Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-333/2015 ~ М-305/2015 от 15.04.2015

Дело №.

    Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                     с.Ивановка

Ивановский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи            Конфедератовой В.Г.,

при секретаре                                           Мартель О.Б.,

с участием представителя ответчика ГКУ <адрес> - Управлению социальной защиты населения по <адрес> – Геращенко Р.А., действующая на основании доверенности ДД.ММ.ГГГГ года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело . по иску Вельмизовой Ольги Михайловны к ГКУ Амурской области - Управлению социальной защиты населения по Ивановскому району, Министерству социальной защиты населения Амурской области о взыскании задолженности по компенсационным выплатам части расходов по уплате процентов по кредитному договору,

УСТАНОВИЛ:

Вельмизова Ольга Михайловна обратилась в суд с указанным иском, в обоснование которого указала, что в соответствии с условиями реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001г. №675, Правительство Амурской области постановлением Правительства Амурской области от 27.01.2010г. №19 утвердило долгосрочную целевую программу «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2010 - 2012 годы». Согласно указанной программы обеспечение мероприятий по предоставлению социальных выплат на возмещение части затрат по уплате процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и возмещение затрат по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, осуществляются министерством социальной защиты населения области. Выплата компенсаций части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсаций расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, производится районам. ДД.ММ.ГГГГ ею заключен кредитный договор с <данные изъяты> на приобретение строящегося жилья. В соответствии с указанным постановлением Управление социальной защиты населения Ивановского района Амурской области ей предоставлялась компенсация расходов по уплате процентов по кредитному договору от от ДД.ММ.ГГГГ.. С ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ указанная компенсация Управлением социальной защиты населения Ивановского района Амурской области не производится, в связи с чем образовалась задолженность по компенсации в общей сумме <данные изъяты>. Данные обстоятельства являются нарушением её прав. На основании изложенного, просит обязать государственное казенное учреждение Амурской области - Управление социальной защиты населения Ивановского района осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>; взыскать с государственного казенного учреждения Амурской области - Управление социальной защиты населения Ивановского района расходы, понесенные на оплату государственной пошлины, в размере <данные изъяты>.

Согласно письменных возражений на иск (исх.от 21.04.2015г.), ответчик ГКУ Амурской области - Управлению социальной защиты населения по Ивановскому району, в лице начальника Кондратьевой Т.П. действующей на основании прав по должности, указал на то, что считают заявленные истцом требования незаконными и необоснованными. Механизм предоставления социальных выплат, указанных в исковом заявлении, установлен Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 25.01.2012г. №26. Данное Положение утверждено в целях реализации подпрограмм «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 – 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23.09.2011 №617, затем (в связи с признанием утратившим силу постановления Правительства Амурской области от 23.09.2011г. №617) - в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», предусмотренной государственной программой Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 №446.     Финансовое обеспечение реализации государственных программ в части расходных обязательств Амурской области осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета. В рамках бюджетных правоотношений любая выплата гражданам может быть осуществлена только в виде бюджетных ассигнований на социальное обеспечение населения. Расходные обязательства на социальное обеспечение населения могут возникать в результате принятия публичных нормативных обязательств. В силу ст.6 БК РФ, к публичным нормативным обязательствам отнесены публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации. Согласно Законам Амурской области от 17.12.2012 №123-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» и от 16.12.2013 №298 – ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» расходы областного бюджета на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков не отнесены к подгруппе «публичные нормативные социальные выплаты гражданам». Утвержденные постановлениями Правительства Амурской области государственные программы не содержат размер публичного обязательства (и порядок его индексации) перед физическим лицом, подлежащий исполнению в денежной форме. Соответственно, указанные выше обязательства на социальное обеспечение населения возникли не в результате принятия публичных нормативных обязательств, и указанные обязательства подлежат исполнению в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год. Бюджетные ассигнования, то есть предельные объемы денежных средств, предусмотренные законами Амурской области об областном бюджете в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств были выделены в полном объеме министерством социальной защиты населения Амурской области государственным казенным учреждениям Амурской области – управлениям социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области. Пунктом 10 Положения установлено, что выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год. В связи с тем, что запланированные бюджетные обязательства области по реализации программных мероприятий «Компенсация части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» исполнены в 2013-2014 годах в полном объеме, правовые основания удовлетворения заявленных истцом требований отсутствуют. Кроме того, поскольку предоставление компенсации гражданам производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ АО УСЗН по Ивановскому району, полагают, что в случае удовлетворения судом заявленных исковых требований, вынесенное судом решение будет затрагивать права иных граждан, которые обратились в ГКУ АО УСЗН по Ивановскому району раньше истца с заявлениями о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору. В 2015 году на выплаты компенсаций предусмотрено 40000,00 тыс.руб., которые в установленном порядке (по очередности подачи заявления) будут распределены между гражданами – получателями указанной меры социальной поддержки. На основании изложенного, просит в их удовлетворении отказать.

В ходе судебного заседания представитель ответчика ГКУ Амурской области - Управлению социальной защиты населения по Ивановскому району – Геращенко Р.А., действующая на основании доверенности ДД.ММ.ГГГГ года, с исковыми требованиями не согласилась поддержала изложенные в письменном отзыве доводы. Суду пояснила, что задолженность по выплате компенсации образовалась в виду недостаточного финансирования подпрограммы. Объем бюджетного финансирования, выделенный на 2013– 2014 годы, недостаточен для покрытия всех расходов по подпрограмме. Подтвердила, что задолженность учреждения перед истцом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (включительно) составила <данные изъяты>. Поскольку объем бюджетного финансирования не зависит от управления, в иске просила отказать.

Определением Ивановского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, выступающего на стороне ответчика, привлечены Правительство Амурской области и Министерство финансов Амурской области.

Суд, руководствуясь ч.3 и ч.5 ст.167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания – истца Вельмизовой О.М., просившей в исковом заявлении о рассмотрении дела без её участия, представителей ответчика Министерства социальной защиты населения Амурской области, третьих лиц по делу - Правительства Амурской области и Министерства финансов Амурской области, причины неявки суду не сообщивших, о рассмотрении дела в их отсутствии не просивших, а также третьих лиц Сидорова С.Г. и Вельмизовой М.В., просивших о рассмотрении дела без их участия.

Согласно письменным заявлениям третьих лиц Сидорова Сергея Геннадьевича от ДД.ММ.ГГГГ. и Вельмизовой Марины Владимировны от ДД.ММ.ГГГГ года, они по заявленному требованию истца возражений не имеют.

Письменных позиций относительно заявленных исковых требований от ответчика Министерства социальной защиты населения Амурской области и от третьих лиц по делу - Правительства Амурской области и Министерства финансов Амурской области отзывы в суд не поступило.

Изучив материалы гражданского дела, выслушав пояснения представителя ответчика ГКУ Амурской области - Управлению социальной защиты населения по Ивановскому району – Геращенко Р.А., суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> с одной стороны, и Вельмизовой Ольгой Михайловной, с другой стороны, был заключен кредитный договор №, по условиям которого заемщику был предоставлен кредит по базовой программе на приобретение строящегося жилья в размере <данные изъяты> на приобретение объекта недвижимости – <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ Вельмизова О.М. обратилась в государственное учреждение Амурской области - Управление социальной защиты населения по Ивановскому району (далее по тексту – ГКУ АО УСЗН по Ивановскому району) с заявлением о компенсации за счет сре6дств областного бюджета части расходов по уплате процентов по кредиту на строительство жилья по договору от ДД.ММ.ГГГГ заключенному с <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ

Решением ГКУ АО УСЗН по Ивановскому району от ДД.ММ.ГГГГ расходы по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ заключенному с Вельмизовой О.М., приняты к компенсации.

По ДД.ММ.ГГГГ года (включительно) компенсация части расходов по уплате процентов по кредитному договору управлением была перечислена Вельмизовой О.М., а с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время выплаты заявителю не осуществляются.

Согласно справке ГКУ АО УСЗН по Ивановскому району от ДД.ММ.ГГГГ сумма задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору перед заявителем за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>

Разрешая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.

Как следует из представленных материалов, отношения сторон по оказанию государственной поддержки путем компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту возникли в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2010 - 2012 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 27.01.2010г. №19, в соответствии с условиями реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001г. №675.

В приложении №3 к долгосрочной целевой программе содержится Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.

Настоящее Положение устанавливает условия и порядок предоставления в 2010-2012 годах социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам гражданам, пострадавшим от действия (бездействия) застройщиков (п.1).

Постановлением Правительства Амурской области от 28.11.2011г. №819 постановление Правительства Амурской области от 27.01.2010 года №19 утратило силу с 1 января 2012 года.

Постановлением Правительства Амурской области от 23.09.2011г. №617, утверждена долгосрочная целевая программа «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 года».

Постановлением Правительства Амурской области от 24 октября 2013 года №519 постановление Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 года №617 утратило силу с 1 января 2014 года.

Постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года №446 утверждена государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области». Государственная программа введена в действие с 1 января 2014 года.

В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области.

В ходе судебного разбирательства установлено, не оспаривается представителем ГКУ АО УСЗН по Ивановскому району – Геращенко Р.А., и подтверждено справкой от ДД.ММ.ГГГГ. о сумме задолженности, что истец Вельмизова О.М. соответствует условиям действия государственной программы, введенной с 1 января 2014 года, и вправе рассчитывать на получение социальных выплат, предусмотренных программными мероприятиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы».

Материалами дела также подтверждается, что в период с ноября 2013 года по ноябрь 2014 года выплата, предусмотренная в качестве программных мероприятий указанных подпрограмм, истцу не осуществлялась. При этом истец в установленные законодательством сроки подтверждала свое намерение и право участвовать в подпрограммах, обращаясь в ГКУ АО УСЗН по Ивановскому району с соответствующими заявлениями (от 28.03.2014г. и от 24.11.2014г.) и предоставляя необходимые документы (справки об отсутствии просроченной задолженности и пр.).

Отсутствие выплаты денежных средств за указанный период обусловлено недостаточным финансированием программных мероприятий из бюджета Амурской области. В соответствии с приложением №8 Закона Амурской области от 16.12.2013г. №298-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» финансовое обеспечение государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков составило 40 000 тыс. рублей.

Постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года №26 (с последующими изменениями) утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.

Указанное постановление с 01.01.2015 года утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Амурской области от 29.12.2014г. №784.

Постановлением Правительства Амурской области от 29 декабря 2014 года №784 установлено, что гражданам, по заявлениям которых в порядке, установленном постановлениями Правительства Амурской области, в том числе от 25 января 2012г. №26, до 1 января 2015 года были приняты решения о предоставлении социальных выплат (дополнительных социальных выплат), указанные выплаты производятся в установленном данными постановлениями порядке.

Как следует из материалов дела решение о предоставлении Вельмизовой О.М. социальных выплат было принято 15.08.2012 года, то есть до 01.01.2015 года, следовательно, выплата ему должна производиться в порядке, установленном постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года №26.

В соответствии с п.1 Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 25.01.2012 года №26, данный нормативный документ устанавливает условия, и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.

Согласно пункту 4 Положения компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые 36 (тридцать шесть) месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации рассчитывается за каждый месяц по приведенной в данной норме формуле.

Исходя из пунктов 6 и 7 Положения, гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области (далее - ГКУ УСЗН) по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно приложению №1 к настоящему Положению.

ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям № 3, 4 к настоящему Положению.

Согласно пунктам 8.1, 9 и 10 Положения предоставление компенсации гражданам и гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.

Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств областного бюджета от Министерства социальной защиты населения Амурской области путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации. Реквизиты банковского счета для перечисления средств указываются гражданином (гражданином, пострадавшим от действий (бездействия) застройщика) в заявлении.

Несмотря на те обстоятельства, что функции ГКУ АО УСЗН по Ивановскому району ограничены приемом заявления для участия в подпрограмме и перечислением денежных средств, поступивших в рамках доведенных лимитов бюджетного финансирования, оно не участвует в процессе формирования объема финансирования и лишь распределяет полученные средства в пределах доведенного лимита, суд полагает, что требование о возложении на ГКУ АО УСЗН по Ивановскому району (как уполномоченный орган) обязанности по выплате суммы задолженности в рамках оказания мер государственной поддержки подлежит удовлетворению.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни инвалидности и в иных случаях, установленных законом (статьи 1, 7, 17, 39).

В силу приведенных конституционных положений и исходя из гуманистических начал социального государства, призванного, прежде всего, защищать права и свободы человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 2 и ст. 18 Конституции Российской Федерации), законодатель обязан создать такую систему социальной защиты, которая позволяла бы наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивала бы благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности (ч. 1 ст. 21 Конституции Российской Федерации) условия для реализации своих прав теми, кто в силу возраста, состояния здоровья или по другим, не зависящим от них причинам, не может обеспечить надлежащий уровень материального благосостояния.

Исходя из описания выше приведенных программ и подпрограмм, запланированные ими программные мероприятие направлены на поддержку и стимулирование граждан со средними и невысокими доходами.

Как отмечено в долгосрочной целевой программе «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2010 - 2012 годы», и последующих программах и подпрограммах, высокая по сравнению с доходами граждан стоимость жилья и постоянный рост цен на него делают для многих жителей области неразрешимой задачу приобретения и строительства нового жилья. Проблемы жилищной политики имеют не только экономический, но и социальный характер, непосредственно затрагивают жизненные интересы всего населения и каждой семьи в отдельности. Существующие сегодня предложение жилья и предложение ипотечных кредитов не соответствуют спросу населения.

Таким образом, по своей правовой природе предусмотренная программная и подпрограммная государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти Амурской области.

Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в сфере социального регулирования должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановления от 16 декабря 1997 года №20-П, от 24 мая 2001 года №8-П, от 19 июня 2002 года №11-П, от 23 апреля 2004 года №9-П, Определение от 4 декабря 2003 года №415-0 и др.).

Применение данного принципа к официально установленным между гражданином и государством (и не подвергшимся к этому моменту каким - либо изменениям) отношениям по поводу оказания социальной поддержки означает недопустимость произвольного отказа государства от ранее принятых на себя социальных обязательств, в том числе по мотиву недостаточности финансовых средств.

Указанная позиция согласуется и с прецедентной практикой Европейского Суда по правам человека, чье толкование понятия «имущество» (содержащегося в статьей 1 Протокола №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод) предполагает распространение этого термина на обещанные гражданину со стороны государства меры социальной поддержки и социальные льготы, в том числе право на пенсию, выплаты и помощь в рамках системы социального обеспечения.

Как указал Европейский Суд по правам человека, национальные органы не могут отказать в социальной помощи, пока она предусмотрена законодательством (решения по делу «Миллер против Австрии» (1974 год), по делу «Гайгузус против Австрии» (1996 год), по делу «Стек и другие против Великобритании» (2006 год).

При толковании указанного принципа в решении по делу «Сук против Украины» (2011 год) Европейский Суд по правам человека подчеркнул, что отсутствие средств у государства не может быть основанием для несоблюдения своих социальных обязательств.

Позицию недопустимости для власти какого-либо государства ссылаться на недостаток денежных средств как причину невыплаты признанного этой властью долга занял Европейский Суд по правам человека и в решении по делу «Бурдов против Российской Федерации» (2002 год).

Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации.

Как разъяснено в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003г. №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», применение судами Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции.

Из положений статьи 46 Конвенции, статьи 1 Федерального закона от 30.03.1998г. №54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» следует, что правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в его окончательных постановлениях, являются обязательными для судов.

Принимая во внимание приведенные принципы и прецедентную практику Европейского Суда по правам человека, учитывая при этом, что истец Вельмизова О.М. в установленном порядке приобрела статус участника программы, предполагающей оказание мер социальной поддержки, сохраняла указанный статус весь спорный период и была вправе рассчитывать на получение социальной выплаты (что в ходе судебного разбирательства не оспаривалось), суд находит, что отсутствие достаточного финансирования не может стать препятствием к реализации предоставленного истцу права.

Иное означало бы произвольный отказ государства от принятых социальных обязательств в условиях, когда признанное право и связанные с этим ожидания гражданина должны уважаться.

С учетом указанных обстоятельств и в связи с признанием права гражданина нарушенным, суд считает необходимым возложить на ГКУ АО УСЗН по Ивановскому району обязанность осуществить Вельмизовой О.М. компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> копейки, за счет средств областного бюджета.

Данный вывод (в части указания вида бюджета) судом основан на том, что в соответствии с положениями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 - 2015 годы», предоставление мер социальной поддержки граждан, о котором идет речь в данном случае, является расходным обязательством Амурской области, выплаты компенсации производятся территориальными управлениями социальной защиты населения, за счет средств областного бюджета.

Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является ГКУ АО УСЗН по Ивановскому району.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96 ГПК РФ.

При обращении в суд Вельмизовой О.М. была уплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты> (квитанция ОАО «Россельхозбанк» от 17.04.2015г. на сумму <данные изъяты> рублей и чек-ордер Благовещенского отделения филиала ОАО Сбербанка России от 15.04.2015г. на сумму 1597,76 рублей).

Поскольку спорные правоотношения касаются вопросов защиты права на социальное обеспечение, не являются имущественными в гражданско - правовом смысле и не подлежат в связи с этим имущественной (гражданско-правовой) оценке, размер государственной пошлины по настоящему делу составляет <данные изъяты> рублей (п.п. 3 п.1 ст.333.19 НК РФ), которая подлежит взысканию с ответчика ГКУ АО УСЗН по Ивановскому району в пользу истца Вельмизовой О.М..

Излишне уплаченная истцом Вельмизовой О.М. сумма государственной пошлины в размере <данные изъяты> подлежит возврату ей за счет средств соответствующего бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Вельмизовой Ольги Михайловны к ГКУ Амурской области - Управлению социальной защиты населения по Ивановскому району о взыскании задолженности по компенсационным выплатам части расходов по уплате процентов по кредитному договору, – удовлетворить.

Возложить на Государственное казенное учреждение Амурской области - Управление социальной защиты населения по Ивановскому району обязанность осуществить в пользу Вельмизовой Ольги Михайловны компенсацию части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> за счет средств областного бюджета.

Взыскать с Государственного казенного учреждения Амурской области - Управление социальной защиты населения по Ивановскому району в пользу Вельмизовой Ольги Михайловны расходы, понесенные на уплату государственной пошлины, в размере <данные изъяты>) рублей.

В удовлетворении исковых требований Вельмизовой Ольги Михайловны к Министерству социальной защиты населения Амурской области о взыскании задолженности по компенсационным выплатам части расходов по уплате процентов по кредитному договору – отказать.

Осуществить возврат Вельмизовой Ольги Михайловны из средств соответствующего бюджета государственной пошлины в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Ивановского районного суда                                                         В.Г.Конфедератова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-333/2015 ~ М-305/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Вельмизова Ольга Михайловна
Ответчики
Министерство социальной защиты населения Амурской области
ГКУ- Управление социальной защиты населения Ивановского района Амурской области
Суд
Ивановский районный суд Амурской области
Судья
Конфедератова Виктория Геннадьевна
Дело на странице суда
ivanovskiy--amr.sudrf.ru
15.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.04.2015Передача материалов судье
17.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.04.2015Судебное заседание
13.05.2015Судебное заседание
18.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.08.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее