№ 2-2670 (2015)
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
10 июня 2015 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе: председательствующего судьи Настенко Т.Н.,
с участием процессуального истца помощника Ачинского межрайонного прокурора Коняшкиной Л.А., действующей по поручению прокурора Тюхтетского района,
представителя ответчика ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Комаренко А.В., действующего по доверенности от 01.01.2015 г.,
при секретаре Загребельной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тюхтетского района в интересах Чунчель А.В. к ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Тюхтетского района обратился в суд в интересах инвалида «***» Чунчель А.В. с исковым заявлением к ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности обеспечить Чунчель А.В. техническим средствами реабилитации: креслом-стулом с санитарным оснащением с колесами (ширина сидения 40 см.), тутором на голеностопный сустав, креслом-коляской с приводом для управления одной рукой комнатной (ширина сидения 40 см.), креслом-коляской с приводом для управления одной рукой прогулочной (ширина сидения 40 см.), мотивируя тем, что в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что инвалид Чунчель А.В. не обеспечен указанными техническими средствами реабилитации, в котором согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида по состоянию здоровья он нуждается, и для постановки на учет Чунчель А.В. 24.12.2014 г. обратился с соответствующим заявлением к ответчику, однако, техническими средствами реабилитации до настоящего времени инвалид не обеспечен, что не позволяет ему пройти необходимую комплексную реабилитацию (л.д. 2-5).
В судебном заседании помощник Ачинского межрайонного прокурора Коняшкина Л.А. исковые требования поддержала частично, пояснив, что Чунчель А.В. не обращался с заявлением о предоставлении ему тутора на голеностопный сустав.
Прокурор Тюхтетеского района в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом (л.д.25), просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.27).
Материальный истец Чунчель А.В. в суд не явился, извещался надлежащим образом (л.д.25), просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.28).
Представитель ответчика ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Комаренко А.В. по исковым требованиям возражал, пояснив, что соразмерно выделенным средствам из федерального бюджета Фонд ведет работу по заключению государственных контрактов на поставку технических средств реабилитации. Контракт на поставку технических средств реабилитации, указанных в исковом заявлении, еще не заключен. По мере поступления денежных средств проводятся конкурсные мероприятия, после чего инвалид будет обеспечен средствами реабилитации.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. Согласно ст. ст. 10, 11.1 указанного закона, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального Бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида -разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам.
Согласно ч. 8 ст. 11.1 названного закона финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения).
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций,обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.
Анализ вышеуказанных нормативных документов свидетельствует о том, что именно ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования в Российской Федерации является лицом, обязанным обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации в порядке, предусмотренном законом.
Из материалов дела следует, что инвалид «***» Чунчель А.В. (л.д.9-10) согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида №1119 от 25.11.2014 г. нуждается в технических средствах реабилитации, в том числе: в кресле-стуле с санитарным оснащением с колесами (ширина сидения 40 см.), туторе на голеностопный сустав, кресле-коляске с приводом для управления одной рукой комнатной (ширина сидения 40 см.), кресле-коляске с приводом для управления одной рукой прогулочной (ширина сидения 40 см.) (л.д.11-14).
24 декабря 2014 года Чунчель А.В. обратился в филиал № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации с заявлением об обеспечении креслом-стулом с санитарным оснащением с колесами (ширина сидения 40 см.), креслом-коляской с приводом для управления одной рукой комнатной (ширина сидения 40 см.), креслом-коляской с приводом для управления одной рукой прогулочной (ширина сидения 40 см.). При этом о предоставлении тутора на голеностопный сустав не просит (л.д.20).
Согласно уведомлению от 24 декабря 2014 года документы, поданные Чунчель А.В. были приняты филиалом № 8 ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в РФ (л.д.16).
Однако, в нарушение предусмотренного законом срока, направление на получение указанных технических средств реабилитации Чунчель А.В. выдано не было, в связи с чем, Чунчель А.В. до настоящего времени не обеспечен креслом-стулом с санитарным оснащением с колесами (ширина сидения 40 см.), креслом-коляской с приводом для управления одной рукой комнатной (ширина сидения 40 см.), креслом-коляской с приводом для управления одной рукой прогулочной (ширина сидения 40 см.), что не позволяет ему пройти необходимую реабилитацию.
Согласно ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует государственные (муниципальные) задания.
Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации является Фонд социального страхования Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в результате бездействия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, инвалид Чунчель А.В не обеспечен необходимыми техническими средствами реабилитации.
Однако, учитывая, что Чунчель А.В. в отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении ему тутора на голеностопный сустав не обращался, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению частично.
Доводы ответчика об отсутствии своевременного и полного финансирования, необходимого для заключения государственных контрактов на поставку ТСР, суд не может принять во внимание, поскольку это не освобождает ответчика от исполнения предусмотренной законом обязанности.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в течение 30 дней со дня вступления в силу решения суда обеспечить Чунчель А.В. техническими средствами реабилитации: креслом-стулом с санитарным оснащением с колесами (ширина сидения 40 см.), креслом-коляской с приводом для управления одной рукой комнатной (ширина сидения 40 см.), креслом-коляской с приводом для управления одной рукой прогулочной (ширина сидения 40 см.), в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Ачинский горсуд.
Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2015 года..
Судья Т.Н. Настенко