Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 июня 2016 года Куйбышевский районный суд г.Самара в составе:
председательствующего Ивановой Е.Н.,
помощника прокурора Морозова А.А.
при секретаре Тюличкиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации в защиту неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Волгабурмаш» об обязании прекратить сброс сточных вод,
УСТАНОВИЛ:
Самарский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском к Открытому Акционерному Обществу «Волгабурмаш» об обязании прекратить сброс сточных вод с превышением нормативов.
Определением суда от <дата> к участию в деле в качестве соответчика привлечено АО «Волгабурмаш» <...>
Определением суда от <дата> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды природопользования Самарской области и Управление Роспотребнадзора по Самарской области <...>
Определением суда от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Управление Росприродонадзора по Самарской области <...>
В судебном заседании помощник Самарского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Морозов А.А. представил уточненное исковое заявление, в котором просил возложить на АО «Волгабурмаш» обязанность прекратить загрязнение сточными и ливневыми водами озера Б. далее через озеро Б.Л. реки С. без разрешения на сброс загрязняющих веществ и решения о предоставлении водного объекта в пользование. Указал, что АО «Волгабурмаш» осуществляет сброс сточных вод без соответствующего разрешения, без заключенного договора с организацией, которой принадлежат очистные сооружения, сброс осуществляется без предварительной очистки сточных вод. Замеры уровня загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых ответчиком, последним в соответствии с требованиями закона не осуществляются. Суду предоставлены документы, подтверждающие, что имеются загрязняющие вещества в сточных водах, сбрасываемых ответчиком. Имеет место грубое нарушение требований действующего законодательства со стороны АО «Волгабурмаш». ОАО «Волгабурмаш» в настоящее время прекратил свою деятельность, правоприемников не имеет.
Представители ответчика АО «Волгабурмаш» Семашкова Ю.В., Макарова Т.А., действующие на основании доверенностей, с иском прокурора не согласились. Пояснили, что АО «Волгабурмаш» осуществляет свою деятельность с <дата> Сточные воды идут по двум системам – хозяйственно-бытовая канализация и производственно-ливневая канализация. При этом на первую систему канализации у ответчика заключен договор с ООО «Самарские коммунальные системы», которая осуществляет замеры загрязняющих веществ, ответчик производит оплату по договору, а в отношении производственно-ливневой канализации в настоящее время договор не подписан, имеется проект договора с «Экростройресурс». Очистных сооружений не имеется. Замеры загрязняющих веществ производит лаборатория АО «Волгабурмаш», не имеющая аккредитацию, превышение нормативов загрязняющих веществ нет. Кроме того, сброс сточных вод осуществляется не только ответчиком, но и другими организациями. Просили в иске отказать.
Представитель третьего лица Управления Росприродонадзора по Самарской области Дмитриева О.В., действующая на основании доверенности, с иском прокурора согласилась, по изложенным в письменном отзыве доводам, просила требования удовлетворить. Пояснила, что АО «Волгабурмаш» не имеет право использовать водных объект для сброса сточных вод без соответствующего разрешения, без заключенного договора на очистку сточных вод и должно нести ответственность за нарушение требований действующего законодательства. Каких-либо заявлений для получения разрешения на сброс сточных вод от АО «Волгабурмаш» в Управление не поступало. АО «Волгабурмаш» такого разрешения не выдавалось.
Представители третьих лиц Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Управления Роспотребнадзора по Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В предыдущем судебном заседании представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области по доверенности Дмитриенко Е.В. пояснила, что в <...> году было вынесено решение о предоставлении ОАО «Волгабурмаш» водного объекта в пользование. В соответствии с данным решением был представлен отчет, из которого видно, что превышение загрязняющих веществ в сточных водах было. В настоящее время ОАО «Волгабурмаш» водные объекты не использует. Вынесено решение о прекращении действия ранее выданного разрешения, на основании заявления ОАО «Волгабурмаш» о досрочном прекращении разрешения на сброс загрязнающих веществ. Решение о предоставлении в пользование водного объекта АО «Волгабурмаш» не выдавалось.
Проведение проверок относиться к полномочиям Управления Росприроднадзора по Самарской области. Министерство выдает решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Самарской области по доверенности Новых Л.А. в предыдущем судебном заседании пояснила, что сброс сточных вод организациями осуществляется с письменного разрешения Управления. Проверка нормативов проводится на основании экспертного заключения.
Изучив материалы дела, пояснения участвующих в деле лиц, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и удовлетворении иска.
В силу п. 2 ст. 1 Федерального закона от <дата> N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов в т.ч. руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
На основании п. 3 ст. 35 Федерального закона от <дата> N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно п. 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", прокурор (не имеет значение специализированной либо территориальной прокуратуры) относится к субъектам обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользовании.
Таким образом, предметом судебного спора является проверка обоснованности доводов прокурора о нарушении порядка водопользования водным объектом, определяющего публичные интересы и находящимся в собственности Российской Федерации.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона Российской Федерации от <дата> N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от <дата> N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Статьей 39 Федерального закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды" установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
В ч. 1 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации указано, что для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи.
В силу ст. 12 Водного кодекса Российской Федерации по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ч. 4 ст. 11 настоящего Кодекса, обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.
К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования.
Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.
Порядок подготовки и заключения договоров водопользования, на основании которых в соответствии с ч. 1 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации, водные объекты или их части предоставляются в пользование, урегулирован Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 165 (далее по тексту - Правила).
В соответствии с положениями данных Правил подготовка и заключение договора водопользования осуществляются на основании обращения юридического лица.
Юридическое лицо, заинтересованное в получении водного объекта в пользование, обращаются в соответствующий орган по месту предполагаемого водопользования с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование, прилагая к нему перечень необходимых документов.
В соответствии с п. 1, п. 2, п. 4 ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В силу п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Сточные воды - это воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории (пункт 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что ранее действующее юридическое лицо ОАО «Волгабурмаш», находящееся по адресу: <адрес>, использовало водный объект и осуществляло сброс сточных вод в озеро Л., через озеро Б.Л. в реку С. на основании выданных уполномоченным органом решения и разрешения, имело превышения концентрации загрязняющих веществ с сточных водах, сбрасываемых в водный объект <...> Решением Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от <дата> на основании заявления ОАО «Волгабурмаш» прекращено действие ранее выданного разрешения на право пользования водным объектом <...> Определением Арбитражного суда Самарской области по делу № от <дата> в отношении ОАО «Волгабурмаш» введено внешнее управление сроком на 18 месяцев <...> На основании опредения того же суда от <дата> утвержден внешний управляющий ОАО «Волгабурмаш» <...>
Установлено, что с декабря <...> года по адресу: <адрес>, осуществляет деятельность АО «Волгабурмаш», не являющееся правоприемником ОАО «Волгабурмаш».
АО «Волгабурмаш» использует водный объект озера Б., сбрасывает в него загрязненные сточные и ливневые воды. При этом разрешения и решения на использования водного объекта и сброса в него сточных вод данным Обществом от уполномоченного органа не получены, с соответствующими заявлениями АО «Волгабурмаш» в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Управление Роспотребнадзора по Самарской области, Управление Росприродонадзора по Самарской области не обращалось.
Судом достоверно установлено, что у АО «Волгабурмаш» отсутствуют очистные сооружения для предварительной очистки сточных вод, отсутствует действующий на момент рассмотрения дела в суде договор с организацией для использования очистных сооружений, замер уровня загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах аккредитованной организацией не осуществлялся. Такой договор АО «Волгбурмаш» не заключался.
Ответчиком, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, доказательства обратного не представлены.
Указанные нарушения в области охраны окружающей среды влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи с чем, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, действующего интересах неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
Доводы представителей ответчика о том, что уровень загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах АО «Волгабурмаш» не превышает предельно допустимую норму, сброс сточных вод также осуществляется иными организациями, не заслуживают внимания по изложенным выше мотивам. Ответчик не предоставил доказательства, подтверждающие отсутствие с его стороны нарушений требований закона.
В силу ст.98 ГПК РФ, ст.333.19, ст.333.36 Налогового кодекса РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере <...> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Акционерное общество «Волгабурмаш» прекратить загрязнение сточными и ливневыми водами озера Б. далее через озеро Б.Л. реки С. без разрешения на сброс загрязняющих веществ и решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Взыскать с Акционерного общества «Волгабурмаш» в доход государства государственную пошлину в размере <...> рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г.Самара в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий подпись Е.Н.Иванова
Решение изготовлено в окончательной форме <дата>.
Председательствующий
Решение вступило в законную силу __________________________
копия верна
Судья: Секретарь: