Дело №
Заочное РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июня 2018 года пос. Березовка Красноярского края
Березовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Золотухиной А.Б.,
при секретаре Воробович М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Антонова М.А. к Гетт Д.А., Федоров В.Л., действующему в интересах несовершеннолетней ФИО, о расторжении договора купли-продажи жилого дома и земельного участка,
у с т а н о в и л:
Антонова М.А. обратилась в суд с иском к Гетт Д.А., Федоров В.Л., действующему в интересах несовершеннолетней ФИО (с учетом уточненных исковых требований) о расторжении договора купли-продажи жилого дома и земельного участка. Требования мотивировала тем, что <дата> между ней и ФИО2, действующей от своего имени и от имени несовершеннолетней ФИО, Гетт Д.А. заключен договор купли-продажи, в соответствии с которым последние приобрели у неё жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. Стоимость указанного выше недвижимого имущества составила 445 000 рублей, из которых стоимость жилого дома – 438 160 рублей 46 копеек, земельного участка – 6 839 рублей 54 копейки. Согласно п. 7 договора, стороны установили следующий порядок расчета: до подписания договора покупатели передают продавцу 6 839 рублей 54 копейки в качестве полной оплаты стоимости земельного участка; оставшаяся сумма в размере 438 160 рублей 46 копеек за счет средств материнского капитала на основании государственного сертификата на материнский капитал перечисляется в безналичном порядке на расчетный счет продавца. Согласно п. 8 договора купли-продажи, до момента полного расчета жилой дом будет находиться в залоге у продавца. Однако после подачи сторонам сделки документов на регистрацию и перехода права собственности в Росреестр, ФИО2 умерла. В этой связи просит суд расторгнуть договор купли-продажи жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>; прекратить право собственности Гетт Д.А. и ФИО на спорные жилой дом и земельный участок.
В судебном заседании представитель истца Антонова М.А. – Еремеева Л.В. (действующая на основании доверенности от <дата>) исковые требования поддержала по изложенным выше основаниям.
Истец Антонова М.А., ответчики Гетт Д.А., Федоров В.Л., представители третьих лиц ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Органы опеки и попечительства по Ленинскому району в г. Красноярске, третье лицо нотариус Плеханова В.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства в отсутствие ответчика.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В силу ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
На основании п. 3 ст. 453 ГК РФ, в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
Из разъяснений, данных в п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №, Пленума ВАС РФ № от <дата> «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что при разрешении споров, связанных с расторжением договоров продажи недвижимости, по которым осуществлена государственная регистрация перехода к покупателям права собственности, судам необходимо учитывать следующее.
Регистрация перехода права собственности к покупателю на проданное недвижимое имущество не является препятствием для расторжения договора по основаниям, предусмотренным статьей 450 ГК РФ.
В силу пункта 4 статьи 453 ГК РФ стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон. Вместе с тем согласно статье 1103 ГК РФ положения о неосновательном обогащении подлежат применению к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством. Поэтому в случае расторжения договора продавец, не получивший оплаты по нему, вправе требовать возврата переданного покупателю имущества на основании статей 1102, 1104 ГК РФ.
Судебный акт о возврате недвижимого имущества продавцу является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности покупателя и государственной регистрации права собственности на этот объект недвижимости продавца.
Судом установлено, что <дата> Антонова М.А. и ФИО2, действующей от своего имени и от имени своей несовершеннолетней дочери ФИО, Гетт Д.А. заключен договор купли-продажи с использованием средств материнского капитала, по условиям которого последние приобрели в равную долевую собственность (по 1/3 доли каждому):
- земельный участок с кадастровым номером №, площадью кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства, адрес земельного участка: <адрес>;
- одноэтажный жилой дом, общей площадью 27,8 кв.м., адрес жилого дома: <адрес>
Согласно п. 5 указанного договора, стороны оценивают отчуждаемый земельный участок в 6 839 рублей 54 копейки, отчуждаемый жилой дом в 438 160 рублей 46 копеек. Общая цена сделки составляет 445 000 рублей.
В соответствии с п. 7 указанного договора, стороны установили следующий порядок расчета: до подписания договора покупатели передают продавцу 6 839 рублей 54 копейки в качестве полной оплаты стоимости земельного участка; оставшаяся сумма в размере 438 160 рублей 46 копеек за счет средств материнского (семейного) капитала на основании государственного сертификата на материнский (семейный) капитал перечисляется в безналичном порядке УПФР в <адрес> на расчетный счет продавца, после государственной регистрации перехода права собственности к покупателям в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в течении 2 месяцев.
Согласно п. 8 договора, покупатели уведомлены о том, что до момента полного расчета жилой дом будет находиться в залоге у продавца.
Данный договор <дата> зарегистрирован в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (л.д. 12-13).
Согласно расписке от <дата> Антонова М.А. получила от ФИО2, действующей от своего имени и от имени своей несовершеннолетней дочери ФИО, Гетт Д.А. денежную сумму в размере 6 839 рублей 54 копейки в качестве оплаты за продаваемый земельный участок согласно договору купли-продажи с использованием материнского капитала от <дата> (л.д. 7).
Также судом установлено, что <дата> умерла ФИО2 (л.д. 18), в открывшееся после её смерти наследство вступили дочери наследодателя ФИО и Гетт Д.А. (л.д. 16, 17, 19, 20).
<дата> нотариусом Плеханова В.В. выдано свидетельство о праве на наследство по закону Гетт Д.А., в соответствии с которым последняя является наследником 1/2 доли наследства, открывшегося после смерти ФИО2, состоящего из 1/3 доли в праве на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 800 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства, адрес земельного участка: <адрес>
Также в этот же день (<дата>) нотариусом Плеханова В.В. выдано свидетельство о праве на наследство по закону Гетт Д.А., в соответствии с которым последняя является наследником 1/2 доли наследства, открывшегося после смерти ФИО2, состоящего из 1/3 доли в праве на здание, общей площадью 27,8 кв.м., по адресу: <адрес>
Кроме того, <дата> нотариусом Плеханова В.В. выдано свидетельство о праве на наследство по закону ФИО, <дата> года рождения, в соответствии с которым последняя является наследником 1/2 доли наследства, открывшегося после смерти ФИО2, состоящего из 1/3 доли в праве на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 800 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства, адрес земельного участка: <адрес>
Также в этот же день (<дата>) нотариусом Плеханова В.В. выдано свидетельство о праве на наследство по закону ФИО, <дата> года рождения, в соответствии с которым последняя является наследником 1/2 доли наследства, открывшегося после смерти ФИО2, состоящего из 1/3 доли в праве на здание, общей площадью 27,8 кв.м., по адресу: <адрес>
В судебном заседании представитель истца Еремеева Л.В. суду пояснила, что <дата> между Антонова М.А. и ФИО2, действующей от своего имени и от имени несовершеннолетней ФИО, Гетт Д.А. заключен договор купли-продажи, в соответствии с которым последние приобрели у истца жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> Согласно условиям договора, стороны установили следующий порядок расчета: до подписания договора покупатели передают продавцу 6 839 рублей 54 копейки в качестве полной оплаты стоимости земельного участка; оставшаяся сумма в размере 438 160 рублей 46 копеек за счет средств материнского капитала на основании государственного сертификата на материнский капитал перечисляется в безналичном порядке на расчетный счет продавца. Однако после регистрации договора в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, ФИО2 умерла. В настоящее время расчет по сделке ответчиками не произведен, имущество по договору купли-продажи покупателю также не передано. В этой связи просит суд расторгнуть договор купли-продажи жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>; прекратить право собственности Гетт Д.А. и ФИО на спорные земельный участок и жилой дом.
Ранее в судебном заседании, назначенном на <дата>, ответчики Гетт Д.А. и Федоров В.Л., действующий в интересах несовершеннолетней ФИО, исковые требования Антонова М.А. признали в полном объеме, пояснив суду, что оплата за жилой дом по договору купли-продажи от <дата> ими не произведена, спорными объектами недвижимости они никогда не пользовались.
Оценивая представленные доказательства, суд исходит из того, что основания и последствия расторжения договора определены соответственно в ст. 450 и п. 3 ст. 453 ГК РФ, кроме того суд принимает во внимание, что положениями ст. ст. 309-310 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Принимая во внимание признание Гетт Д.А. и Федоров В.Л., действующим в интересах несовершеннолетней ФИО, исковых требований, и принятие его судом, факт неисполнения ответчиками условий договора в части оплаты денежных средств за спорный жилой дом, исходя из фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что указанные обстоятельства являются существенным нарушением оспариваемого договора, значительно нарушают права истца, и признаются влекущими расторжение договора купли-продажи.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Антонова М.А. о расторжении договора купли-продажи жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, заключенного <дата> между Антонова М.А. и ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО, Гетт Д.А., что в свою очередь является основанием для возврата имущества истице, так как в соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Принимая во внимание то, что <дата> ФИО2 умерла, в открывшееся после её смерти наследство вступили дочери наследодателя ФИО и Гетт Д.А., суд полагает необходимым прекратить право собственности Гетт Д.А. и ФИО на спорные жилой дом и земельный участок.
Учитывая, что по данному договору купли-продажи ФИО2, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО, Гетт Д.А. передали Антонова М.А. денежные средства в размере 6 839 рублей 54 копейки в качестве оплаты за спорный земельный участок, что подтверждается распиской от <дата> и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, указанная сумма подлежит взысканию с последней в пользу Гетт Д.А. и Федоров В.Л., действующего в интересах несовершеннолетней ФИО по 3 419 рублей 77 копеек каждому.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 233-237 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Антонова М.А. к Гетт Д.А., Федоров В.Л., действующему в интересах несовершеннолетней ФИО, о расторжении договора купли-продажи жилого дома и земельного участка, удовлетворить.
Расторгнуть договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью 800 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства, адрес земельного участка: установлено <адрес>; одноэтажного жилого дома, общей площадью 27,8 кв.м., адрес жилого дома: <адрес> заключенный <дата> между Антонова М.А. и ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО, Гетт Д.А..
Прекратить право собственности ФИО2, Гетт Д.А. и ФИО (по 1/3 доли у каждой) на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 800 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства, адрес земельного участка: <адрес>; одноэтажный жилой дом, общей площадью 27,8 кв.м., адрес жилого дома: <адрес>
Прекратить право собственности Гетт Д.А. и ФИО на 1/2 долю наследства у каждой, открывшегося после смерти ФИО2, состоящего из 1/3 доли на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 800 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства, адрес земельного участка: <адрес>; состоящего из 1/3 доли на одноэтажный жилой дом, общей площадью 27,8 кв.м., адрес жилого дома: <адрес>
Взыскать с Антонова М.А. в пользу Гетт Д.А. денежные средства в размере 3 419 рублей 77 копеек.
Взыскать с Антонова М.А. в пользу Федоров В.Л., действующего в интересах несовершеннолетней ФИО, денежные средства в размере 3 419 рублей 77 копеек.
Ответчик вправе подать в суд, вынесший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня истечения срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, в случае, если такое заявление подано – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья А.Б. Золотухина