дело № 2-236/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 апреля 2013 года г. Сковородино
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Федорчук Н.Б.,
при секретаре Бей О.Н.,
с участием представителя заявителя – помощника прокурора Сковородинского района – Романченко С.В.,
представителя лица, действия которого обжалуются – администрации Джалиндинского сельсовета – главы администрации ФИО3, действующей на основании прав по должности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Сковородинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц - жителей Джалиндинского сельсовета о признании бездействия администрации Джалиндинского сельсовета по не определению объема бюджетных средств на реализацию мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера незаконным и возложении обязанности по определению необходимого объема бюджетных ассигнований на указанные цели,
у с т а н о в и л :
Прокурор Сковородинского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц – жителей Джалиндинского сельсовета обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации Джалиндинского сельсовета по не определению объема бюджетных средств на реализацию мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера незаконным и возложении обязанности по определению необходимого объема бюджетных ассигнований на указанные цели. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Сковородинского района проведена проверка соблюдения администрацией Джалиндинского сельсовета требований законодательства о формировании местных бюджетов на 2013 года. В ходе проверки установлено, что администрацией Джалиндинского сельсовета в рамках реализации своих полномочий 13 декабря 2012 года принято решение № о бюджете Джалиндинского сельсовета на 2013 года. При проверке достаточности объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на решение вопросов местного значения, установлено, что в нарушение пп.9 п.1. ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в местном бюджете по разделу 0309 «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона» не определен объем бюджетных ассигнований, который должен быть предусмотрен на решение обозначенных вопросов. В соответствии с Приказом Минфина России от 21.12.2012 года № 171н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетных классификаций РФ на 2013 года и плановый период 2014 и 2015 годов» по раздеру 0309 «Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона» подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности федеральных органов местного самоуправления, организаций в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управление гражданской обороной, а также расходы на осуществление мероприятий в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и области гражданской обороны. По данному факту 04.02.2013 года прокуратурой района внесено представление главе Джалиндинского сельсовета с требованием об устранении выявленных нарушений. Из ответа главы Джалиндинского сельсовета от 18.02.2013 года следует, что в связи с отсутствием денежных средств в бюджете не запланированы расходы по разделу 0309, при поступлении дополнительных доходов, данные статьи расходов по возможности увеличатся. Поскольку, Джалиндинский сельсовет является подверженным угрозе возникновения лесных пожаров, а также паводковых явлений, отсутствие денежных средств на указанные мероприятия по защите территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создает опасность для жителей поселения и их имущества. Просит признать бездействие администрации Джалиндинского сельсовета по не определению объема бюджетных средств на реализацию мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона незаконным и возложить на администрацию Джалиндинского сельсовета обязанность определить необходимый объем бюджетных ассигнований для решения вопросов местного значения в части защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера, гражданская оборона и внесения соответствующих изменений в бюджет на 2013 года.
В судебном заседании помощник прокурора Сковородинского района Романченко С.В. заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель лица, действия которого обжалуются – администрации Джалиндинского сельсовета – главы администрации ФИО4,действующая на основании прав по должности, заявленные требования признала, суду пояснила, что у Джалиндинского сельсовета очень маленький бюджет, поэтому не были предусмотрены средства на указанную статью расходов. Она неоднократно, как глава поселения обращалась в администрацию Сковородинского района для предоставления финансовой помощи, однако, ей было отказано, поскольку, они не могут предоставить дополнительные средства сверх предоставляемых дотаций. Обязуется положить хотя бы какие-то денежные средства на указанную статью расходов.
Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, учитывая признание заявленных требований, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах заявленных прокурором требований.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 ГПК РФ).
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
При этом в силу ч. 1 ст. 249 Гражданского процессуального кодекса РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что на основании Устава муниципального образования Джалиндинский сельсовет к вопросам местного значения относятся: формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за исполнением данного бюджета; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Решением Джалиндинского сельского Совета народных депутатов № 9 от 13 декабря 2012 года утвержден бюджет Джалиндинского сельского совета на 2013 год.
Из приложения № 4 к решению Джалинского сельского совета от 13.12.2012 года № следует, что на классификацию расходов по 0309 «Защита населения и территории от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона» не запланировано денежных средств.
04 февраля 2013 года прокурор Сковородинского района внес представление главе Джалиндинского сельсовета ФИО3, в том числе, и о принятии мер по устранению нарушений по определению объема бюджетных ассигнований по разделу классификации 0309 «Защита населения и территории от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона», который должен быть предусмотрен на решение обозначенных вопросов.
Согласно ответу главы Джалиндинского сельсовета от 18.02.2013 года следует, что расходы на 2013 года по разделу 0309 не запланированы в связи с отсутствием денежных средств в бюджете, при поступлении дополнительных доходов, данные статьи расходов по возможности увеличатся.
Ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся: формирование, утверждение и исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
На основании ст. 15 Бюджетного кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет, предназначенный для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
В соответствии с п.1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Однако, в нарушение указанных требований закона, по разделу 0309 «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона» не определен объем бюджетных ассигнований.
В связи с чем, требования прокурора Сковородинского района по признанию бездействия администрации Джалиндинского сельсовета по не определению объема бюджетных средств на реализацию мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона незаконным и возложении на администрацию Джалиндинского сельсовета обязанности определить необходимый объем бюджетных ассигнований для решения вопросов местного значения в части защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера, гражданская оборона и внесения соответствующих изменений в бюджет на 2013 год, подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, в силу п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.
Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.
В судебном заседании прокурор Сковородинского района просит обязать администрацию Джалиндинского сельсовета определить необходимый объем бюджетных ассигнований для решения вопросов местного значения в части защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера, гражданской обороны и внесения соответствующих изменений в бюджет на 2013 год, однако, срок не указывает.
В связи с чем, суд, приходит к выводу об установлении срока для устранения нарушения - 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку данный срок является разумным и достаточным для устранения допущенных администрацией Джалиндинского сельсовета нарушений и будет способствовать исполнению решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявленные требования прокурора Сковородинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц - жителей Джалиндинского сельсовета о признании бездействия администрации Джалиндинского сельсовета по не определению объема бюджетных средств на реализацию мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера незаконным и возложении обязанности по определению необходимого объема бюджетных ассигнований на указанные цели - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Джалиндинского сельсовета по не определению объема бюджетных средств на реализацию мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера незаконным.
Обязать администрацию Джалиндинского сельсовета определить необходимый объем бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданскую оборону и внести соответствующие изменения в бюджет на 2013 года в течении месяца после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Амурского областного суда через Сковородинский районный суд в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Б. Федорчук