Дело № 2- 936 /2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 февраля 2020 года
Мотовилихинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Паньковой И.В.,
при секретаре Тютиковой М.Е.,
с участием представителя истца Болотова О.В.,
представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе г.Перми– Кусакиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бояринцевой Татьяны Петровны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г.Перми о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Бояринцева Т.П. обратилась в суд с иском к ГУ-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г. Перми (далее – Управление, Ответчик) о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости перерасчете размера пенсии. В обоснование иска указала, что с 21.05.2008 г. является получателем пенсии по старости.
Согласно записям в трудовой книжке, выданной 25.03.1969 г., истец осуществляла трудовую деятельность с 24.03.1969 г. по 23.04.2018 г., общий стаж трудовой деятельности составляет около 40 лет.
В силу ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Механизм реализации такого права закреплен Федеральным законом РФ от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В рамках указанного нормативного акта Бояринцевой Т.П. было направлено письмо в адрес ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г. Перми с просьбой предоставить информацию о расчете пенсии со ссылками на материалы выплатного (пенсионного) дела и нормы законодательства Российской Федерации.
Письмом № от 21.10.2019 в адрес истца была предоставлена информация о формировании расчёта размера пенсии.
В связи с получением не полных сведений, Бояринцева Т.П. вновь обратилась в адрес ответчика с просьбой предоставить информацию о размере и о порядке индексации сумм страховых взносов в зависимости от момента их поступления за период с 01.01.2002 г. по 01.01.2015 г., о размерах учтённых страховых взносов и порядке расчёта повышения индивидуального пенсионного коэффициента за счёт поступивших страховых взносов за период с 01.01.2015 г. по 23.04.2018 г., о критериях выбора периода трудовой деятельности Бояринцевой Т.П. в целях определения отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате по стране, с 1986 по 1991 гг. и порядке расчёта зарплатного коэффициента (ЗР/ЗП), о заработной плате за период с 18.02.1980 по 31.07.1987 гг.
Бояринцева Т.П. считает, что представленный расчёт размера пенсии произведён с нарушением требований законодательства и её интересов.
В письме № от 21.10.2019 г. со стороны Управления применён суммарный коэффициент индексации расчётного пенсионного капитала в размере 2,24003669.
Указанное значение получено в результате применения коэффициентов индексации:- 1,307x1,177x1,114 х 1,127x1,16.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 205 от 25.03.2008 «Об утверждении коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц» утверждён коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, определенного по состоянию на 1 января 2007 г., в размере 1,204 и постановлению Правительства РФ от 21.03.2009 N 248 «Об утверждении коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц» утверждён коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, определенного по состоянию на 1 января 2008 г., в размере 1,269.
Индексация расчётного пенсионного капитала осуществляется на основании постановлений Правительства РФ ежегодно.
Таким образом, буквальное толкование нормы права предполагает применение коэффициента к размеру расчётного пенсионного капитала определённому на 01.01.2007 г. и на 01.01.2008 г. и в данному случае, учитывая, что Бояринцевой Т.П. назначена пенсия с 21.01.2008, до указанного момента расчётный пенсионный капитал должен быть проиндексирован в полном объёме, в том числе на коэффициенты индексации в размере 1,204 и 1,269, установленные постановлениями Правительства PC № 205 от 25.03.2008 и № 248 от 21.03.2009 соответственно суммарный коэффициент индексации расчётного пенсионного капитала на момент назначения пенсии должен составлять 3,423.
Иной подход в части индексации расчётного пенсионного капитала противоречит принципу справедливости и нарушает права застрахованного лица на получение пенсии з размере, определённом с учётом инфляционных процессов.
В соответствии с представленными ответчиком сведениями сумма страховых взносов за период с 01.01.2002 по 21.01.2008 гг. составила 30654,78 руб. (письмо № от 21.10.2019, письмо № от 03.12.2019).
Расчёт повышения страховой части пенсии произведён путём деления указанной суммы на ожидаемый период получения пенсии (30654,78/180).
Учитывая, что в период с 01.01.2002 по 21.01.2008 Бояринцева Т.П. осуществляла регулярную трудовую деятельность, страховые взносы оплачивались работодателем систематически в установленные действовавшим на тот момент законодательством сроки.
Согласно п. 22 ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при перерасчете или корректировке страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 17 настоящего Федерального закона ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (пункты 1 и 21 настоящей статьи) сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости. При этом указанный период, в том числе с учетом его сокращения в случае, предусмотренном пунктом 21 настоящей статьи, не может составлять менее 14 лет (168 месяцев).
Таким образом, суммы страховых взносов должны подлежать индексации в зависимости от момента их наступления.
Представленные Государственным учреждением - Управлением пенсионного фонда Российской Федерации в Мотовилихинском районе г. Перми данной информации не содержат.
В соответствии с письмом Управления № от 03.12.2019 представлен расчёт повышения размера страховой части пенсии за счёт страховых взносов.
Ответчик при корректировке страховой части пенсии по страховым взносам с учётом индексации с момента назначения страховой пенсии, с 21.01.2008 и по 01.08.2014 гг. применены ожидаемые периоды выплаты трудовой пенсии по старости в значении от 180 до 156 с ежегодным уменьшением на 6 месяцев.
Согласно п. 1 ст. 32 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 19.11.2015) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2002 года ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев).
Согласно п. 22 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при перерасчете или корректировке страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 17 настоящего Федерального закона ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (пункты 1 и 21 настоящей статьи) сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости.
В соответствии с п. 3 ст. 32 указанного Федерального закона при определении размера страховой части трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном п. 22 статьи 14 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2002 года ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости не может составлять менее 10 лет (120 месяцев). Начиная с 1 января 2009 года указанная продолжительность ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 14 лет (168 месяцев).
Согласно п. 2 ст. 32 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливается ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости при определении трудовой пенсии, т. е. её назначении.
Пункт 22 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяется при перерасчете или корректировке страховой части трудовой пенсии. Соответственно п. 3 ст. 32 указанного закона регулирует отношения, связанные с перерасчётом и корректировкой страховой части пенсии.
В связи с этим Управлением неверно применена норма права и ожидаемые периоды выплаты трудовой пенсии по старости при расчете повышения страховых взносов по состоянию на 31.12.2014.
Таким образом, при корректировке страховой пенсии по страховым взносам с учетом индексации с момента назначения страховой пенсии с 21.01.2008 по 01.08.2014 гг. должны применяться ожидаемые периоды выплаты трудовой пенсии по старости в значении от 180 до 120 с ежегодным уменьшением на 12 месяцев.
На основании изложенного, просит обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе г.Перми осуществить перерасчет размера страховой пенсии с учетом применения коэффициентов индексации расчетного пенсионного капитала по состоянию на 21.01.2008 в размере 1,204 и 1,269 установленных постановлениями Правительства РФ № 205 от 25.03.2008 и № 248 от 21.03.2009.
Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе г.Перми осуществить перерасчет размера страховой пенсии с учетом индексации размеров повышения по страховым взносам за период с 01.01.2002 по 21.01.2008 в зависимости от момента их поступления.
Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе г.Перми осуществить перерасчет размера страховой пенсии при корректировке страховой пенсии по страховым взносам с учетом индексации с 21.01.2008 по 01.08.2014 гг. с учетом применения ожидаемых периодов выплаты трудовой пенсии по старости в значении от 180 до 120 с ежегодным уменьшением на 12 месяцев. Взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Истец Бояринцева Т.П. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом.
Представитель истца Болотов О.В., действующий по доверенности исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Кусакина Л.А. в судебном заседании с иском не согласилась, дала пояснения аналогичные письменным возражениям, из которых следует, что Бояринцева Т.П. с 21.01.2008 г. является получателем страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
До 01.01.2015 г. порядок назначения перерасчета и выплаты трудовых пенсий регулировался нормами Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом продолжительность страхового стажа определялась на дату назначения трудовой пенсии.
В соответствии с п.1 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при установлении трудовой пенсии осуществлялась оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, который исчислялся на основании расчетного размера трудовой пенсии. При этом расчетный размер трудовой пенсии определялся в зависимости от продолжительности не страхового, а общего трудового стажа, под которым понималась суммарная продолжительность периодов работы и иной общественно полезной деятельности до1 января 2002 года.
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица в соответствии с п.2 ст. 30 Закона № 173-ФЗ определялся в порядке, установленном пунктом 3 либо пунктом 4 указанной статьи.
В соответствии с п.1 ст.30 Закона № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии зависит от продолжительности общего трудового стажа и заработной платы застрахованного лица на 01.01.2002.
Коэффициенты индексации расчетного пенсионного капитала ежегодно утверждаются постановлениями Правительства РФ. С 01.01.2002 коэффициент индексации установлен 1,307. На дату назначения пенсии истца – 21.01.2008- коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала составлял 2,24036.
После 01.01.2002 в составе расчетного пенсионного капитала для исчисления размера трудовой пенсии учитываются суммы страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд РФ за застрахованное лицо на финансирование страховой части трудовой пенсии в течение всего периода, предшествующего назначению или перерасчету пенсии. Коэффициент индексации страховой части трудовой пенсии Бояринцевой Т.П. – 2,50921.
Индексация пенсии производилась в соответствии с коэффициентами, установленными постановлениями Правительства РФ.
С 01.01.2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», которым введено новое правовое регулирование в отношении формирования пенсионных прав застрахованных лиц и установления страховых пенсий.
В 2015 году произведено уточнение расчетного пенсионного капитала на 31.12.2014 г.
Согласно сведений из пенсионного дела Бояринцевой Т.П. ей назначена пенсия по п.3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ (как наиболее выгодный вариант).
Продолжительность общего трудового стажа на 31.12.2001 составила 28 лет 4 месяца 20 дней, стажевый коэффициент, соответственно, 0,63%.
Среднемесячный заработок за 1986-1991 года составил 327,37 руб.
Отношение заработной платы за 1986-1991 годы к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период по данным индивидуального лицевого счета составляет 0,607 (ограничение -1,2).
Расчетный размер пенсии составил: 639,01 руб.= 0,63 х 0,607 х 1671,00 руб., где: 0,63 – стажевый коэффициент; 0,607 – отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ с учетом ограничения; 1671,00 – среднемесячная заработная плата в РФ за период с 1 июня по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственный пенсий, утвержденная Правительством РФ.
Расчетный размер трудовой пенсии не может быть ниже минимального размера пенсии, который составляет 660,00 руб.
Расчетный пенсионный капитал с учетом коэффициентов индексации, предусмотренных постановлениями Правительства РФ составляет:
84685,87 = (660,00 руб. - 450,00 руб.) х 180 х 2,24036690, где: 450,00 руб. – размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством РФ на 01.01.2002;
180 – ожидаемый период выплаты на дату назначения;
2,24036690 – коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала на дату назначения.
Сумма страховых взносов на дату назначения составила 30654,78 руб.
Общий размер трудовой пенсии по старости на 21.01.2008 составил 2206,56 руб., в том числе:
страховая часть - 470,48 руб. (84685,87 руб./180)
повышение за счет страховых взносов - 170,30 руб.(30654,78 руб./180)
базовая часть – 1560,00 руб.
повышение за нестраховые периоды 5,78 руб.((3/12+7/360) х 3864,00)/180.
С 01.01.2010 г. размер пенсии увеличился за счет валоризации. Трудовой стаж, приобретенный до 01.01.1991, составил – 19 лет 11 дней, коэффициент валоризации – 0,29%.
Фиксированный базовый размер устанавливался в соответствии со статьей 14 Закона № 173-ФЗ.
Индексации пенсии производились (с 01.02.2008 – 1,12, с 01.04.2018 – 1,075, с 01.08.2008 – 1,08, с 01.04.2009 – 1,175, с 01.08.2009 – 1,075, с 01.04.2010 – 1,063, с 01.03.2013 – 1,033, с 01.02.2014 – 1,065, с 01.04.2014 – 1,017), предусмотренные постановлениями Правительства РФ.
По заявлениям от 06.04.2009, 31.05.2010 произведены перерасчеты размера пенсии по страховым взносам в соответствии с п.3 ст. 17 Закона № 173-ФЗ, корректировка размера пенсии с 01.08.2011, 01.08.2012, 01.08.2014 в соответствии с п.5 ст. 17 Закона № 173-ФЗ.
Суммарный коэффициент индексаций за период с 01.01.2002 по 31.12.2014 – 5,61431788.
Общий размер пенсии на 31.12.2014 составил 6230,96 руб., в том числе: страховая часть (84673,39 руб./180х2,50687764) – 1179,44 руб.
повышение по страховым взносам 21.01.2008 (30689,21 руб./180х2,50687764) 427,41 руб.
повышение по страховым взносам 01.05.2009 ( 6518,56 руб./174х1,64075988) 61,47 руб.
повышение по страховым взносам 01.06.2010 (8197,28 руб./168х1,43583091) 70,06 руб.
повышение по страховым взносам 01.08.2011 (8790,88 руб./168х1,31969753) 69,05 руб.
повышение по страховым взносам 01.08.2012 (8253,28 руб./168х1,19269140) 58,59 руб.
повышение по страховым взносам 01.08.2014 (15295,26 руб./156х1) 98,05 руб.
повышение за нестраховые периоды 14,49 руб.
повышение из суммы валоризации к трудовой пенсии (84685,99х29%/180х2,50687764) 342,04 руб.
фиксированный базовый размер 3910,34 руб.
В скобках указаны ожидаемые периоды выплаты и коэффициенты индексаций.
Величина ИПК на 01.01.2015 составляла 32,603 (2320,62 руб./64,10 руб., где 64,10 руб. – СПК на 01.01.2015).
В ноябре 2015 произведено уточнение величины ИПК с 01.01.2015. Величина ИПК составила 36,546.
Величина ИПК за 2017 года составила 0,281=3935,53/140160,00х10, где
3935,53 – сумма отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на страховую пенсию по старости в 2017;
140160,00 – нормативный размер страховых взносов на страховую пенсию по старости в 2016 году.
Величина ИПК за 2018 год составила 0,335 =5476,26/163360,00х10, где 3953, - сумма отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на страховую пенсию по старости в 2017;
140160,00 – нормативный размер страховых взносов на страховую пенсию по старости в 2016 году.
Итого величина ИПК на 01.08.2019 составила 37,162.
Общий размер пенсии как неработающему пенсионеру с 01.08.2019 составил 8576,20 руб., где:
Страховая пенсия по старости (37,162 х 87,24 руб., где 87,24 руб. – СПК на 01.01.2019, 3242,01 руб.;
Фиксированная выплата 5334,19 руб.
Относительно требования произвести перерасчет размера расчетного пенсионного капитала с учетом применения суммарного коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 1,204 и 1,269, установленных постановлениями Правительства РФ « 305 от 25.03.2008 и № 248 от 21.03.2009 поясняют.
Постановление Правительства РФ от 25 марта 2008 № 205 об утверждении коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала по состоянию на 1 января 2007 г., в размере 1,204 вступило в силу с 1 апреля 2008 г.
Постановление Правительства РФ от 21 марта 2009 № 248 об утверждении коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала, определенного по состоянию на 1 января 2008 г. в размере 1,269 вступило в силу с 1 апреля 2009 г.
Пенсия истцу назначена с 21.01.2008 без учета этих постановлений, поскольку на момент назначения данные постановления еще не были приняты Правительством РФ.
Но с 01.04.2008 на основании распоряжения УПФР от 20.05.2008 произведена индексация размера пенсии по постановлению Правительства РФ от 25.03.2008 № 204, с 01.04.2009 на основании распоряжения УПФР от 07.04.2009 произведена индексация размера пенсии по постановлению Правительства РФ от 21.03.2009 № 247.
То есть произведена индексация не расчетного пенсионного капитала, а страховой часть пенсии в целом, так как к моменту принятия Правительством РФ названных постановлений, истец уже являлась пенсионером, её пенсионные права, сформированные до 01.01.2002 были реализованы.
Таким образом, Управлением пенсионные права истца не нарушены, в удовлетворении исковых требований просила отказать в полном объеме.
Суд заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу статьи 39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, которое включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
До 01.01.2015 порядок назначения, перерасчета и выплаты трудовых пенсий регулировался нормами Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии со ст.10 Федерального закона РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001 в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, при условии, что в эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
В силу ст. 11 указанного Федерального закона в страховой стаж также засчитываются иные периоды (период прохождения военной службы, период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижении ими возврата полутора лет, но не более шести лет в общей сложности; период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возврата 80 лет и др.).
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Согласно пункта 3 статьи 30 названного Федерального закона, в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.
Стажевый коэффициент для застрахованных лиц из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудовой стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.
В соответствии с п.1 ст.30.1 Федерального закона № 173-ФЗ величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 указанного закона с 01.01.2010 подлежит валоризации. Её сумма составляет 10% величины расчетного пенсионного капитала, сформированного на 01.01.2002, плюс 1% величины за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991.
С 01.01.2015 пенсионное обеспечение граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с ч.1 ст. 15 ФЗ № 400-ФЗ размер страховой пенсии по старости равен произведению индивидуального пенсионного коэффициента и стоимости оного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
Судом из пояснений сторон и материалов дела установлено, что истцу трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 7 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 назначена с 21.01.2008 года, продолжительность общего трудового стажа на 31.12.2001 года составила 28 лет 4 месяца 20 дней.
Размер трудовой пенсии по старости исчислен истцу в соответствии с п.3 статьи 30 Федерального закона РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001, при этом расчет пенсии Бояринцевой Т.П. произведен с учетом её среднемесячного заработка за период с 1986 -1991 гг.
В соответствии с п.1 ст.17 указанного выше Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день
При расчете размера трудовой пенсии учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами (ст.30 названного Федерального закона).
Согласно ст.2 Федерального закона № 173-ФЗ, расчетный пенсионный капитал - учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.
В соответствии со ст.20 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции ФЗ № 410-ФЗ от 01.12.2014, действующей в период спорных правоотношений), расчетный пенсионный капитал формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета.
Учет страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Индексация расчетного пенсионного капитала осуществляется в порядке, установленном для индексации страховой части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Обращаясь в суд с иском об обязании произвести перерасчет пенсии, истец полагает, что расчет размера пенсии пенсионным органом произведен неправильно, при этом самостоятельного расчета пенсии истец не производит.
Ответчиком ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе г. Перми представлен расчет трудовой пенсии на дату её назначения, суд соглашается с ним, считает его верным и произведенным в соответствии с действующим законодательством.
При этом суд приходит к выводу о том, что пенсионный капитал истца проиндексирован в соответствии действующими на момент индексации постановлениями Правительства РФ об утверждении коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала, корректировка страховой части пенсии осуществлена ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе г.Перми по данным индивидуального (персонифицированного) учета истца в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, каких-либо нарушений при назначении и корректировки страховой части трудовой пенсии по старости истца, судом не установлено.
Кроме того, ответчиком приведены периоды индексации пенсии с указанием действующих коэффициентов, в связи, с чем, необходимости обязывания Управление Пенсионного фонда в Мотовилихинском районе г.Перми рассчитать пенсионный капитал на день назначения пенсии – 21.01.2008 с учетом коэффициентов индексации в размере 1,204 и 1,269 не требуется, в связи, с чем исковые требования Бояринцевой Т.П. в указанной части удовлетворению не подлежат.
Согласно п.п. 2-7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 июня 2002 г. N 407, расчетный пенсионный капитал является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии и формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также пенсионных прав в денежном выражении, приобретенных до 1 января 2002 года.
Учет страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, осуществляется страховщиком – Фондом.
Страховые взносы, поступившие в Фонд на финансирование страховой части трудовой пенсии, учитываются в расчетном пенсионном капитале нарастающим итогом.
В составе расчетного пенсионного капитала учитываются суммы страховых взносов, поступившие в Фонд за застрахованное лицо на финансирование страховой части трудовой пенсии в течение всего периода, предшествующего назначению или перерасчету пенсии.
Суммы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии включаются в расчетный пенсионный капитал в тот период, в котором они фактически поступили.
Включение в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц сумм страховых взносов, поступивших в Фонд от страхователей, производится по окончании календарного года на основании представленных страхователями в территориальные органы Фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета и имеющихся в территориальных органах Фонда данных о суммах начисленных страховых взносов и суммах страховых взносов, поступивших в Фонд за календарный год.
При этом осуществляется учет фактически поступивших в Фонд сумм страховых взносов.
Поступившие суммы текущих платежей по страховым взносам, а также платежей по страховым взносам за прошлые периоды распределяются по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц пропорционально суммам начисленных страховых взносов.
В соответствии со ст.2 и п.11 ст.30 указанного выше Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, расчетный пенсионный капитал - учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.
Решения об индексации пенсионного расчетного капитала применяются в соответствии с постановлениями Правительства РФ.
Индексация расчетного пенсионного капитала производится один раз в год, индекс складывается из коэффициента индекса страховой части трудовой пенсии прошедшего года.
Размер назначенной страховой части трудовой пенсии подлежит корректировке с учетом уточненных сведений о поступивших страховых взносах и ранее представленных страхователем данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования о сумме страховых взносов, уплаченных им в Фонд. Указанные сведения и данные принимаются во внимание при определении суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера этой части указанной пенсии.
В соответствии с Правилами учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.06.2002 № 407, осуществляется учет фактически поступивших в Фонд сумм страховых взносов.
Если страховые взносы были учтены на индивидуальном лицевом счете пенсионера в период после дня, когда ему была установлена пенсия, то они не вошли в состав расчетного пенсионного капитала, бравшегося за основу при расчете страховой части пенсии. После корректировки в данном случае размер страховой части пенсии увеличится.
06.04.2009 г., 31.05.2010 г. от истца в пенсионный орган поступили заявления о перерасчете размера пенсии.
Данный перерасчет истцу был произведен на основании п. 5 ст. 17 от 17.12.2001 № 173-ФЗ в соответствии с которой размер страховой части трудовой пенсии по старости с 01 августа каждого года подлежит корректировке по данным индивидуального (персонифицированного) учета на основании сведений о сумме страховых взносов, поступивших в Управление Пенсионного фонда и не учтенных при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала при назначении (перерасчете) пенсии.
Таким образом, требования вышеуказанной нормы закона ответчиком соблюдены.
Так же истец полагает, что при исчислении размера пенсии, ответчиком были нарушены положения ст. 14 пп. 22 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, которые предписывают, что при перерасчете или корректировке страховой части трудовой пенсии по старости, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (Т) сокращается. Ответчик данное требование не выполнил.
В силу п.22 ст.14 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ при перерасчете или корректировке страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 17 настоящего Федерального закона ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (пункты 1 и 21 настоящей статьи) сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости. При этом указанный период, в том числе с учетом его сокращения в случае, предусмотренном пунктом 21 настоящей статьи, не может составлять менее 14 лет (168 месяцев). При перерасчете или корректировке доли страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 17.1 и пунктами 4 и 5 статьи 17.2 настоящего Федерального закона ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (пункт 1 настоящей статьи) сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня назначения доли страховой части трудовой пенсии по старости. При этом указанный период не может составлять менее 14 лет (168 месяцев).
Суд полагает, что в данном случае основания для сокращения размера данного периода в том виде, на который ссылается истец, отсутствуют.
При осуществлении перерасчета размера страховой части трудовой пенсии в соответствии с п. 3 ст. 17 значение Т (количество месяцев ожидаемого периода) должно определяться в строгом соответствии с требованиями ст. ст. 14, 17 и 32 указанного выше Закона, т.е. следует учитывать, что в период с 1 января 2008 г. и далее происходит поэтапное сокращение Т со 180 и ниже. Из представленного ответчиком расчета по общему размеру пенсии на 31.12.2014г. следует, что снижение Т с 2008 г. со 180 к 01.08.2014 г. достигло 156.
Поскольку ответчиком представлен полный расчет размера пенсии исходя из положений п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, доводы истца о неправильно произведенной корректировке страховой части пенсии без учета произведенных страховых взносов и ожидаемого периода выплаты пенсии не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Доводы истца о нарушении её прав в связи с не разъяснением ей должным образом порядка расчетов, судом признается несостоятельным, истцом к исковому заявлению приложены ответы пенсионного органа, содержащие разъяснения о размере пенсии истца и порядка её расчета.
Исходя из принципа пенсионного обеспечения, базирующегося на том, что пенсии устанавливаются в соответствии с результатами труда каждого гражданина на основании его трудового стажа и заработка. Иное применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска Бояринцевой Т.П об обязывании ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе г.Перми перерасчета пенсии с учетом применения коэффициентов индексации расчетного пенсионного капитала по состоянию на 21.01.2008 в размере 1,204 и 1,269, установленных постановлениями Правительства РФ № 205 от 25.03.2008 и № 248 от 21.03.2009; перерасчета размера страховой пенсии с учетом индексации размеров повышения по страховым взносам за период с 01.01.2002 по 21.01.2008 в зависимости от момента их поступления, перерасчета размера страховой пенсии при корректироке страховой части пенсии по страховым взносам с учетом индексации с 21.01.2008 по 01.08.2014 с учетом применения ожидаемых периодов выплаты трудовой пенсии по старости в значении от 180 до 120 с ежегодным уменьшением на 12 месяцев.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Бояринцевой Татьяне Петровне в удовлетворении исковых требований к Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Мотовилихинском районе г.Перми о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии,- отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 14.02.2020 г.
Судья: подпись. Копия верна. Судья:
Решение не вступило в законную силу.
Секретарь: