Дело № 2 - 1323/17
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Чусовой 20 декабря 2017 года
Чусовской городской суд Пермского края в составе : председательствующего судьи С.В. Азановой,
с участием представителя истца Абрамовой Е.Ю.,
представителей ответчика Кислицына А.В., Арно В.А.,
представителя третьего лица Трегубова А.В.,
при секретаре судебного заседания Тюминой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края к ответчику Обществу с ограниченной ответственностью «Скальнинское ЖКХ-Сервис» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за отопление за сентябрь - октябрь 2015 года,
у с т а н о в и л :
Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края ( далее по тексту ИГЖН Пермского края) обратилась в суд с иском к ответчику Обществу с ограниченной ответственностью «Скальнинское ЖКХ-Сервис» (далее по тексту ООО «Скальнинское ЖКХ-Сервис») с исковыми требованиями о возложении на ответчика обязанность по перерасчеты платы за отопление за сентябрь-октябрь 2015 в отношении потребителей многоквартирного ... края.
Просили обязать ответчика произвести изменение размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную в сентябре, октябре 2015 года, в соответствии с формулой 2 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 ( в редакции, действовавшей на спорный период), исходя из объема потребления коммунальной услуги за сентябрь 2015 года - 0 Гкал, за октябрь 2015 года - 0,0268 Гкал/ кв. м.
В обоснование заявления указано следующее. В отношении ответчика, ИГЖН ... проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований к определению размера платы за коммунальную услугу по отоплению за сентябрь, октябрь 2015 года в многоквартирном .... В ходе проверки выявлены нарушения п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 и п. 2.1 Постановления Правительства Пермского края от 28.09.2015 № 739-п ( в редакции Постановления Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-П) «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Чусовского муниципального района Пермского края». Расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению ответчиком в сентябре 2015 произведен, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, не относящейся к 8 месяцам отопительного периода, для которых рассчитан норматив потребления коммунальной услуги по отоплению. В октябре 2015, при отсутствии акта ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии, расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению произведен не по нормативу потребления, который для пятиэтажного ... года постройки утвержден в размере 0,0268 Гкал/кв. м. Требования о перерасчете платы ответчиками не исполнены. Иск предъявлен в защиту неопределенного круга лиц, в виду невозможности установления конкретных потребителей или группы граждан, права которых нарушены или могут быть нарушены противоправными действиями ответчика.
Не согласившись с исковыми требованиями, ответчиком предоставлен письменный отзыв, из которого следует, что жителям ... в ... в 2016 году был произведен перерасчет платы в соответствии с формулой 2 приложения 2 Правил предоставления коммунальных услуг, в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 28.09.2015 № 739-п, документы направлены в ИГЖН Пермского края. Исполнитель начинает и заканчивает отопительный сезон в сроки, установленные распоряжением Главы Скальнинского сельского поселения. В соответствии с распоряжением № 68 от 11.09.2015 отопительный период на территории Скальнинского сельского поселения был установлен с 15.09.2015 по 15.05.2016, то есть 8 месяцев, в соответствии со статьями 544 Гражданского кодекса и статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации оплата коммунальной услуги по отоплению производится за фактически потребленную тепловую энергию, требование истца о начислениях за сентябрь 2015 года, исходя из расчета 0 Гкал не основано на законе.
В судебное заседание .... ИГЖН ... предоставили дополнительные пояснения относительно удовлетворения исковых требований, из которых следует, что материалы дела не содержат доказательств исполнения ООО «Скальнинское ЖКХ-Сервис» требований о перерасчете платы за коммунальную услугу по отоплению. Необоснованной является позиция ответчика о необходимости начислений по спорному периоду, с учетом применения повышающего коэффициента, поскольку такой порядок расчета относится лишь к тем потребителям, которые не исполнили обязанность по установке приборов учета используемого коммунального ресурса.
В судебном заседании .... представитель ИГЖН ... Абрамова Е.Ю. настаивала на удовлетворении исковых требований по доводам изложенным в иске и в дополнительных письменных пояснениях. Пояснила, что в спорный период расчет платы коммунальной услуги в виду отсутствия в доме прибора учета тепловой энергии, необходимо производить исходя из норматива, определенного Постановлением Правительства Пермского края от 28.09.2015 № 739-п, с учетом которого невозможно применение норматива в сентябре 2015, так как в нем закреплен период применения норматива с октября по май, включительно.
Представитель ответчика Кислицын А.В. не согласился с иском, пояснил, что начисления платы за коммунальную услугу в спорном доме производит по агентскому договору ПАО «Пермэнергосбыт», в целях исполнения предписания ИГЖН ... о пересчете платы за коммунальную услугу по отоплению за сентябрь - октябрь 2015, ответчиком было дано поручение о пересчете платы в соответствии с требованиями ИГЖН ..., такой перерасчет был сделан, о чем было сообщено в ИГЖН ..., просит в иске отказать. Необоснованными являются требования истца о расчете коммунальной услуги по отоплению за сентябрь 2015, исходя из показаний 0 Гкал, указанная позиция противоречит требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание ...., ИГЖН ... предоставили дополнительный письменный отзыв, из которого следует, что расчет размера платы потребителям жилого ... в ..., должны производиться в соответствии с формулой 2 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 необходимо произвести по формуле :,
где: - общая площадь i-го жилого или нежилого помещения;
- норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расчет приведен на примере квартир ... и ....
... составляет 52,5 кв. м., ...- 61,6 кв.м. Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в сентябре -октябре 2015 был утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 28.09.205 № 739-п на 8 месяцев отопительного сезона, с октября по май включительно, составил для пятиэтажного дома, введенного в эксплуатацию до 1999 года - 0,0268 Гкал/кв.м., период применения норматива по отоплению с октября по май 2015, включительно, таким образом, в сентябре 2015 объем потребления коммунальной услуги по отоплению составляет 0 Гкал/кв. м.
Постановление Правительства Пермского края от 28.09.2015 № 739-п вступило в силу с 10.10.2015, что указывает на невозможность его применения в сентябре 2015, Постановлением Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п действие постановления № 739-п распространено на правоотношения, возникшие с 18.09.2015 и закреплен период применения норматива с октября по май, включительно. 1435,76 - тариф в сентябре-октябре 2015 на тепловую энергию, установленный Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 03.12.2014 № 267-т.
С учетом изложенного, оплата за коммунальную услуг по отоплению в сентябре 2015 подлежит начислению: для ... - 52,5 кв. м. х 0 Гкал/кв. м. х1435,76=0 руб. ;
Для ... - 61,6 кв. м. х 0 Гкал/кв. м. х1435,76 = 0 руб.
В октябре 2015 : для ... - 52,5 кв. м. х0,0268 Гкал / кв. м. х1435,76 =2020,11 руб. ; для ... - 61.6 кв. м. х0, 0268 Гкал/кв. м. х 1435 руб. 76 коп. =2370 руб. 27 коп. ;
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица ПАО «Пермэнергосбыт» Трегубов А.В. в обоснование своих возражений по иску, письменно пояснил следующее. Требования истца об обязании ответчика произвести перерасчет платы, исходя из объема потребления коммунальных услуг за сентябрь 2015 года в количестве 0 Гкал, за октябрь 2015 в количестве 0,0268 Гкал/кв. м. по формуле 2 приложения № 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 не соответствует требованиям действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела. Многоквартирный дом по адресу: ..., в предусмотренном порядке оснащен узлом учета тепловой энергии, после устранения неисправности прибор учета введен в эксплуатацию с ..... Расчет платы за коммунальную услугу по отоплению за сентябрь, октябрь 2015 года должен быть определен исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за отопительный период, исходя из среднемесячного объема с декабря 2014 по май 2015 года - 119 Гкал. В указанный период прибор учета тепловой энергии эксплуатировался надлежащим образом. Расчет должен производиться по формуле № 3 приложения № 2 Постановления Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011.
В судебном заседании 20.12.2017 представитель истца Абрамова Е.Ю. настаивала на удовлетворении требований по изложенным в иске доводам.
Представитель ответчика Арно В.А. не согласилась с иском, представитель третьего лица Трегубов А.В. просил в удовлетворении иска отказать, в виду необоснованности и недоказанности исковых требований по изложенным письменным возражениям. Также пояснил, что пересчет платы потребленной коммунальной услуги в спорный период жителям всего ... в ... произведен. Предложенный истцом в иске способ перерасчета платы потребителей, фактически приведет к увеличению платы, что не будет соответствовать интересам неопределенного круга лиц.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела не находит оснований для удовлетворения иска исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон ( часть 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу п. 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункта 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (в редакции от 04.09.015, действующей на момент спорных правоотношений) при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Вышеуказанным приложением № 2 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме, а также размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 определяется по формуле 2:
,
где:
- общая площадь i-го жилого или нежилого помещения;
- норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела между собственниками дома по адресу: ... Обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Ваш Дом» ( далее по тексту ООО «УК Ваш Дом» ) заключен договор управления домом (л.д.133-135), в соответствии с условиями договора (п. 2.1 договора) ООО «УК Ваш Дом» обязалась осуществлять комплекс работ и услуг по управлению многоквартирным домом, в том числе по содержанию общедомовых приборов учета. ООО «Скальнинское ЖКХ-Сервис» является исполнителем коммунальной услуги по отоплению в вышеуказанном доме, что не оспаривается сторонами и подтверждается имеющимися в материалах дела договорами от .... на снабжение тепловой энергии, которые заключены между ООО «Скальнинское ЖКХ-Сервис» и конкретными потребителями, в частности в материалах дела имеются договоры, заключенные с ... (л.д.35-42).
С учетом агентских договоров от .... (л.д.93-97) от .... (л.д.98-102) и дополнительного соглашения ... к агентскому договору от .... (....) расчет объема и стоимости жилищно-коммунальных услуг при использовании спорного жилого дома, в спорный период осуществляло ПАО «Пермэнергосбыт».
Согласно договора от .... в ... в ... установлен узел учета тепловой энергии ( л.д.26-27), наличие в спорный период в вышеуказанном жилом доме общедомового прибора учета тепловой энергии не оспаривается сторонами. Прибор учета тепловой энергии в спорном доме был допущен к эксплуатации на основании акта допуска в эксплуатацию, утвержденного .... ( л.д.25).
Вышеуказанный ... года постройки, что подтверждено сведениями из технического паспорта ( л.д.76-78), общая площадь помещений - 4611,4 кв. м., что не оспаривается сторонами.
Согласно распоряжения администрации Скальнинского сельского поселения ... ... от .... рекомендовано начать отопительный сезон периода 2015 - 2016 года и осуществить подачу тепловой энергии с ...., расчеты с потребителями за поставленную тепловую энергию вести с даты фактического подключения объектов и обеспечения расчетных параметров.
Прибор учета тепловой энергии в спорном доме был повторно допущен к эксплуатации с .... по ...., о чем имеется акт допуска в эксплуатацию прибора учета.
Из письма ... от .... ООО «УК Ваш Дом» в адрес ООО «Скальнинское ЖКХ-Сервис» (л.д.182) установлено, что общедомовый прибор учета тепловой энергии, установленный в жилом доме по адресу: ... в ... .... вышел из строя и представлял некорректные данные.
Актом от .... вышеуказанный прибор учета тепловой энергии не допущен к эксплуатации с .....
Актом от .... прибор учета введен в эксплуатацию с .... по .....
Постановлением Правительства Пермского края от 16.07.2014 № 624-п (далее Постановление № 624 -п) были утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Пермского края.
Из п.п. 1.2 Постановления № 624-п следует, что указанным документом утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях, рассчитанные на 8 месяцев отопительного периода в зависимости от групп муниципальных образований Пермского края, в которых многоквартирные и жилые дома расположены в аналогичных климатических условиях.
В соответствии с п. 4 Постановления № 624-п на территории муниципальных образований Пермского края необходимо применять порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренный Правилами предоставления коммунальных услуг по отоплению, предусмотренный Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, со дня вступления в силу данного постановления, то есть с 01.08.2014.
Постановлением Правительства Пермского края от 28.09.2015 № 739-п (далее Постановление № 739-п) утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях, рассчитанные на 8 месяцев отопительного периода в зависимости от групп муниципальных образований Пермского края, в которых многоквартирные и жилые дома расположены в аналогичных климатических условиях ( п. 2.2 Постановления № 739-п), данное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 18.09.2015.
Из акта проведенной в отношении ООО «Скальнинское ЖКХ-Сервис» проверки, пояснений представителей ответчика и третьего лица, имеющихся в материалах дела счетах-квитанциях, выставленных потребителям за потребленные коммунальные услуги, следует, что ООО «Скальнинское ЖКХ-Сервис» в сентябре 2015 года произвело расчет платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям ... в ..., исходя из норматива потребления в соответствии с Постановлением № 624-п за 17 дней отопительного сезона.
В октябре 2015 года расчет платы за коммунальную услугу по отоплению произведен исходя из показаний имеющегося в доме прибора тепловой энергии- 106 Гкал.
Заявляя требования о перерасчете платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям ... в ... за сентябрь 2015, ИГЖН ... обосновывают свою позицию невозможностью применения норматива - 0, 0276 Гкал/кв. м., в связи с действием в этот период норматива, рассчитанного для Чусовского района, исходя из 8 месяцев отопительного периода с октября по май включительно, на основании Постановления № 739-п.
Указанная позиция истца, по мнению суда, не является обоснованной, с учетом доказанности в судебном заседании начала отопительного сезона на территории Скальнинского сельского поселения с 15.09.2015, правомерного оказания услуг по отоплению с указанной даты ответчиком, что не исключает возможность взимания платы за фактически оказанную услугу по отоплению в сентябре 2015 года. Начало отопительного сезона зависит в каждом конкретном случае от температурного режима, а не от нормативов потребления. Действия ответчика по начислению платы за фактически оказанную услугу в сентябре 2015 не противоречат нормам действующего законодательства, а именно части 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, положения нормативных актов, устанавливающих нормативы потребления коммунальных услуг, а именно Постановления № 624-п, Постановления № 739-п, не подлежат буквальному применению к спорным правоотношениям.
Нормы части 2(1) Постановления № 739-П от 28.09.2015, предписывающие начислять плату за коммунальную услугу по отоплению с применением утвержденных нормативов, исходя из расчета за каждый месяц отопительного периода с октября по май включительно, введены в действие Постановлением Правительства Пермского края от 04.02.2016 № 44-п, которое не содержит указаний на их распространение на ранее возникшие правоотношения, следовательно, не могут применяться к порядку начисления платы за коммунальную услугу по отоплению в сентябре 2015 года. Необоснованной является ссылка истца на их применение.
Таким образом, с учетом правомерного начисления платы за коммунальную услугу по отоплению в сентябре 2015, расчет платы, начиная с 15 сентября 2015 года (в спорный период прибор учета тепловой энергии не введен в эксплуатацию) на примере квартир ..., ... ... в ..., следующий. Расчет необходимо произвести с учетом пропорционального количества дней в которых фактически оказывалась коммунальная услуга.
Норматив потребления 0,0268 Гкал/кв.м. согласно Постановления № 739-П подлежит применению с 18.09.2015, к трем дням с 15.09.2015 по 17.09.2015 подлежит применению норматив по Постановлению № 624-п ( Постановление № 624-п утратило силу 17.09.2015). 4611,4 - площадь жилого помещения; 52,5 - площадь ... ; 1435,76 - тариф установленный Постановлением Региональной службы по тарифам ... от .... ...-т; Нормативы применены без учета повышающего коэффициента.
Квартира ... : 0,0276 х4611,4=127,27:30х3=12,727 Гкал.
12,727/4611,4=0,003х52,5х1435,76=226 руб. 13 коп. ;
0,0268х4611,4=123,586 :30х12=49,434 Гкал.
49,434:4611,4=0,011х52,5х1435,76=829 руб.15 коп. ;
226,13+829,15 =1055 руб. 28 коп. - плата за сентябрь 2015 года;
Квартира ...,0276 х4611,4=127,27:30х3=12,727 Гкал.
12,727/4611,4=0,003х61,6 (площадь ...) х1435,76= 265 руб. 33 коп.;
0,0268х4611,4=123,586 :30х12=49,434 Гкал.
49,434:4611,4=0.011х 61.6х1435,76=972 руб. 87 коп. ;
265,33+972,87 =1238 руб. 20 коп. - плата за сентябрь 2015 года;
Фактически, из счетов квитанций, предъявленных к оплате потребителям спорного дома установлено, что в сентябре 2015 предъявлено к оплате потребителям ... спорного ... руб. 90 коп.; потребителям ... - 1383 руб. 25 коп.;
Как следует из счетов-квитанций за сентябрь 2016 года, потребителем ... сделан перерасчет в сумме 836 руб.70 коп. ( плата уменьшена), потребителям ... сумме - 981 руб. 73 коп. ( плата уменьшена).
При расчете платы за коммунальную услугу по отоплению в сентябре 2015, суд находит обоснованными выводы истца о необходимости расчета платы за тепловую энергию с учетом норматива потребления, определенного Постановлением № 739-п (без учета повышающего коэффициента) при отсутствии акта ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета ( фактически прибор допущен к эксплуатации с 01.11.2015, о чем свидетельствует акт ).
Таким образом, суд находит обоснованным и правильным расчет платы в октябре 2015, предоставленный истцом, с учетом применения норматива потребления (без учета повышающего коэффициента) согласно Постановления № 739-п (0,0268 Гкал/кв.м.).
Расчет платы следующий. Для ...: 52,5 х0,0268х1435,76=2020 руб. 11 коп.; Для ...: 61,6 х0,0268х1435,76=2370 руб. 27 коп.; В указанном расчете применен тариф установленный Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 03.12.2014 № 267-т - 1435 руб. 76 коп. ;
Согласно счетов-квитанций за октябрь 2015 года, потребителям ... ответчиком произведен расчет платы за отопление в сумме 1732 руб. 66 коп., потребителям ... - 2032 руб. 99 коп., что фактически меньше, чем сумма, заявленная истцом.
Истцом в настоящем иске выбран способ защиты прав, путем возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет платы коммунальной услуги за отопление в сентябре - октябре 2015 года, однако указанный способ не приведет к защите потребителей коммунальной услуги, поскольку фактически приведет для потребителей к увеличению размера платы за отопление, с учетом правомерности действий ответчика по начислению платы в сентябре 2015 исходя из фактического оказания услуг и уменьшения платы в сентябре 2015 в связи с перерасчетом. В данном случае не требуется формального приведения расчета платы за отопление в октябре 2015 в соответствие с требованиями закона.
Доводы ответчика и третьего лица относительно расчета платы исходя из среднемесячного объема потребления, с учетом повышающего коэффициента судом не оцениваются, так как не являются юридически значимыми, в связи с наличием иных оснований для отказа в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
Инспекции государственного жилищного надзора ... в удовлетворении исковых требований к ответчику Обществу с ограниченной ответственностью «Скальнинское ЖКХ-Сервис» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за отопление за сентябрь - октябрь 2015 года, отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чусовской городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.В. Азанова