Дело № 5-60/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
с. Усть-Кулом 12 мая 2017 года
Судья Усть-Куломского районного суда Республики Коми Лавров А.В. рассмотрев при секретаре судебного заседания Фоминой Т.В. дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении юридического лица – Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, расположенного по адресу: <адрес>,
установил:
юридическое лицо – Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми – совершило несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, при следующих обстоятельствах.
ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут юридическое лицо – Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми (далее в описательно-мотивировочной части постановления – Министерство), являясь ответственным за осуществление дорожной деятельности на автомобильных дорогах, проходящих в границах населенных пунктов, а именно: подъезд к с. Усть-Кулом от автодороги Усть-Кулом – Керчомъя – Гайны (с км 0 + 530 по км 1 + 140), подъезд к п. Кебанъель от автодороги Сыктывкар – Троицко-Печорск (с км 0 + 000 по км 0 + 700); являясь лицом, ответственным за содержание автодорог республиканского значения в пределах Усть-Куломского района Республики Коми в безопасном для дорожного движения состоянии, не обеспечило безопасность дорожного движения, а именно соблюдение требований п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства», так как на вышеуказанных участках автомобильных дорог отсутствует стационарное наружное освещение, которое обустраивают на участках дорог проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии 100 метров. Данные недостатки явились угрозой безопасности дорожного движения на вышеуказанных участках автодорог, тем самым был нарушен п. 13 Основных положений Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель Министерства Маслова Л.Н. указала, что Министерство не является субъектом указанного административного правонарушения, поскольку участки автомобильных дорог – подъезд к с. Усть-Кулом от автодороги Усть-Кулом – Керчомъя – Гайны (с км 0 + 530 по км 1 + 140), подъезд к п. Кебанъель от автодороги Сыктывкар – Троицко-Печорск (с км 0 + 000 по км 0 + 700) – фактически переданы в ведение ГУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми».
Представитель ОГИБДД ОМВД России по Усть-Куломскому району Павлов Д.А. при рассмотрении дела об административном правонарушении настаивал на привлечении Министерства к административной ответственности.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, заслушав участвующих в деле лиц, прихожу к следующему выводу.
Частью 1 ст. 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения. Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, выражается в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6 ст. 3). Содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3). Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 15).
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Исходя из положений приведенных норм, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за содержание дорог и дорожных сооружений.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за содержание дорог и дорожных сооружений.
Постановлением Правительства Республики Коми от 1 ноября 2016 года утверждено Положение о Министерстве строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, в соответствии с которым к числу основных задач Министерства относится, в том числе, создание условий для безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, обеспечение транспортной безопасности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми.
Как следует из п. 4.6.1.1 ГОСТа Р 52766-2007 «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», стационарное электрическое освещение предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
В нарушение указанного пункта государственного стандарта Министерством не предприняты меры к организации стационарного освещения на автомобильных дорогах, проходящих в границах населенных пунктов, а именно: подъезд к с. Усть-Кулом от автодороги Усть-Кулом – Керчомъя – Гайны (с км 0 + 530 по км 1 + 140), подъезд к п. Кебанъель от автодороги Сыктывкар – Троицко-Печорск (с км 0 + 000 по км 0 + 700). Данные обстоятельства объективно подтверждаются актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 13 марта 2017 года и фототаблицей к нему (л.д. 11-15).
Обстоятельства указанного правонарушения, правовой статус Министерства и возглавляющего его должностного лица подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 45-46); распоряжением Главы Республики Коми о назначении Лазарева К.Г. (л.д. 47); Постановлением Правительства Республики Коми от 1 ноября 2016 года (л.д. 48); Положением о Министерстве строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми (л.д. 49-87).
Доводы представителя Министерства Масловой Л.Н. о том, что Министерство не является субъектом указанного административного правонарушения, являются несостоятельными.
В силу п. 1 ст. 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления возникает на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
При этом право на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что право оперативного управления в отношении участков автомобильных дорог – подъезд к с. Усть-Кулом от автодороги Усть-Кулом – Керчомъя – Гайны (с км 0 + 530 по км 1 + 140), подъезд к п. Кебанъель от автодороги Сыктывкар – Троицко-Печорск (с км 0 + 000 по км 0 + 700) – в установленном законом порядке зарегистрировано не было.
При таких обстоятельствах содержание указанных участков автомобильных дорог является обязанностью Министерства как собственника данного недвижимого имущества.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия юридическим лицом своевременных и действенных мер, направленных на соблюдение законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, равно как и доказательств, свидетельствующих об отсутствии у юридического лица возможности для соблюдения данных требований, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу о том, что вина Министерства в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, доказана.
Обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ и исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
Федеральным законом от 7 марта 2017 года № 26-ФЗ «О внесений изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» ст. 12.34 КоАП РФ изложена в новой редакции, в соответствии с которой юридическим лицам за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, может быть назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере от двухсот до трехсот тысяч рублей. Данные изменения вступили в законную силу с 18 марта 2017 года. При этом согласно ранее действующей редакции закона юридическим лицам могло быть назначено наказание только в виде трехсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Поскольку внесенные в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменения улучшают положение юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, совершенное Министерством правонарушение подлежит квалификации по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 7 марта 2017 года № 26-ФЗ) как несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
При определении вида и размера административного наказания учитываются характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения и положения ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность Министерства, не установлено.
Обстоятельством отягчающим, административную ответственность Министерства, на основании п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ является повторное совершение однородного административного правонарушения, так как Министерство совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, до истечения 1 года с момента исполнения административного наказания, назначенного указанному юридическому лицу за совершение административных правонарушений в области дорожного движения (л.д. 90).
С учетом конкретных обстоятельств дела, связанных с характером совершенного правонарушения, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, которое является органом государственной власти субъекта Российской Федерации, принимая во внимание установленные ч. 1 ст. 1.2 КоАП РФ задачи законодательства об административных правонарушениях, прихожу к выводу о назначении Министерству административного наказания в виде административного штрафа с применением положений ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23.1, 29.1 – 29.11 КоАП РФ, судья
постановил:
признать юридическое лицо – Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, расположенное по адресу: <адрес> <данные изъяты>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 7 марта 2017 года № 26-ФЗ), и назначить указанному юридическому лицу с применением ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усть-Куломский районный суд Республики Коми в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья – А.В. Лавров
Реквизиты для уплаты штрафа:
Получатель платежа: Управление федерального казначейства по Республике Коми (МВД по Республике Коми)
ИНН 1101481581, КПП 110101001.
Отделение - НБ Республики Коми, БИК 048702001
Счет получателя: 40101810000000010004, КБК 18811630020016000140, ОКТМО 87648000, УИН 18810411170200001610.
Копия верна. Судья – А.В. Лавров