дело № 5-634/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА
ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
12 апреля 2021 года г. Межгорье
Судья Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан Нагимова К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении в отношении Крестьянинова В. С., ... года рождения, уроженца ..., Республики Башкортостан, зарегистрированного и проживающего по адресу: ..., г. Межгорье, ..., привлекаемого к административной ответственности по части 2 статьи 20.6.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛА:
... УУП ПП Отдела МВД России по ГО ЗАТО г. Межгорье Музагитовым А.Г. составлен протокол об административном правонарушении (033) №... по ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ в отношении Крестьянинова В.С., из которого следует, что ... в 15:50 час. Крестьянинов В.С. находился вне места своего проживания (пребывания) у входа в магазин «Монетка», по ..., г. Межгорье, без средств индивидуальной защиты (маски), тем самым нарушил п.п. 1 п. 5 Указа Главы Республики Башкортостан № УГ-111 от 18.03.2020 года (в редакции Указов УГ-452 от 19.10.2020 г., УГ-495 от 13.11.2020 года, УГ-554 от 15.12.2020 г.), устанавливающих правила и санитарно-эпидемиологические нормы гражданам РФ, находящихся на территории Республики Башкортостан, а также нарушил Правила поведения обязательных для исполнения гражданами, при введении режима повышенной готовности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 года № 417, так же Крестьянинов В.С. ранее привлекался к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Крестьянинов В.С. в судебное заседание не явился, при этом надлежащим образом о месте и времени судебного заседания извещался СМС-извещением, с его согласия, что подтверждается материалами дела. Ходатайство об отложении рассмотрения дела, не заявлял. Причина неявки неизвестна.
Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Как указал Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 27.12.2007 г. N 52 "О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях", исходя из положений частей 2 и 3 статьи 25.1 КоАП РФ судья вправе рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие указанного лица при соблюдении следующих условий: у судьи имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела, в том числе посредством СМС-сообщения в случае его согласия на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату; по данному делу присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, не является обязательным и не было признано судом обязательным (часть 3 статьи 25.1 КоАП РФ); этим лицом не заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения (абзац второй пункта 14 Постановления).
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – УУП ПП Отдела МВД России по ГО ЗАТО г. Межгорье Музагитов А.Г. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В связи с чем, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие вышеуказанных лиц, согласно ст. 25.1 ч. 2, ст. 29.7 ч. 1 п. 4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Изучив материалы административного дела, прихожу к следующему.
В силу части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.
Часть 2 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Согласно ст. 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 20 декабря 1994 года № 68-ФЗ чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации обязаны: соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; выполнять установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В силу п. 1 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 417, граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в п. п. 8 и 9 ст. 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с подпунктом «а, б» п. 3 указанных Правил при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) регулирует обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. В силу ст. ст. 2, 10 названного Закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения помимо прочего обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно п. 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», дополнен коронавирусной инфекцией (2019- nCoV).
Пунктом 1.5 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» (зарегистрировано в Минюсте России 18 марта 2020 № 57771) постановлено высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) принять меры по введению режима повышенной готовности.
В связи с угрозой распространения в Республике Башкортостан новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) Указом Главы Республики Башкортостан от 18 марта 2020 года № УГ-111 на территории Республики Башкортостан введен режим «Повышенная готовность».
Подпунктом 1 пункта 5 Указа Главы Республики Башкортостан от 18 марта 2020 года «О введении режима «Повышенная готовность» на территории Республики Башкортостан в связи с угрозой распространения в Республике Башкортостан новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)» (в редакции на момент совершения правонарушения) на граждан РФ находящихся на территории Республики Башкортостан возложена обязанность: использовать средства индивидуальной защиты (маски) вне места своего проживания (пребывания), в том числе, в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах, а в объектах торговли, финансовых организациях, многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг также использовать перчатки.
Из представленных материалов следует, что Крестьянинов В.С. в период режима «Повышенная готовность», будучи ранее привлеченным к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, ... в 15:50 час. находился вне места своего проживания (пребывания) у входа в магазин «Монетка», по ..., г.Межгорье, без средств индивидуальной защиты (маски).
Указанные действия Крестьянинова В.С. должностным лицом квалифицированы по ч.2 ст. 20.6.1 КоАП РФ как нахождение вне места своего проживания (пребывания), без средств индивидуальной защиты (маски), в нарушение п.п. 1 п. 5 Указа Главы Республики Башкортостан № УГ-111 от 18.03.2020 года (в редакции Указов УГ-452 от 19.10.2020 г., УГ-495 от 13.11.2020 года, УГ-554 от 15.12.2020 г.), устанавливающих правила и санитарно-эпидемиологические нормы гражданам РФ, находящихся на территории Республики Башкортостан, а также нарушил Правила поведения обязательных для исполнения гражданами, при введении режима повышенной готовности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 года № 417, повторно.
В вину Крестьянинова В.С. в нарушении режима использования средств индивидуальной защиты в общественном месте, в период введения режима повышенной готовности, будучи ранее привлеченным за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.20.6.1 КоАП РФ должностным лицом представлены следующие доказательства:
- протокол об административном правонарушении от ...;
- телефонное сообщение от ... УУП Музагитова А.Г.;
- объяснение Крестьянинова В.С. от ..., согласно которому он признал факт того, что находился у входа магазина «Монетка» по ..., г. Межгорье, без средств индивидуальной защиты (маски);
- справка ОМВД России по ГО ЗАТО г. Межгорье от ... на физическое лицо Крестьянинова В.С. с данными о совершении правонарушений;
- постановление Белорецкого межрайонного суда РБ от ..., вступившее в законную силу ..., о привлечении Крестьянинова В.С. к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ к предупреждению;
- рапорт УУП ПП ОМВД России по ГО ЗАТО г. Межгорье Музагитова А.Г. от ... о выявлении административного правонарушения;
- фотоматериалы.
Вместе с тем, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как следует из протокола об административном правонарушении (033) №... от ..., Крестьянинов В.С. ... в 15:50 час. Крестьянинов В.С. находился вне места своего проживания (пребывания) у входа в магазин «Монетка», по ..., г. Межгорье, без средств индивидуальной защиты (маски), тем самым нарушил п.п. 1 п. 5 Указа Главы Республики Башкортостан № УГ-111 от 18.03.2020 года (в редакции Указов УГ-452 от 19.10.2020 г., УГ-495 от 13.11.2020 года, УГ-554 от 15.12.2020 г.), устанавливающих правила и санитарно-эпидемиологические нормы гражданам РФ, находящихся на территории Республики Башкортостан, а также нарушил Правила поведения обязательных для исполнения гражданами, при введении режима повышенной готовности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 года № 417.
Однако, анализируя представленные материалы, в частности фотоматериал, из которых не усматривается, что Крестьянинов В.С. находился в месте массового пребывания людей. Из имеющихся в деле фотографий следует, что Крестьянинов В.С. находится один, при этом, из фотографии видно, что люди находятся от него на расстоянии более 1,5 метра, т.е. им соблюдена социальная дистанция.
Также из представленной в материалы дела фотографии (л.д. 12) вообще не усматривается скопление людей в месте нахождения Крестьянинова В.С. Более того, вышеуказанные фотографии не содержат даты выявления правонарушения.
Пунктом 1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 N 31 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом" (зарегистрировано Минюстом России 26.10.2020, регистрационный N 60563) предусмотрено, что лицам, находящимся на территории Российской Федерации, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.
По смыслу закона, к общественным местам относятся места значительного скопления граждан (улицы, площади, парки, стадионы, транспорт), а также любые места, свободные для доступа неопределенного круга лиц, в которых могут находиться люди (подъезды, пешеходные переходы, остановки, торговые центры, залы ожидания и др.).
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Вышеприведенные положения КоАП РФ во взаимосвязи со ст. 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и ст. 26.11 КоАП РФ о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Частями 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Таким образом, факт того, что Крестьянинов В.С. находился вне места своего проживания (пребывания), в общественном месте (на улице) без средств индивидуальной защиты (маски) не говорит о том, что он находился в месте массового пребывания людей и указанное не подтверждено надлежащими доказательствами, а также, что он нарушил Правила поведения обязательных для исполнения гражданами, при введении режима повышенной готовности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 года № 417, Указ Главы Республики Башкортостан № УГ-111 от 18.03.2020 года (в редакции действовавшей на момент выявления правонарушения – 12.02.2021 г.), т.е. в его действиях отсутствует объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
К представленным в материалы дела вышеуказанным доказательствам, отношусь критически, поскольку они не подтверждают вину Крестьянинова В.С. в совершении им административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ, по вышеизложенным обстоятельствам, т.к. должностным лицом и судом не установлен факт того, что Крестьянинов В.С. находился в месте массового пребывания людей, в общественном месте, без средств индивидуальной защиты (маски), чем нарушил правила поведения обязательных для исполнения гражданами, при введении режима повышенной готовности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 года № 417, Указ Главы Республики Башкортостан № УГ-111 от 18.03.2020 г., устанавливающих правила и санитарно-эпидемиологические нормы к гражданам РФ.
В связи с чем, прихожу к выводу о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Крестьянинова В.С., в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Руководствуясь ч. 3 ст. 23.1, п. 2 ч. 1 ст. 24.5, подп. 1 п. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л А:
производство по делу об административном правонарушении в отношении Крестьянинова В. С., ... года рождения, по части 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 24.5. КоАП РФ).
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Белорецкий межрайонный суд РБ в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: К.П. Нагимова