Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1097/2016 ~ М-788/2016 от 06.04.2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 июня 2016 года Куйбышевский районный суд г.Самара в составе:

председательствующего Ивановой Е.Н.,

помощника прокурора Морозова А.А.

при секретаре Тюличкиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации в защиту неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Волгабурмаш» об обязании прекратить сброс сточных вод,

УСТАНОВИЛ:

Самарский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском к Открытому Акционерному Обществу «Волгабурмаш» об обязании прекратить сброс сточных вод с превышением нормативов.

Определением суда от <дата> к участию в деле в качестве соответчика привлечено АО «Волгабурмаш» <...>

Определением суда от <дата> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды природопользования Самарской области и Управление Роспотребнадзора по Самарской области <...>

Определением суда от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Управление Росприродонадзора по Самарской области <...>

В судебном заседании помощник Самарского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Морозов А.А. представил уточненное исковое заявление, в котором просил возложить на АО «Волгабурмаш» обязанность прекратить загрязнение сточными и ливневыми водами озера Б. далее через озеро Б.Л. реки С. без разрешения на сброс загрязняющих веществ и решения о предоставлении водного объекта в пользование. Указал, что АО «Волгабурмаш» осуществляет сброс сточных вод без соответствующего разрешения, без заключенного договора с организацией, которой принадлежат очистные сооружения, сброс осуществляется без предварительной очистки сточных вод. Замеры уровня загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых ответчиком, последним в соответствии с требованиями закона не осуществляются. Суду предоставлены документы, подтверждающие, что имеются загрязняющие вещества в сточных водах, сбрасываемых ответчиком. Имеет место грубое нарушение требований действующего законодательства со стороны АО «Волгабурмаш». ОАО «Волгабурмаш» в настоящее время прекратил свою деятельность, правоприемников не имеет.

Представители ответчика АО «Волгабурмаш» Семашкова Ю.В., Макарова Т.А., действующие на основании доверенностей, с иском прокурора не согласились. Пояснили, что АО «Волгабурмаш» осуществляет свою деятельность с <дата> Сточные воды идут по двум системам – хозяйственно-бытовая канализация и производственно-ливневая канализация. При этом на первую систему канализации у ответчика заключен договор с ООО «Самарские коммунальные системы», которая осуществляет замеры загрязняющих веществ, ответчик производит оплату по договору, а в отношении производственно-ливневой канализации в настоящее время договор не подписан, имеется проект договора с «Экростройресурс». Очистных сооружений не имеется. Замеры загрязняющих веществ производит лаборатория АО «Волгабурмаш», не имеющая аккредитацию, превышение нормативов загрязняющих веществ нет. Кроме того, сброс сточных вод осуществляется не только ответчиком, но и другими организациями. Просили в иске отказать.

Представитель третьего лица Управления Росприродонадзора по Самарской области Дмитриева О.В., действующая на основании доверенности, с иском прокурора согласилась, по изложенным в письменном отзыве доводам, просила требования удовлетворить. Пояснила, что АО «Волгабурмаш» не имеет право использовать водных объект для сброса сточных вод без соответствующего разрешения, без заключенного договора на очистку сточных вод и должно нести ответственность за нарушение требований действующего законодательства. Каких-либо заявлений для получения разрешения на сброс сточных вод от АО «Волгабурмаш» в Управление не поступало. АО «Волгабурмаш» такого разрешения не выдавалось.

Представители третьих лиц Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Управления Роспотребнадзора по Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В предыдущем судебном заседании представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области по доверенности Дмитриенко Е.В. пояснила, что в <...> году было вынесено решение о предоставлении ОАО «Волгабурмаш» водного объекта в пользование. В соответствии с данным решением был представлен отчет, из которого видно, что превышение загрязняющих веществ в сточных водах было. В настоящее время ОАО «Волгабурмаш» водные объекты не использует. Вынесено решение о прекращении действия ранее выданного разрешения, на основании заявления ОАО «Волгабурмаш» о досрочном прекращении разрешения на сброс загрязнающих веществ. Решение о предоставлении в пользование водного объекта АО «Волгабурмаш» не выдавалось.

Проведение проверок относиться к полномочиям Управления Росприроднадзора по Самарской области. Министерство выдает решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Самарской области по доверенности Новых Л.А. в предыдущем судебном заседании пояснила, что сброс сточных вод организациями осуществляется с письменного разрешения Управления. Проверка нормативов проводится на основании экспертного заключения.

Изучив материалы дела, пояснения участвующих в деле лиц, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и удовлетворении иска.

В силу п. 2 ст. 1 Федерального закона от <дата> N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов в т.ч. руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

На основании п. 3 ст. 35 Федерального закона от <дата> N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно п. 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", прокурор (не имеет значение специализированной либо территориальной прокуратуры) относится к субъектам обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользовании.

Таким образом, предметом судебного спора является проверка обоснованности доводов прокурора о нарушении порядка водопользования водным объектом, определяющего публичные интересы и находящимся в собственности Российской Федерации.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона Российской Федерации от <дата> N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от <дата> N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Статьей 39 Федерального закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды" установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

В ч. 1 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации указано, что для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи.

В силу ст. 12 Водного кодекса Российской Федерации по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ч. 4 ст. 11 настоящего Кодекса, обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.

К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования.

Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

Порядок подготовки и заключения договоров водопользования, на основании которых в соответствии с ч. 1 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации, водные объекты или их части предоставляются в пользование, урегулирован Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 165 (далее по тексту - Правила).

В соответствии с положениями данных Правил подготовка и заключение договора водопользования осуществляются на основании обращения юридического лица.

Юридическое лицо, заинтересованное в получении водного объекта в пользование, обращаются в соответствующий орган по месту предполагаемого водопользования с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование, прилагая к нему перечень необходимых документов.

В соответствии с п. 1, п. 2, п. 4 ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.

Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В силу п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

Сточные воды - это воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории (пункт 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что ранее действующее юридическое лицо ОАО «Волгабурмаш», находящееся по адресу: <адрес>, использовало водный объект и осуществляло сброс сточных вод в озеро Л., через озеро Б.Л. в реку С. на основании выданных уполномоченным органом решения и разрешения, имело превышения концентрации загрязняющих веществ с сточных водах, сбрасываемых в водный объект <...> Решением Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от <дата> на основании заявления ОАО «Волгабурмаш» прекращено действие ранее выданного разрешения на право пользования водным объектом <...> Определением Арбитражного суда Самарской области по делу от <дата> в отношении ОАО «Волгабурмаш» введено внешнее управление сроком на 18 месяцев <...> На основании опредения того же суда от <дата> утвержден внешний управляющий ОАО «Волгабурмаш» <...>

Установлено, что с декабря <...> года по адресу: <адрес>, осуществляет деятельность АО «Волгабурмаш», не являющееся правоприемником ОАО «Волгабурмаш».

АО «Волгабурмаш» использует водный объект озера Б., сбрасывает в него загрязненные сточные и ливневые воды. При этом разрешения и решения на использования водного объекта и сброса в него сточных вод данным Обществом от уполномоченного органа не получены, с соответствующими заявлениями АО «Волгабурмаш» в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Управление Роспотребнадзора по Самарской области, Управление Росприродонадзора по Самарской области не обращалось.

Судом достоверно установлено, что у АО «Волгабурмаш» отсутствуют очистные сооружения для предварительной очистки сточных вод, отсутствует действующий на момент рассмотрения дела в суде договор с организацией для использования очистных сооружений, замер уровня загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах аккредитованной организацией не осуществлялся. Такой договор АО «Волгбурмаш» не заключался.

Ответчиком, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, доказательства обратного не представлены.

Указанные нарушения в области охраны окружающей среды влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи с чем, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, действующего интересах неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.

Доводы представителей ответчика о том, что уровень загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах АО «Волгабурмаш» не превышает предельно допустимую норму, сброс сточных вод также осуществляется иными организациями, не заслуживают внимания по изложенным выше мотивам. Ответчик не предоставил доказательства, подтверждающие отсутствие с его стороны нарушений требований закона.

В силу ст.98 ГПК РФ, ст.333.19, ст.333.36 Налогового кодекса РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере <...> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Акционерное общество «Волгабурмаш» прекратить загрязнение сточными и ливневыми водами озера Б. далее через озеро Б.Л. реки С. без разрешения на сброс загрязняющих веществ и решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Взыскать с Акционерного общества «Волгабурмаш» в доход государства государственную пошлину в размере <...> рублей.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г.Самара в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Председательствующий подпись Е.Н.Иванова

Решение изготовлено в окончательной форме <дата>.

Председательствующий

Решение вступило в законную силу __________________________

копия верна

Судья: Секретарь:

2-1097/2016 ~ М-788/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Самарская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
ОАО "Волгабурмаш"
АО "Волгабурмаш"
Другие
Морозов Алексей Александрович
Дмитриева О.В.
Макарова Т.А.
Дмитриенко Е.В.
Князева Н.Н.
Управление Роспотребнадзора по Самарской области
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Семашкова Ю.В.
Новых Л.А.
Управление Росприроднадзора по Самарской области
Суд
Куйбышевский районный суд г. Самары
Судья
Иванова Е. Н.
Дело на странице суда
kuibyshevsky--sam.sudrf.ru
07.04.2016Передача материалов судье
06.04.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.04.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.04.2016Подготовка дела (собеседование)
28.04.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.05.2016Судебное заседание
20.06.2016Судебное заседание
28.06.2016Судебное заседание
04.07.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.03.2017Дело оформлено
07.03.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее