Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-296/2015 ~ Материалы дела от 11.11.2015

Дело № 3-296/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 декабря 2015 года город Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

судьи Леганова А.В.,

при секретаре судебного заседания Казаковой Р.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску представителя ООО «<...>, действующей на основании доверенности < Ф.И.О. >2 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером НОМЕР и об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,

установил:

ООО «<...>» обратилось в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков и об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной. Истец указывает, что ему на праве аренды принадлежит следующее имущество:

по договору аренды НОМЕР от ДАТА земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, площадью 52,7357 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, АДРЕС, в границах ЗАО «<...1>» участок НОМЕР;

по договору аренды НОМЕР от ДАТА земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, площадью 107,2729 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, АДРЕС, в границах ЗАО «<...1>» участок НОМЕР;

по договору аренды НОМЕР от ДАТА, земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, площадью 120,6616, расположенный по адресу: Краснодарский край, АДРЕС, в границах ЗАО «<...1>» участок НОМЕР;

по договору аренды НОМЕР от ДАТА земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, площадью 37,2340 га, расположенный: по адресу Краснодарский край, АДРЕС, в границах ЗАО «<...1>» участок НОМЕР;

по договору аренды НОМЕР от ДАТА земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, площадью 62,5742 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, АДРЕС, в границах ЗАО «<...1>» участок НОМЕР;

по договору аренды НОМЕР от ДАТА земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, площадью 55,2382 га, расположенный: по адресу Краснодарский край, АДРЕС, в границах ЗАО «<...1>» участок НОМЕР.

Для определения рыночной стоимости указанных участков истец обратился в ООО «<...2>», оценщиками которого составлены отчеты о рыночной стоимости по состоянию на ДАТА.

Так, в соответствии с отчетами о рыночной стоимости

- № КС-14/85-1 от 24.09.2014г. в отношении земельного участка с кадастровым номером НОМЕР определен размер рыночной стоимости <...3>

- № КС-14/85-2 от 24.09.2014г. в отношении земельного участка с кадастровым номером НОМЕР определен размер рыночной стоимости <...4>

- № КС-14/85-3 от 24.09.2014г. в отношении земельного участка с кадастровым номером НОМЕР определен размер рыночной стоимости <...5>

- № КС-14/85-4 от 24.09.2014г. в отношении земельного участка с кадастровым номером НОМЕР определен размер рыночной стоимости <...6>

- № КС-14/85-5 от 24.09.2014г. в отношении земельного участка с кадастровым номером НОМЕР определен размер рыночной стоимости <...7>

- № КС-14/85-6 от 24.09.2014г. в отношении земельного участка с кадастровым номером НОМЕР определен размер рыночной стоимости <...8>.

На указанные отчеты, за исключением № КС-14/85-6 от 24.09.2014г. (в отношении земельного участка с кадастровым номером НОМЕР), предоставлены положительные экспертные заключения, подготовленные саморегулируемой организацией «Национальная коллегия специалистов – оценщиков» от ДАТА.

Истец указывает, что результаты государственной кадастровой оценки стоимости земельных участков являются недостоверными, нарушают его права и законные интересы, поскольку кадастровая стоимость участков превышает рыночную, в связи с чем, просит установить кадастровую стоимость указанных земельных участков в размере их рыночной стоимости, соответственно, установленной в вышеуказанных отчетах об оценке рыночной стоимости.

В зале судебного заседания представитель административного истца по доверенности < Ф.И.О. >2 настаивала на удовлетворении иска.

Представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края, действующий на основании доверенности, < Ф.И.О. >3 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на пропуск пятилетнего срока оспаривания кадастровой стоимости, установленный законодательством.

Представитель администрации муниципального образования АДРЕС, действующий на основании доверенности < Ф.И.О. >4 поддержал требования административного истца.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания, о причине неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не просили. На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ суд читает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников судебного разбирательства, проверив доводы административного истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от ДАТА № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 указанного Федерального закона.

Согласно Федеральному стандарту оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО НОМЕР)», утвержденному приказом Минэкономразвития России от ДАТА НОМЕР, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

При этом законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

В силу положений статьи 24.18 Федерального закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии, при этом, основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Обосновывая свою правовую заинтересованность в пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, административный истец ссылаются на то, что завышенная кадастровая стоимость обязывает платить завышенную арендную плату, поскольку арендные платежи исчисляются из кадастровой стоимости земельных участков.

В силу положений пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДАТА НОМЕР «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости

В ходе производства по делу определением суда от ДАТА принято решение о выделении исковых требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером НОМЕР в отдельное производство.

Рассматривая по существу требования истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером НОМЕР равной его рыночной стоимости судом установлено, что экономические характеристики данного участка определены в 2006 году при проведении работ по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края подрядной организацией - Южным филиалом ФГУП «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ, по состоянию на 2006 год.

Работы выполнены в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДАТА НОМЕР, приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДАТА НОМЕР «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка», а также Федеральным законом от ДАТА № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Кадастровая стоимость указанного земельного участка была установлена на основании и в соответствии с действующими нормами, регулирующими порядок проведения государственной кадастровой оценки земель – указанное обстоятельство не оспаривается сторонами.

Датой определения оспариваемой кадастровой стоимости спорного участка является ДАТА.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером НОМЕР определена в размере <...9>, утверждена постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края» НОМЕР от ДАТА, указанные обстоятельства не оспариваются сторонами и, подтверждаются материалами дела.

Указанный земельный участок является предметом договора аренды НОМЕР от ДАТА, заключенного комитетом имущественных отношений муниципального образования АДРЕС с административным истцом на срок до ДАТА. Разделом 2 договора аренды определены размер и условия внесения арендной платы. Из приложения НОМЕР к договору и актов сверки взаиморасчетов по арендной плате следует, что расчет размера ежегодной арендной платы производится из кадастровой стоимости земельного участка.

Таким образом, административный истец вправе, как арендатор земельного участка, оспаривать его кадастровую стоимость (часть 1 статьи 245 КАС РФ).

Вместе с тем, судом установлено, что в настоящий момент проведена очередная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края по состоянию на ДАТА, результаты которой утверждены приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края НОМЕР от ДАТА, вступившего в силу ДАТА, после опубликования в СМИ. Вышеназванным приказом кадастровая стоимость спорного участка определена в размере <...10>

На основании пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДАТА НОМЕР «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

Таким образом, вышеуказанный пятилетний срок на оспаривание является пресекательным, при условии внесения в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой стоимости.

Административный истец в 2015 году обратился с настоящим иском об оспаривании кадастровой стоимости, утвержденной и внесенной в государственный кадастр недвижимости в 2006 году, то есть по истечении 9 лет, при этом в 2015 году утверждены результаты очередной кадастровой оценки спорного земельного участка и внесены в государственный кадастр недвижимости по состоянию на ДАТА.

При указанных обстоятельствах административное исковое заявление ООО «<...>» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 20, 175 – 180, 245 – 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «<...>», ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, < ░.░.░. >2 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

3а-296/2015 ~ Материалы дела

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ООО "Агрофирма "Кубань"
Ответчики
администрация муниципального образования Динской район
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Леганов Андрей Викторович
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
11.11.2015Регистрация административного искового заявления
11.11.2015Передача материалов судье
11.11.2015Решение вопроса о принятии к производству
11.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.11.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.11.2015Предварительное судебное заседание
02.12.2015Судебное заседание
07.12.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2015Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее