Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4/2022 (2-1025/2021;) ~ М-978/2021 от 22.10.2021

Дело № 2-4/2022 (2-1025/2021)

УИД 66RS0036-01-2021-001625-88

Решение в окончательной форме принято 18 февраля 2022 года.

Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

город Кушва                                  11 февраля 2022 года

    Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Мальцевой В.В.,

при секретаре судебного заседания Ямалеевой С.А.,

рассмотрев в помещении Кушвинского городского суда Свердловской области в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кушвы в интересах инвалида 1 группы Рогачевой Валерии Евгеньевны к Администрации Кушвинского городского округа о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Кушвы обратился в суд интересах инвалида 1 группы Рогачевой Валерии Евгеньевны с иском к Администрации Кушвинского городского округа, в котором, с учетом изменения исковых требований, просит возложить на администрацию Кушвинского городского округа обязанность в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить доступность общего имущества второго подъезда многоквартирного <адрес>, в квартире которого проживает инвалид Рогачева Валерия Евгеньевна, а именно:

- оборудовать крыльцо второго подъезда многоквартирного <адрес> пандусом, отвечающим требованиям п. 27 раздела III Постановления Правительства РФ от 09.07.2016 № 649;

- оборудовать перед пандусом крыльца второго подъезда многоквартирного <адрес> разворотную площадку для кресла-коляски размером 1,5 х 1,5 метра;

- оборудовать крыльцо второго подъезда многоквартирного <адрес> входной площадкой размерами не менее 1,4 х 2 метра при открывании дверей наружу;

- оборудовать лестницу крыльца второго подъезда многоквартирного <адрес> непрерывными ограждениями с 2 сторон, с 2-уровневыми поручнями на высоте 0,9 метра;

- оборудовать двери для входа во второй подъезд многоквартирного <адрес> дверными петлями с фиксаторами положений «открыто» и «закрыто»;

- произвести выравнивание уровня пола помещения при входе во второй подъезд многоквартирного <адрес> с целью устранения порогов и перепадов относительно уровня пола.

В обосновании иска указано, что прокуратурой города Кушва, на основании поручения прокуратуры Свердловской области, проведено обследование условий проживания инвалида 1 группы Рогачевой Валерии Евгеньевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В ходе проведенной проверки установлено, что Рогачева В.Е. проживает по адресу <адрес> совместно с законным представителем - матерью /-/, а также младшим братом - /-/, ДД.ММ.ГГГГ г.<адрес> помещение - трехкомнатная квартира, расположенная на 1 этаже 4-х этажного дома, находится в долевой собственности Рогачевой В.Е., /-/, /-/ (1/3 доли у каждого). Рогачева В.Е. является инвалидом 1 группы с детства, самостоятельно передвигаться не может, для передвижения используется кресло-коляска. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или адаптации инвалида № 157.41.66/2021 (2) Рогачевой В.Е. рекомендованы следующие технические средства реабилитации (TCP): кресло-коляска с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе, для больных ДЦП комнатная (для инвалидов и детей инвалидов); кресло-коляска с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе, для больных ДЦП прогулочная (для инвалидов и детей инвалидов). Фактически для перемещения Рогачевой В.Е. на улицу /-/ используется кресло-коляска с электрическим приводом, а также роллопандус, предоставленный Рогачевой В.Е. Управлением социальной политики на основании договора предоставлении специальных устройств, приспособлений, технических средств реабилитации в безвозмездное пользование от ДД.ММ.ГГГГ. Решением Кушвинского городского суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ Рогачева В.Е. признана <данные изъяты>. Опекуном Рогачевой В.Е. назначена мать - /-/ Между тем, проведенной прокуратурой города проверкой с выходом на место установлено, что доступность общего имущества многоквартирного <адрес> для инвалида не обеспечена. Проведенной проверкой установлено, что в целях реализации положений Постановления Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» на территории Кушвинского городского округа утверждено постановление администрации Кушвинского городского округа от 11.10.2016 № 1400 «О создании комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда Кушвинского городского округа, частного жилищного фонда, расположенного на территории Кушвинского городского округа, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов при администрации Кушвинского городского округа» (с изменениями). Во исполнение требований указанного постановления утверждено постановление администрации Кушвинского городского округа от 21.11.2018 № 1588 «Об утверждении плана мероприятий по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда Кушвинского городского округа, а также частного жилищного фонда, расположенного на территории Кушвинского городского округа, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов при администрации Кушвинского городского округа». Реализация его мероприятий ограничена лишь 2019 годом. В дальнейшем, т.е. на период 2020 и 2021 года, мероприятия по обследованию жилых помещений инвалидов Комиссией не запланированы, соответствующий план не утвержден. Фактически в период 2020-2021 годов обследование жилых помещений инвалидов, а также общего имущества многоквартирных домов, в которых проживают инвалиды не осуществлялось. Между тем, в ходе проведенного прокуратурой города обследования условий проживания инвалида-колясочника Рогачевой В.Е. от законного представителя принято обращение о необходимости оборудования общедомового имущества многоквартирного дома для возможности перемещения Рогачевой В.Е. из квартиры на улицу. По факту бездействия муниципальной комиссии Главе Кушвинского городского округа ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении выявленных нарушений закона. Таким образом, в связи с тем, что обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды муниципальной комиссией Кушвинского городского округа не проводилось, однако потребность в приспособлении общего имущества многоквартирного дома у семьи Рогачевой В.Е. имеется, прокуратурой города принято решение о защите прав инвалида в судебном порядке. Установленные нарушения свидетельствуют о грубом неисполнении органами местного самоуправления требований действующего законодательства о социальной защите инвалидов, влекут за собой нарушение конституционных прав маломобильных групп населения и невозможность использования общего имущества многоквартирного дома для обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. Принимая во внимание факт длительного бездействия органов местного самоуправления, нормативные требования федерального законодательства о социальной защите инвалидов, требования разумности и справедливости, истец полагает, что наиболее целесообразным сроком исполнения возложенной судом обязанности по обеспечению доступности общего имущества многоквартирного дома является срок в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

В заявлении об изменении исковых требований истцом указано, что перед обращением в суд с настоящим исковым заявлением прокуратурой города был установлен факт бездействия администрации Кушвинского городского округа, выразившийся в отсутствии планирования мероприятий по обследованию жилых помещений инвалидов, не проведении в течение 2020 и 2021 года мероприятий по обследованию жилых помещений инвалидов. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы Кушвинского городского округа внесено представление с требованием устранения выявленных нарушений закона. До момента рассмотрения заявленных исковых требований судом по существу Комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества инвалидов в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов Кушвинского городского округа проведено обследование жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид Рогачева В.Е. В ходе обследования Комиссией установлено, что многоквартирный дом по адресу <адрес> четырехэтажный двух подъездный, 32-х квартирный, 1962 года постройки, материал несущих стен — заполненным под углом 45°. Слева от входной двери второго подъезда в квартире I первого этажа устроен балкон. Общее имущество в многоквартирном доме требуется приспособить с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности в соответствии с изложенными ниже мероприятиями. По результатам проведенного обследования Комиссия пришла выводу о наличии технической возможности проведения мероприятий по приспособлению общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает инвалид 1 группы Рогачева В.Е.

    Определением Кушвинского городского суда от 12.01.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Городская компания».

Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на интернет-сайте Кушвинского городского суда Свердловской области www.kushvinsky.svd.sudrf.ru в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», ч. 7 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Также стороны извещены путем направления судебных извещений по месту нахождения и регистрации.

В судебном заседании помощник прокурора г. Кушва Щербинин В.Ю. исковые требования, с учетом их уточнения, поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Законный представитель Рогачевой В.Е. - /-/ исковые требования, с учетом их уточнения, поддержал в полном объеме, просила удовлетворить. Суду пояснила, что оборудованный у подъезда пандус не используется, поскольку имеет крутой угол наклона, использует переносной пандус, который также неудобен в использовании, крыльцо высокое, коляска, тем более вместе с ребенком, тяжелая, имел место случай падения коляски.

Представитель ответчика Администрации Кушвинского городского округа Божко А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласился, суду пояснил, что специалистом МКУ КГО «Комитет – жилищно – коммунальной сферы» выполнен чертеж размещения конструкции на земельном участке многоквартирного дома по адресу <адрес>, из которого следует, что единственным возможным вариантом установки пандуса является его примыкание к подъезду с тремя уклонами, выдержанными в размерах, установленных п. 27 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2016 г. № 649. По итогам обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном <адрес> пришла к выводу о наличии технической возможности для приспособления общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий доступности, а также принято решение об экономической целесообразности реконструкции многоквартирного дома, в котором проживает инвалид. При этом, в соответствии со ст. ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ, эксплуатация сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов и проектной документации. В соответствии с п. 6 ст. 17 Федерального закона № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения пожарной безопасности здания или сооружения должна быть обеспечена возможность проезда и подъезда пожарной техники, безопасность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и подачи средств пожаротушения к очагу пожара. Приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288 «Об утверждении свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемнопланировочным и конструктивным решениям», вместе с «СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемнопланировочным и конструктивным решениям» установлено, что минимальная ширина проездов зависит от высоты здания, сооружения и составляет (п. 8.6 СП 4.13130.2013) 3,5 метра - для зданий высотой до 13 метров включительно, 4,2 метра - для зданий высотой от 13 до 46 метров включительно, 6 метров - при высоте здания более 46 метров. В соответствии с п. 8.1. СГ1 4.13130.2013 подъезд пожарных автомобилей к жилым и общественным зданиям, сооружениям должен быть обеспечен по всей длине. Размещение пандуса в данном случае создаст препятствия для пожарной техники, поскольку будет занимать 4,5 метра ширины дворового проезда. В связи с этим, Комиссией дано заключение об отсутствии возможности приспособления общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребности инвалида. При этом, пояснил, что имеется возможность переоборудования подъезда к многоквартирному дому.

Представитель третьего лица – ООО «Городская компания» в судебном заседании с исковыми требованиями согласился, суду пояснил, что, МКД по адресу: <адрес> (подъезд ) имеет пандус, шириной 1100 мм, находящийся в удовлетворительном состоянии и обслуживаемый ООО «Городская компания». Если будет произведено требуемое переоборудование общего имущества многоквартирного дома, ООО «ГОК» будет его обслуживать.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Статья 7 Конституции Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу п. 1,3 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

-условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

-возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или адапатации инвалида (абзац восьмой статьи 17 Федерального закона № 181-ФЗ).

Согласно пункту 5.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

Пункт 2 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится в числе прочего установление порядка обеспечения условий доступности для инвалидов к жилым помещениям, а также общему имуществу в многоквартирном, доме, в том числе придомовой территории.

Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 (далее - Правила № 649), устанавливаются порядок обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и требования по приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов.

Помимо этого, Правила № 649 применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания (далее - жилые помещения инвалидов), а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения (пункт 2).

В силу абз. п. 2 Правил № 649 доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

В соответствии с подп. 2 п. 4 Правил № 649 обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении (далее - обследование), в том числе ограничений, вызванных стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения.

Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее - муниципальная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования (п. 6 Правил № 649).

По результатам работы указанной выше комиссии оформляется акт обследования жилого помещения инвалида (пункты 12, 13 Правил) и принимается решение об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, заключение о возможности (отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (пункты 17 - 20 Правил).

Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности. Формы соответствующих заключений утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (пункт 18 Правил).

Для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий заключение, предусмотренное пунктом 1.9 настоящих Правил, в течение 10 дней со дня его вынесения направляется федеральной комиссией в уполномоченный федеральный орган, региональной комиссией - в уполномоченный орган, муниципальной комиссией - главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида (пункт 22 Правил

Из вышеприведенных правовых норм следует, что инвалиду должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа в жилой дом, в котором он проживает, и возможность пользования общим имуществом жилого дома, в котором он проживает, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного дома под потребности инвалида.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2010 № 689-О-О указано, что органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих публичную обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов, осуществляется за счет средств местных бюджетов. В случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида установлены в разделе III Правил № 649.

Согласно п. 24 – 27 Правил № 649 на участке дорожного покрытия перед крыльцом многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, оборудуются: а) рельефная (тактильная) полоса дорожных указателей шириной 0,5 - 0,6 метра из рельефной тротуарной плитки или аналогичного дорожного покрытия на расстоянии 0,8 метра от подступенка нижней ступени марша до ближайшего края рельефной (тактильной) полосы; б) разворотная площадка для кресла-коляски перед пандусом размером 1,5 x 1,5 метра; в) металлические пандусы, жестко закрепленные на неровных покрытиях или на ступенях лестницы.

Крыльцо многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, и входная площадка должны отвечать следующим требованиям: а) уровень пола помещения при входе в здание должен быть нулевой или не более 14 миллиметров со скошенными краями. Дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов относительно уровня пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должны превышать 14 миллиметров; б) дренажные и водосборные решетки должны быть на одном уровне с поверхностью покрытия. Ширина просветов их ячеек не должна превышать 13 миллиметров, а длина - 15 миллиметров. Допускается подогрев покрытия крыльца или входной площадки (в соответствии с местными климатическими условиями); в) входная площадка при открывании дверей наружу должна быть не менее 1,4 x 2 метра или 1,5 x 1,85 метра; г) входная площадка с пандусом должна быть не менее 2,2 x 2,2 метра, поперечный уклон покрытий должен быть в пределах 1 - 2 процентов.

Лестница крыльца многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должна отвечать следующим требованиям: а) число подъемов (ступеней) в одном перепаде уровней должно быть не менее 3 и не более 12; б) поверхность ступеней должна иметь антискользящее покрытие и быть шероховатой; в) ограждения с 2 сторон стационарной лестницы должны быть непрерывными, с 2-уровневыми поручнями на высоте от 0,7 до 0,9 метра, имеющими закругленные окончания, при этом расстояние между ближайшей стеной и поручнем должно быть не менее 50 миллиметров, расстояние между поручнями - не менее 1 метра; г) верхняя и нижняя ступени должны выделяться цветом или фактурой; д) перед открытой лестницей за 0,8 - 0,9 метра оборудуются предупредительные тактильные полосы шириной 0,3 - 0,5 метра.

Пандус крыльца многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должен отвечать следующим требованиям: а) наклонная часть (марш) пандуса должна иметь сплошную поверхность и длину не более 9 метров; б) при устройстве съезда с тротуара на проезжую часть уклон должен быть не более 1:12, около здания допускается увеличить продольный уклон до 1:10 на протяжении не более 10 метров. Перепад высот в местах съезда на проезжую часть не должен превышать 15 миллиметров. Уклон пандуса крыльца должен быть не более 1:20. Пандус с расчетной длиной 36 метров и более или высотой более 3 метров следует заменять подъемными устройствами; в) промежуточные горизонтальные площадки при высоте пандуса крыльца более 0,8 метра при прямом движении: при отсутствии поворота или разворота должны иметь ширину не менее 1 метра, глубину до 1,4 метра; при устройстве разворотной площадки для кресла-коляски должны иметь бортик с открытой стороны пандуса и колесоотбойное устройство высотой 0,1 метра на съезде и промежуточных площадках; г) ограждения с 2 сторон пандуса должны быть непрерывными, с 2-уровневыми поручнями на высоте от 0,7 до 0,9 метра, имеющими закругленные окончания. Расстояние между поручнями должно быть от 0,9 до 1 метра, завершающие части поручня должны быть округлого сечения, горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша на 0,3 метра; д) поверхность пандуса должна быть нескользкой, отчетливо маркированной цветом или текстурой, контрастно отличающейся от прилегающей поверхности.

Судом установлено, что Рогачева Валерия Евгеньевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом первой группы с детства, что подтверждается справкой серии МСЭ-2020 от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 18/.

Решением Кушвинского городского суда Свердловской области от 11.08.2021 Рогачева В.Е. признана недееспособной /л.д. 49/.

Согласно индивидуальной программе реабилитации или адаптации инвалида № 157.41.66/2021 (2) Рогачева В.Е. нуждается в оборудовании жилого помещения, занимаемого инвалидом, специальными средствами и приспособлениями для инвалидов, имеющих нарушения здоровья со стойким расстройством функции опорно-двигательного аппарата, в том числе использующих кресла-коляски и иные вспомогательные средства передвижения, нуждается в помощи как лицу-инвалиду, имеющему значительно выраженные ограничения в передвижении на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, при входе в такие объекты и выходе из них, посадке в транспортное средство и высадке из него, в том числе с использованием кресла-коляски /л.д. 20-34/.

Рогачева зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, в квартире, находящейся в общей долевой собственности с братом /-/ и матерью /-/ /л.д. 43-48/.

Согласно представленным ООО «Городская компания» сведениям (исх. от ДД.ММ.ГГГГ), согласно акту осмотра многоквартирного дома по адресу: <адрес>, крыльцо 2-го подъезда, на первом этаже которого находится квартира , оборудовано бетонным пандусом, выполненным в 2019 году по согласованию с собственником квартиры (были учтены размеры коляски, ширина прохода для собственников помещений, вылет правового полотна входной металлической двери с домофонным оборудованием. При этом отсутствует пандус входной группы, пандус на маршах /л.д. 51-52/.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города Кушвы в адрес Главы Кушвинского городского округа было вынесено представление об устранении нарушений закона, в соответствии с которым было предприсано незамедлительно принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, а именно: разработать и утвердить план работы комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов; провести обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 /л.д. 82-84/.

Постановлением Администрации Кушвинского городского округа от 11.10.2016 № 1400 создана комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда Кушвинского городского округа, частного жилищного фонда, расположенного на территории Кушвинского городского округа в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов при администрации Кушвинского городского округа.

ДД.ММ.ГГГГ указанной комиссией проведено обследование общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, по результатам которого составлен акт б/н обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида    /л.д. 112-115/.

Согласно данного акта установлено, что многоквартирный дом по адресу <адрес> четырехэтажный двух подъездный, 32-х квартирный, 1962 года постройки, материал несущих стен – кирпич. Второй подъезд оборудован крыльцом со ступенями и уклоном для съезда, выполненный под углом 450. Слева от входной двери второго подъезда в квартире первого этажа устроен балкон. Общее имущество в многоквартирном доме требуется приспособить с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности.

Также данным актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ определен перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, а именно: установлена необходимость устройства пандуса на придомовом земельном участке в соответствии с п. 27 требований, устройство разворотной площадки для кресла-коляски перед пандусом размером 1,5х1,5 метра в соответствии с п.п. б п. 24 требований, оборудование входной площадки для открывания дверей наружу должна быть не менее 1,4х2 метра в соответствии с п.п. в п. 25 требований; устройство в ограждения с 2 сторон стационарной лестницы с двухуровневыми поручнями на высоте 0,9 метра в соответствии с п.п. в п. 26 требований; устройство дверных петель с фиксаторами положений «открыто» и «закрыто» в соответствии с п.п. е п. 29 требований; выравнивание уровней пола помещения при вхоже с целью устранения порогов и перепадов относительно уровня пола в соответствии с п.п.а п. 25 требований.

ДД.ММ.ГГГГ Комиссией принято решение об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида расположенного по адресу: <адрес> подъезд 2 /л.д. 191-198/.

ДД.ММ.ГГГГ комиссией вынесено заключение /л.д. 213-215/ об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, расположенного по адресу: <адрес>

Основанием для принятия указанного заключения являются следующие обстоятельства: в соответствии с п. 6 ст. 17 Федерального закона № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения пожарной безопасности здания или сооружения должна быть обеспечена возможность проезда и подъезда пожарной техники, безопасность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и подачи средств пожаротушения к очагу пожара. Приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288 «Об утверждении свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемнопланировочным и конструктивным решениям», вместе с «СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемнопланировочным и конструктивным решениям» установлено, что минимальная ширина проездов зависит от высоты здания, сооружения и составляет (п. 8.6 СП 4.13130.2013) 3,5 метра - для зданий высотой до 13 метров включительно, 4,2 метра - для зданий высотой от 13 до 46 метров включительно, 6 метров - при высоте здания более 46 метров. В соответствии с п. 8.1. СГ1 4.13130.2013 подъезд пожарных автомобилей к жилым и общественным зданиям, сооружениям должен быть обеспечен по всей длине. В соответствии с чертежом размещения конструкции на земельном участке многоквартирного дома по адресу <адрес> следует, что единственным возможным вариантом установки пандуса является его примыкание к подъезду с тремя уклонами, выдержанными в размерах, установленных п. 27 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2016 г. № 649. Размещение пандуса создаст препятствия для пожарной техники, поскольку будет занимать 4,5 метра ширины дворового подъезда. Таким образом, перекрытие проездов для пожарной техники изделиями и предметами, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники, доступ пожарных в этажи зданий, сооружений либо снижающими размеры проездов, подъездов, установленных требованиями п. 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, 8.1., 8.6. СП 4.13130.2013 будет являться нарушением правил пожарной безопасности.

В судебном заседании представителем ответчика Администрации Кушвинского городского округа подтверждено, что при обследовании общего имущества многоквартирного дома комиссией был сделан вывод о наличии технической возможности для реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), возможности для установки пандуса, однако при этом будут нарушены требования пожарной безопасности.

Однако, судом не могут быть приняты во внимание доводы стороны ответчика в данной части, поскольку они основаны на предположениях. Представленный в обоснование план реконструкции крыльца /л.д. 105/ никем не подписан, при отсутствии разработанного проекта реконструкции крыльца, не представляется возможным сделать вывод об объективности выводов комиссии, отраженных в заключении. Кроме того, в ходе рассмотрения дела сторонами не отрицалось о наличии возможности переустройства дворового проезда. Наличие препятствий доступа инвалида в жилое помещение объективно подтверждается представленными в дело фотоматериалами /л.д. 53-64/.

Согласно пункту 14 Правил № 649 перечень мероприятий может включать в себя: а) минимальный перечень мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий жилое помещение инвалида должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом IV настоящих Правил; б) оптимальный перечень мероприятий, финансирование которых может осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий общее имущество многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом III настоящих Правил; в) максимальный перечень мероприятий, которые выполняются по специальному заказу инвалида или членов семьи инвалида за счет их средств или средств иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Указанные в акте от 10.01.2022 мероприятия в соответствии с п. п. «а» и «б» п. 14 Правил № 649 относятся к оптимальному перечню мероприятий, финансирование которых может осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов (в результате проведения таких мероприятий общее имущество многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом III настоящих Правил).

Администрация Кушвинского городского округа является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям как орган местного самоуправления, к компетенции которого отнесено создание условий для осуществления Рогачевой В.Е. права на жилище, в том числе, обеспечение ей как инвалиду доступности общего имущества многоквартирного дома, в котором расположено принадлежащее ей жилое помещение.

    В связи с изложенным, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора города Кушвы в интересах инвалида 1 группы Рогачевой Валерии Евгеньевны к Администрации Кушвинского городского округа о возложении обязанности совершить определенные действия в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора города Кушвы в интересах инвалида 1 группы Рогачевой Валерии Евгеньевны к Администрации Кушвинского городского округа о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить.

Обязать Администрацию Кушвинского городского округа в течение 1 (одного) года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить доступность общего имущества второго подъезда многоквартирного <адрес>, в 17 квартире которого проживает инвалид Рогачева Валерия Евгеньевна, а именно:

- оборудовать крыльцо второго подъезда многоквартирного <адрес> пандусом, отвечающим требованиям п. 27 раздела III Постановления Правительства РФ от 09.07.2016 N 649;

- оборудовать перед пандусом крыльца второго подъезда многоквартирного <адрес> разворотную площадку для кресла-коляски размером 1,5 х 1,5 метра;

- оборудовать крыльцо второго подъезда многоквартирного <адрес> входной площадкой размерами не менее 1,4 х 2 метра при открывании дверей наружу;

- оборудовать лестницу крыльца второго подъезда многоквартирного <адрес> непрерывными ограждениями с 2 сторон, с 2-уровневыми поручнями на высоте 0,9 метра;

- оборудовать двери для входа во второй подъезд многоквартирного <адрес> дверными петлями с фиксаторами положений «открыто» и «закрыто»;

- произвести выравнивание уровня пола помещения при входе во второй подъезд многоквартирного <адрес> с целью устранения порогов и перепадов относительно уровня пола.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Кушвинский городской суд <адрес>.

Решение принято в совещательной комнате и изготовлено с использованием компьютера.

Судья                                                                                                             В.В. Мальцева

2-4/2022 (2-1025/2021;) ~ М-978/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор г. Кушвы
Рогачева Валерия Евгеньевна
Ответчики
администрация Кушвинского городского округа
Другие
Ёжикова Наталья Владиславовна
ООО "Городская компания"
Суд
Кушвинский городской суд Свердловской области
Судья
Мальцева В.В.
Дело на сайте суда
kushvinsky--svd.sudrf.ru
22.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.10.2021Передача материалов судье
29.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.11.2021Подготовка дела (собеседование)
21.12.2021Подготовка дела (собеседование)
21.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.01.2022Судебное заседание
24.01.2022Судебное заседание
28.01.2022Судебное заседание
11.02.2022Судебное заседание
18.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее