами, представленными в дело не доказано принятие решения о постановке истца на учет нуждающихся жилищной комиссией воинской части. Золотарева Т.В. на учете нуждающейся не числилась, учетное дело отсутствует. В соответствие с п.6 ст.15 ФЗ от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие-граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках (л.д.60-62).
Представитель ответчика Администрации Ачинского района, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом (л.д.50), в суд не явился, согласно письменному отзыву представитель Сорокина Н.Ю.по исковым требованиям не возражает при установлении в судебном порядке факта проживания истца в спорной квартире на условиях социального найма, указав, что сведения в отношении спорной квартиры о включении ее в число служебных отсутствуют в реестре служебных помещений, и до настоящего времени жилищный фонд Ачинского района д.Каменка в муниципальную собственность Ачинского района не передан, просила рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д.38-39).
Представитель ответчика администрации Ключинского сельсовета в суд не явился, извещен надлежащим образом (л.д.70А), отзыв на исковое заявление не представил.
Представитель ответчика ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.71-72), отзыв на исковое заявление не представил.
Представитель ответчика войсковой части 58661 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.66,75-76), отзыв на исковое заявление не представил.
Представитель третьего лица ТУ Росимущества в Забайкальском крае в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.68), отзыв на исковое заявление не представил.
Третьи лица Золотарев П.Н., Золотарев А.П. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, по заявленным требованиям не возражают (л.д.77-78).
Выслушав истца, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На основании ч. 2 ст. 30 ЖК РСФСР, утратившего силу с 01 марта 2005 года, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан по месту работы был возможен в тех организациях, которые имели жилищный фонд и вели жилищное строительство или принимали долевое участие в жилищном строительстве.
В соответствии с ч.1 ст.6 ЖК РСФСР государственный жилищный фонд подразделялся на жилищный фонд местных Советов, находящийся в ведении местных Советов народных депутатов, и ведомственный жилищный фонд, находящийся в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств.
В силу ст. 10 указанного Кодекса граждане имели право на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного жилищного фонда.
В силу положений ст.ст. 101, 106 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделялись, как правило, отдельные квартиры. С гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключался письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которым ему было предоставлено это помещение.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2008 года №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны РФ федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности. Министерство обороны осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.
Распоряжением Правительства РФ от 01 июня 2000 года №752-р был утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, и в указанном Перечне значился военный городок №13, расположенный в д. Каменка Ачинского района Красноярского края.
На основании Распоряжения Правительства РФ от 11 октября 2011 года №1779-р закрытый военный городок №13, расположенный в д.Каменка Ачинского района Красноярского края, в котором расположена спорная квартира, исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В силу ст. 4 указанного Закона не подлежат приватизации, в том числе, жилые помещения, находящиеся в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии со ст. 6 вышеуказанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз; в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд (ст. ст. 8, 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ»).
Из материалов дела следует, что истец Золотарева Т.В. с 1981 года состоит в трудовых отношениях с в/ч 74008, работала в должности ***, в настоящее время работает ***, что подтверждается записями в трудовой книжке (л.д.43-46).
Как установлено по делу, в 1986 году на основании решения жилищной комиссии войсковой части Золотаревой Т.В. с учетом членов семьи была предоставлена квартира по адресу: ***.
С 1986 года Золотарева Т.В., ее муж Золотарев П.Н. и их сын Золотарев А.П. проживают в указанном жилом помещении, имеют регистрацию по месту жительства (л.д.11), производят оплату за жилое помещение, электроэнергию и коммунальные услуги, что подтверждается представленными счет - извещениями (л.д.12-14), на имя Золотаревой Т.В. открыт финансово-лицевой счет (л.д.10).
22 декабря 2004 года Красноярской КЭЧ с Золотаревой Т.В. на спорную квартиру был заключен договор найма служебной квартиры в домах государственного фонда РФ № 188 (л.д.6-9).
Доводы истца о предоставлении ей спорного жилья подтверждаются показаниями свидетеля ФИО, который в судебном заседании пояснил, что Золотарева Т.В.с семьей проживает в квартире по адресу: *** с 1984 года. Квартира ей была предоставлена по решению жилищной комиссии в связи с трудовыми отношениями с войсковой частью.
Супруг истца Золотаревой Т.В.- Золотарев П.Н. и сын Золотарев А.П. дали согласие на приватизацию спорного жилого помещения без включения их в число собственников (л.д.21,22).
Из справки филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Красноярскому краю года следует, что истец Золотарева Т.В. право на приватизацию жилого помещения не использовала (л.д. 19).
Согласно информации Администрация Ачинского района собственником квартиры, расположенной по адресу: *** не является (л.д.39), в реестре муниципальной собственности г.Ачинска указанная квартира не числится (л.д.37).
Согласно информации Межмуниципального Ачинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах на спорный объект недвижимого имущества отсутствуют (л.д.20).
Доводы представителя ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» о том, что спорная квартира отнесена к числу служебных и включена в специализированный жилищный фонд Министерства обороны не нашли своего подтверждения, поскольку доказательств о включении спорной квартиры в число служебных в установленном законом порядке, ответчиками в материалы дела не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 г., жилое помещение включалось в число служебных решением соответствующего местного уполномоченного органа исполнительной власти.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Таким образом, после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в установленном законом порядке.
В соответствии с п.п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ (действующей с 01 марта 2005 года) служебные жилые помещения отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Их правовое положение регулируется нормами гл. 9 Жилые помещения специализированного жилищного фонда Жилищного кодекса РФ. Как указано в ч. 2 ст. 92 ЖК РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключение его из указанного фонда осуществляются на основании решения органа, управляющего государственным или муниципальным жилищным фондом.
Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 утверждены «Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 ", согласно которым, для отнесения жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда заявитель представляет в орган управления заявление и документы, перечень которых содержится в п.13 Правил. Указанное заявление рассматривается органом управления в течение 30 дней с даты подачи документов.
Орган управления принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.
Исходя из приведенных положений закона, на жилые помещения распространяется режим служебного жилого помещения при условии соблюдения установленного законом порядка включения его в число специализированного жилищного фонда, несоблюдение данной процедуры является основанием для применения в отношении таких помещений правил, предусмотренных для жилых помещений, занимаемых по договору социального найма.
Ранее действующий Приказ Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте" устанавливал порядок и правила обеспечения жильем не только военнослужащих, но и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, которые указаны в Приказе как рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота. В соответствии с Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утвержденным вышеуказанным Приказом Министра обороны СССР, рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечивались жилой площадью по месту работы за счет жилого фонда этих воинских частей. Указанным Приказом, предусматривалась возможность обеспечения лиц гражданского персонала Вооруженных Сил как служебным жильем, так и жильем по социальному найму за счет жилищного фонда Министерства обороны СССР.
Как следует из справки Администрации Ачинского района, до 2003 г. д.Каменка именовалась военным городском Ачинск-13, который входил в состав муниципального образования г.Ачинск (л.д.48), и соответственно до указанного времени жилые помещения, расположенные в домах д. Каменка ул. Лесная включались в число служебных решением исполнительного комитета Ачинского городского Совета народных депутатов и Администрацией города Ачинска. Спорная квартира не была отнесена к числу служебных в установленном законом порядке, что объективно подтверждено ответом Администрации г.Ачинска (л.д.35.36).
После включения населенного пункта д. Каменка Ачинского района в состав сельского поселения муниципального района, спорная квартира также не была отнесена к числу служебных, что подтверждается информацией, предоставленной Администрацией Ачинского района (л.д.40).
В материалы дела стороной ответчиков не представлено доказательств в подтверждение того, что занимаемая истцом спорная квартира решением органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом, была включена состав специализированного жилищного фонда.
Таким образом, суд приходит к выводу, что спорная квартира была предоставлена истцу Золотаревой Т.В. с учетом членов ее семьи в установленном законом порядке как работнику воинской части из числа гражданского персонала Вооруженных Сил РФ.
Поскольку доказательств о наличии статуса служебного жилого помещения в материалах дела не имеется, суд приходит к выводу, что истец проживает в спорном жилом помещении на условиях социального найма и имеет право на её приватизацию.
Пленум Верховного Суда РФ в пункте 8 постановления от 24 августа 1993. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснил, что исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1, 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Между тем, в настоящее время истец не имеет возможности в установленном законом порядке реализовать свое право на приватизацию, поскольку Министерством обороны РФ порядок передачи жилых помещений гражданам в собственность до настоящего времени не разработан.
Принимая во внимание, что истец по независящим от нее причинам не может реализовать свое право по приватизации жилого помещения в установленном законом порядке, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Признать Золотареву Т.В. проживающей в жилом помещении по адресу: *** на условиях социального найма.
Признать за Золотаревой Т.В. право собственности в порядке приватизации на квартиру № *** в жилом доме № *** по ул.*** в д.*** Ачинского района Красноярского края общей площадью 42,9 кв.м., кадастровый номер 24:02:0802086:444.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ачинский горсуд.
Мотивированное решение изготовлено 30 марта 2015 года.
Судья Т.Н. Настенко