№
Дело № 2а-673/64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ульяновск 22 марта 2023 г.
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Земцовой О.Б.,
при секретаре Салаховой Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-673/2023 по административному иску Ильина Д.Н. к УФСИН России по Ульяновской области о признании приказа противоречащим закону и санитарно-гигиеническим нормам е его отмене,
УСТАНОВИЛ:
Ильин Д.Н. обратился в суд с административным иском УФСИН России по Ульяновской области, о признании приказа противоречащим закону и санитарно-гигиеническим нормам е его отмене.
Требования мотивировал тем, что, находясь в ФКУ -Т УФСИН России по Ульяновской области ему было выдано 2 простыни, матрац, одеяло, подушка и 1 наволочка.
Так как пододеяльник не выдается, то по приказу № приходится спать на грязной простыни и накрываться грязной простыней, так как заправки 70% простыни находится наверху на нее падает пыль, грязь и т.д., после чего ей же нужно укрыться. Стирают белое постельное белье 1 раз в неделю. Также длина простыней не соответствует длине матраца и кровати. В ФКУ –Т УФСИН России по Ульяновской области кровати приварены к стенам, что затрудняет производить данную заправку. При заправке простыней, которой накрывается ему нужно обворачивать одеяло из-за чего простынь делается открытой, от чего начинается зуд кожи, покраснения.
Ст. 62 УИК РФ предусмотрено, что в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего трудового распорядка, утвержденного Минюстом РФ.
Считает, что данный приказ № от 27 января 2023 г. противоречит УИК РФ, а также санитарно-гигиеническим нормам.
Просит отменить данный приказ о заправке спальных мест от 27 января 2023 г. №.
Административный истец Ильин Д.Н. участия в судебном заседании не принимал, извещен надлежащим образом, дело просил рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика УФСИН России по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом? представлены возражения, в которых подробно изложена позиция.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу положений ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав, предусмотренных настоящим Кодексом. Сторонам обеспечивается право представлять доказательства суду и другой стороне по административному делу, заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения административного дела вопросам, связанным с представлением доказательств.
В силу требований ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, Ильин Д.Н. осужден 05 марта 2019 г. Железнодорожным районным судом г. Ульяновска по <данные изъяты>
Начало срока 05 июня 2019 г., конец срока: 27 мая 2036 г. (зачет с 28 мая 2018 г. по 05 июня 2019 г.).
Прибыл 16 августа 2019 г. в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области на основании указания ФСИН России от 05 апреля 2019 г. исх. №.
В соответствии с приказом Министерства юстиции от 03 декабря 2013 г. № об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах. Норма № 6 снабжения постельными принадлежностями и мягким инвентарем осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных колониях общего, строгого режимов, в колониях-поселениях, воспитательных колониях, тюрьмах и лиц, содержащихся в следственных изоляторах выдаются: одеяло (полушерстяное или с синтетическим наполнителем) 1 штука на срок эксплуатации 4 года, матрац (ватный или с синтетическим наполнителем) 1 штука на срок эксплуатации – 4 года, подушка (ватная или с синтетическим наполнителем) 1 штука на срок эксплуатации 4 года, простыня 4 штуки на срок эксплуатации 2 года, наволочка подушечная верхняя 2 штуки на срок эксплуатации 2 года.
Порядок заправки спальных мест осужденных не регламентирован нормативными актами в области санитарно-эпидемиологического обеспечения населения.
При этом, согласно приказа УФСИН России по Ульяновской области от 27 января 2023 г. № 76 «Об установлении единого образца заправки спальных мест для осужденных» и приложения к нему на кровать укладывается матрац, который выравнивается по основанию кровати. Затем застилается простыней, таким образом, чтобы в нижней части кровати матрац был полностью закрыт и подгибается под матрац, при этом простынь должна быть натянута. Затем расстилается вторая простынь, на которую кладется одеяло темного цвета, длинные края одеяла на треть загибаются внутрь вместе с простыней, а короткие края подворачиваются. Затем все неровности расправляются. Подушка взбивается и устанавливается в головной части кровати.
Считая свои права нарушенными по доводам административного иска, в частности нарушение конституционных прав административного истца, а также УИК РФ и иных норм в сфере законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, Ильин Д.Н. обратился в суд с настоящими административными исковыми требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 61, 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. Суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Частями 8, 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с частью 2 статьи 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
Частью 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
В настоящее время действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Приказа Минюста РФ от 04 июля 2022 года №110.
В соответствии с п. 10 указанных Правил осужденные к лишению свободы обязаны выполнять требования законодательства Российской Федерации и настоящих Правил; одержать в чистоте и опрятности жилые помещения, спальные, учебные и рабочие места, прикроватные тумбочки, одежду: заправлять постель по образцу, утверждаемому для всех подведомственных ИУ начальником территориального органа ФСИН России или лицом, его замещающим; следить за состоянием спальных мест
По результатам рассмотрения административного искового заявления Ильина Д.Н., суд приходит к выводу, что приказ УФСИН России по Ульяновской области от 27 января 2023 г. № «Об установлении единого образца заправки спальных мест для осужденных» по хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов и тюрьмы УФСИН России по Ульяновской области» с приложением к указанному приказу не противоречат требованиям закона и санитарно-эпидемиологическим правилам.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что положения действующего законодательства стороной административного ответчика соблюдены надлежащим образом, порядок заправки спальных мест регламентирован указанными выше Правилами и Приказом, доводы стороны административного истца об обратном судом отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права.
Доводы Ильина Д.Н. о том, что данный приказ не соответствует нормам санитарии и гигиены, поскольку представленный образец заправки спальных мест не соответствует санитарным нормам, поскольку позволяет попадать всякого рода бактериям и микроорганизмам, нарушение конституционных прав административного истца, а также иных норм в сфере законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли.
Суд приходит к выводу о том, что приказ УФСИН России по Ульяновской области от 27 января 2023 г. № соответствует Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста РФ от 04 июля 2022 года №, издан в пределах компетенции, предоставленной территориальному органу ФСИН России, не противоречит действующему законодательству.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В связи с этим, учитывая установленные по делу обстоятельства и приведенные нормы права, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований Ильина Д.Н. к УФСИН России по Ульяновской области о признании приказа УФСИН России по Ульяновской области от 27 января 2023 г. № «Об установлении единого образца заправки спальных мест для осужденных» противоречащим требованиям закона и санитарно-гигиеническим нормам и его отмене.
Руководствуясь ст. ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного иска Ильина Д.Н. к УФСИН России по Ульяновской области о признании приказа противоречащим закону и санитарно-гигиеническим нормам и его отмене, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.Б. Земцова
Срок изготовления мотивированного решения суда – 29 марта 2023 г.