Дело № 12-39/2017
РЕШЕНИЕ
10 июня 2019 года пос. Октябрьский
Судья Устьянского районного суда Архангельской области Рогачева А.М.,
с участием защитника должностного лица – директора МБУК «Октябрьский Центральный Дом культуры» Протасовой О.Л.,- Нагишева Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Протасовой О.Л. на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Устьянского судебного района Архангельской области Поповой А.А. от 8 апреля 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица- директора муниципального бюджетного учреждения культуры «Октябрьский Центральный Дом культуры» Протасовой О.Л., ... года рождения, уроженки ..., зарегистрированной по адресу: ..., проживающей по адресу: ..., ранее не привлекавшейся к ответственности за совершение однородного правонарушения,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Устьянского района Архангельской области от 8 апреля 2019 г. должностное лицо – МБУК «Октябрьский Центральный Дом культуры» Протасова О. Л. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.7 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Протасова О.Л. обратилась в суд с жалобой, просит данное постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указала, что мировым судьей не дана всесторонняя, полная и объективная оценка её доводам и доводам защитника. Вменение нарушений по п.п. 1-4 протокола об административном правонарушении считает необоснованным. Не принято во внимание, что мероприятия по гражданской обороне МБУК «ОЦДК» проводятся согласно планам, разработанным в администрации МО «Октябрьское». МБУК «ОЦДК» иных функций кроме развертывания приемного эвакуационного пункта в своем здании не выполняет. Доказательства возникновения у нее обязанностей по содержанию, обеспечению готовности и использованию ЗС ГО отсутствуют. Как защитное сооружение гражданской обороны здание МБУК «ОЦДК» не передавалось. Оснований для отнесения здания дома культуры к защитным сооружениям гражданской обороны (ЗС ГО) не имеется. Паспорт ЗС ГО органами технической инвентаризации не заверен. Ни в техпаспорте, ни в кадастровом паспорте нет никаких сведений о наличии в нем ЗС ГО. Здание не соответствует требованиям, предъявляемым к ЗС ГО. Протокол об административном правонарушении получен с существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ, не может являться доказательством по делу, так как права и обязанности ей были разъяснены после составления протокола, а не до предоставления возможности дать объяснения, тем самым грубо нарушено ее право на защиту. Нарушения только в п.1-4 протокола относятся к объективной стороне правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.7 КоАП РФ, другие правонарушения относятся к диспозиции ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ.
Должностное лицо – директор МБУК «Октябрьский Центральный Дом культуры» Протасова О.Л. на судебном заседании 16 мая 2019 г. жалобу на постановление мирового судьи поддержала по изложенным в ней доводам. Дополнительно пояснила, что учредителем МБУК «ОЦДК» является администрация МО «Октябрьское». Учреждение культуры работает по планам гражданской обороны своего учредителя. Здание дома культуры передавалось МБУК «ОЦДК» для целевого использования в соответствии с видами деятельности, определенными уставом учреждения. Как ЗС ГО оно не передавалось, по техническому паспорту сведения о наличии в здании ЗС ГО отсутствуют, какого-либо оборудования, соответствующего убежищу (противорадиационному укрытию) в подвальном помещении не имеется. Учреждение является бюджетным, содержание подвального помещения, как объекта ЗС ГО повлечет нецелевое использование бюджетных средств.
Защитник Нагишев Д.С. на судебном заседании жалобу и изложенные в ней доводы, а также доводы Протасовой О.Л. в судебном заседании поддержал. Пояснил, что из муниципального района в поселение здание дома культуры было передано, как объект недвижимого имущества; как объект ЗС ГО оно не передавалось. Какие-либо документы, определяющие подвальное помещение дома культуры, как ЗС ОГ, также не передавались. На балансовом учете объект гражданской обороны не состоял. В оперативное управление учреждения передано здание дома культуры для целевого использования в соответствии с видами его деятельности, объект гражданской обороны учреждению не передавался, оснований для постановки данного помещения на балансовый учет не имелось. Содержание учреждением культуры защитного сооружения гражданской обороны повлечет нецелевое использование бюджетных средств. Просил производство по делу прекратить за отсутствием в действиях (бездействии) директора МБУК «ОЦДК» Протасовой О.Л. состава административного правонарушения.
Заслушав лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, его защитника, свидетеля, рассмотрев доводы жалобы и проверив материалы дела об административном правонарушении, нахожу основания для изменения постановления судьи.
В силу статей 26.1 и 26.11 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательства по делу об административном правонарушении оцениваются на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 20.7 КоАП РФ невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 20.7 КоАП РФ невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что в период с 15 по 27 февраля 2019 г. на основании распоряжения заместителя начальника ОНДиПР Вельского и Устьянского районов УНДиПР Главного управления МЧС России по Архангельской области Козлова И.А. от 25 января 2019 г. № 1 проведена плановая выездная проверка требований гражданской обороны в МБУК «ОЦДК».
О месте и времени проведения проверки директор МБУК «ОЦДК» Протасова О.Л. извещена 11 февраля 2019 г.
Условия организации и проведения плановой проверки, предусмотренные ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», соблюдены.
По результатам проверки составлен акт ... от 27 февраля 2019 г., согласно которому в МБУК «ОЦДК» установлены нарушения: не разработан и не согласован в установленном порядке «План гражданской обороны»; не разработаны и не утверждены функциональные обязанности и штатное расписание работника по гражданской обороне в организации; не осуществлена подготовка в области гражданской обороны:работников организации, личного состава формирований и служб организации; не разработаны рабочие программы подготовки работников организаций в области гражданской обороны; не создана учебно-материальная база по осуществлению подготовки личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны; не проводятся учения и тренировки по гражданской обороне; не прошли переподготовку должностные лица и работники гражданской обороны организации (работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, руководитель эвакуационного органа организации, руководитель организации, не отнесенной к категории по гражданской обороне, руководители занятий по гражданской обороне в организации; не разработан и не согласован с органом местного самоуправления, на территории которого расположена организация, «План основных мероприятий в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на год», что не соответствует требованиям Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804; Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841; Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 года N 687; Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 г. № 782, Приказа МЧС России от 13.11.2006 № 646; Приказа МЧС России от 24.04.2013 N 284, Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583, а именно :
Данные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ.
Кроме того, согласно акту ... от 27 февраля 2019 г. в МБУК «ОЦДК» установлены нарушения требований законодательства в части эксплуатации и обслуживания защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО): при эксплуатации ЗС ГО нарушена гидроизоляция (сооружение подтопляется грунтовыми водами); не созданы звенья для обслуживания защитных сооружений гражданской обороны в мирное время; не соблюдаются противопожарные требования при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в мирное время, а именно: отсутствуют первичные средства пожаротушения (огнетушители), план эвакуации в случай возникновения пожара; не производится окраска помещений и конструктивных элементов ЗС ГО с периодичностью: при клеевой окраске - один раз в 3 года; при масляной окраске - один раз в 5 лет; при известковой окраске - один раз в 3 года. Окраска помещений общего пользования не производится 1 раз в год; заблаговременно не выполнены на территории организации работы по обозначению ЗС ГО и маршрутов движения к ним, что не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, а именно: Федеральному закону от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне"; Положению о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 г. N 804, Положению об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 г. N 687, Правилам эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденным и введенным в действие приказом МЧС России от 15.12.2002 г. N 583.
Данные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ.
На основании результатов проведенной проверки в отношении должностного лица –директора МБУК «ОЦДК» Протасовой О.Л. составлен протокол об административном правонарушении, содержащий в полном объеме перечень указанных в акте проверки нарушений. Согласно протоколу с учетом положений ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ Протасовой О.Л. вменялось невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий и вследствие этих действий.
Доводы должностного лица Протасовой О.Л. и защитника Нагишева Д.С. о том, что учреждение культуры является муниципальным бюджетным учреждением и работает по планам в области гражданской обороны, разработанным учредителем- администрацией МО «Октябрьское» и в связи с этим отсутствует состав административного правонарушения в части нарушений, перечисленных в п.п. 1-4 протокола об административном правонарушении, являются несостоятельными, поскольку не основаны на законе.
Обязанности организаций в области гражданской обороны установлены Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Постановлением Правительства РФ от 02 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны», а также Положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденным приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 9 Закона № 28- ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Все указанные направления деятельности подлежат планированию. Таким образом, план гражданской обороны (ГО) организации является основополагающим документом в области ГО любой организации, не зависимо от ее организационно правовой формы.
В соответствии с п. 5 "Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804, планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В настоящее время действует Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны, утвержденный Приказом МЧС России от 16.02.2012 N 70 ....
Пунктом 3 данного Порядка установлено, что в соответствии со ст. 9 Федерального закона "О гражданской обороне" организации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.
В соответствии с пп. «г» п. 5 «Положения о подготовке населения в области гражданской обороны» подготовка населения в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по формам согласно приложению в целях организации и осуществления подготовки населения в области гражданской обороны организации: разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, программы курсового обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны;осуществляют курсовое обучение работников организаций в области гражданской обороны, а также личного состава формирований и служб, создаваемых в организации;создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно- материальную базу;разрабатывают программу проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне;организуют и проводят вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы;планируют и проводят учения и тренировки по гражданской обороне.
На основании п.5, 6 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС РФ от 14 ноября 2008 года N 687, подготовка к ведению гражданской обороны на муниципальном уровне и в организациях определяется положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании (организации) и заключается в планировании мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ведение гражданской обороны на муниципальном уровне осуществляется на основе планов гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований, а в организациях на основе планов гражданской обороны организаций и заключается в выполнении мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.5). Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. 6).
В силу п. 4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, план основных мероприятий организации на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и согласовывается с органом местного самоуправления, а организацией, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, дополнительно согласовывается с соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
На основании п.2,4,6 Постановления Правительства РФ от 10.07.1999 N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях (п.2) Количество работников структурного подразделения по гражданской обороне организации или отдельных работников по гражданской обороне в составе ее представительств и филиалов устанавливается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в положении об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций (п.4). Организации осуществляют укомплектование структурных подразделений (назначение работников) по гражданской обороне, разрабатывают и утверждают их функциональные обязанности и штатное расписание ( п.6).
В соответствии с п. 11 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, руководство гражданской обороной на территориях муниципальных образований осуществляют руководители органов местного самоуправления, а в организациях - их руководители. Руководители органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения (ст. 11 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ).
Таким образом, из правового смысла совокупности указанных норм муниципальные бюджетные учреждения, в том числе и учреждения культуры, и их руководители являются субъектами административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ - под должностным лицом в данном Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица.
Из материалов дела следует, что МБУК «ОЦДК» является некоммерческой организацией и расположено по адресу: Архангельская область, Устьянский район, пос. Октябрьский, ул. Ленина, д. 43.
МБУК «ОЦДК» на праве оперативного управления принадлежит здание дома культуры, назначение: нежилое, этажность-2, общая площадь ... кв.м, адрес объекта: Архангельская область, Устьянский район, пос. Октябрьский, ул. Ленина, д. 43, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16 мая 2014 г.
Согласно п. 4.1 и п. 4.4 раздела 4 Устава МБУК «ОЦДК» исполнительным органом Учреждения является руководитель Учреждения - директор; руководитель учреждения осуществляет текущее руководство деятельностью учреждения.
Протасова О.Л. назначена директором МБУК «ОЦДК» распоряжением главы муниципального образования «Октябрьское» Устьянского района Архангельской области от 1 февраля 2009 г. ...
Доказательства виновности Протасовой О.Л. - документы, имеющиеся в административном материале (акт проверки, протокол об административном правонарушении) были полно и всесторонне исследованы мировым судьей в порядке, усьтановленном ст. 26.11 КоАП РФ.
Мировым судьей правильно установлено, что Протасова О.Л., являясь должностным лицом – директором МБУК «Октябрьский Центральный Дом культуры», не выполнила предусмотренных законодательством мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Действия (бездействие) должностного лица Протасовой О.Л. правильно квалифицированы мировым судьей по ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ
Выполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, лежит на Протасовой О.Л., как на руководителе организации.
Доводы подателя жалобы о существенных нарушениях процессуальных требований КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении - разъяснение Протасовой O.Л. ее прав после составления протокола и нарушении тем самым ее права на защиту, являются несостоятельными. Протасова О.Л. в полной мере воспользовалась своими правами, в том числе помощью защитника, постановление обжаловала.
В соответствии с положениями ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства прихожу к выводу о необоснованности вмененных должностному лицу Протасовой О.Л. нарушений требований законодательства в части эксплуатации и обслуживания защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) : Федерального закона от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне"; Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 г. N 804, Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 г. N 687, Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных и введенным в действие приказом МЧС России от 15.12.2002 г. N 583., а именно: при эксплуатации ЗС ГО нарушена гидроизоляция (сооружение подтопляется грунтовыми водами); не созданы звенья для обслуживания защитных сооружений гражданской обороны в мирное время;не соблюдаются противопожарные требования при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в мирное время, а именно: отсутствуют первичные средства пожаротушения (огнетушители), план эвакуации в случай возникновения пожара;не производится окраска помещений и конструктивных элементов ЗС ГО с периодичностью: при клеевой окраске - один раз в 3 года; при масляной окраске - один раз в 5 лет; при известковой окраске - один раз в 3 года. Окраска помещений общего пользования не производится 1 раз в год;заблаговременно не выполнены на территории организации работы по обозначению ЗС ГО и маршрутов движения к ним.
На основании ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Здание, расположенное по адресу: ..., передано администрацией МО «Октябрьское» муниципальному бюджетному учреждению культуры «ОЦДК» на праве оперативного управления на основании договора от 31 марта 2014 года. В соответствии с п.1 договора имущество передано во владение пользование и распоряжение по его целевому назначению. Согласно п. 3.1 договора учреждение имеет право пользоваться переданным в оперативное управление имуществом в соответствии с функциями, определенными уставом учреждения.
Как следует из выписки из журнала учета ЗС ГО Архангельской области инв...., по указанному выше адресу расположено защитное сооружение с инвентарным номером ..., введенное в эксплуатацию в 1975 году, готовность ЗС ГО к приему укрываемых- ОГ.
Согласно паспорту, составленному по состоянию на 30 марта 2006 г., по адресу: п. Октябрьский, ул. Ленина, дом 43 имеется убежище (противорадиационное укрытие) .... Назначение убежища (противорадиационного укрытия) по проекту- подвал.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
В силу п. 8 указанного Порядка федеральные органы государственной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
По приложению № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты оборонного производства, предназначенные для использования в особый период, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности. Управление и распоряжение указанным имуществом осуществляется Правительством Российской Федерации.
Как следует из пункта 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
Согласно п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, статус ЗС ГО, как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта ЗС ГО, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений, заверенных органами технической инвентаризации.
В соответствии с п.п. 3.1.1, 3.1.2, 1.7 указанных Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, при режиме повседневной деятельности ЗС ГО должны использоваться для нужд организаций, а также для обслуживания населения по решению руководителей (руководителей ГО) объектов экономики или органов местного самоуправления по согласованию (заключению) с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Встроенные и отдельно стоящие ЗС ГО допускается использовать при выполнении обязательных требований действующих нормативных документов к помещениям данного функционального назначения под: санитарно-бытовые помещения; помещения культурного обслуживания и помещения для учебных занятий. Готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают руководители ГО организаций, на учете которых они находятся.
Как следует из пункта 3.2.1 Правил, при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
Требования к эксплуатации защитных сооружений определены в разделе III Правил, к техническому обслуживанию и ремонту - в разделе V Правил).
Состояние ЗС ГО проверяется при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных проверках и инвентаризации (пункт 4.1.1 Правил № 583).
Таким образом, из содержания названных норм следует, что защитные сооружения гражданской обороны, в силу своей специфичности являются объектами федеральной собственности, при содержании и использовании которых необходимо соблюдение установленных норм и правил.
В соответствии с требованиями ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Мировым судьей оставлено без внимания то обстоятельство, что обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведению текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и т.п.), перенесение собственником бремени содержания имущества (полностью или частично) на других лиц возможно в случаях, указанных в законе или договоре.
Как следует из акта приема-передачи объектов муниципальной собственности от 1 июня 2019 года, от муниципального образования «Устьянский муниципальный район» в муниципальное образование «Октябрьское» были переданы основные фонды, в том числе здание дома культуры по адресу: п. Октябрьский, ул. Ленина, дом 43.
Как указано выше, администрацией МО «Октябрьское» данное здание было передано в оперативное управление МБУК «ОЦДК» для целевого использования.
Доказательств, свидетельствующих о том, что в собственность МО «Октябрьское» и соответственно в оперативное управление учреждения по указанному адресу местоположения здания дома культуры был передан объект- защитное сооружение гражданской обороны, материалы дела не содержат.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля заведующий отделом по мобилизационной работе администрации МО «Устьянскеий муниципальный район» ФИО1 показал, что подвальное помещение здания дома культуры по адресу: п. Октябрьский, ул. Ленина, дом 43. состоит на учете в федеральном реестре, как объект ЗС ГО- противорадиационное укрытие. Данный объект значится введенным в эксплуатацию с 1975 года, то есть с момента ввода в эксплуатацию здания. Он был внесен в реестр, как защитное сооружение, в соответствии с проектной документацией. Такой проект в настоящее не сохранился. Сведения о наличии в здании объекта ЗС ГО должны содержаться в техническом паспорте здания, но в паспорте таких сведений нет. С момента ввода в эксплуатацию и по настоящее время подвальное помещение, как объект ЗС- противорадиационное укрытие, в соответствие с требованиями Приказов МЧС России не приводился, не оборудовался, имущества ГО там нет. По факту и в соответствии с техническим паспортом это помещение является подвальным. Как объект- защитное сооружение ГО- данное помещение в муниципальную собственность либо на ином праве не передавалось и на балансовом учете как таковое оно не состояло, а соответственно бюджетные средства на его содержание не могли быть вложены, поскольку это повлекло бы нецелевое использование. Паспорт убежища (противорадиационного укрытия), составленный в 2006 году, не является основанием для постановки объекта на балансовый учет.
В силу требований ч. 1 и ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вместе с тем из материалов дела невозможно сделать безусловный вывод о виновности директора МБУК «ОЦДК» Протасовой О.Л. в совершении вменяемого ей административного правонарушения в части неисполнения обязанностей руководителя по содержанию, обеспечению готовности и использованию ЗС ГО.
Указанное защитное сооружение гражданской обороны не проходило процедуру учета в качестве объектов государственной (федеральной) собственности в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», в муниципальную собственность либо в оперативное управление не передавалось.
Каких-либо договорных отношений между федеральным собственником объекта ЗС ГО и муниципальным образованием по его владению и содержанию не имеется. В реестре муниципальной собственности МО «Октябрьское» состоит на учете объект- здание дома культуры.
Договор передачи в оперативное управление здания клуба не содержит условий о передаче юридическому лицу объекта защитного сооружения гражданской обороны.
Приведенные обстоятельства не позволяют сделать вывод о передаче указанного объекта в пользование МБУК «ОЦДК», закреплении его в установленном законом порядке на праве оперативного управления и постановке такого объекта балансовый учет учреждения, поэтому руководитель учреждения не несет ответственности за содержание объекта гражданской обороны и поддержанию его в состоянии постоянной готовности к использованию.
В пункте 4 ст. 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утв. Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868) указано, что МЧС РФ осуществляет методическое руководство созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны, организацией радиационной, химической, биологической и медицинской защиты населения, а также контроль в этой области.
Как следует из выписки из журнала учета ЗС ГО Архангельской области инв...., на учетеМЧС РФ состоит объект гражданской обороны, при этом отсутствуют сведения об оказании методической помощи со стороны МЧС по соблюдению требований к ЗС ГО, подбору ответственных лиц, правильному оформлению требуемых журналов и инструкций, не говоря уже о методическом руководстве по поддержанию в готовности ранее созданного убежища.
Соответственно, из материалов дела следует, что должностные лица МЧС ограничились лишь исполнением обязанности по контролю в области ГО.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ определено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в том числе, может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Устьянского судебного района Архангельской области Поповой А.А.от 8 апреля 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица- директора муниципального бюджетного учреждения культуры «Октябрьский Центральный Дом культуры» Протасовой О.Л., подлежит изменению путем исключения объема нарушений о невыполнении требований законодательства в части эксплуатации и обслуживания защитного сооружения гражданской обороны : Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804; Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 года N 687; Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583, а именно: при эксплуатации ЗС ГО нарушена гидроизоляция (сооружение подтопляется грунтовыми водами); не созданы звенья для обслуживания защитных сооружений гражданской обороны в мирное время; не соблюдаются противопожарные требования при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в мирное время, а именно: отсутствуют первичные средства пожаротушения (огнетушители), план эвакуации в случай возникновения пожара; не производится окраска помещений и конструктивных элементов ЗС ГО с периодичностью: при клеевой окраске - один раз в 3 года; при масляной окраске - один раз в 5 лет; при известковой окраске - один раз в 3 года. Окраска помещений общего пользования не производится 1 раз в год; заблаговременно не выполнены на территории организации работы по обозначению ЗС ГО и маршрутов движения к ним.
Оснований для изменения назначенного наказания не имеется, поскольку состав административного нарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ в действиях должностного лица имеется, наказание назначено минимальное в пределах санкции ч.2 ст. 20.7 КоАП РФ. Оснований для изменения назначенного наказания на предупреждение, а также для применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку совершенное правонарушение влечет возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью.
Руководствуясь ст.30.7, ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, суд
решил:
Жалобу Протасовой О.Л. удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Устьянского судебного района Архангельской области Поповой А.А. от 8 апреля 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица- директора муниципального бюджетного учреждения культуры «Октябрьский Центральный Дом культуры» Протасовой О.Л. изменить.
Исключить из мотивировочной части постановления указание на нарушения должностным лицом- директором МБУК «ОЦДК» Протасовой О.Д. требований законодательства в части эксплуатации и обслуживания защитного сооружения гражданской обороны: Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804; Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 года N 687; Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583, а именно:
при эксплуатации ЗС ГО нарушена гидроизоляция (сооружение подтопляется грунтовыми водами);
не созданы звенья для обслуживания защитных сооружений гражданской обороны в мирное время;
не соблюдаются противопожарные требования при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в мирное время, а именно: отсутствуют первичные средства пожаротушения (огнетушители), план эвакуации в случай возникновения пожара;
не производится окраска помещений и конструктивных элементов ЗС ГО с периодичностью: при клеевой окраске - один раз в 3 года; при масляной окраске - один раз в 5 лет; при известковой окраске - один раз в 3 года. Окраска помещений общего пользования не производится 1 раз в год;
заблаговременно не выполнены на территории организации работы по обозначению ЗС ГО и маршрутов движения к ним.
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу Протасовой О.Л. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Архангельский областной суд в порядке, предусмотренном ст. 30.12-30.18 КоАП РФ.
Судья - Рогачева А.М..