Дело № 2-1405/2020
18RS0021-01-2020-001887-20
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Можга УР 6 ноября 2020 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кожевниковой Ю.А.,
при секретаре Бажиной Е.В.,
с участием истца Мыльниковой С.Е.,
представителя истца Раянова З.Г., действующего на основании доверенности от дд.мм.гггг,
представителя ответчика Березиной Н.И., действующей на основании доверенности от дд.мм.гггг,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мыльниковой Светланы Евгеньевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонному) о восстановлении пенсионных прав,
у с т а н о в и л:
Мыльникова С.Е. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонному) с требованиями:
- признать незаконным решение № 90450/20 от 25.06.2020 г. в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости и исключения периодов нахождения на курсах повышения квалификации и работы в должности старшего воспитателя,
- включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы в должности старшего воспитателя в детском саду № 26 с 15.07.2002 г. по 31.08.2007 г.,
- назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения за её назначением, т.е. с 27.02.2020 г.
Исковое заявление мотивировано тем, что 27.02.2020 г. Мыльникова С.Е. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Можге Удмуртской Республике (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
25.06.2020 г. ответчик отказал истице в установлении пенсии и не включил в льготный стаж периоды работы в должности старшего воспитателя в детском саду № 26 с 15.07.2002 г. по 31.08.2007 г. и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 26.11.2012 г. по 30.11.2012 г., с 11.02.2013 г. по 15.02.2013 г., с 17.10.2016 г. по 19.10.2016 г., с 20.03.2017 г. по 24.03.2017 г.
Истица считает решение УПФР незаконным в части исключения из стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, спорных периодов.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации являлись периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Во время работы в должности старшего воспитателя в МБДОУ «Детский сад № 26» действовал Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж для досрочного назначения пенсии, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Данным Списком предусмотрено включение в льготный стаж периода работы в должности старшего воспитателя в детском саду.
В судебном заседании истица Мыльникова С.Е. и её представитель Раянов З.Г. на исковых требованиях настаивали, поддержали доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Березина Н.И. исковые требования не признала, суду пояснила, что при подсчете специального стажа истца, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», Управлением ПФР правомерно исключены спорные периоды работы. Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, определен исчерпывающий круг периодов, подлежащих включению в стаж для назначения досрочной пенсии по старости. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации в их числе не значатся.
Спорный период работы с 15.07.2002 г. по 31.08.2007 г. в должности старшего воспитателя не включен в специальный стаж, т.к. Мыльникова С.Е. не имела постоянной занятости с детьми и, соответственно, не выполняла педагогическую нагрузку, установленную за ставку заработной платы, в соответствии с пунктом 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.
В приказе Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" в разделе Квалификационные характеристики должностей работников образования имеется характеристика должности «Воспитатель (включая старшего)», в которой отражены следующие обязанности старшего воспитателя: «При выполнении обязанностей старшего воспитателя наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности воспитателя <*>, осуществляет координацию деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает методическую помощь воспитателям, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческих инициатив». К данному абзацу имеется примечание под знаком <*>, в котором указано «За исключением обязанностей по непосредственному воспитанию детей в образовательных учреждениях, в которых штатными расписаниями предусмотрена самостоятельная должность старшего воспитателя». Таким образом, в образовательных учреждениях, в которых штатными расписаниями предусмотрена самостоятельная должность «Старший воспитатель», в функции старшего воспитателя не входят обязанности по непосредственному воспитанию детей, а главным образом включают в себя методическую помощь воспитателям и организационные мероприятия.
При даче характеристики по должности «старший воспитатель» детский сад руководствуется Квалификационными характеристиками должностей руководящих и педагогических работников детских дошкольных и внешкольных учреждений, утвержденными Постановлением Госкомитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам № 3 от 07.01.1977 г. в отношении должности «воспитателя – методиста детского сада (яслей-сада)», а также Тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников учреждений образования РФ, утвержденных Постановлением Минтруда России от 17.08.1995 г. № 46, в отношении должности «старший воспитатель». Исходя из данных характеристик, старший воспитатель осуществляет методическое руководство учебно-воспитательной деятельностью коллектива детского сада, направляет и контролирует работу воспитательного и медицинского персонала, организует работу методического кабинета в детском саду, то есть не ведет педагогическую деятельность непосредственно с детьми.
Копия должностной инструкции «Старшего воспитателя», утвержденная 02.06.2014 г. и разработанная на основе Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н, не относится к спорным периодам, однако подтверждает вывод о том, что работа старшего воспитателя заключается в методическом руководстве воспитательно-образовательной деятельностью воспитателей и других педагогов-специалистов.
В спорный период действовали Типовые штаты дошкольных учреждений, утвержденные приказом Министерства просвещения СССР от 31.12.1971 г. № 103, которые утратили силу в связи с изданием Приказа Минобрнауки РФ от 09.06.2008 г. № 177. В данном нормативном акте предусмотрена должность старшего воспитателя в типовых штатах детских садов с количеством групп от 8 единиц. Данная должность введена Приказом Министерства просвещения СССР от 25.06.1984 г. № 71 «О введении в Типовые штаты учреждений просвещения должности старшего воспитателя» с 01 сентября 1984 г.
04.06.1990 г. пунктом 1.4 Приказа Госкомитета СССР по народному образованию № 375 предусмотрено в дошкольных учреждениях исключить должность старшего воспитателя и ввести должность воспитателя-методиста.
Отсутствие должности «старший воспитатель» с 1990 года подтверждают и иные нормативные документы:
- Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367,
- Постановление Госкомитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам № 3 от 07.01.1977 г. «Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников детских дошкольных и внешкольных учреждений»,
- пункт 5 Приказа Минпроса СССР от 16.05.1985 г. № 94 «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения в новой редакции и перечня работников, которым устанавливаются доплаты за совмещение процессий»,
- постановление Минтруда РФ от 21.04.1993 г. № 88 «Об утверждении Нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады)»,
- пункт 14.3 Инструктивного письма Гособразования СССР от 11.09.1991 г. № 30 «Рекомендации о порядке исчисления заработной платы работников учебно-воспитательных учреждений».
Таким образом, с 04.06.1990 г. должность «старшего воспитателя» в дошкольных учреждениях упразднена и, соответственно, не должна была включаться в штатные расписания дошкольных учреждений. Исходя из нормативных документов, в спорный период вместо должности «старший воспитатель» должна была быть предусмотрена должность «воспитатель-методист», которая заменяла должность «старший воспитатель» и в соответствии с пунктом 10 Правил засчитывается в льготный стаж работы за период до 01.11.1999 г.
Представитель третьего лица МБДОУ «Детский сад № 26» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебной повестки.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
27.02.2020 г. Мыльникова Светлана Евгеньевна, дд.мм.гггг года рождения, обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
25.06.2020 г. решением ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонного) № 90450/20 истице отказано в установлении пенсии, поскольку продолжительность специального стажа на дату обращения составила 20 лет 05 месяцев 3 дня.
В стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, не засчитаны следующие спорные периоды работы:
- с 26.11.2012 г. по 30.11.2012 г., с 11.02.2013 г. по 15.02.2013 г., с 17.10.2016 г. по 19.10.2016 г., с 20.03.2017 г. по 24.03.2017 г. (всего 18 дней) - периоды нахождения на курсах повышения квалификации во время работы в должности заместителя директора по воспитательной работе БПОУ «Можгинский педагогический колледж им. Т.К. Борисова»,
- с 15.07.2002 г. по 31.08.2007 г. (5 лет 1 месяц 17 дней) работа в МБДОУ «Детский сад № 26» города Можги в должности старшего воспитателя.
С 01.01.2015 г. пенсионные правоотношения регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Федеральный закон № 400-ФЗ). В соответствии со ст. 8 данного Закона в редакции Федерального закона от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи (п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ в ред. Федерального закона от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ).
С 01.01.2019 г. действует часть 1.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, согласно которой страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Приложением 7 к Федеральному закону № 400-ФЗ предусмотрено, что при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2019 году страховая пенсия по старости назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В силу пунктов 2, 3, 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений ст. 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
Согласно пп. «м» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» - при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Спорные периоды работы истца имели место в период действия Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.
Предусмотренная указанным нормативным правовым актом возможность включения периода работы в стаж для досрочного назначения страховой пенсии осуществляется при одновременном наличии следующих двух условий: работы в определенной должности и работы в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В соответствии со Списком № 781 работа в должности старшего воспитателя в дошкольных образовательных учреждениях: детских садах всех наименований; центре развития ребенка – детском саду; ясли-саду (саду-ясли), детских яслях засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости (пункт 1.8 раздела «Наименование учреждений», пункт 1 раздела «Наименование должностей»).
В силу пункта 3 Правил № 781 в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.
Отказывая во включении в льготный стаж периода работы Мыльниковой С.Е. в должности старшего воспитателя в МБДОУ «Детский сад № 26» города Можги, ответчик указал, что данная должность не предусматривает непосредственное воспитание детей.
В соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 г. № 258н, подтверждению подлежат периоды осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей.
При этом периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 3 Порядка).
Истица зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 16.12.1999 г. За спорный период работодатель представил в пенсионный орган сведения о льготном характере работы в соответствии п. п. 5 п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», что подтверждается выпиской из лицевого счета застрахованного лица. А именно, в выписке из индивидуального лицевого счета спорный период работы истицы работодателем полностью отражен с кодом льготы для досрочного назначения страховой пенсии по старости 28-ПД. В графе «дополнительные сведения» указано о выполнении истцом педагогической нагрузки за ставку заработной платы.
Из трудовой книжки истца усматривается, что 15.07.2002 г. она принята переводом в МБДОУ «Детский сад № 26» на должность старшего воспитателя, 31.08.2007 г. – уволена переводом в ГОУ СПО «Можгинский педагогический колледж». Аналогичные сведения содержатся в приказах: о приеме на работу № 21 от 15.07.2002 г., об увольнении № 64/1 от 31.08.2007 г., а также личной карточке формы Т-2.
Штатными расписаниями МБДОУ «Детский сад № 26» за период с 2002 по 2007 гг. подтверждается наличие в штате должности старшего воспитателя.
В тарификационных списках на 01.09.2002 г., 01.09.2003 г., 01.09.2004 г., 01.09.2005 г., 01.09.2006 г., 01.09.2007 г. Мыльникова С.Е., как старший воспитатель, протарифицирована на полную ставку. С 2002 по 2006 гг. у неё указан 13 разряд, в 2007 г. – 14 разряд.
Исходя из исследованных первичных документов, полагать, что истица работала в иной должности, у суда не имеется.
Доводы ответчика о том, что с 04.06.1990 г. должность старшего воспитателя в дошкольных учреждениях упразднена и не должна была включаться в штатные расписания дошкольных учреждений, судом отклоняются.
Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений (пункт 3 ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании»).
В силу ст. 32 названного Закона образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся: установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей.
В пункте 37 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 г. № 677, предусмотрено, что дошкольное образовательное учреждение устанавливает:
ставки заработной платы (должностные оклады) работникам на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями и на основании решения аттестационной комиссии, а также определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах имеющихся средств, направляемых на оплату труда;
структуру управления дошкольным образовательным учреждением;
штатное расписание и должностные обязанности.
Постановлением Минтруда РФ от 17.08.1995 г. № 46, принятым после издания приказа Госкомитета СССР по народному образованию № 375 от 04.06.1990 г., были согласованы разряды оплаты труда Единой тарифной сетки и тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации, представленные Министерством образования Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию, согласно Приложениям N 1 и N 2.
В Единой тарифной сетке в наименовании должностей специалистов содержится должность воспитатель (включая старшего) 7-14 разрядов.
Тарифно-квалификационные характеристики должности воспитателя (включая старшего) (7-14 разряды) предусматривают, что воспитатель (включая старшего) планирует и организует жизнедеятельность обучающихся (воспитанников, детей) и осуществляет их воспитание. Проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации. Использует разнообразные приемы, методы и средства обучения...При выполнении обязанностей старшего воспитателя руководит работой воспитателей. Организует и проводит реабилитационно-коррекционную и культурно-массовую работу с обучающимися (воспитанниками, детьми) в тесном контакте с советом образовательного учреждения и детскими организациями. Организует работу актива обучающихся (воспитанников, детей). Планирует внеклассную и внешкольную воспитательную работу, обеспечивает и контролирует ее выполнение. Оказывает методическую помощь воспитателям, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческих инициатив. Максимально использует возможности микрорайона для развития разносторонней общественно полезной деятельности обучающихся (воспитанников, детей). Привлекает к участию в работе с коллективом обучающихся (воспитанников, детей) представителей общественных организаций, шефов, работников учреждений дополнительного образования. Принимает участие в разработке и составлении общего плана учебно-воспитательной работы.
Таким образом, наличие в штатном расписании МБДОУ «Детский сад № 26» должности старшего воспитателя не противоречило действующему законодательству.
Согласно пункту 4 Правил № 781 периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Согласно ч. 1 ст. 333 ТК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся и в приложении к Постановлению Правительства РФ от 03.04.2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений», согласно которым продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.
Продолжительность рабочего времени старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей установлена 36 часов в неделю.
Из справки, уточняющей характер работы, следует, что учебная (педагогическая) нагрузка Мыльниковой С.Е. с 15.07.2002 г. по 07.01.2003 г. составляла 30 часов в неделю (в соответствии с пунктом 4 Постановления Президиума Государственного Совета УР № 82 и Правительства УР № 258 от 29.09.1995 г. «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений»), и с 02.02.2003 г. по 31.08.2007 г., за исключением периодов нахождения в оплачиваемых учебных отпусках, составляла 36 часов в неделю (в некоторые периоды 40 часов).
Как следует из вышеприведенного постановления Правительства РФ от 03.04.2003 г. № 191, данным нормативным актом установлены понятия «продолжительности рабочего времени» и «нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы». Для старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений установлена продолжительность рабочего времени (36 часов в неделю), а не норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, как воспитателям, что обусловлено занимаемой должностью и особенностями их труда.
Учитывая изложенное, судом отклоняются доводы ответчика о том, что при выполнении работы по должности старшего воспитателя требуется только постоянная и непосредственная занятость с детьми.
В соответствии с Уставом МБДОУ «Детский сад № 26», утвержденным 29.03.2006 г. постановлением главы Администрации города Можги, муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26» является учреждением общеразвивающего вида. Содержание образовательного процесса в Учреждении определяется программой дошкольного образования. Программы реализуются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Основными задачами учреждения являются:
- реализация Законов Российской Федерации «Об образовании» и Удмуртской Республики «Об образовании»,
- освоение детьми дошкольного возраста системы знаний, умений и навыков, необходимых для поступления в школу,
- формирование у детей элементарного образа мира, как целостной системы, развитие познавательных способностей дошкольников,
- создание благоприятной социально-развивающей среды для разностороннего развития личности,
- формирование общей культуры личности ребенка дошкольного возраста на основе освоения минимума содержания государственных программ,
- развитие интереса к самопознанию, воспитание у ребенка уважения к себе и умение выстраивать взаимосвязи в социальном мире.
Участниками образовательного процесса являются воспитанники, педагогические работники учреждения, родители (законные представители) воспитанников (пункты 1.1, 1.9, 1.16, 3.3, 3.4, 4.1).
Руководство деятельностью Учреждения осуществляется заведующим, который назначается на должность и освобождается от должности Учредителем в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Уставом муниципального образования «Город Можга». Во время отсутствия заведующего руководство Учреждением осуществляется старшим воспитателем (пункты 5.3, 5.4). Продолжительность рабочего времени (норма педагогической работы за ставку заработной платы) для воспитателей и старших воспитателей Учреждения составляет 36 часов в неделю (пункт 4.3.3).
Оценивая исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что в оспариваемый период Мыльникова С.Е. выполняла норму рабочего времени (педагогической нагрузки), наименование должности и учреждения, в которых она работала, точно соответствовало Списку № 781, поэтому период работы с 15.07.2002 г. по 31.08.2007 г., за исключением отпуска без сохранения заработной платы с 26.10.2005 г. по 31.10.2005 г., следует включить в её стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Собранные по делу доказательства (выписка из индивидуального лицевого счета, справка, уточняющая характер работы, первичные документы о работе) соответствуют требованиям Порядка № 258н от 31.03.2011 г., Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий № 1015 от 02.10.2014 г., ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ, поэтому приняты судом.
В части периодов нахождения в учебных отпусках, предоставленных работодателем для прохождения учебных сессий в связи с получением высшего образования в Удмуртском государственном университете, имевших место в период работы в МБДОУ «Детский сад № 26» с 08.01.2003 г. по 01.02.2003 г., с 09.06.2003 г. по 02.07.2003 г., с 12.01.2004 г. по 31.01.2004 г., с 07.06.2004 г. по 27.06.2004 г., с 10.01.2005 г. по 29.01.2005 г., с 06.06.2005 г. по 25.06.2005 г., с 01.02.2006 г. по 31.05.2006 г., а также в части периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 26.11.2012 г. по 30.11.2012 г., с 11.02.2013 г. по 15.02.2013 г., с 17.10.2016 г. по 19.10.2016 г., с 20.03.2017 г. по 24.03.2017 г. во время работы в должности заместителя директора по воспитательной работе БПОУ «Можгинский педагогический колледж им. Т.К. Борисова», следует учесть следующее.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516, а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (пункт 3 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665).
При исчислении стажа работы в части, не урегулированной Правилами № 781, применяются Правила № 516 (пункт 2 Правил № 781).
В соответствии с пунктом 4 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Статьей 187 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В соответствии со ст. 173 Трудового кодекса РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Согласно пункту 21 рекомендации Международной организации труда № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
Таким образом, работникам, совмещающим труд с обучением, гарантированы такие же трудовые права, как и лицам, трудящимся полное рабочее время. Периоды нахождения в ученических отпусках и на курсах повышения квалификации, по сути, законодателем приравниваются к выполнению работником своих должностных обязанностей.
Ответчиком не оспаривается и материалами дела подтверждается, что истица обучалась в имеющем государственную аккредитацию высшем учебном заведении; на период учебных сессий, как и на время прохождения курсов повышения квалификации, ей предоставлялись работодателем дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы, с которой уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Во время обучения на курсах повышения квалификации и прохождения учебных сессий истица состояла в должностях и учреждениях, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. До направления на курсы повышения квалификации, учебные сессии и по возвращении из них Мыльникова С.Е. работала полный рабочий день, периодов прерывания специального стажа не усматривается.
Кроме того, следует учитывать, что повышение квалификации для педагогических работников являлось обязательным условием для дальнейшего выполнения ими своих профессиональных должностных обязанностей (п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании», п. 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
При изложенных обстоятельствах, время обучения на курсах повышения квалификации и учебных отпусков подлежит включению в специальный стаж истицы.
Частичное неотражение работодателем в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета льготного характера работы истицы в период, имевший место после регистрации её в системе обязательного пенсионного страхования в части нахождения на курсах повышения квалификации и учебных сессий, с учетом имеющейся в материалах дела совокупности письменных доказательств, с безусловностью подтверждающих обстоятельства осуществления в спорные периоды педагогической деятельности в должностях и учреждениях, поименованных в Списке № 781, не может влиять на пенсионные права истицы, вины которой в этом не имеется.
Согласно ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
На дату обращения с заявлением о назначении пенсии (27.02.2020 г.) продолжительность специального стажа, признанного ответчиком, у Мыльниковой С.Е. составляла 20 лет 05 месяцев 3 дня. Принимая во внимание, что спорные периоды ответчиком незаконно не зачтены в стаж для досрочного назначения страховой пенсии, право на страховую пенсию у истицы возникло в 2019 году. На дату обращения продолжительность специального стажа у истицы составит 25 лет 07 месяцев 2 дня, что является достаточным для назначения досрочной страховой пенсии на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ с учетом положений ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ, с даты обращения, т.е. с 27.02.2020 г. Следовательно, решение ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонного) № 90450/20 от 25.06.2020 г. об отказе в установлении пенсии является незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Мыльниковой Светланы Евгеньевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонному) о восстановлении пенсионных прав – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) № 90450/20 от 25.06.2020 г. в части отказа в установлении досрочной страховой пенсии по старости и исключения из стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 26.11.2012 г. по 30.11.2012 г., с 11.02.2013 г. по 15.02.2013 г., с 17.10.2016 г. по 19.10.2016 г., с 20.03.2017 г. по 24.03.2017 г., периода работы в должности старшего воспитателя МБДОУ «Детский сад № 26» с 15.07.2002 г. по 25.10.2005 г. и с 01.11.2005 г. по 31.08.2007 г.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонное) включить Мыльниковой Светлане Евгеньевне в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, период работы в должности старшего воспитателя МБДОУ «Детский сад № 26» с 15.07.2002 г. по 25.10.2005 г. и с 01.11.2005 г. по 31.08.2007 г., и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 27.02.2020 г.
Исковые требования Мыльниковой Светланы Евгеньевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Можге Удмуртской Республики (межрайонному) о включении периода работы с 26.10.2005 г. по 31.10.2005 г. в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 13.11.2020 г.
Председательствующий судья- Кожевникова Ю.А.