РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 сентября 2019 года
Кировский районный суд г.Иркутска в составе
председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,
с участием старшего помощника прокурора Кировского района г. Иркутска Кирчановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3771/2019 по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Думы города Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 18 Скворцова С.Н. к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва, Кудрявцеву А.В. об отмене регистрации кандидата в депутаты Думы города Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 18,
УСТАНОВИЛ:
Скворцов С.Н. обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 18 по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва, Кудрявцеву А.В., в котором просит отменить регистрацию кандидата в депутаты Думы города Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №18 Кудрявцева А.В..
В обоснование требований указано, что решением Думы города Иркутска от 13.06.2019 № 006-20-580917/9 назначены выборы депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва. Информация о назначении выборов официально опубликована в газете «Иркутск официальный» от 14 июня 2019 года №23(820). Решением Окружном избирательной комиссии №18 от 26.07.2019г. №27 Скворцов С.Н. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Думы города Иркутска седьмого созывы под одномандатному избирательному округу №18. Решением Окружной избирательной комиссии №18 от 31.07.2019г. №30 Кудрявцев А.В. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Думы города Иркутска седьмого созывы под одномандатному избирательному округу №18. 20.08.2019г. Кудрявцев А.В. на своей странице в «Инстаграм» разместил информацию об обустройстве дороги по проезду Угольный в целях разрешения обращений жителей по вопросу подтопления. Исходя из данной информации, Кудрявцевым А.В., либо другими лицами, действующими по поручению Кудрявцева А.В., или с ведома Кудрявцева А.В. были безвозмездно оказаны услуги по обустройству дороги по проезду Угольный. Информация о назначении выборов официально опубликована в газете «Иркутск официальный» от 14 июня 2019 года №23(820), при этом отчет о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов избирательной комиссией не представлен, следовательно, действия Кудрявцева А.В., либо других лиц, действующих по поручению Кудрявцева А.В. или с ведома Кудрявцева А.В., по безвозмездному оказанию услуг по обустройству дороги по проезду Угольный совершены в период избирательной кампании. Кроме того, решением Думы города Иркутска от 24.04.2014 №005-20-570960/4 «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Думы города Иркутска» утверждены границы избирательных округов. Согласно решению Думы города Иркутска в границы 18-го избирательного округа входит проезд Угольный. Таким образом, действия Кудрявцева А.В., либо других лиц, действующих по поручению Кудрявцева А.В. или с ведома Кудрявцева А.В., по безвозмездному оказанию услуг по обустройству дороги по проезду Угольный совершены в отношении всех избирателей, проживающих в границах проезда Угольный. Жители проезда Угольный много лет страдают от подтопления проезжей части, в том числе, сточными водами. До начала периода избирательной кампании данная проблема жителей разрешена не была. Действия кандидата Кудрявцева А.В., либо других лиц, действующих по поручению Кудрявцева А.В., или с ведома Кудрявцева А.В., который не только обещал за свой счет обустроить дорогу по проезду Угольный путем отсыпания ее гравием по площади проезжей части, но и сделал, либо поручил сделать это, в период избирательной кампании, побудят и побуждают избирателей голосовать за указанного кандидата, ставя при этом иных кандидатов в неравное с административным ответчиком положение. Согласно сведениям о выдвинутых и зарегистрированных кандидатах в депутаты Думы города Иркутска седьмого созыва по одномандатным избирательным округам, размещенным на сайте Избирательной комиссии города Иркутска Кудрявцев А.В. является руководителем дирекции по строительству, содержанию автомобильных дорог и городской инфраструктуры, что свидетельствует о наличии возможности использования преимуществ своего должностного положения, в том числе при безвозмездном оказании услуг при обустройстве дорог, внутриквартальных проездов в период избирательной кампании. Административный истец полагает, что указанные действия по безвозмездному оказанию услуг по обустройству дороги по проезду Угольный путем отсыпания ее гравием по площади проезжей части являются действиями по подкупу избирателей.
В судебном заседании административный истец Скворцов С.Н., заинтересованное лицо Избирательная комиссия города Иркутска, заинтересованное лицо Иркутское региональное отделение Политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» отсутствуют, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, Скворцов С.Н. ходатайствует о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель административного истца Скворцова С.Н. – Наджафова Н.С. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, настаивали на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 18 по выборам депутатов Думы г. Иркутска седьмого созыва Валуева О.В. требования не признала по основаниям и доводам, изложенным в письменном отзыве.
Административный ответчик Кудрявцев А.В., его представитель Кузнецов Д.С. требования не признали, по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение старшего помощника прокурора Кирчановой Е.А., полагавшей требования административного истца не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определяются Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).
На основании пункта 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях:
а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом «а», «б», «е», «з», «и», «к», «л» или «о» пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата;
б) использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;
в) неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;
г) установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией;
д) несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона;
е) неоднократного несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 5.2 статьи 56 настоящего Федерального закона;
ж) установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подпункте «г» пункта 3.2 статьи 4 настоящего Федерального закона (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть «Интернет») призывал к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения;
з) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости;
и) при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов - установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами.
Понятие подкупа избирателей содержится в пункте 2 статьи 56 названного федерального закона, запрещающем кандидатам при проведении предвыборной агитации осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
По смыслу приведенной нормы закона действия кандидатов могут быть квалифицированы как подкуп избирателей только при наличии доказательств, свидетельствующих о том, что эти действия осуществлялись под условием голосования «за» или «против» конкретного кандидата или ставились в зависимость от результатов выборов.
В пункте 5 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается:
а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума;
б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;
в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;
г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;
д) сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;
е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом;
ж) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;
з) обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.
Частью 1 ст. 74 Закона Иркутской области от 11 ноября 2011 года № 116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области» предусмотрено, что предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:
1) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, муниципальный список кандидатов, муниципальные списки кандидатов либо против него (них);
2) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности, указание на то, за какого кандидата, за какой муниципальный список кандидатов будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с частью 2 статьи 72 настоящего Закона);
3) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной муниципальный список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
4) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
5) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
6) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, муниципальный список кандидатов.
Судом установлено, что Решением Думы города Иркутска № 006-20580917/9 от 13.06.2019 назначены выборы депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва на 08.09.2019 года.
Как следует из административного иска и не оспорено сторонами, решением Окружном избирательной комиссии №18 от 26.07.2019г. №27 Скворцов С.Н. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Думы города Иркутска седьмого созывы под одномандатному избирательному округу №18.
Решением Окружной избирательной комиссии №18 от 31.07.2019г. №30 Кудрявцев А.В. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Думы города Иркутска седьмого созывы под одномандатному избирательному округу №18.
Решением Думы города Иркутска от 24.04.2014 №005-20-570960/4 «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Думы города Иркутска» утверждены границы избирательных округов, в границы 18-го избирательного округа входит <адрес>.
Как указано в административном иске и следует из скриншотов сайта «Инстаграм» 20.08.2019г. на странице: <данные изъяты> Кудрявцев А.В. разместил информацию об обустройстве дороги по <адрес> в целях разрешения обращений жителей по вопросу подтопления, а также размещены фотографии Кудрявцева А.В. с флагом России, плакат «Обещаю, делаю. А. Кудрявцев», фото строительной техники, жилого дома и проезжей части дороги, лужи, имеются комментарий Кудрявцева А.В. «Жители с <адрес> постоянно обращаются ко мне по вопросам подтопления. И вот наконец то эта проблема решена!», также комментарий пользователя <данные изъяты>Култукскую когда начнут ремонтировать? Не подскажите?».
Административный истец полагает, что действия Кудрявцева А.В., либо других лиц, действующих по поручению Кудрявцева А.В. или с ведома Кудрявцева А.В., по безвозмездному оказанию услуг по обустройству дороги по проезду Угольный совершены в отношении всех избирателей, проживающих в границах проезда Угольный, в период избирательной кампании, побудят и побуждают избирателей голосовать за указанного кандидата, ставя при этом иных кандидатов в неравное с административным ответчиком положение, являются действиями по подкупу избирателей.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что размещенные на странице <данные изъяты> в «Инстаграм» фото, тексты, не позволяют квалифицировать действия Кудрявцева А.В. как подкуп избирателей, в действиях кандидата не установлено неоднократного использования им преимуществ своего должностного положения и осуществления им предвыборной агитации, поскольку тексты и фото не связаны с целями избирательной кампании, не направлены на достижение какого-либо конкретного результата на выборах, на побуждение избирателей голосовать за кандидата Кудрявцева А.В., либо на создание у избирателей положительного отношения к нему именно как к кандидату. Тексты и фото, размещенные на странице, не подтверждают, что Кудрявцев А.В. обещает избирателям ремонт дороги в <адрес> в зависимости от результатов голосования, носят информационный характер. Информирование граждан о тех или иных работах в определенном месте, о состоянии дорог избирательным законодательством не запрещается.
Поскольку размещенные материалы, носят информационный характер, они не связаны с предвыборной агитацией, потому не должны быть оплачены из средств избирательного фонда.
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июня 2002 года № 10-П, отмена регистрации кандидата является мерой публично-правовой ответственности (санкцией) за нарушение избирательного законодательства. Следовательно, такая мера может быть применена при наличии убедительных доказательств виновного поведения кандидата.
Вместе с тем, административным истцом относимых и достоверных доказательств, подтверждающих безвозмездное оказание услуг Кудрявцевым А.В. либо по его поручению по ремонту дороги в указанном месте не представлено, представленные суду скриншоты сайта таких обстоятельств не подтверждают.
При этом доводы представителя административного истца о возможности доказывания факта безвозмездного выполнения работы по ремонту дороги Кудрявцевым А.В. свидетельскими показаниями либо видеозаписью встречи кандидата с избирателями основаны на неверном толковании права.
Оказание услуг, производство каких-либо работ, в силу положений гражданского законодательства, определяются договорами, заключенными в письменной форме.
Доводы административного истца о наличии в действиях Кудрявцева А.В., указанных на странице kudryavtsev_aleksey подкупа избирателей, склонение избирателей голосовать за него, ставя в неравное положение перед избирателями иных кандидатов, основаны на субъективном мнении административного истца.
При таких обстоятельствах, требования Скворцова С.Н. к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 18 по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва, Кудрявцеву А.В. об отмене регистрации кандидата в депутаты Думы города Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №18 Кудрявцева А.В., удовлетворению не подлежат.
Срок обращения в суд с настоящим административным иском не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования кандидата в депутаты Думы города Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 18 Скворцова С.Н. к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 18 по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва, Кудрявцеву А.В. об отмене регистрации кандидата в депутаты Думы города Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №18 Кудрявцева А.В. - оставить без удовлетворения.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий судья Н.Н. Исакова
Мотивированный текст решения изготовлен 02.09.2019г. Н.Н. Исакова