Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-255/2013 ~ М-70/2013 от 15.01.2013

дело № 2-255/2013

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Димитровград 21 февраля 2013 года

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи С.Н. Орловой, при секретаре Смирновой Э.В., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Колмыковой О.Е. к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г.Димитровграде и Мелекесском районе о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Истица Колмыкова О.Е. обратилась в суд с данным иском к ответчику Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г.Димитровграде и Мелекесском районе. В обоснование иска указала, что решением ответчика от 15.11.2012 года ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Из ее специального стажа были исключены периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 28.08.1995 года по 16.12.1996 года, а также период нахождения на курсах повышения квалификации с 27.09.1999 года по 30.10.1999 года. С решением об отказе в назначении пенсии она не согласна, считает, что период пребывания в отпуске по уходу за ребенком необоснованно исключен из льготного стажа, поскольку действие отпуска началось хотя и после вступления в действие изменения КЗОТ РСФСР от 06.10.1992 года, но до издания Разъяснений Минтруда России от 22.05.1996 года, согласно которым отпуск по уходу за ребенком в льготный трудовой стаж не засчитывается. Период обучения на курсах повышения квалификации подлежит включению в льготный стаж, поскольку в соответствии со ст. 187 ТК РФ работнику гарантируется сохранение рабочего места и заработной платы в период повышения квалификации с отрывом от производства. За данный период работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Просила обязать ответчика включить в ее трудовой стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 28.08.1995 года по 16.12.1996 года, период нахождения на курсах повышения квалификации с 27.09.1999 года по 30.10.1999 года и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 1 ноября 2012 года.

В судебном заседании Колмыкова О.Е. поддержала исковые требования по изложенным в иске основаниям, суду пояснила, что с 1987 года осуществляет педагогическую деятельность, работала в должности ***, в настоящее время работает *** *** в школе № * г.Димитровграда. ** *** **** года у нее родилась дочь, в связи с чем 28.08.1995 года ей был предоставлен отпуск по уходу за ребенком, в котором она находилась до 16.12.1996 года. Она не знала об изменениях, внесенных в 1996 года в КЗОТ РСФСР, полагает, что работодатель должен был известить ее об этом, что могло бы повлиять на ее решение о продолжении данного отпуска. Поскольку разъяснение Минтруда России о порядке применения данного положения закона принято в мае 1996 года, полагает, что период пребывания в отпуске по уходу за ребенком должен быть включен в ее специальный стаж. Обучение на курсах повышения квалификации является ее обязанностью, прохождение указанных курсов вызвано необходимостью периодического подтверждения квалификации педагога. С 27.09.1999 года по 30.10.1999 года она находилась на указанных курсах с сохранением рабочего места и заработной платы. Просила об удовлетворении ее иска.

Представитель ответчика- Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г.Димитровграде и Мелекесском районе Берхеева А.В., действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. В отзыве на исковое заявление Берхеева А.В. возражает против удовлетворения иска Колмыковой О.Е., указавая, что отпуск истицы по уходу за ребенком начался после принятия закона РФ» № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», вступившего в силу 06.10.1992 года, в силу которого периоды нахождения женщин в отпусках по уходу за ребенком перестали включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Возможность включения в специальный стаж периодов пребывания на курсах повышения квалификации не предусмотрена Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Пенсия в связи с осуществлением педагогической деятельности носит льготный характер и служит компенсацией за утрату профессиональной трудоспособности. Утрата трудоспособности связана в данном случае с непосредственным выполнением в течение полного рабочего дня и в течение длительного периодов времени определенных профессиональных обязанностей в должностях в учреждениях, предусмотренных Списками. Сохранение заработной платы в период нахождения на курсах повышения квалификации не может быть основанием для включения этих периодов в специальный стаж. Просила в удовлетворении иска отказать.

Выслушав истицу и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п.19 ч.1 ст. 27 Федерального закона № от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10 2002 года утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей ( далее- Список).

В соответствии с указанным Списком правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются учителя средних образовательных школ.

Факт работы Колмыковой О.Е. с 15.08.1987 года в качестве *** общеобразовательных школ подтверждается материалами пенсионного дела: копией трудовой книжки, справками, уточняющими особый характер работы.

В судебном заседании установлено, что 01 ноября 2012 года Колмыкова О.Е. обратилась в ГУПФР в г.Димитровграде и Мелекесском районе с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Решением ГУПФР в г.Димитровграде и Мелекесском районе от 15.11.2012 года истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с недостаточностью специального стажа. По состоянию на 1 ноября 2012 года продолжительность ее специального стажа составила 23 года 7 месяцев и 9 дней.

Из указанного решения следует, что ответчик не включил в специальный стаж истца периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с 28.08.1995 года по 16.12.1996 года и период нахождения на курсах повышения квалификации с 27.09.1999 года по 30.10.1999 года.

Решение ответчика об исключении из специального стажа истца периода пребывания на курсах повышения квалификации суд находит незаконным по следующим основаниям.

Как следует из копии приказа начальника Управления образования № 629 от 30.08.1999 года «О командировании» Колмыкова О.Е. в соответствии с планом-графиком курсовых мероприятий на 1999 год и приказом Управления образования города от 28.12.1998 года № 875 была направлена на курсы повышения квалификации учителей с 27.09.1999 года по 30.10.1999 года.

В период нахождения истицы на курсах повышения квалификации в 1999 г. за ней сохранялось место работы и заработная плата, из которой производились соответствующие отчисления в Пенсионный фонд РФ. Данные обстоятельства подтверждаются копией лицевого счета Управления образования г.Димитровграда по начислению Колмыковой О.Е. заработной платы за 1999 год, и справкой, уточняющей особый характер работы истца, согласно которой за период пребывания на курсах за Колмыковой О.Е. была выплачена заработная плата в полном объеме.

В силу п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Судом установлено, что в спорный период истица проходила обучение для повышения своей квалификации, являющееся необходимым условием продолжения ее работы в качестве учителя общеобразовательной школы.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что период нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежал включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Требования истца о включении в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком не подлежат удовлетворению, как не основанные на действующем законодательстве.

Согласно свидетельству о рождении, ** *** **** года у Колмыковой О.Е. родилась дочь К* Е.С.

Как видно из льготно-уточняющей справки Управления образования администрации г.Димитровграда с 28.08.1995 года истице был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Так, согласно ст. ст.165 и 167 КЗоТ РСФСР (в ред. на 9.12.1971г. и 19.11.1982 г.) время частично оплачиваемых и дополнительных отпусков, предоставляемых женщине по уходу за детьми по достижении ими в начале – одного года, а с 19.11.1982 года – полутора лет, засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" предусматривалось, что с 01.12.1989 года продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Согласно п.6 разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 16 июля 1982 года, а также разъяснения Минтруда России от 01.01.1994 года № 552-кв. эти периоды отпусков женщин засчитывается им в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготном размере.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.

Принимая во внимание, что право Колмыковой О.Е. на предоставление отпуска по уходу за ребенком возникло после 06.10.1992 года, ее отпуск по уходу за ребенком начался с 28.08.1995 года, то есть после признания утратившими силу названных нормативных актов, а действующее на момент предоставления отпуска законодательство не предусматривало возможность отнесения данного отпуска к льготному периоду, ответчик обоснованно отказал истцу во включении периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с 28.08.1995 года по 16.12.1996 года в специальный стаж. Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУПФР в г.Димитровграде в этой части является правильным. Требования Колмыковой О.Е. о включении указанного периода в специальный стаж удовлетворению не подлежат.

Доводы истца о незнании изменений действующего законодательства в период предоставления отпуска не могут быть приняты, поскольку это обстоятельство не имеет правового значения для определения права на пенсионное обеспечение. Доводы истца о необходимости включения в ее специальный стаж части отпуска по уходу за ребенком до момента издания Разъяснений Минтруда от 22.05.1996 года № 4, утвержденных Постановлением Минтруда России № 29 от 22.05.1996 года, на законе не основаны.

Оценивая изложенное, суд находит исковые требования Колмыковой О.Е. подлежащими частичному удовлетворению. Ответчика Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ в г.Димитровграде и Мелекесском районе следует обязать включить в специальный стаж Колмыковой О.Е. период нахождения на курсах повышения квалификации с 27.09.1999 года по 30.10.1999 года.

Поскольку с учетом указанного периода у истца не имеется достаточного специального стажа, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, в удовлетворении иска Колмыковой О.Е. о понуждении в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.19 ч.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Колмыковой О.Е. удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ в г.Димитровграде и Мелекесском районе включить в специальный стаж Колмыковой О.Е. период нахождения на курсах повышения квалификации с 27.09.1999 года по 30.10.1999 года.

В остальной части в удовлетворении иска Колмыковой О.Е. к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г.Димитровграде и Мелекесском районе о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме- 26 февраля 2013 года.

Судья: подпись С.Н. Орлова

Решение вступило в законную силу 28.03.2013

2-255/2013 ~ М-70/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Колмыкова О.Е.
Ответчики
Управление Пенсионного фонда РФ в г. Димитровграде и Мелекесском районе
Суд
Димитровградский городской суд Ульяновской области
Судья
Орлова С.Н.
Дело на странице суда
dimitrovgradskiy--uln.sudrf.ru
15.01.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.01.2013Передача материалов судье
17.01.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.01.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.01.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.02.2013Судебное заседание
26.02.2013Дело сдано в канцелярию
03.02.2014Дело оформлено
18.02.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее