Дело № 2-384 /2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Балахта 13 июня 2018 года
Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Хафизовой Ю.В.,
с участием помощника прокурора Балахтинского района Леончук А.А.,
при секретаре Ивашиной С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Балахтинского района в интересах Самокиша ФИО10 к МБОУ Грузенская СОШ о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с марта 2017 года по март 2018 года
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Балахтинского района Красноярского края обратился в суд в интересах Самокиша П.В. к МБОУ Грузенская СОШ о взыскании заработной платы, ссылаясь на то, что прокуратурой Балахтинского района проведена проверка исполнения требований трудового законодательства в части оплаты труда в МБОУ Грузенская СОШ, в ходе которой выявлено следующее. В соответствии с трудовым договором от 01.12.2010 года № 38, заключенного между МБОУ Грузенская СОШ и Самокишем П.В., установлены компенсационные выплаты в виде процентной надбавки за стаж работы в местностях края с климатическими условиями в размере 30%. При установлении системы оплаты труда в Красноярском крае неблагоприятные условия, связанные с работой в имеющихся условиях, должны быть компенсированы районным коэффициентом и надбавкой к заработной плате, которая в свою очередь не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992г. установлен единый коэффициент 1,30 к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов. Процентная надбавка в южных районах Красноярского края установлена Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 24.09.1989г. в составляет 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие 2 года работы, но не свыше 30% заработка. Начисление истцу 30% за работу в местности с особыми климатическими условиями, 30% за стаж работы в особых климатических условиях должно производиться сверх минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом в сумме: 7500 рублей (до 01.07.2017г.), т.е. 12000 рублей, 7800 рублей (до 01.01.2018г.), т.е. 12480 рублей, 9489 рублей (с 01.01.2018г.), т.е. 15182,4 рублей. Анализ расчетно-платежных документов ответчика позволяет сделать вывод, что заработная плата истцу начислялась неверно, без начисления районного коэффициента и северной надбавки в нарушении требований ч.3 ст. 133, ст. 132, ст. 148, ст. 135, ст. 129, ст. 146 ТК РФ. По результатам проверки произведен расчет недоначисленной заработной платы, исходя из которого можно установить, что с учетом уплаты налога на доход физического лица истцу за период с марта 2017 года по март 2018 года не выплачено 22 525 руб. 62 коп., которые просит взыскать с МБОУ Грузенская СОШ в пользу Самокиша П.В..
В судебном заседании помощник прокурора Балахтинского района Красноярского края Леончук А.А. поддержал исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Истец Самокиш П.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором заявленные требования поддержал и просил рассмотреть дело без его участия, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика – директор МБОУ Грузенская СОШ Полежаева Т.И.., в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила заявление, в котором просит дело рассмотреть без ее участия, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие. Из письменных возражений установлено, что исковые требования ответчик признает частично. Начисление заработной платы работникам МБОУ Грузенская СОШ осуществлялось в соответствии с Законом Красноярского края от 29.10.2009 №3-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» (далее Закон Красноярского края). Указанным Законом для целей расчета заработной платы, установлен размер региональной выплаты с прямым указанием о включении в установленную сумму начислений по районному коэффициенту, процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностям или надбавке за работу в местностях с особыми климатическими условиями. В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. В Красноярском крае принято такое Региональное соглашение, зарегистрировано в министерстве экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края от 28.12.2016г. №33. В соответствии с указанным Соглашением и Законом Красноярского края ответчику для выплаты заработной платы доведены ассигнования в размере минимальной заработной платы установленной: с 01 января 2017 года в размере 10592 рубля; с 01 января 2018 года в размере 11016 рублей, включая районный коэффициент.
Исходя из предписанного, МКСУ «Межведомственная бухгалтерия» начисляло заработную плату Самокишу П.В.., работнику МБОУ Грузенская СОШ в соответствии указанных сумм. Начислять дополнительные средства, нарушая Закон Красноярского края и действуя вопреки указаниям, ответчик не может. Других источников или ресурсов, кроме выделяемых денежных средств не имеет. Таким образом, вины в сложившейся ситуации у ответчика нет. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 №38-П высказана позиция, с которой в последствии согласился и Верховный Суд РФ в Постановлении Президиума ВС РФ от 07.02.2018 №4-ПВ17, согласно которой МРОТ имеет единый размер для всей страны и не учитывает климатические условия. Даже соглашаясь с мнением КС РФ и ВС РФ, у ответчика нет возможности начислять и выдавать недостающие денежные средства (л.д.11;13).
Выслушав сторону, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
При этом согласно ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Из ч. 1 ст. 133 ТК РФ следует, что Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
В соответствии с ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ч. 2 ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере.
Статьей 315 ТК РФ установлено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В соответствии со ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.