Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2-3/2020 (2-2-103/2019;) от 11.10.2019

Дело № 2-2-3/2020, УИД 13MS0007-01-2019-000726-63

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Ельники                 27 февраля 2020 г.

Краснослободский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Федосейкиной Е.В.,

при секретаре Илькаевой Н.К.,

с участием в деле:

представителей истца (ответчика по встречному иску) - общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» Бабинцева Александра Викторовича, действующего на основании доверенности от 28 марта 2019 г., и Борисова Николая Александровича, действующего на основании доверенностей от 14 марта 2019 г. и от 07 февраля 2020 г.

ответчика (истца по встречному иску) Шитовой Любови Ивановны, её представителей Романова Владимира Михайловича и Постникова Александра Александровича, действующих по заявлениям истца, на основании статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ),

третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия, общества с ограниченной ответственностью «ЭКОЛОГИЯ РЕГИОНА»,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» к Шитовой Любови Ивановне о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и судебных расходов и по встречному исковому заявлению Шитовой Любови Ивановны к обществу с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» о признании коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не оказанной, о понуждении к заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» (далее – ООО «РЕМОНДИС Саранск») обратилось в суд с иском к Шитовой Любови Ивановне, в котором, с учетом последующего уточнения (т. 1 л.д. 47), ссылаясь на положения статьи 23, 24.6, 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 1156 от 12 ноября 2016 г., статьи 31, 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), статьи 309, 310, 781, 782 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), постановление Правительства Республики Мордовия № 225 от 05 апреля 2017 г., Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия, просит взыскать с Шитовой Л.И. в пользу ООО «РЕМОНДИС Саранск» задолженность в сумме 1675 руб. 45 коп. за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) за период с 01 мая 2018 г. по 30 апреля 2019 г. и судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 руб.

Требование мотивировано тем, что с 01 мая 2018 г. ООО «РЕМОНДИС Саранск» осуществляет обязательства регионального оператора и оказывает услуги по обращению с ТКО всем без исключения гражданам, проживающим на территории Ельниковского муниципального района Республики Мордовия. Между сторонами фактически возникли правоотношения по возмездному оказанию услуг. Шитова Л.И., зарегистрированная по адресу: <адрес>, является потребителем услуг, оказываемых истцом, совершая конклюдентные действия, пользуясь услугой по обращению с ТКО, что свидетельствует об установлении договорных отношений между ней и истцом. Должники ежемесячно уведомлялись о наличии и размере задолженности, однако на дату подачи иска долг не погашен.

Не согласившись с предъявленными требованиями, ответчик Шитова Л.И. подала возражение на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении иска ООО «РЕМОНДИС Саранск» отказать, поясняя, что в нарушение пункта 6 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 ей в месячный срок предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и проект договора не направлялись, что подтверждается её претензией и последующим обращением к представителю истца. Согласно положениям раздела 4 Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия, утвержденной Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия от 12 октября 2016 г. № 16/129 для Ельниковского сельского поселения Ельниковского района в качестве мест накопления отходов определено 32 контейнерных площадки, расположенных на территории с. Ельники. Однако <адрес> с домом в Территориальной схеме отсутствует. В опубликованном 20 августа 2019 г. на сайте администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия в сети «Интернет» Перечне площадок для твердых коммунальных отходов в <адрес>, с домом места накопления ТКО также не предусмотрены. В этой связи ответчик Шитова Л.И. считает, что ООО «РЕМОНДИС Саранск» не исполнило возложенную на него обязанность по заключению с ней как с потребителем договора на оказание услуг по обращению с ТКО и незаконно направляло в её адрес извещения и квитанции на оплату услуг. В представленных истцом материалах отсутствуют доказательства заключения договора, а равно доказательства фактического оказания услуг по сбору и вывозу ТКО с <адрес> (т. 1 л.д. 48-52).

В отзыве на возражение Шитовой Л.И. ООО «РЕМОНДИС Саранск», указывает на незаконность и необоснованность доводов Шитовой Л.И. (т.1, л.д.88-89)

Шитова Л.И. обратилась с встречным иском к ООО «РЕМОНДИС Саранск», в котором просит: признать коммунальные услуги по обращению с ТКО за период с 01 мая 2018 г. по 30 апреля 2019 г. не оказанными; понудить Регионального оператора по обращению с ТКО ООО «РЕМОНДИС Саранск» заключить с ней договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В обоснование встречного иска Шитова Л.И. сослалась отсутствие доказательств, подтверждающих факт оказания ей услуги по обращению с ТКО и на иные на обстоятельства, аналогичные изложенным в вышеуказанном возражении на исковое заявление ООО «РЕМОНДИС Саранск». Дополнительно истец по встречному иску Шитова Л.И. указала, что, получив 20 июля 2018 г. извещения на оплату услуг по обращению с ТКО за май и июнь 2018 года, она обратилась к руководителю офиса ООО «РЕМОНДИС Саранск» в Ельниковском районе с претензией на неоказанную услугу по обращению с ТКО. Получив претензию, её проинформировали, что услуга по обращению с ТКО обязательна, и отказаться от неё у нее нет прав. Впоследствии ей стало известно, как должны располагаться контейнеры, и с какой периодичностью должны вывозиться отходы с контейнерных площадок согласно СанПин. От жителей <адрес> она узнала, что вывоз ТКО осуществляется два раза в неделю. После этого она снова обратилась письменно к руководителю офиса ООО «РЕМОНДИС Саранск» в Ельниковском районе Бабинцеву А.В. за предоставлением информации о расположении контейнерных площадок на <адрес>, периодичности вывоза ТКО, и как отразится на заключении с ней договора несоблюдение ООО «РЕМОНДИС Саранск» требований СанПин о периодичности вывоза ТКО и необорудование на <адрес> контейнерных площадок. На обращение она получила ответ, в котором, кроме прочей информации, указывалось, что заключение договора на обращение с ТКО в письменной форме не обязательно. Так же ее известили, где размещена оферта и адрес сайта ООО «РЕМОНДИС Саранск». Кроме того, сообщили, что оборудование контейнерных площадок относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, а вывоз ТКО осуществляется через сутки, три раза в неделю.

В январе 2019 г. она вновь обратилась в ООО «РЕМОНДИС Саранск» с заявлением, указав, что неоднократно ею выражалось намерение заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО, однако ООО «РЕМОНДИС Саранск» действий, направленных на согласование с ней существенных условий договора не совершило, в связи с чем она направила в адрес регионального оператора протокол разногласий к типовому договору на оказание услуг по обращению с ТКО, а так же 18 февраля 2019 г. подала заявление на заключение договора с приложением соответствующих документов. ЕЕ попытка оформить отношения с региональным оператором путем заключения договора в письменной форме была отклонена с указанием на безосновательность обращений и прекращение с ней переписки. Позиция ООО «РЕМОНДИС Саранск» мотивирована тем, что обязанность по направлению предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО выполнена путем размещения 04 апреля 2018 г. публичной оферты (договора) в газете «Известия Мордовии» и на официальном сайте регионального оператора. Письменный договор на оказание услуг по обращению с ТКО региональным оператором с ней заключен не был.

Истец по встречному иску Шитова Л.И. считает, что стремление ООО «РЕМОНДИС Саранск» к взиманию платы без надлежащего оформления договорных отношений указывает на заведомую недобросовестность контрагента, а потому воздержание от оплаты неоказанных услуг до устранения нарушений законодательства в области обращения с ТКО является законной мерой в рамках самозащиты её прав (т.1 л.д. 109-117).

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Ельниковского муниципального района Республики Мордовия и ООО «ЭКОЛОГИЯ РЕГИОНА».

В письменных возражениях на встречный иск Шитовой Л.И. Глава Ельниковского муниципального района Бекешев Ю.А. просит исковое заявление ООО «РЕМОНДИС Саранск» к Шитовой Л.И. удовлетворить, в удовлетворении встречного искового заявления Шитовой Л.И. к ООО «РЕМОНДИС Саранск», мотивируя свою позицию тем, что согласно действующему законодательству услуги по обращению с ТКО считаются оказанными в полном объеме до тех пор, пока не доказано иное, то есть существует презумпция заключенности договора на оказание услуг по обращению с ТКО. 04 апреля 2018 г. в газете «Известия Мордовии» и на официальном сайте www.remondis-saransk.ru было опубликовано предложение ООО «РЕМОНДИС Саранск» об оказании собственникам, нанимателям или временно проживающим в жилых помещениях, находящихся на территории Республики Мордовия, услуги по вывозу (транспортировке) и размещению отходов потребления. В установленный п. 8.17 постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 срок Шитова Л.И. не направила мотивированный отказ от подписания типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО в адрес регионального оператора, в связи с чем, считает договор на оказание услуг по обращению с ТКО между ООО «РЕМОНДИС Саранск» и Шитовой Л.И. заключенным на условиях типового договора. Шитова Л.И. проживает в жилом доме, в процессе ее жизнедеятельности образуются ТКО, вывоз которых является обязательным. Собственник или наниматель жилого помещения, жилого дома не вправе утилизировать их самостоятельно.

Доводы Шитовой Л.И. о том, что сбор и вывоз мусора осуществляется ею самостоятельно без нарушения санитарного законодательства, что она не пользуется контейнерами для сбора отходов, установленными на территории с. Ельники, являются голословными, не подтвержденными доказательствами. На оказание услуги по обращению с ТКО Шитовой Л.И. отсутствие оборудованных мест (площадок) накопления ТКО никаким образом не влияет. Контейнеры для сбора мусора установлены на местах, определенных реестром мест (площадок) накопления ТКО. Услуга оказывалась надлежаще и своевременно.

Представители истца (ответчика по встречному иску) ООО «РЕМОНДИС Саранск» Бабинцев А.В. и Борисов Н.А. в судебном заседании исковые требования ООО «РЕМОНДИС Саранск» поддержали в полном объеме, просили удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Встречные исковые требования Шитовой Л.И. не признали, просили в удовлетворении встречного иска отказать

Ответчик (истец по встречному иску) Шитова Л.И. и её представитель Постников А.А. в судебном заседании исковые требования ООО «РЕМОНДИС Саранск» не признали, встречные исковые требования поддержали в полном объеме. Шитова Л.И. дала объяснения, аналогичные вышеуказанным её возражениям против иска и доводам встречного искового заявления. Дополнительно пояснила, что, по ее мнению, размер платы за услугу по обращению с ТКО должен быть снижен, поскольку услуги оказаны ненадлежащего качества. В территориальной схеме расположения мест накопления ТБО и в маршрутном графике за спорный период <адрес> отсутствует, контейнерные площадки, оборудованные в соответствии с требованиями действующего законодательства, отсутствуют. ТБО вывозятся с периодичностью, не соответствующей требованиям санитарных норм. Полагает, что региональным оператором подтверждена лишь возможность оказания услуг, а не факт их оказания, поскольку представленные маршрутные графики вывоза ТБО, по её мнению, содержат недостоверные сведения.

Представитель ответчика (истца по встречному иску) Романов В.М., будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание 27 февраля 2020 г. не явился, о причинах неявки суду не сообщил, извещен надлежаще.

В судебном заседании 24 января 2020 г. представитель ответчика (истца по встречному иску) Романов В.М. привел доводы, аналогичные доводам Шитовой Л.И.

Представитель третьего лица ООО «ЭКОЛОГИЯ РЕГИОНА», извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В ходатайстве от 20 ноября 2019 г. генеральный директор ООО «ЭКОЛОГИЯ РЕГИОНА» просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица (т. 2 л.д. 27).

Представитель третьего лица – администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия, извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В ходатайстве от 26 февраля 2020 г. Глава Ельниковского муниципального района Бекешев Ю.А. просил о рассмотрении дела без участия представителя администрации просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия, принятии решения на усмотрение суда.

На основании частей 3, 5 статьи 167 ГПК РФ настоящее гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц и представителя ответчика (истца по встречному иску) Романова В.М.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск ООО «РЕМОНДИС Саранск» к Шитовой Л.И. подлежащим удовлетворению в полном объеме, встречный иск Шитовой Л.И. к ООО «РЕМОНДИС Саранск» не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с частью 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

В соответствии с положениями части 1 статьи 153, частей 3, 4 статьи 154, частей 1, 9 статьи 155, пункта 1 статьи 157 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса (п..5 ч.2).

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).

Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из письменных доказательств усматривается, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, Уставом ООО «РЕМОНДИС Саранск» является юридическим лицом, осуществляющим деятельность по приему (сбору), перевозке, обработке, вторичной переработке и утилизации любых видов отходов, оказанию других, связанных с этим услуг.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

Согласно частям 4, 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам услуги по сбору и вывозу ТКО применимы правила ГК РФ о публичном договоре.

Согласно пунктам 1, 2, 4, 5 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

В соответствии со статьей 438 ГК РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о её принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, соглашения сторон, обычая или прежних деловых отношений сторон.

Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для её акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

11 августа 2017 г. между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия и ООО «РЕМОНДИС Саранск» заключено соглашение № 42/47, по условиям которого ООО «РЕМОНДИС Саранск» наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО на территории Республики Мордовия с момента подписания Соглашения до 31 декабря 2027 г. (т. 1 л.д. 15-18).

Дополнительным соглашением № 1 от 29 декабря 2017 г. внесены изменения в соглашение № 72/47, согласно которым региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по Соглашению в полном объеме, в том числе на территории Ельниковского муниципального района Республики Мордовия, с 01 мая 2018 г. (т. 1 л.д. 19).

04 апреля 2018 года в официальном печатном издании органов государственной власти Республики Мордовия в газете «Известия Мордовии» и на своем официальном сайте (www.remondis-saransk.ru) региональным оператором ООО «РЕМОНДИС Саранск» опубликовано адресованное, в том числе потребителям Ельниковского муниципального района Республики Мордовия, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора для физических лиц - собственников, арендаторов, пользователей жилых помещений в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домах в частном секторе Республики Мордовия, что подтверждается копией публикации объявления от 04 апреля 2018 г. Также региональным оператором опубликована информация по предмету договора (л.д.22).

Опубликованный договор содержит все необходимые для данного вида договора существенные условия, изложены: предмет договора (оказание услуг по обращению с ТКО, обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение. Потребитель обязуется оплачивать услуги по цене, определенной в пределах утвержденного тарифа (пункт 2.1)), права и обязанности сторон (пункт 5.1), срок начала оказания услуг (п.2.5), порядок фиксации нарушений (пункт 7), ответственность сторон (пункт 8), сроки и порядок оплаты услуг по договору (пункт 3). В договоре содержится информация и иных условиях, предусмотренных статьей 432 ГК РФ, пунктом 25 постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 (ред. от 15 декабря 2018 г.) «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации» от 25 августа 2008 г. № 641.

В пункте 1.5 опубликованной публичной оферты (договора) Региональным оператором Потребители уведомлены о том, что заключением договора, то есть полным и безоговорочным принятием (акцептом) Потребителем условий договора и всех его приложений, являющихся неотъемлемой частью договора в соответствии с пункта 1 статьи 433, пункта 3 статьи 438 ГК РФ является совершение Потребителем действий, свидетельствующих о намерении Потребителя присоединиться к настоящему публичному договору, изложенному в данной оферте, в том числе перечислении денежных средств за оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами Потребителем на расчетный счет регионального оператора, фактическое пользование представленными региональным оператором контейнерами или иные действия, свидетельствующие о фактическом пользовании услугой регионального оператора. Заключение договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными услугами также возможно путем подписания Потребителем двух экземпляров настоящего договора в офисе регионального оператора. При этом оба способа заключения договора являются юридически равнозначными и влекут за собой одинаковые юридические последствия.

Газета «Известия Мордовии» согласно пункту 2 статьи 70 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 г. №10-3 «О правовых актах Республики Мордовия» является источником официального опубликования правовых актов Республики Мордовия. Исходя из этого, следует, что информация, опубликованная в газете «Известия Мордовии», считается доведенной до всех лиц, находящихся на территории Республики Мордовия. Это означает, что ООО «РЕМОНДИС Саранск» выполнило свою обязанность по направлению предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проекта такого договора.

Согласно пункта 2.5 опубликованной публичной оферты от 04 апреля 2018 г. дата начала оказания услуг по обращению с ТКО для физических лиц Ельниковского района региональным оператором начинается с 01 мая 2018 г.

В соответствии с пунктом 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

В соответствии с пунктом 148(2) данных Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.

В силу пункта 148(15) данных Правил собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 148(4) и подпункте "б" пункта 148(5) настоящих Правил, путем подачи исполнителю по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с исполнителем способом подписанного собственником (одним из сособственников) заявления о заключении договора в 2 экземплярах, содержащего информацию, указанную в подпунктах "в", "г", "д" и "л" пункта 19 настоящих Правил, а также сведения о количестве расчетных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) для данной категории объекта, и копий документов, указанных в пункте 148(14) настоящих Правил.

Исполнитель не позднее 10 рабочих дней со дня принятия заявления и прилагаемых к нему документов обязан выдать заявителю в месте нахождения исполнителя, по почте или иным согласованным с заявителем способом подписанный исполнителем проект договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в 2 экземплярах.

Таким образом, обязанность регионального оператора заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО с любым лицом, которое обратится к нему с одной стороны и обязанность каждого собственника ТКО заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором с другой стороны, при отсутствии заявления собственника жилого дома о заключении договора в 2 экземплярах с перечнем приложенных документов, в совокупности означает, что с 01 мая 2018 г. данный договор считается заключенным автоматически, после совершения действий, свидетельствующих о намерении присоединиться к настоящему договору (фактическое пользование услугами, перечисление платы на расчетный счет за оказанные услуги и др.). Данный договор считается заключенным независимо от наличия письменного договора. При этом как составление и подписание письменного договора, так и совершение конклюдентных действий в соответствии с формой акцепта, указанного в пункте 1.5 публичной оферты, являются юридически равнозначными способами заключения договора.

Фактическое пользование потребителем услугами регионального оператора по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов предполагается. В обязанность регионального оператора не входит проверка факта осуществления потребителем складирования отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших потребительские свойства, количества накопленного и сложенного ТКО, в установленные согласно схеме расположения контейнера.

Из содержания пункта 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 также следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, с учетом приведенных Правил, которые вступили в действие в период спорного правоотношения, возникшего между сторонами, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.

Расчетный период для оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается равным календарному месяцу, что предусмотрено пунктом 148(27) постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

В силу пункта 148(28) постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом «Об отходах производства и потребления».

Согласно пункту 148(34) этого же постановления размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.

В соответствии с пунктом 148(30) этого же постановления размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к настоящим Правилам.

В силу пункта 9(1) Приложения №2 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148(30) Правил по формуле 9(1):

где: ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении; - норматив накопления твердых коммунальных отходов; Tотх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В силу части 20 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 01 января 2019 г.

Приказами Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 19 марта 2018 г. № 23 и от 17 декабря 2018 г. № 218 установлены предельные тарифы на услугу регионального оператора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами ООО «РЕМОНДИС Саранск» на 2018 -2019 г.г. для населения (с учетом НДС) с 01 апреля по 30 июня включительно 546,23 руб., с 01 июля по 31 июля включительно 546,48 руб., с 01 августа по 31 декабря включительно 501,85 руб., с 01 января по 31 марта включительно 492, 42 руб., с 01 апреля по 30 июня включительно 473,53 руб., с 01 июля по 31 декабря включительно 473,53 руб.

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 05 апреля 2017 г. № 225 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Мордовия» утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Мордовия. Среднегодовой норматив накопления твердых коммунальных отходов на 1 одного проживающего в индивидуальном жилом доме составляет 2,2 куб.м. (2,2 м3 : 12 мес. = 0,183333 м3 на 1 (одного) проживающего в месяц).

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что в составе семьи Шитовой Л.И., проживающей по адресу: по адресу: <адрес>, в жилом доме принадлежащем ей на праве собственности, два человека, один из которых является инвалидом и пользуется льготами по оплате коммунальных услуг, отдельные лицевые счета на каждого не заводились.

С 01 мая 2018 г. ООО «РЕМОНДИС Саранск» оказывает услуги по вывозу ТКО, в связи с чем региональным оператором в адрес Шитовой Л.И. направлялись платежные извещения по оплате услуги по обращению с ТКО, исходя из двух членов семьи, объема оказанной услуги 0,183333 куб. м. и действовавших тарифов, с учетом льгот, предоставленных её сыну законом (т. 1 л.д. 3, 21-27).

Представленный ООО «РЕМОНДИС Саранск» расчет задолженности на сумму 1675 руб. 45 коп. судом проверен и признан правильным, иного расчета в опровержение имеющегося ответчик (истец по встречному иску) Шитова Л.И. не представила.

Шитова Л.И. принимала извещения с квитанциями об оплате за услуги ТКО, в уставленный правилах по обращению с ТКО срок заявления (или заявки) с приложенными необходимыми документами для заключения письменного договора на иных условиях, чем предусмотрено в оферте, региональному оператору, не направляла.

Обращения Шитовой Л.И. к региональному оператору с предложением о заключении индивидуального договора по вывозу ТКО с протоколом разногласий последовали только в январе, феврале, марте и апреле 2019 г. (т. 1 л.д. 125-130, 131-138, 140-152).

18 марта 2019 г. Шитова Л.И. обратилась в Прокуратуру Республики Мордовия с жалобой об отказе регионального оператора заключить с ней договор на основе протокола разногласий. Данная жалоба была направлена для рассмотрения прокурору Октябрьского района г. Саранска, а затем перенаправлена в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия (т. 1 л.д. 153, 154, 156).

В части вопроса своевременности предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО жалоба Шитовой Л.И. была перенаправлена в Территориальный отдел Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия в Краснослободском, Атюрьевском, Ельниковском, Темниковском, Теньгушевском районах и в Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия. Шитовой Л.И. разъяснено право на обращение в суд (т. 1 л.д. 155, 157)

Начальником Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия в Краснослободском, Атюрьевском, Ельниковском, Темниковском, Теньгушевском районах Шитовой Л.И. так же разъяснено право на обращение в суд с иском о понуждении регионального оператора к заключению договора (т. л.д. 157).

Предостережением № 12 от 29 апреля 2019 г. Роспотребнадзор по обращению заявительницы, проживающей в с. Ельники (фамилия заявителя и точный адрес не указаны) предостерег ООО «РЕМОНДИС Саранск» о недопустимости нарушений обязательных требований Санитарных правил по обеспечению своевременного вывоза ТКО с территории с. Ельники Ельниковского района Республики Мордовия: в холодное время года (при температуре -5° и ниже) срок хранения ТКО не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше + 5°) не более одних суток (ежедневный вывоз) (т. 1 л.д. 175-177).

Из ответа ООО «РЕМОНДИС Саранск» на предостережение № 12 от 29 апреля 2019 г. следует, что согласно Договору, заключенному 06 марта 2018 г. между региональным оператором и ООО «Экология Региона», сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов с мест сбора и накопления ТКО осуществляется со следующей периодичностью: в холодное время года (при температуре -5° и ниже) – не менее трех раз в неделю, в теплое время (при плюсовой температуре свыше + 5°) – ежедневно. Согласно маршрутному графику на механизированную уборку ТКО в Ельниковском муниципальном районе ООО «Экология Региона» обязано производить вывоз ТКО ежедневно. ООО «РЕМОНДИС Саранск» направило в адрес ООО «Экология Региона» письмо с просьбой о предоставлении копий нарядов на вывоз ТКО с территории с. Ельники и с требованием не допускать нарушения обязательных требований о периодичности вывоза ТКО (т. 1 л.д. 178-179).

Из копий маршрутных графиков на механизированную уборку ТКО следует, что на территориях Ельниковского и Стародевиченского сельских поселений Ельниковского района установлено 92 контейнера, из низ 83 в с. Ельники), график вывоза ТКО из которых – ежедневно (т. 1 л.д. 182-187).

Из копий маршрутных графиков на механизированную уборку ТКО следует, что на территориях Ельниковского, Стародевиченского, Акчеевского сельских поселений Ельниковского района установлено 139 контейнеров, из них 110 в с. Ельники, график вывоза ТКО – ежедневно (т. 1 л.д. 231-238).

Из выписки из Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО на территории Республики Мордовия, утвержденной приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия от 12 октября 2016 г. № 16/129 следует, что Ельниковское сельское поселение образовывает 54% отходов по муниципальному району (т. 2 л.д. 29-36).

Кроме того, оказание ООО «РЕМОНДИС Саранск» Шитовой Л.И. услуги по обращению с ТКО подтверждается копиями счетов-фактур за период с 31 мая 2018 г. по 30 апреля 2019 г. (том 2 л. д. 79- 90).

Из сообщения ООО «РЕМОНДИС Саранск» от 03 декабря 2019 г. следует, что акты приемки оказанных услуг между ООО «РЕМОНДИС Саранск» и ООО «Экология Региона» с указанием улиц населенных пунктов, входящих в зону деятельности оператора, не оформляются. Стоимость оказанных услуг в актах приемки указывается суммарно по всем населенным пунктам, входящим в один лот. Территория Ельниковского района включена в лот № 2, вместе с Атюрьевским, Ковылкинским, Краснослободским и Старошайговским муниципальными районами. Детализированный отчет системы спутниковой навигации по каждому транспортному средству, выезжавшего для сбора ТКО за период с 01 мая 2018 по 30 апреля 2019 г. не сохранился на сервере оператора спутниковой навигации за давностью периода вывоза (т. 2 л.д. 78).

Таким образом установлено, что за период с 01 мая 2018 г. по 30 апреля 2019 г. истцом (ответчиком по встречному иску) ООО «РЕМОНДИС Саранск» Шитовой Л.И. оказывались услуги по обращению с ТКО, оплату которых Шитова Л.И. не произвела. Общая сумма задолженности Шитовой Л.И. по оплате данной услуги за указанный период составила 1675 руб. 45 коп. На дату рассмотрения дела задолженность не погашена, доказательств обратного суду не представлено.

В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Именно на потребителя - собственника жилого дома возложена самостоятельная обязанность обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором, которая продиктована необходимостью соблюдения требований части 5 статьи 30 ЖК РФ и пункта 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Несанкционированное складирование, хранение и утилизация ТКО в придомовых территориях и на принадлежащих гражданам земельных участках вне установленных контейнеров, потребителям запрещается (пункт 15 постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2018 г. №1156). При этом реальных доказательств самостоятельного складирования, хранения и утилизации ТКО в период с 01 мая 2018 г. по 30 апреля 2019 г. с учетом требований санитарно-эпидемиологического законодательства Шитова Л.И. суду не представила.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что с Шитовой Л.И. в пользу ООО «РЕМОНДИС Саранск» подлежит взысканию задолженность за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01 мая 2018 г. по 30 апреля 2019 г. в сумме 1675 руб. 45 коп.

Доводы Шитовой Л.И. о том, что с 01 мая 2018 г. и по настоящее время у нее отсутствуют договорные отношения с ООО «РЕМОНДИС Саранск», услугой по обращению с ТКО она не пользуется, её неоднократные обращения в ООО «РЕМОНДИС Саранск» с целью заключить договор по обращению с ТКО на иных условиях оставлены без удовлетворения, в перерасчете суммы долга за услуги ненадлежащего качества ей так же отказано, контейнер для вывоза ТКО на <адрес> длительный период времени отсутствовал, а из имеющихся контейнеров на других улицах ТКО вывозились реже, чем положено по нормативам, контейнерные площадки, оборудованные в соответствии с требованиями закона, отсутствуют, суд отклоняет и не расценивает как не качественно оказываемые потребителю услуги по обращению с ТКО.

Основания для признания коммунальной услуги оказанной некачественно указаны в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. №354.

Так в пункте 148(45) Правил указано, что требования к качеству коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления указанной коммунальной услуги, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении такой коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к настоящим Правилам.

В пункте 17 Приложения указано обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз), допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C за каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 3,3 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам.

В подтверждение надлежащего исполнения своих обязательств по вывозу ТКО истцом (ответчиком по встречному иску) представлены документы, подписанные региональным оператором ООО «РЕМОНДИС Саранск» и ООО «Экология Региона» о размере оплаты за осуществление услуги по сбору и транспортировке ТКО по договору от 06 марта 2018 г. лот №2 за период с 31.05.2018 по 30 апреля 2019 г. (т. 2 л.д. 79-90), сводная выписка из маршрутного журнала ООО «Экология Региона» по Ельниковскому сельскому поселению Республики Мордовия за период с 01 мая 2018 г. по 30 апреля 2019 г. Доказательства несвоевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления, расположенных в с. Ельники Ельниковского района Республики Мордовия, ответчиком (истцом по встречному иску) не представлены, соответствующий акт не составлялся, фотографии или видеосъемки не представлены.

Суд приходит к выводу, что удаленность контейнера для сбора ТКО от конкретного жилого дома, установка контейнера для сбора ТКО в конкретном месте накопления ТКО, не представление в графическом виде информации о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей и тому подобные обстоятельства не относятся к критериям определения качества предоставленной коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными услугами, а, следовательно, у регионального оператора не возникает обязанности по проведению проверки качества коммунальной услуги и осуществлению перерасчета.

Шитовой Л.И. не представлены доказательства, подтверждающие самостоятельную утилизацию ТКО, накопившихся за спорный период в результате её жизнедеятельности, в том числе данные о заключении ею договоров на утилизацию ТКО с иной специализированной организацией, отказа от исполнения договора на оказание услуг, обращения с заявлением к ответчику о перерасчете указанных в платежных документах сумм задолженностей в связи с фактической оплатой таких услуг другому исполнителю, об отсутствии нарушений экологического законодательства, выразившегося в осуществлении сбора, транспортирования ТКО в целях последующей их утилизации в обход регионального оператора по обращению с ТКО.

Суд принимает во внимание и то обстоятельство, что с 01 мая 2018 г. ООО «РЕМОНДИС Саранск» является единственной организацией, уполномоченной оказывать услуги по обращению с ТКО на территории Ельниковского муниципального района Республики Мордовия, и с этой даты общество оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами всем без исключения жителям с. Ельники.

В соответствии с пунктом 14 части 1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 02 августа 2019 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится также участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В силу статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 1).

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 2).

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 3).

Согласно пункту 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктами 9, 10 постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Таким образом, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, осуществление ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в с. Ельники в соответствии с действующим законодательством о местном самоуправлении и Правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации являются обязанностью администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия, а не регионального оператора. Определение органом местного самоуправления на схеме места расположения контейнера на расстоянии более 100 метров от жилого дома Шитовой Л.И. (что лицами, участвующими в деле не оспаривалось), (пункт 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 предусмотрено не менее 20 м, но не более 100 м.), по мнению суда, не может считаться некачественно оказанной услугой, поскольку это обстоятельство свидетельствует лишь о нарушении санитарно-эпидемиологического законодательства, влекущего не гражданско-правовую, а административную ответственность виновного лица. Шитова Л.И. доказательств о привлечении контролирующим органом к административной ответственности за нарушение санитарного законодательства ООО «РЕМОНДИС Саранск» не представила. Также действующее законодательство, регулирующее сферу обращения с ТКО, не обязывает регионального оператора при оказании услуги по обращению с ТКО осуществлять учет фактического пользования или объема складирования ТКО в установленные контейнеры каждым из потребителей, проживающих постоянно или временно в жилом доме, при отсутствии заключенного с конкретным потребителем договора, отличающего по содержанию от типового договора.

Суд при принятии решения также учитывает положения статьи 42 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Частью 2 статьи 21 и частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу статьи 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для освобождения Шитовой Л.И. от обязанности оплаты услуг по вывозу ТКО полностью или частично, при отсутствии доказательств самостоятельного вывоза и утилизации бытовых отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, а также неиспользования установленных контейнеров для сбора ТКО, поскольку отсутствие заключенного между сторонами договора в письменной форме, не исключает обязанность потребителя оплатить услугу, которой она фактически пользуется.

В судебном заседании факт осуществления региональным оператором ООО «РЕМОНДИС Саранск», являющейся единственной организацией, уполномоченной в соответствии с законодательством оказывать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, вывоза твердых бытовых отходов от частных домовладений с. Ельники Ельниковского района Республики Мордовия в спорный период нашел свое подтверждение, вывоз ТКО производится в соответствии с правилами и нормами действующего законодательства, направленными на сохранение благоприятной окружающей среды. Принимая во внимание отсутствие достоверных доказательств того, что истец по встречному иску не пользовалась услугой по вывозу бытовых отходов, правоотношения между сторонами признаются договорными, поэтому оснований признать услугу не оказанной и произвести перерасчет платы Шитовой Л.И., равно как и освободить её от обязанности по внесению платы за спорный период за услугу по обращению с ТКО не имеется.

Шитова Л.И., не признавая себя потребителем предоставляемой ООО «РЕМОНДИС Саранск» услуги по обращению с ТКО, в тоже время просит суд обязать ответчика по встречному иску заключить с ней договор на индивидуальных условиях, при этом не указала, на каких условиях конкретно, таковой договор, как суду, так и ответчику не представила.

В силу пункту 8(4) постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 8(6) и 8(7) указанного постановления в заявке потребителя указываются в том числе, следующие сведения: а) реквизиты потребителя: для физического лица - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес регистрации по месту жительства и контактные данные потребителя.

К заявке потребителя прилагаются следующие документы: а) копия документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание возникновения у потребителя прав владения и (или) пользования зданием, сооружением, жилым и нежилым помещением, земельным участком; б) документы, подтверждающие наличие: у управляющей организации или товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива обязанности по предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам твердых коммунальных отходов; в) доверенность или иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают полномочия представителя потребителя, действующего от имени потребителя, на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (для представителя - физического лица также копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации); г) документы, содержащие сведения: о назначении и об общей площади жилого дома или части жилого дома, здания, сооружения, нежилого помещения, о площади и виде разрешенного использования земельного участка, о количестве расчетных единиц, утверждаемых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для соответствующей категории объекта; о площади жилых помещений, нежилых помещений (отдельно для каждого собственника нежилого помещения), помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, или о количестве проживающих в многоквартирном доме, жилом доме или части жилого дома (в зависимости от способа расчета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами).

Заявка потребителя и документы, предусмотренные пунктом 8(7) настоящих Правил, рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления (п.8(8).

Шитова Л.И., обращаясь к региональному оператору с требованием заключить с ней договор на условиях, отличных от типовых, необходимые для этого документы в полном объеме не представляла.

Нарушения прав Шитовой Л.И. на предоставление информации со стороны ООО «РЕМОНДИС Саранск» в ходе рассмотрения дела не выявлено. Её заявления и претензии региональным оператором были рассмотрены в установленные законом сроки, по результатам их рассмотрения даны мотивированные ответы со ссылками на положения действующего законодательства.

При таких обстоятельствах, суд удовлетворяет иск ООО «РЕМОНДИС Саранск» к Шитовой Л.И. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в полном объеме и отказывает в удовлетворении встречного иска Шитовой Л.И. к ООО «РЕМОНДИС Саранск» о признании коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами неоказанной, понуждении к заключению договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно платежным поручениям истцом при подаче искового заявления уплачена государственная пошлина в сумме 400 руб.

Указанные денежные средства подлежат взысканию в пользу ООО «РЕМОНДИС Саранск» с ответчика Шитовой Л.И. в полном объеме.

Учитывая, что при принятии встречного иска Шитова Л.И. в силу пункта 3 статьи 17 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» была освобождена от уплаты государственной пошлины, то в связи с отказом ей в удовлетворении ее исковых требований госпошлина в доход соответствующего бюджета с нее не взыскивается.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» к Шитовой Любови Ивановне о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и судебных расходов удовлетворить.

Взыскать с Шитовой Любови Ивановны в пользу общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01 мая 2018 г. по 30 апреля 2019 г. в сумме 1675 (одна тысяча шестьсот семьдесят пять) руб. 45 коп., и судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 (четыреста) рублей.

В удовлетворении встречных исковых требований Шитовой Любови Ивановны к обществу с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» о признании коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не оказанной, о понуждении к заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия через Краснослободский районный суд Республики Мордовия.

Судья Е.В. Федосейкина

Мотивированное решение составлено 04 марта 2020 г.

Судья Е.В. Федосейкина

1версия для печати

2-2-3/2020 (2-2-103/2019;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Общество с ограниченной ответственностью "РЕМОНДИС Саранск"
Ответчики
Шитова Любовь Ивановна
Другие
Романов Владимир Михайлович
Бабинцев Александр Викторович
Борисов Николай Александрович
Администрация Ельниковского муниципального района Республики Мордовия
ООО "ЭКОЛОГИЯ РЕГИОНА"
Постников Александр Александрович
Суд
Краснослободский районный суд Республики Мордовия
Судья
Федосейкина Евгения Владимировна
Дело на странице суда
krasnoslobodsky--mor.sudrf.ru
11.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
11.10.2019Передача материалов судье
11.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.10.2019Подготовка дела (собеседование)
08.11.2019Подготовка дела (собеседование)
25.11.2019Подготовка дела (собеседование)
04.12.2019Подготовка дела (собеседование)
04.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.01.2020Судебное заседание
24.01.2020Судебное заседание
27.02.2020Судебное заседание
04.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2020Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее