РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июня 2020 года г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Родивиловой Е.О., при секретаре Мовсисян Р.М, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1218/2020 по иску Кирьянова АА к Администрации городского округа г. Самары о признании права собственности на незавершенный строительством объект,
УСТАНОВИЛ:
Кирьянов А.А. обратился в Октябрьский районный суд г. Самары с иском ссылаясь на то, что ему принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: адрес, с кадастровым номером №..., площадью *** кв.м., разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство, категория – земли населенных пунктов. Земельный участок принадлежит Истцу на основании договора купли-продажи от 14.11.2015г., соглашения о перераспределении земельных участков от 19.08.2016г. 18 октября 2019 года на земельном участке началось строительство индивидуального жилого дома. Согласно техническому паспорту от 09.12.2019 года был возведен подвал и 1 этаж. Площадь объекта незавершенного строительства составляет 225,1 кв.м. Площадь застройки составляет 159 кв.м. Объект незавершенного строительства имеет 35% готовности. Строительство началось через 14 дней после направления, соответствующего уведомления Департамента строительства г. о. Самара с приложением необходимых документов, предусмотренных ст. ст 51.1. ГрК РФ. Просит суд признать за Кирьяновым А.А. право собственности на незавершенный строительством объект, расположенный по адресу: адрес, общей площадью 225,1 кв.м., 35 % готовности.
В судебном заседании представитель истца Савельева О.Е., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Администрация г. о. Самара в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, представил в суд отзыв на иск, в котором возражал против удовлетворения исковых требований.
Представители третьих лиц Департамента градостроительства г. о. Самара и Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит возможным удовлетворить заявленные истцом требования в связи с нижеследующим.
Согласно ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в п. 25 и 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка).
Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Согласно ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, созданием условий для привлечения инвестиций.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые согласно ч. 1 ст. 38 данного Кодекса могут включать в себя: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь (п. 1); минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений (п. 2); предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений (п. 3); максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка (п. 4); иные показатели (п. 5).
Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом при наличии одновременно нескольких условий, а именно: земельный участок должен принадлежать лицу, осуществившему самовольную постройку на каком-либо вещном праве, земельный участок соответствует виду целевого использования; лицо, принимало меры к ее легализации в административном порядке; самовольная постройка не содержит существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил, не создает угрозу жизни и здоровью граждан и не нарушает права третьих лиц.Из материалов дела следует, что согласно договора купли-продажи от 14.11.2015г. и Соглашения о перераспределении земельных участков от 19.08.2016г., Кирьяновым А.А. был приобретен в собственность земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство, площадь 246 кв.м., по адресу: адрес, кадастровый №....
Право собственности истца на данный земельный участок подтверждается выпиской из ЕГРН Управления Росреестра по Самарской области от 20.05.2020 №....
Согласно технического паспорта объекта незавершенного строительства, изготовленного 09.12.2019 г. ООО «Поволжское Региональное БТИ», по адресу: адрес, расположен объект незавершенного строительства, площадью застройки 159 кв.м, общей площадью 225,1 кв.м.
В соответствии со схемой расположения границ земельного участка от 16.12.2019г., подготовленного ООО «Поволжское Региональное БТИ», объект незавершенного строительства расположен в границах земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности.
В силу ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно положениям п. 1.1 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, Выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
Согласно п.2 ч.7 ст. 51.1 Градостроительного Кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Согласно ч.13 ст. 51.1 Градостроительного Кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ, получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления либо ненаправление указанными органами в срок, предусмотренный частью 7 или пунктом 3 части 8 настоящей статьи, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке считается согласованием указанными органами строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
Соответствующее уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства было направлено истцом 3 октября 2019 года.
15 ноября 2019 года Истцом было получено уведомление Главы г.о. Самара от 14.11.2019г. №...-адрес несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, в соответствии с которым указано о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по следующим основаниям: Земельный участок с кадастровым номером №... по адресу: 443011, адрес, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61, расположен в территориальной зоне Ж-5 (зона жилой застройки иных видов). Размещение объекта индивидуального жилищного строительства в территориальной зоне Ж-5 не относится к разрешенным видам использования земельного участка в данной зоне.
В соответствии со ст.30 Постановления Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61 «Об утверждении правил застройки и землепользования в городе Самаре» суммарная площадь земельного участка, которая может быть застроена, определяется как площадь застройки здания. Площадь застройки здания определяется как площадь горизонтального сечения по внешнему обводу здания на уровне цоколя, включая проекции выступающих частей, в том числе крыльца, террасы, балконы, лоджии, консоли, приямки, отмостка. Площадь под зданием, расположенным на опорах, а также проезды под ним включаются в площадь застроек.
Как следует из материалов дела, истец обращался 03.10.2019г. в Администрацию городского округа Самара. Ответ на данное обращение был дан истцу 15.11.2019 г., 18.10.19 г. истец приступил к возведению объекта, а в соответствии с представленным техническим паспортом объекта незавершенного строительства, изготовленным 09.12.2019года, на период направления вышеуказанного ответа, цокольный и первый этажи были построены.
В соответствии со статьей 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам.
Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).
Анализируя совокупность представленных доказательств, суд, на основании вышеуказанных норм, приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований, ввиду отсутствия нарушений целевого использования земельного участка, нарушений прав смежных землепользователей, а также отсутствия существенного нарушения строительных норм и правил.
Так, согласно экспертного заключения ООО «НПО Пожэксперт-Самара» № 450-19 от 09.01.2020г., установлено соответствие объемно-планировочных и конструктивных решений жилого дома (объект незавершенного строительства) требованиям пожарной безопасности, действующим на территории РФ. Объект незавершенного строительства пригоден для дальнейшего использования по своему функциональному назначению при завершении строительства.
Согласно технического заключения ООО Экспертный центр «Технология» от 2019г., фундаменты жилого дома находятся в нормативном техническом состоянии. Наружные стены находятся в нормативном техническом состоянии. Перекрытие между подвалом и 1 этажом находятся в нормативном техническом состоянии. Кровля отсутствует.
Объект незавершенного строительства с разрешенным использованием земельного участка под индивидуальное жилищное строительство по адресу: адрес по определению может быть отнесен к объектам недвижимого имущества; данный объект соответствует требованиям строительных, градостроительных, противопожарных норм и правил, действующих на территории РФ; нарушений, которые создавали бы угрозу жизни и здоровью граждан или существенно нарушали бы права и интересы других лиц при возведении объекта незавершенного строительства, не обнаружено.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что поскольку при возведении самовольной постройки существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил не допущено, земельный участок, на котором расположена постройка, соответствует виду разрешенного использования, права третьих лиц не нарушены, постройка не создает угрозу жизни и здоровью граждан, а истцом предпринимались меры по ее легализации в досудебном порядке, то у суда имеются основания для удовлетворения заявленных требований.
Доводы ответчика о наличии красных линий и иных ограничений и обременений в отношении спорного объекта, и об отсутствии доказательства соответствия самовольной постройки градостроительным нормам и правилам, судом отклоняются как несостоятельные, по вышеизложенным основаниям.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-196 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Кирьянова АА удовлетворить.
Признать за Кирьяновым АА право собственности на объект незавершенного строительства в виде незавершенного объекта индивидуального жилищного строительства, процент готовности – 35 %, общей площадью 225,1 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером №..., находящимся по адресу: адрес.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 10.06.2020 г.
Судья (подпись) Е.О. Родивилова
Копия верна:
Судья
Секретарь