Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2924/2012 ~ М-2959/2012 от 19.11.2012

Дело № 2-2924/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Красноярск 07 декабря 2012 года

Кировский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Макаровой Н.А.

при секретаре Ерохиной А.Л.

с участием:

представителя заявителя Сайлиева Б.Н. – Селиванова С.В.

представителя Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска – Заточного А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сайлиев Б.Н. об оспаривании решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Сайлиев Б.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в реализации права на приобретение земельного участка в собственность за плату и возложении обязанности на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Сайлиев Б.Н., а именно подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – <данные изъяты>, и направить проект договора купли-продажи Сайлиев Б.Н. Свои требования Сайлиев Б.Н. мотивировал следующим. На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ заявитель является собственником нежилого здания, расположенного по <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ. В <данные изъяты> года Сайлиев Б.Н. обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка, на котором располагается принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, указав, что объекты недвижимости, находящиеся в государственной, муниципальной собственности, в собственности иных лиц на испрашиваемом земельном участке отсутствуют. ДД.ММ.ГГГГ заявление Сайлиев Б.Н. было рассмотрено комиссией по рассмотрению заявлений о передачи земельных участков в собственность за плату и принято решение о предоставлении Сайлиев Б.Н. земельного участка по <адрес>. Проект распоряжения администрации города Красноярска о предоставлении указанного выше земельного участка согласован со структурными подразделениями администрации города и передан в управление делами администрации города для занесения в реестр изданных распорядительных актов. Однако в <данные изъяты> года Сайлиев Б.Н. получил отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений в предоставлении земельного участка в собственность за плату, который считает незаконным и необоснованным в связи с отсутствием предусмотренных законом оснований для отказа. Кроме этого, отказ в предоставлении земельного участка в собственность нарушает права и законные интересы Сайлиев Б.Н., препятствует полному осуществлению прав владения, пользования и распоряжения своим недвижимым имуществом, нарушает исключительное право заявителя на приобретение земельного участка по льготной цене на основании ст.2 ФЗ «О введении в действие земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 №137-ФЗ, причиняет моральные и нравственные страдания, создает дополнительные судебные расходы, влечет временные затраты, поскольку оспариваемый отказ вынесен в срок, превышающий один месяц с момента подачи заявления.

В ходе рассмотрения дела Сайлиев Б.Н. представил уточненное заявление, в котором признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., поскольку при обращении он представил все необходимые документы, перечень которых установлен законодательством; ссылается на то, что отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений не соответствует действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы.

Заявитель Сайлиев Б.Н. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие с участием представителя по доверенности Селиванова С.В.

Представитель заявителя по доверенности Селиванов С.В. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска по доверенности Заточный А.В. с заявленными Сайлиев Б.Н. требованиями не согласился в полном объеме, указав, что отказ Департаментом принят в пределах своих полномочий, отказ основан на том, что спорный земельный участок был предоставлен не Сайлиев Б.Н. а иному лицу, во-вторых он был предоставлен для размещения на нем временного сооружения, а при обращении Сайлиев Б.Н. установлено, что на указанном земельном участке имеется капитальный объект – нежилое здание. Кроме того, ни Сайлиев Б.Н., ни предыдущему собственнику ФИО земельный участок не выделялся. При обнаружении указанных нарушений Департамент обратился в Свердловский районный суд г.Красноярска с требованием о прекращении права пользования земельным участком, сносе самовольно возведенного объекта капитального строительства. Указанное гражданское дело до настоящего времени судом не рассмотрено.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителя заявителя, представителя Департамента муниципального имущества и земельных отношений, проверив доводы заявления в пределах заявленных оснований и требований, не находит оснований для удовлетворения требования Сайлиев Б.Н. о признании отказа Департамента муниципального имущества и земельных отношений в предоставлении земельного участка незаконным по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ч.1 ст.36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. В силу ч.2 ст.15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В ч.2 ст.11 Земельного кодекса РФ установлено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

На основании п. 1.1 Положения о Департаменте муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска, утвержденного Постановлением Администрации города Красноярска № 55/1 от 15.02.2005 Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска является органом администрации города Красноярска, осуществляющим формирование, управление и распоряжение муниципальным имуществом, землями, лесами и другими природными ресурсами, расположенными на территории города Красноярска.

В силу п.3.39 Положения о Департаменте муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска, утвержденного Постановление Администрации города Красноярска № 55/1 от 15.02.2005 Департамент управляет и распоряжается объектами муниципальной собственности, землями, лесами и другими природными ресурсами, находящимися на территории города Красноярска, передавая их по договору в аренду и иное возмездное и безвозмездное пользование, в том числе по договорам хранения, хозяйственное ведение и оперативное управление, доверительное управление другому лицу, в залог, в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации, правовыми актами города.

Согласно п.3.41 Департамент выполняет функции продавца муниципального имущества, нежилого фонда, земельных участков, заключает и регистрирует договоры купли-продажи. В силу ч.4.4 Положения о Департаменте муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска Департамент вправе выступать продавцом муниципального имущества и земельных участков в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и актами администрации города и Красноярского городского Совета.

Таким образом, полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования «Город Красноярск» осуществляет Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска.

ДД.ММ.ГГГГ Сайлиев Б.Н. обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., мотивируя тем, что на указанном земельном участке расположен объект недвижимого имущества – нежилое здание, принадлежащее Сайлиев Б.Н. на праве собственности.

ДД.ММ.ГГГГ Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска, руководствуясь ч.1 ст.36 Земельного кодекса РФ, ст.222 Гражданского кодекса РФ, отказал Сайлиев Б.Н. в представлении в собственность испрашиваемого земельного участка, поскольку испрашиваемый земельный участок ранее был отведен иному лицу для размещения временного торгового павильона, а фактически на данном земельном участке находится объект самовольного строительства.

Согласно распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ администрации Свердловского района г.Красноярска разрешено ООО использование земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. (в том числе площадь временного сооружения <данные изъяты> кв.м.) занимаемого комплексом торговых павильонов по адресу <адрес> на срок по ДД.ММ.ГГГГ

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ. администрации Свердловского района г.Красноярска продлен ООО срок размещения временного сооружения (павильона) на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. (в том числе площадь временного сооружения <данные изъяты> кв.м.) занимаемого комплексом торговых павильонов по адресу <адрес> на срок по ДД.ММ.ГГГГ

Однако распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ администрации Свердловского района г.Красноярска отменено распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «О продлении срока размещения временного сооружения на территории района»

Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО продала а Сайлиев Б.Н. приобрел в собственность на нежилое здание по адресу: <адрес>

На основании указанного договора за Сайлиев Б.Н. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на нежилое здание общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>

Каких-либо документов, о предоставлении земельного участка в пользование физическим лицам, в том числе Сайлиев Б.Н., либо ФИО заявителем Сайлиев Б.Н. не представлено, а представитель Департамент указанное обстоятельство отрицает, указывая что кроме как ООО более никому спорный земельный участок не передавался.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что на момент оформления договора купли-продажи продавец ФИО не имела каких-либо законных прав на владение, распоряжение спорным земельным участком.

Каких-либо разрешительных документов, проектной документации на возведение на месте временного сооружения нежилого помещения как объекта капитального строительства заявителем ни в материалы дела, ни в Департамент представлено не было.

Из вышеизложенного суд приходит к выводу, что земельный участок предоставлялся ранее ООО в аренду для размещения временного сооружения площадью <данные изъяты> кв.м, однако без соответствующего разрешения на земельном участке возведен объект в виде здания с назначением нежилое, в то время, как разрешенное использование земельного участка не изменялось.

В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Земельного кодекса РФ собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу пункта 2.2. статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1.1. статьи 36 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

На основании пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Из смысла приведенных норм следует, что в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса РФ, земельные участки предоставляются только субъектам, имеющим вещные права на здания, строения, сооружения, расположенные на соответствующих земельных участках, при этом размер подлежащего предоставлению земельного участка определяется исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации указанных объектов.

Таким образом, испрашиваемый в собственность земельный участок должен быть сформирован для целей эксплуатации принадлежащего заявителю объекта недвижимости, расположенного на данном участке.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 и статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию. Выделение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации под определенные цели. Сведения о разрешенном использовании земельного участка наряду со сведениями о его площади являются элементом уникальной характеристики земельного участка.

Согласно пункту 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" разрешенное использование земельного участка относится к числу дополнительных сведений о таком объекте недвижимости как земельный участок, включаемых в государственный кадастр недвижимости.

По смыслу статей 30, 32 и 37 Градостроительного кодекса РФ вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке.

Материалы дела свидетельствуют о том, что испрашиваемый Сайлиев Б.Н. в собственность земельный участок ранее был предоставлен ООО для целей размещения временного сооружения (павильона).

Вид разрешенного использования никем из участвующих в деле лиц не оспаривался и в установленном законом порядке не изменялся.

Из дела также видно, что цель предоставления земельного участка – размещение временного сооружения – заявителем не достигнута. Обратное заявителем не доказано.

Кроме того, противоречащими являются и размеры площади сооружения, указанные в распоряжениях Администрации Свердловского района г.Красноярска размеру объекта недвижимости на которое зарегистрировано право собственности за Сайлиев Б.Н., а также испрашиваемый Сайлиев Б.Н. размер земельного участка не соответствует размеру площади сооружения.

Данные обстоятельства в силу закона препятствуют передаче земельного участка в собственность, поэтому Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска обоснованно отказал в передаче земельного участка в собственность Сайлиев Б.Н..

При этом суд исходит из того, что само по себе нахождение на спорном земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего заявителю на праве собственности, не является достаточным и безусловным основанием для передачи земельного участка в собственность, поскольку в силу приведенных норм закона возможность передачи земельных участков, возможна в том числе, с соблюдением принципа целевого использования земель.

Судом установлено, что при принятии оспариваемого заявителем решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска действовал в соответствии с действующим законодательством и в пределах своей компетенции, оснований к удовлетворению требований заявителя суд не усматривает.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Сайлиев Б.Н. о признании незаконным решения Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста судебного решения, через Кировский районный суд г. Красноярска.

Судья Н.А. Макарова

2-2924/2012 ~ М-2959/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сайлиев Бахтиер Нигматулаевич
Суд
Кировский районный суд г. Красноярска
Судья
Макарова Н.А.
Дело на странице суда
kirovsk--krk.sudrf.ru
19.11.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.11.2012Передача материалов судье
20.11.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.11.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.11.2012Предварительное судебное заседание
07.12.2012Судебное заседание
25.12.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2012Дело оформлено
02.09.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее