Решение по делу № 2-296/2021 ~ М-297/2021 от 31.08.2021

                                                                                              № 2-296/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Александровск-Сахалинский                     10 ноября 2021 года

Александровск-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Пелецкой Т.П., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Куликовой Е.А.,

с участием:

представителя Александровск-Сахалинской городской прокуратуры Глухова Н.Ю.

представителя ответчика -администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» Баранова Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению    Александровск-Сахалинского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» и ООО «Теплосеть» о возложении обязанности по ликвидации несанкционированного размещения отходов в виде золошлака,

установил:

в Александровск-Сахалинский городской суд Сахалинской области поступило исковое заявление Александровск-Сахалинского городского прокурора, заявленного в интересах неопределенного круга лиц к администрации ГО «Александровск-Сахалинский район», в котором просит суд возложить обязанность на администрацию ГО «Александровск-Сахалинский район» возложить на ответчика обязанность ликвидировать несанкционированное размещение отходов в виде золошлака на участке местности, расположенного в географических координатах 50, 891971 градусов северной широты и 142, 150525 градусов восточной долготы, находящегося в черте г. Александровск-Сахалинский Сахалинской области, в 150 метрах по направлению на юго-запад от здания центральной котельной(расположенной по адресу: <адрес> между <адрес> и <адрес>, примыкающего с юго-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указано, что Александровск-Сахалинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, по результатов которой было установлено, что на участке местности размерами 81 м. на 75 м. на расстоянии 150-250 метров по направлению на юго-запад от здания центральной районной котельной(расположенной по адресу <адрес> между <адрес> и <адрес>, юго-западнее земельного участка с кадастровым номером организовано складирование отходов IV класса опасности -золошлака фракцией 0-30 мм.

Категория земельного участка, на котором допущено размещение золошлака находится в черте города Александровск-Сахалинский, государственная собственность не разграничена, земельный участок в ведение какой-либо организации(лицу) не передавался.

В нарушение Правил СанПиНа площадка хранения золошлака, представленного в виде мелкодисперсных отходов, организовано в открытом виде без применения средств пылеподавления; накопление отходов осуществляется без тары(навалом, насыпью) на земляную поверхность без защиты от воздействия атмосферных осадков и ветров, без устройства твердого покрытия( асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка) поверхности площадки; допускается сброс загрязненного ливнестока от места накопления отходов в ближайший водоем- реку Большая Александровка без очистки путем стекания осадков с поверхностей размещения золошлака в обустроенные ливнестоки с последующим сбросом в водный объект.

Характер и количество размещенных отходов производства( золошлак находится на участке более 40 лет) свидетельствует о длительном и регулярном незаконном размещении таких отходов, что влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также санитарно-эпидемиологическую обстановку.

Определением Александровск-Сахалинского городского суда от 13 сентября 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «Теплосеть».

10.11.2021 года от Александровск-Сахалинского городского прокурора поступили в письменном виде уточнение по заявленным исковым требованиям, а именно истец просил возложить на ООО «Теплосеть» обязанность ликвидировать несанкционированное размещение отходов в виде золошлака в объеме 5271 тонна на участке местности, расположенного в географических координатах 50, 891971 градусов северной широты и 142, 150525 градусов восточной долготы, находящегося в черте г. Александровск-Сахалинский Сахалинской области, в 150 метрах по направлению на юго-запад от здания центральной котельной(расположенной по адресу: <адрес> между <адрес> и <адрес>, примыкающего с юго-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Возложить на администрацию городского округа «Александровск-Сахалинский район» ликвидировать несанкционированное размещение отходов в виде золошлака в оставшейся части на участке местности, расположенного в географических координатах 50, 891971 градусов северной широты и 142, 150525 градусов восточной долготы, находящегося в черте г. Александровск-Сахалинский Сахалинской области, в 150 метрах по направлению на юго-запад от здания центральной котельной(расположенной по адресу: <адрес> между <адрес> и <адрес>, примыкающего с юго-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель Александровск-Сахалинской городской прокуратуры Глухов Н.Ю. уточненные исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении поддержал в полном объеме, просил суд иск удовлетворить.

Представитель ответчика – администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» Баранов Е.А. уточненные исковые требования признал, с доводами, изложенными в исковом заявлении согласился, однако просил суд увеличить срок для исполнения решения до одного года со дня вступления решения суда в законную силу, в связи с тем, что для выполнения работ по вывозу золошлака потребуется более значительный период времени, поскольку необходимо осуществить мероприятия по изысканию земельного участка, его оформлению изысканию денежных средств по его обустройству, и производству вывоза золошлака.

Представитель ответчика – ООО «Теплосеть» в судебное заседание не явился, уведомлен о дате, месте и времени рассмотрения дела должным образом, под роспись, уважительности причин не явки не представил и не просил дело слушанием отложить или рассмотреть в его отсутствии.

Дело рассмотрено в отсутствии представителя ООО «Теплосеть» в соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из статьи 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены основные принципы охраны окружающей среды, в том числе соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую. Среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Согласно статье 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I-IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

В соответствии с частью 2 статьи 21 и части 1 статьи 22 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду установлены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления- вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Обращение с отходами- деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Накопление отходов- временное складирование отходов( на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах(на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Объекты хранения отходов- специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.

Объекты размещения отходов- специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов( полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Согласно статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления к вопросах местного значения городских округов отнесено участие в организации деятельности по накоплению( в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В силу части 5 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, водоохранных зон. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору( в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Таким образом, орган местного самоуправления ГО «Александровск-Сахалинский район»- администрация ГО «Александровск-Сахалинский район» имеет право распоряжаться земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе имеющих категорию земли населенных пунктов.

Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации, правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель( часть 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации).

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности ( часть 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе: участие в организации деятельности по накоплению( в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; осуществление контроля за соблюдением правил благоустройства территории городского округа.

Согласно п. 17 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен.

В судебном заседании установлено, что на участке местности размерами 81 м. на 75 м. на расстоянии 150-250 метров по направлению на юго-запад от здания центральной районной котельной(расположенной по адресу <адрес> между <адрес> и <адрес>, юго-западнее земельного участка с кадастровым номером организовано складирование отходов IV класса опасности -золошлака фракцией 0-30 мм.

Категория земельного участка, на котором допущено размещение золошлака находится в черте города Александровск-Сахалинский, государственная собственность не разграничена, земельный участок в ведение какой-либо организации(лицу) не передавался.

В нарушение пункта 217 Правил СанПиНа 2.1.3684-21 площадка хранения золошлака, представленного в виде мелкодисперсных отходов, организовано в открытом виде без применения средств пылеподавления.

В нарушение пункта 220 Правил СанПиНа 2.1.3684-21 накопление отходов осуществляется без тары(навалом, насыпью) на земляную поверхность без защиты от воздействия атмосферных осадков и ветров, без устройства твердого покрытия( асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка) поверхности площадки.

В нарушение пункта 221 Правил СанПиНа 2.1.3684-21 допускается сброс загрязненного ливнестока от места накопления отходов в ближайший водоем- реку Большая Александровка без очистки путем стекания осадков с поверхностей размещения золошлака в обустроенные ливнестоки с последующим сбросом в водный объект.

Установленное место размещения(складирование) отходов IV класса опасности – золошлака находится на описанном выше участке местности более 40 лет.

Несоблюдение норм законодательства, регулирующего отношения по использованию земельного участка, правил размещения отходов, грубо нарушают права жителей ГО «Александровск-Сахалинский район» на благоприятную среду обитания, поскольку таяние снега, осадки приводят к размытию шлака и попаданию загрязненных стоков в грунтовые воды, причиняет вред окружающей среде, создает реальную угрозу жизни и здоровью населения, так как мелкодисперсные частицы золошлака в сухую ветреную погоду разнесены по значительной территории, включая территорию жилой застройки и автомобильные дороги общего пользования.

Характер и количество размещенных отходов производства и потребления свидетельствует о длительном и регулярном незаконном размещении таких отходов.

Наличие отходов влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также санитарно-эпидемиологическую обстановку.

В городском округе «Александровск-Сахалинский район» основным объектом генерации тепловой энергии является центральная районная котельная, в качестве топлива используется уголь. ЦРК города Александровск-Сахалинский эксплуатируется теплоснабжающей организацией ООО «Теплосеть» с 2011 года, эксплуатирующая до передачи ЦРК в аренду ООО «Теплосеть!» организация в настоящее время не существует. За годы функционирования( несколько десятилетий) ЦРК на её территории происходило накопление золошлаковых отходов.

Согласно справки образования и вывоза золошлаковых отходов, за весь период деятельности ООО «Теплосеть»(2011-2020) на золошлаковый отвал было вывезено 5271 тонна золошлака, примерно количество золошлака до начала деятельности ООО «Теплосеть»( 1976-2010) составляет 30362 тонны.

Поскольку ответчиком ООО «Теплосеть» не предоставлено достоверных доказательств, подтверждающих, что данной организацией вывозился и вывозится золошлак, то суд полагает, что уточненные исковые требования Александровск-Сахалинского городского прокурора подлежат удовлетворению о возложении обязанности на ООО «Теплосеть» ликвидировать несанкционированное размещение отходов в виде золошлака в объеме 5271 тонна, оставшуюся часть обязать ликвидировать администрацию ГО «Александровск-Сахалинский район».

Однако, при этом суд соглашается с доводами представителя ответчика-администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» Баранова Е.А., и увеличивает срок исполнения решения суда до одного года со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку учитывает, что вопрос по определению земельного участка под объект размещения золошлаковых отходов и дальнейшего его обустройства, займет значительно больше времени, чем указано в исковом заявлении.

Суд считает, что срок исполнения решения суда в течение года, со дня вступления решения суда в законную силу, будет являться справедливым и разумным, обеспечивающим права и обязанности сторон.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

      иск Александровск-Сахалинского городского прокурора удовлетворить.

    Возложить на ООО «Теплосеть» обязанность ликвидировать несанкционированное размещение отходов в виде золошлака в объеме 5271 тонна на участке местности, расположенного в географических координатах 50, 891971 градусов северной широты и 142, 150525 градусов восточной долготы, находящегося в черте г. Александровск-Сахалинский Сахалинской области, в 150 метрах по направлению на юго-запад от здания центральной котельной(расположенной по адресу: <адрес> между <адрес> и <адрес>, примыкающего с юго-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Возложить на администрацию городского округа «Александровск-Сахалинский район» ликвидировать несанкционированное размещение отходов в виде золошлака в оставшейся части на участке местности, расположенного в географических координатах 50, 891971 градусов северной широты и 142, 150525 градусов восточной долготы, находящегося в черте г. Александровск-Сахалинский Сахалинской области, в 150 метрах по направлению на юго-запад от здания центральной котельной(расположенной по адресу: <адрес> между <адрес> и <адрес>, примыкающего с юго-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

        Решение суда может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Александровск-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 15 ноября 2021 года.

Председательствующий: судья                                           Т.П. Пелецкая

Копия верна: судья                                                                            Т.П. Пелецкая

2-296/2021 ~ М-297/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Александровск-Сахалинский городской прокурор
Ответчики
Администрация городского округа "Александровск-Сахалинский район"
ООО "Теплосеть"
Суд
Александровск-Сахалинский городской суд Сахалинской области
Судья
Пелецкая Татьяна Петровна
Дело на странице суда
aleksandrovsk--sah.sudrf.ru
31.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.08.2021Передача материалов судье
01.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.09.2021Подготовка дела (собеседование)
13.09.2021Подготовка дела (собеседование)
24.09.2021Подготовка дела (собеседование)
24.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.10.2021Судебное заседание
10.11.2021Судебное заседание
15.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее