УИД № 28RS0004-01-2019-013769-26
Производство № 2-979/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
9 января 2020 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:
Председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.,
при секретаре Повагиной Д.В.
с участием представителей истца Литвиненко А.А., Каревой Е.В., представителя ответчика Прохоренко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хачатрян Л. К. к Государственному учреждению – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области об оспаривании решения, понуждению вынести решение о возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов, взыскании государственной пошлины,
установил:
Хачатрян Л.К. обратилась в суд с указанным иском, указав в обоснование, что 21 августа 2019 года ею поданы заявления (по форме 23-ПФР) в ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) о возврате излишне уплаченных страховых взносов с суммы сверх предельной величины доходов за 2014 в сумме 78718 рублей 35 копеек и за 2015 годы в сумме 88170 рублей 44 копеек с приложением пояснений к заявлению и справки о доходах, полученной из Межрайонной ИФНС № 1 по Амурской области.ГУ-Отделением Пенсионного фонда РФ по Амурской области принято решение об отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов от 3 сентября 2019 года №038F07190001017 по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2017 годав размере 78718 рублей 35 копеек, в связи с тем, что возврат суммы излишне уплаченных взносов не производится, так как сведения об излишне уплаченных страховых взносах учтены на ее индивидуальном лицевом счете (в соответствии с п. 22 ст. 26 Закона № 212-ФЗ) и принято решение об отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов от 3 сентября 2019 года № 038F07190001016 по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2017 года, в размере 88170 рублей 44 рублей, в связи со сроком давности платежей. В решении ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ по Амурской области от 3 сентября 2019 года № 038F07190001017 основанием для отказа в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов указано «прочее», в решении от 3 сентября 2019 года № 038F07190001016 основанием для отказа в возврате сумм уплаченных страховых взносов указано «прочее» (платежи с истекшим сроком давности). Решения об отказе в возврате переплаты по страховым взносам считает незаконными, нарушающими ее права и законные интересы. В период с 7 апреля 2008 года по 29 декабря 2016 года она являлась индивидуальным предпринимателем, была зарегистрирована в качестве ИП Межрайонной ИФНС № 1 по Амурской области. В 2014-2015 гг. в предпринимательской деятельности применяла упрощенную систему налогообложения (доходы, уменьшенные на величину расходов, далее - УСНО) и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД). Относилась к ИП, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и являлась плательщиком страховых взносов, установленных для этой категории плательщиков. С 1 января 2014 года установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуальных предпринимателей исходя из их дохода. Если доход индивидуального предпринимателя в расчетном периоде превышает 300000 рублей, то такой индивидуальный предприниматель помимо фиксированного размера страховых (1 МРОТ х 26% х 12 месяцев) доплачивает на свое пенсионное страхование 1% с суммы дохода, превышающего 300000 рублей, но до определенной предельной величины (8 МРОТ х 26 % х 12 месяцев).По итогам 2014 года общий (валовый) доход составил 56 689 692 рублей. Страховой взнос на ОПС (1 %), начисленный к уплате, составил 121299 рублей 36 копеек (56 689 692 рублей - 300 000 рублей) х 1 %, но не более 121299 рублей 36 копеек). Указанную сумму страховых взносов уплатила в полном объеме 30 марта 2015 года. По итогам 2015 года ее общий (валовый) доход составил 55 259728 рублей. Страховой взнос на ОПС (1 %), начисленный к уплате, составил 130275 рублей 60 копеек (55 259 728 рублей - 300 000 рублей) х 1 %, но не более 130275 рублей 60 копеек). Указанную сумму страховых взносов уплатила в полном объеме 30 марта 2016 года. Страховые взносы на ОПС (1 %) за 2014 и 2015 годы начислены с общего (валового) дохода. Расходы, которые она осуществила в рамках предпринимательской деятельности при УСНО, не учитывались. 30 ноября 2016 года Конституционным судом Российской федерации принято постановление № 27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхованияРоссийской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страховании» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда». Исходя из правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 30 ноября 2016 года № 27-П для определения размера страховых взносов доход страхователя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты физическим лицам, подлежит уменьшению на профессиональные налоговые вычеты, а именно на величину фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода. Согласно положениям ст. 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных п. 3 данной статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Определение подлежащей уплате суммы страховых взносов без уменьшения величины доходов на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, привело к исчислению страховых взносов в завышенном размере и излишней их уплате.В связи с указанными обстоятельствами 21 августа 2019 года были поданы заявления в ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) о возврате излишне уплаченных страховых взносов с суммы сверх предельной величины доходов за 2014 и 2015 годы с учетом расходов, произведенных за тот же период. Расходы за 2014 год составили 52 131 591 рублей. Налоговая база равна 4 558 101 рублей. Страховой взнос на ОПС (1 %) составил 42581 рубль 01 копейку (4 558 101 рублей - 300 000 рублей) х 1 %. Переплата страховых взносов на ОПС (1 %) составила 78718 рублей 35 копеек (121299 рублей 36 копеек - 42581 рубль 01 копейка). Расходы за 2015 год составили 50 749 212 рублей. Налоговая база равна 4 510 516 рублей. Страховой взнос на ОПС (1 %) составил 42105 рублей 16 копеек (4 510 516 рублей - 300 000 рублей) х 1 %). Переплата страховых взносов на ОПС (1 %) составила 88170 рублей 44 копейки (130275 рублей 60 копеек - 42105 рублей 16 копеек).С 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации. Зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля по заявлению плательщика, поданному в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.О факте излишней уплаты страховых взносов стало известно в связи с принятием определения Верховного Суда РФ от 18 апреля 2017 года № 304-КГ16-16937, в связи с чем срок на обращение в ГУ - Отделение Пенсионного Фонда РФ по Амурской области за возвратом излишне уплаченных сумм взносов следует исчислять с даты принятия указанного определения Верховного Суда РФ.
Просит суд признать незаконными решения Государственного учреждения – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области от 3 сентября 2019 года № 038F07190001016, от 3 сентября 2019 года № 038F07190001017 об отказе в проведении возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов; обязать Государственное учреждение – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области произвести возврат излишне уплаченные суммы страховых взносов за 2014 год в размере 78718 рублей 35 копеек, за 2015 год в размере 88170 рублей 44 копеек; взыскать с Государственного учреждения – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области судебные расходы по оплате государственной пошлины.
В судебном заседании представители истца на требованиях настаивали в полном объеме, пояснив об обстоятельствах, изложенных в иске.
В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области с иском не согласился, указав, что согласно пункту 13 статьи 26 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», который действовал до 1 января 2017 года, заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекс РФ установлено, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Поскольку Хачатрян Л.К. уплатила страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2014 год в 1 квартале 2015 года, за 2015 год в 1 квартале 2016 года, то срок для обращения с заявлением о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов истек в 1 квартале 2018 года и в 1 квартале 2019 года соответственно. Кроме того, Хачатрян Л.К. добровольно уплатила страховые взносы на обязательное пенсионное страхование до 2 декабря 2016 года, то есть до момента вступления в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2016 № 27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда». Территориальный орган не может самостоятельно вернуть излишне уплаченные страховые взносы, в случае если излишне уплаченные страховые взносы учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Просят в иске отказать.
В судебное заседание не явились истец, представитель третьего лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное), о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах не явки не сообщили, заявлений об отложении рассмотрения дела не поступало, истец обеспечила явку своих представителей.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что Хачатрян Л. К. была зарегистрирована в Межрайонной ИФНС России N 1 по Амурской области в качестве индивидуального предпринимателя с 7 апреля 2008 года по 29 декабря 2016 года (ОГРНИП 308280109800055), в предпринимательской деятельности применяла упрощенную систему налогообложения (доходы, уменьшенные на величину расходов) и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ), который действовал до 1 января 2017 года, Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляли контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.
С 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов переданы ФНС России согласно Федеральному закону от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
Согласно статье 20 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий администрированию страховых взносов на обязательное пенсионноесоциальное и медицинское страхование» (далее - Федеральный № 250-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотойсвоевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи, устанавливающей порядок определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, учитывается в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса.
Статья 346.15 Налогового кодекса предусматривает, что при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса, то есть без учета понесенных налогоплательщиком расходов.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, определяется в следующем порядке:
в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 12 Федерального закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
В целях применения положений пункта 1.1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог для физических лиц, учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 1 пункта 8 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ).
Согласно пункту 9 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ налоговые органы направляли в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемые в соответствии с пунктом 8 данной статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляли сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
Судом установлено, что по итогам 2014 года общий (валовый) доход ИП Хачатрян Л.К. составил 56 689 692 рублей. Страховой взнос на ОПС (1 %), начисленный к уплате, составил 121299 рублей 36 копеек (56 689 692 рублей - 300 000 рублей) х 1 %, но не более 121299 рублей 36 копеек). Указанная сумма страховых взносов уплачена в полном объеме 30 марта 2015 года.
По итогам 2015 года общий (валовый) доход ИП Хачатрян Л.К. составил 55 259728 рублей. Страховой взнос на ОПС (1 %), начисленный к уплате, составил 130275 рублей 60 копеек (55 259 728 рублей - 300 000 рублей) х 1 %, но не более 130275 рублей 60 копеек). Указанная сумма страховых взносов уплачена в полном объеме 30 марта 2016 года.
Страховые взносы на ОПС (1 %) за 2014 и 2015 годы начислены с общего (валового) дохода. При этом расходы, которые она осуществила в рамках предпринимательской деятельности при УСНО, не учитывались.
30 ноября 2016 года Конституционным судом Российской федерации принято постановление № 27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхованияРоссийской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страховании» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда».
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2016 года № 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Согласно положениям ст. 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных п. 3 данной статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Статья 346.15 НК РФ устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.
Положения статьи 346.16 НК РФ содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, на предусмотренные ст. 346.16 НК РФ расходы.
Как следует из иска, доводов представителей истца в судебном заседании, определение подлежащей уплате суммы страховых взносов без уменьшения величины доходов на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, привело к исчислению страховых взносов в завышенном размере и излишней их уплате.
В связи с указанными обстоятельствами, 21 августа 2019 года Хачатрян Л.К. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов с суммы сверх предельной величины доходов за 2014 и 2015 годы с учетом расходов, произведенных за тот же период.
Истец указала, что расходы за 2014 год составили 52 131 591 рублей. Налоговая база равна 4 558 101 рублей. Страховой взнос на ОПС (1 %) составил 42581 рубль 01 копейку (4 558 101 рублей - 300 000 рублей) х 1 %. Переплата страховых взносов на ОПС (1 %) составила 78718 рублей 35 копеек (121299 рублей 36 копеек - 42581 рубль 01 копейка).
Расходы за 2015 год составили 50 749 212 рублей. Налоговая база равна 4 510 516 рублей. Страховой взнос на ОПС (1 %) составил 42105 рублей 16 копеек (4 510 516 рублей - 300 000 рублей) х 1 %). Переплата страховых взносов на ОПС (1 %) составила 88170 рублей 44 копейки (130275 рублей 60 копеек - 42105 рублей 16 копеек).
Рассмотрев заявление Хачатрян Л.К. о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2014 год в сумме 78718 рублей 35 копеек, за 2015 год в сумме 88170 рублей 44 копейки, Государственной учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области 3 сентября 2019 года приняло решения № 038F07190001016, № 038F07190001017 об отказе в проведении возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, указав в обоснование решения № 038F07190001016, что платежи являются платежами с истекшим сроком давности.
В Уведомлении ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) от 6 сентября 2019 года № 10-385 указано, что решение об отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов от 3 сентября 2019 года № 038F07190001017 принято в связи с тем, что возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов не производится так как сведения об излишне уплаченных страховых взносах учтены на индивидуальном лицевом счете плательщика (в соответствии с п. 22 ст. 26 Закона № 212-ФЗ).
Не согласившись с данными решениями Хачатрян Л.К. указывает, что о факте излишне уплаченных страховых взносов ей стало известно в связи с принятием определения Верховного Суда РФ от 18 апреля 2017 года № 304-КГ-16-16937, срок на обращение за возвратом излишне уплаченных сумм взносов следует исчислять с даты принятия указанного определения Верховного суда РФ.
Проверяя обоснованность решений Государственного учреждения – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области об отказе Хачатрян Л.К. в проведении возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, суд пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 13 статьи 26 Федерального закона № 212-ФЗ заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Применительно к части 6 статьи 27 Федерального закона № 212-ФЗ, исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания страховых взносов.
Аналогичный срок, подлежащий применению к страховым взносам с 1 января 2017 года, установлен пунктом 7 статьи 78 НК РФ. Вместе с тем указанная норма, с учетом пункта 3 статьи 79 НК РФ, не препятствует плательщику страховых взносов обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченных страховых взносов в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2009 года № 12882/08 указано, что вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога.
По делу установлено, что по обращению истца от 21 августа 2019 года о возврате указанной суммы излишне уплаченных страховых взносов, пенсионным органом возврат не произведен по причине пропуска срока на обращение с таким заявлением, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Как установлено судом, о нарушении своих прав страхователь узнал из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 30 ноября 2016 года № 27-П, заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов подано 21 августа 2019 года, в пределах трехлетнего срока с момента, когда ей стало известно о факте излишне уплаченного налога. Исковое заявление поступило в суд 21 ноября 2019 года.
Кроме того, 11 марта 2019 года Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области Хачатрян Л.К. была выдана справка № 14-25/10060 в которой указаны суммы (налоговая база), указанная в налоговой отчетности о ЕНВД за 2014, 2015, 2016 гг., а также суммы доходов, расходов, налоговой базы согласно декларациям по УСН за 2014, 2015, 2016 гг.
Суд приходит к выводу, что о своем нарушенном праве в связи с переплатой страховых взносов истцу стало известно, в том числе, и из данной справки Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области.
Исходя из установленных судом обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что трехлетний срок возврата суммы излишне уплаченных страховых взносов на момент обращения Хачатрян Л.К. в ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области с требованием о возврате излишне уплаченных денежных средств в сумме 78718 рублей 35 копеек за 2014 год, за 2015 год в размере 88170 рублей 44 копеек, не истек.
Таким образом, излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2014 и 2015 гг. подлежат возврату заявителю.
Кроме того, судом учитывается, что в соответствии с п. 3 ст. 78 НК РФ, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.
Между тем, доказательств извещения уполномоченным органом Хачатрян Л.К. о наличии у нее переплаты по страховым взносам, стороной ответчика не представлено.
Доказательств обратного не представлено.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2001 года № 173-О, налогоплательщик в случае пропуска установленного трехлетнего срока для обращения в налоговый орган с письменным заявлением о возврате налога, вправе обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГПК РФ).
Доводы ответчика о том, что возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов не производится так как сведения об излишне уплаченных страховых взносах учтены на индивидуальном лицевом счете плательщика (в соответствии с п. 22 ст. 26 Закона № 212-ФЗ).
Так, согласно пункту 22 статьи 26 Федерального закона № 212-ФЗ возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производится в случае, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведения об излишне уплаченных страховых взносах представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) Пенсионным фондом Российской Федерации на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Конституционный Суд РФ Постановлением от 31 октября 2019 года № 32-П признал положения пункта 5 статьи 18, статей 20 и 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», части 22 статьи 26 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и пункта 6.1 статьи 78 НК РФ, устанавливающие особенности правовой регламентации отдельных вопросов администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (в части возврата сумм переплаты), не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой данные законоположения в их взаимосвязи в системе действующего правового регулирования ограничивают право страхователя на возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в силу самого факта учета (разнесения) сведений о данных страховых взносах на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, без учета структуры тарифа страховых взносов (его солидарной и индивидуальной частей) и того обстоятельства, наступил ли у конкретного застрахованного лица страховой случай с установлением страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию и приведет ли изменение сведений о ранее учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносах (средствах) к уменьшению размера такого обеспечения.
Федеральному законодателю предписано внести в правовое регулирование отношений по возврату сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование необходимые изменения.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 31 октября 2019 года № 32-ПВ впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений при решении вопроса о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование следует исходить из недопустимости ограничения такого возврата применительно к страховым взносам, уплаченным по солидарной части тарифа, а в отношении конкретного застрахованного лица, у которого не наступил страховой случай и которому страховое обеспечение не было установлено, - также применительно к страховым взносам, уплаченным по индивидуальной части тарифа.
Учитывая, наличие обстоятельств, ограничивающих право заявителя на возврат спорной переплаты по страховым взносам, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 31 октября 2019 года № 32-П, суд приходит к выводу, что решения Государственного учреждения – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области от 3 сентября 2019 года № 038F07190001016, от 3 сентября 2019 года № 038F07190001017 об отказе Хачатрян Л.К. в проведении возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов являются незаконными, в связи с чем на ответчика подлежит возложению обязанность произвести возврат излишне уплаченные суммы страховых взносов за 2014 и 2015 годы.
На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей, уплаченная истцом при подаче настоящего иска в суд согласно чек-ордеру от 19 ноября 2019 года.
Руководствуясь ст.ст. 194, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области от 3 сентября 2019 года № 038F07190001016, от 3 сентября 2019 года № 038F07190001017 об отказе Хачатрян Л. К. в проведении возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов.
Обязать Государственное учреждение – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области произвести возврат Хачатрян Л. К. излишне уплаченные суммы страховых взносов за 2014 год в размере 78718 рублей 35 копеек, за 2015 год в размере 88170 рублей 44 копеек, оплаченной государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда, начиная с 15 января 2020 года.
Судья Н.Н. Матюханова