№ 2-82-2012 Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 января 2012 г.
Красногорский районный суд г.Каменска-Уральского Свердловской области в составе:
Председательствующего судьи Смирновой Л.А.
С участием истца Любимовой Н.А., ее представителя Сапунова П.И.,
Представителя ответчика Шабуровой О.Н.,
при секретаре Качалковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Любимовой Н.А. к
Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменск-Уральский и Каменском районе Свердловской области
о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л :
Решением ответчика от *** истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Истец обратилась в суд с иском к ответчику о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с ***.
В судебном заседании истец и ее представитель поддержали исковые требования в полном объеме и пояснили, что *** истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью. В назначении пенсии отказано, так как специальный стаж составил менее 30 лет. С *** по *** истец работала медсестрой кабинета физиотерапии в санатории-профилактории «***» завода ***. Период работы с *** по *** не включен в стаж, поскольку у санатория-профилактория отсутствовал статус юридического лица, а также наименование учреждения не указано в Списке. Считает, что невключение спорного периода в специальный стаж противоречит закону, она выполняла лечебную деятельность. Санаторий-профилакторий имел лицензию на занятие медицинской деятельности, осуществлял медицинские услуги, санаторное лечение больных с болезнями опорно-двигательного аппарата. Также не соответствует закону исключение из стажа времени нахождения в отпуске по уходу за ребенком после ***.
Представитель ответчика возражала против заявленных требований по следующим основаниям. Право на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения зависит от вида деятельности (профессии и должности) работника, от наименования учреждения здравоохранения, работа в которых дает право на получение указанной пенсии. Предприятие – ОАО «***» не является лечебно-профилактическим учреждениям, не предусмотрено перечнем профессий и должностей, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06 сентября 1991 г. Расценивать эти периоды как работу в структурном подразделении не позволяет пункт 1 правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066. Кроме того, периоды работы после регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования должны подтверждаться сведениями индивидуального (персонифицированного) учета с отметкой о льготном характере работы. Спорные периоды работы не подтверждены. Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком может быть включен в специальный стаж до вступления в силу Закона Российской Федерации № 3543-1 от 25 сентября 1992 г., до 06 октября 1992 г.
Заслушав объяснения сторон, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Решением ответчика от *** (л.д. 6-7) истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в связи с отсутствием требуемого стажа работы.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации права и свободы гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств (статья 19 Конституции Российской Федерации).
Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 05 ноября 2002 г. № 320-О, от 06 марта 2003 г. № 107-О, в постановлении от 29 января 2004 г. № 2-п, Минтрудом Российской Федерации в разъяснении от 17 октября 2003 г. N 4, утвержденном Постановлением Минтруда Российской Федерации № 70 от 17 октября 2003 г. прямо указано, что при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в указанных стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности). В определениях от 4 марта 2004 г. № 81-о, от 18 апреля 2006 г. № 84-о Конституционный Суд Российской Федерации указал, что законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда; при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Следовательно, суд при разрешении спора должен определить, сопряжена ли работа истца в спорные периоды с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда.
В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06 сентября 1991 г. утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», распространяющийся на период до 01 ноября 1999 г. (далее – Список 1991 г.)
В соответствии со Списком 1991 г. в специальный стаж подлежит включению работа в должностях врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В отношении периодов работы после 01 ноября 1999 г., а по желанию гражданина – и периодов работы до 01 ноября 1999 г., применяется Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации № 1066 от 22 сентября 1999 г. (далее – Список 1999 г.).
Указанным Списком 1999 г. предусмотрено право на льготную пенсию медицинских сестер в санаториях (курортах) для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Согласно Положению о санатории-профилактории организации (предприятия), утвержденного Минздравом Российской Федерации от 01 ноября 1996 г. № 2510/4827-96-29, санаторий-профилакторий является лечебно-профилактическим учреждением санаторно-курортного типа, находящимся на балансе и в ведении организации (предприятия), независимо от формы собственности, предназначенным для лечения и предупреждения заболеваний работников предприятия и членов их семей, с учетом условий их труда, быта и особенностей производства (пункт 1.1).Основной задачей санатория-профилактория является поддержание и укрепление здоровья работающих, нуждающихся по медицинским показаниям в санаторно-курортном и профилактическом лечении заболеваний, связанных с факторами производственной среды и условиями труда (пункт 2.1). Санаторий-профилакторий обеспечивает: квалифицированную лечебно-профилактическую помощь работникам, в основном без отрыва их от производственной деятельности, предоставление рационального и диетического питания; проживание в помещениях, отвечающих требованиям санитарных норм и правил для лечебно-профилактических учреждений (пункт 2.2).
Положением о санатории-профилактории «лесной» ОАО «***» (л.д. 12-15) установлено, что санаторий-профилакторий является лечебно-профилактическим учреждением санаторно-курортного типа, предназначенным для лечения и предупреждения заболеваний работников предприятия. Задачей учреждения является поддержание и укрепление здоровья работающих, нуждающихся по медицинским показаниям в санаторно-курортном и профилактическом лечении заболеваний, связанных с фактором производственной среды и условиями труда.
Лицензией *** от ***, сертификатом, протоколом к ней (л.д. 15-17), лицензией *** от ***, сертификатами и протоколами к ней (л.д.18-23) ОАО «***» разрешено осуществление медицинской деятельности, с присвоением второй квалификационной категории санаторному отделению, с правом оказания санаторно-курортной помощи по болезням опорно-двигательного аппарата.
Таким образом, работа в должности медицинской сестры в санатории-профилактории, в котором осуществляется лечение по профилю, указанному в разделе «Наименование учреждений» Списка 1999 г., дает право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья граждан.
Ссылка ответчика на отсутствие сведений о льготном характере работы в системе индивидуального (персонифицированного) учета не может служить основанием для отказа в назначении льготной пенсии.
Суд находит правомерными требования истца о включении в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с *** по ***.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; при этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Принимая во внимание, что отпуск истца по уходу за ребенком начался с *** (л.д. 40), то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с *** по *** подлежит включению в специальный стаж работы истца.
Учитывая, что с учетом спорных периодов специальный стаж истца составит более требуемых 30 лет, то право на назначение пенсии возникло у истца с момента подачи заявления ответчику – ***.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Любимовой Н.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменск-Уральский и Каменском районе Свердловской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменск-Уральский и Каменском районе Свердловской области от *** № об отказе в установлении Любимовой Н.А. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменск-Уральский и Каменском районе Свердловской области:
1. включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, Любимовой Н.А. периоды:
- нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет с *** по ***;
- работы с *** по *** в должности медсестры ОАО «***» санаторий-профилакторий «***»;
-работы с *** по *** в должности медсестры ОАО «***» санаторий-профилакторий «***»;
2. назначить Любимовой Н.А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с ***.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красногорский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 23 января 2012 г.
Председательствующий: