Дело № 2-723/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2014 года р.п. Мокшан
Мокшанский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи А.В. Никина,
с участием заместителя прокурора Мокшанского района Пензенской области Завалина С.С.,
при секретаре Кошкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Мокшан гражданское дело по заявлению прокурора Мокшанского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Чернозерского сельского совета Мокшанского района Пензенской области, выразившегося в неразмещении сведений об осуществлении муниципального земельного контроля на сайте администрации муниципального образования в сети Интернет,
установил:
прокурор Мокшанского района Пензенской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Чернозерского сельского совета Мокшанского района Пензенской области выразившегося в неразмещении сведений об осуществлении муниципального земельного контроля на сайте администрации муниципального образования в сети Интернет. Обосновывая заявленные требования, прокурор указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой, установлено нарушение администрацией Чернозерского сельского совета Мокшанского района Пензенской области законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ею муниципального контроля. Вопреки требованиям Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора, муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) (утв. Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2010 г. N 215) администрацией муниципального образования сведения, которые должны содержаться в докладе, то есть сведения об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2013 год не размещены на официальном сайте администрации муниципального образования в сети Интернет. Прокурор указал также, что неразмещение на официальном сайте администрации муниципального образования в сети Интернет сведений, содержащихся в докладе, то есть сведений об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля, нарушает охраняемые ч. 4 ст. 29 Конституции РФ права и интересы неопределенного круга лиц - населения Российской Федерации на получение информации об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля. Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Чернозерского сельского совета Мокшанского района Пензенской области выразившееся в неразмещении сведений об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2013 год на сайте администрации муниципального образования в сети Интернет. Обязать администрацию Чернозерского сельского совета Мокшанского района Пензенской области в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда разместить сведения об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2013 год на сайте администрации муниципального образования в сети Интернет.
В судебном заседании заместитель прокурора Мокшанского района С.С. Завалин поддержал заявленные требования по указанным выше основаниям, просит их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица администрации Чернозерского сельского совета Мокшанского района Пензенской области в судебное заседание не явился, представив суду ходатайство о рассмотрении гражданского дела без его участия.
Выслушав заместителя прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Устава Чернозерского сельского совета Мокшанского района Пензенской области администрация муниципального образования организует и осуществляет муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294 -ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Судом установлено, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Мокшанского района Пензенской области 01 декабря 2014 года, установлено, что администрацией Чернозерского сельсовета доклад об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2013 год подготовлен и направлен в Министерство экономического развития Российской Федерации на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде. Однако сведения, содержащиеся в докладе, то есть сведения об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2013 год, до сих пор не размещены на официальном сайте администрации муниципального образования в сети Интернет.
В соответствии со ст. 72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществление земельного контроля за использованием земель поселения отнесено к вопросам местного значения поселения.
Пунктом 3 ст. 3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что одним из основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля является открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 7 указанного Федерального закона органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и проведении проверок осуществляют взаимодействие по следующим вопросам: информирование о нормативных правовых актах и методических документах по вопросам организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля; определение целей, объема, сроков проведения плановых проверок; информирование о результатах проводимых проверок, состоянии соблюдения законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности и об эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля; подготовка в установленном порядке предложений о совершенствовании законодательства Российской Федерации в части организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и др.В соответствии с п. 5 ст. 7 Федерального закона ежегодно органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляют подготовку докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, об эффективности такого контроля и представляют указанные доклады в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку ежегодного сводного доклада о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе в электронной форме, и его представление в Правительство Российской Федерации.
Порядок подготовки указанных докладов регламентирован Правилами подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.04.2010 г. N 215).
В соответствии с п. п. 2, 3 Правил органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, по итогам совей деятельности ежегодно подготавливаются доклады, в которые включаются сведения об организации и проведении муниципального контроля за отчетный год и его эффективности согласно приложения по следующим разделам: а) состояние нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности; б) организация государственного контроля (надзора), муниципального контроля; в) финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля (надзора), муниципального контроля; г) проведение государственного контроля (надзора), муниципального контроля; д) действия органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений; е) анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля; ж) выводы и предложения по результатам государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Полный перечень сведений, включаемых в доклады об осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля определен Приложением к Правилам подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.04.2010 г N 215).
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что к докладу прилагается отчет об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля по утвержденной форме федерального статистического наблюдения.
В соответствии с п. 6 Правил доклады подписываются руководителями органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, и представляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за подготовку в установленном порядке докладов об осуществлении регионального государственного контроля (надзора).
Согласно п. 8 Правил сведения, содержащиеся в докладах, являются открытыми, общедоступными и размещаются на официальных сайтах органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в сети Интернет, за исключением сведений, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля, в срок не позднее 15 марта 2014 года обязаны подготовить и представить в министерство по делам территориальных образований области подписанные руководителем на бумажном носителе и в электронном виде доклады об осуществлении муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля за 2013 год, которые должны содержать сведения и документы, перечень которых определен Правилами подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора, муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) (утв. Постановлением Правительства РФ от 05 апреля 2010 г N 215). При этом сведения, содержащиеся в докладах, должны быть размещены на официальных сайтах органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, в сети Интернет.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Суд находит установленным невыполнение администрацией муниципального образования указанных выше требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, что нарушает права неопределенного круга лиц при осуществлении муниципального контроля, в связи с чем считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Срок, который прокурор просил установить для администрации муниципального образования Чернозерский сельский совет Мокшанского района Пензенской области для устранения нарушений суд полагает разумным и достаточным.
В соответствии со п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а так же мировыми судьями, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а так же мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 258 ГПК РФ, суд
решил:
признать незаконным бездействие администрации Чернозерского сельского совета Мокшанского района Пензенской области, выразившееся в неразмещении сведений об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2013 год на сайте администрации муниципального образования в сети Интернет.
Обязать администрацию Чернозерского сельского совета Мокшанского района Пензенской области разместить сведения об осуществлении муниципального земельного контроля и об эффективности такого контроля за 2013 год на сайте администрации муниципального образования в сети Интернет в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано, в апелляционном порядке в Пензенский областной суд в течение одного месяца через Мокшанский районный суд Пензенской области.