Дело № 2-1138/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 сентября 2020 года город Елизово, Камчатский край
Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Анофриковой С.Н., при секретаре Веселовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ООО «Салют» о взыскании потребителем компенсации морального вреда,
установил:
Истец Селиванова Е.Ю. обратилась в суд с иском к ответчику ООО «Салют» о взыскании компенсации морального вреда в размере 150 000 рублей, штрафа в размере 50% от присужденной судом суммы за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя. В обоснование иска указала, что 26 июня 2020 года ответчик отказал истице в продаже товара, который она намеривалась приобрести в принадлежащем ответчику магазине «Сюрприз 2» по адресу <адрес> Отказ ответчик обосновал отсутствием у истца на лице медицинской маски в порядке введенном камчатскими региональными властями, при этом работник ответчика не предлагал истице маску бесплатно или за счет ответчика. Ссылаясь на ст. 426 ГК РФ истец полагала такой отказ незаконным, в связи с чем, 10 июля 2020 года направила ответчику требование о компенсации морального вреда в связи с отказом от исполнения публичного договора, однако данное требование оставлено ответчиком без удовлетворения. Своими незаконными действиями ответчик причинил ей неудобства и нравственные страдания, она потеряла веру в справедливость и в то, что отказ в продаже товара в силу закона недопустим. Ссылаясь на изложенное, обратилась с указанными выше требованиями.
Истец Селиванова Е.Ю. в судебном заседании не участвовала, о времени и месте рассмотрения заявления извещена надлежащим образом, просит дело рассмотреть в свое отсутствие.
Ответчик представителя в суд не направил о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, дело просил рассмотреть в свое отсутствие, с иском не согласился, просил отказать в его удовлетворении, так как по настоящее время на территории Камчатского края для граждан действует обязательный масочный режим, о чем в деле имеется телефонограмма.
Изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Договор розничной купли-продажи является публичным договором (статья 426). К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.
Согласно статье 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
В силу статьи 15 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации обязаны, в том числе соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; выполнять установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» установлена обязанность высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь, приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа.
Согласно подп. «а» ч. 3 постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации» при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны при получении инструкций (указаний) от уполномоченных должностных лиц, использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество (в случае его предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями), предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения могут, на основании подпункта "ф" пункта 1 статьи 11 данного Федерального закона во исполнение Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 417 в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 вышеуказанного Федерального закона, предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Распоряжением губернатора Камчатского края от 12.03.2020 № 267-р в связи с угрозой распространения на территории Камчатского края новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) с 18 марта 2020 года в регионе введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Камчатского края территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Во исполнение требований вышеприведенных правовых актов, 10.04.2020 Врио губернатора Камчатского края принято постановление № 50 «О мерах по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Камчатского края», в которое 22.04.2020 г. постановлением № 59 внесены изменения, в частности, оно дополнено пунктом 3.1, устанавливающим обязанность граждан использовать средства индивидуальной защиты (маски), в том числе при посещении торговых объектов.
Введенные на территории Камчатского края ограничения, включая обязательное ношение средств индивидуальной защиты при посещении торговых объектов продлены по 06 сентября 2020 года включительно (постановление Врио губернатора Камчатского края от 28.08.2020 № 153).
При этом граждане, являющиеся одновременно потребителями-участниками отношений, регулируемых нормами законодательства о защите прав потребителей, не выполняющие требования о ношении масок при посещении общественных мест, включая торговые объекты, как элемента введенных в установленном порядке правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой осуществляется угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Таким образом, из системного толкования вышеприведенных правовых норм в их совокупности следует, что при введении в субъекте Российской Федерации режима повышенной готовности и установлении в связи с этим органом государственной власти субъекта ограничительных мер, в том числе в виде особенностей посещения торговых объектов, продавец вправе отказать покупателю в заключение договора розничной купли-продажи товаров в случае несоблюдения покупателем правил, изданных уполномоченным органом и обязательных для сторон при заключении договора, коим, в данном случае является постановление и.о.губернатора Камчатского края от 22.04.2020 № 59, устанавливающее обязанность граждан-покупателей при посещении торговых объектов использовать средства индивидуальной защиты. При этом указанными выше правовыми актами не установлена обязанность продавца обеспечивать покупателя средствами индивидуальной защиты при посещении последним торгового объекта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Салют» является действующим юридическим лицом торговлю розничными пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в магазине «Сюрприз 2» (л.д. 15-37).
26 июня 2020 года истец прибыла в магазин «Сюрприз 2» для приобретения продуктов питания, но из-за отсутствия у неё средства индивидуальной защиты (маски), работником магазина в приобретении товаров ей было отказано (л.д. 8-11).
При таких обстоятельствах, действия продавца магазина «Сюрприз 2» по отказу покупателю Селивановой Е.Ю. в заключении публичного договора розничной купли-продажи продуктов питания в отсутствие у неё средств индивидуальной защиты являются правомерными, оснований полагать их незаконными у суда не имеется, следовательно, нарушений прав потребителя в ходе судебного разбирательства настоящего дела не установлено.
Ссылки истца, что Гражданский кодекс Российской Федерации по отношению к нормативным актам Губернатора Камчатского края имеет б?льшую юридическую силу, и положениями данного закона установлен конкретный перечень оснований для отказа продавца в заключении с потребителем публичного договора, в числе которых не значится такое основание как отсутствие у потребителя средства индивидуальной защиты при посещении магазина, основаны на неверном понимании закона, поскольку в соответствии со статьей 426 ГК РФ лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, вправе отказаться от заключения публичного договора в случаях, предусмотренных законом, или иными правовыми актами.
Таким образом, данной нормой прямо предусмотрена возможность продавца отказать потребителю в заключение публичного договора по основаниям, установленным не только Гражданским кодексом Российской Федерации, но и другими правовыми актами.
Постановления Врио Губернатора Камчатского края об ограничениях, установленных на территории Камчатского края, связанных с угрозой распространения на территории Камчатского края новой коронавирусной инфекции, приняты в связи с введением на территории Камчатского края режима повышенной готовности и во исполнение требований как Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», так и вышеуказанных правовых актов, обязательных для исполнения всеми гражданами, соответственно, установленные в них ограничения и обязанности не противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующим основания для отказа продавца в заключении публичного договора розничной купли-продажи.
Учитывая, что компенсация морального вреда подлежит взысканию с ответчика в случае установленного факта нарушения прав потребителя, а при рассмотрении дела таковой не установлен, оснований для удовлетворения искового требования о компенсации морального вреда не имеется, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░3 ░ ░░░ «░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░