Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара «07» февраля 2017 года
Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего Макогон Л.А.,
с участием прокурора Теркунова Д.В.,
при секретаре Уколовой Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2–203/17 по иску Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области в защиту интересов Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ФКУ ИК-15 УФСИН России по Самарской области об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Первоначально Самарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области обратился в суд с иском, в котором просил обязать администрацию ФКУ ИК-15 УФСИН России по Самарской области устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности и оборудовать автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре помещения швейных цехов №№ привести планы эвакуации людей при пожаре в швейных цехах № в соответствии с требованиями ГОСТ.
В обоснование заявленных требований указано, что Самарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области с привлечением специалистов ОНД и ПР г.о. Самара УНД и ПР ГУ МЧС России по Самарской области проведена проверка исполнения администрацией ФКУ ИК-15 УФСИН России по Самарской области требований закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Проверкой установлено, что администрацией ИК-15 длительное время ненадлежащим образом исполняются требования уголовно- исполнительного законодательства об обеспечении безопасности осужденных и сотрудников уголовно- исполнительной системы, а также законодательства о пожарной безопасности. Помещения швейных цехов № не оборудованы автоматической противопожарной защитой (системой пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией), что нарушает требования ст. 83,84 Закона о требованиях пожарной безопасности. Планы эвакуации указанных цехов не соответствуют предъявляемым требованиям, что является нарушением п. 7 Постановления Правительства №. Администрацией учреждения длительное время не исполняется предписание от <дата> № ОНД г.о. Самара УНД и ПР ГУ МЧС России по Самарской области по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. 01.06.2016г. в адрес начальника ГУФСИН России по Самарской области вынесено представление с требованием об устранении выявленных нарушений закона, однако меры по исполнению данного требования не приняты, нарушения не устранены. Несоблюдение указанных требований закона нарушает право осужденных, персонала исправительного учреждения, должностных лиц и граждан, находящихся в ИК-15, на безопасность, создает угрозу уничтожения или повреждения имущества, расположенного на территории исправительного учреждения. Отсутствие на счету исправительного учреждения денежных средств не освобождает ИК-15 от обязанности устранить имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности. Просит иск удовлетворить.
Определением Куйбышевского районного суда г. Самара от 26.12.2016г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГУ МЧС России по Самарской области.
В судебном заседании прокурор Теркунов Д.В. заявленные требования уточнил, в связи с добровольным выполнением ответчиком требования о приведении плана эвакуации людей при пожаре в швейных цехах № в соответствии с требованиями ГОСТ, просит обязать администрацию ФКУ ИК-15 УФСИН России по Самарской области устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности и оборудовать автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре помещения швейных цехов №№, №, в срок до <дата>.
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-15 УФСИН по Самарской области Селина Ю.В., действующая на основании доверенности, в удовлетворении исковых требований просила отказать. Суду пояснила, что ФКУ ИК-15 УФСИН по Самарской области является учреждением уголовно - исполнительной системы. Собственником имущества учреждения является РФ в лице ФСИН России, что подтверждается уставом. Учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств, лицевые счета которого открыты в органах федерального казначейства. Главным распорядителем бюджетных средств является ФСИН России. В настоящее время в учреждении ведется работа по приведению в соответствие с нормами действующего законодательства. 02.02.2017г. ФКУ ИК-15 УФСИН России по Самарской области заключен государственный контракт № с ООО "Алекссервисгрупп" о выполнении работ по изготовлению планов эвакуаций людей при пожаре для нужд учреждения в количестве 15 шт. Для оборудования автоматической сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуации людей при пожаре помещений швейных цехов 1,2,3 требуются существенные материальные затраты, закладываются в смету на 2017 год.
В судебном заседании представитель ГУ МЧС России по Самарской области Малкин А.Е., действующий на основании доверенности, просил требования прокурора удовлетворить.
Суд, выслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, третьего лица, изучив материалы дела, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений предусмотрены Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно ст. 52 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к одному из способов защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия является устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В силу ст. 91 вышеуказанного Закона о требованиях пожарной безопасности, помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности. Автоматические установки пожарной сигнализации, пожаротушения должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
Вопросы оснащения объектов капитального строительства автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией в настоящее время детально урегулированы нормативными документами - Сводом правил СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" и Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 N 315.
Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 утверждены нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), которые устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС).
Судом установлено, что ФКУ ИК-15 УФСИН России по Самарской области является учреждением уголовно- исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, действует на основании Устава. Предметом и целями деятельности Учреждения являются обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, обеспечение безопасности содержащихся в нем осужденных, а также работников уголовно- исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории Учреждения.
Отделом надзорной деятельности Куйбышевского района г.о. Самара ГУ МЧС России по Самарской области в отношении ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Самарской области было вынесено предписание № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 11.09.2013г. со сроком устранения до 20.08.2014г.
01.06.2016г. в адрес начальника ГУФСИН России по Самарской области прокурором Самарской области вынесено представление об устранении нарушений законодательства, в том числе, нарушений требований Федерального закона от <дата> № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в деятельности ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Самарской области.
Проверкой, проведенной в октябре 2016г. Самарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях установлено, что помещения швейных цехов № не оборудованы автоматической противопожарной защитой (системой пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией), что нарушает требования ч.ч. 1,2,3,4 ст. 5, п.п. 1,2 ч. 1 ст. 6, ст. 83,84 Закона о требованиях пожарной безопасности.
Планы эвакуации указанных цехов не соответствуют предъявляемым требованиям, что является нарушением п. 7 Постановления Правительства №.
Таким образом, ранее выявленные нарушения закона, регламентирующего право осужденных на пожарную безопасность, до настоящего времени устранены не в полном объеме.
Поскольку несоблюдение требований пожарной безопасности нарушает право осужденных, персонала исправительного учреждения, должностных лиц и граждан, находящихся в ИК-15, влияет на безопасность, создает угрозу уничтожения или повреждения имущества, расположенного на территории исправительного учреждения, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области.
Доводы представителя ответчика об отсутствии достаточных финансовых средств, выделяемых на устранение нарушений требований пожарной безопасности, не могут быть приняты во внимание суда, поскольку соблюдение требований пожарной безопасности не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточности средств, выделяемых на эти цели из бюджета, следовательно, не освобождает ФКУ ИК-15 от обязанности устранить имеющиеся нарушения пожарной безопасности.
Кроме того, предложенный прокурором срок устранения нарушений до <дата> является разумным и достаточным для выполнения указанных работ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области удовлетворить.
Обязать администрацию ФКУ ИК-15 УФСИН России по Самарской области устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности и оборудовать автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре помещения швейных цехов №№, в срок до <дата>.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через суд Куйбышевского района г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Председательствующий: подпись Л.А. Макогон
Копия верна
Судья