Дело № 12-81/15 |
РЕШЕНИЕ
город <данные изъяты> Камчатского края |
07 мая 2015 года |
Судья <данные изъяты> районного суда Камчатского края Федорцов Денис Павлович, рассмотрев жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» на постановление государственного инспектора Елизовского района по пожарному надзору от 25 декабря 2014 года № № в отношении
открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (далее по тексту ОАО «Камчатскэнерго» или Общество), находящегося по <адрес>, <данные изъяты>,
установил:
Постановлением государственного инспектора Елизовского района по пожарному надзору от 25 декабря 2014 года № № Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не соглашаясь с названным постановлением, ОАО «Камчатскэнерго» обжаловало его в Елизовский районный суд Камчатского края, прося об его отмене с прекращением производства по делу об административном правонарушении, указывая на то, что не является субъектом инкриминируемого ему правонарушения, так как не является собственником зданий котельных.
В судебном заседании представитель Общества Гасенчикова Т.В. поддержала жалобу в полном объеме по доводам в ней изложенным.
Изучив жалобу, выслушав представителя ОАО «Камчатскэнерго», исследовав и оценив материалы дела, прихожу к следующему.
Обжалуемым постановлением Общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ за то, что помещения котельной № № поселка <данные изъяты> котельной № № поселка <данные изъяты> и котельной поселка <данные изъяты>, расположенных на территории Елизовского муниципального района Камчатского края, вопреки требованиям Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденный приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года № 175, не оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации, что было выявлено в ходе внеплановой проверки объектов теплоснабжения ОАО «Камчатскэнерго», проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ года.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что котельная № № поселка <данные изъяты> и котельная № № поселка <данные изъяты>, находящиеся в муниципальной собственности <данные изъяты> сельского поселения, арендуются Обществом на основании договора аренды объектов теплосетевого и теплогенерирующего имущества от ДД.ММ.ГГГГ года № № заключенного с администрацией <данные изъяты> сельского поселения (л.д. 50-62), а котельная поселка <данные изъяты>, принадлежащая на праве собственности <данные изъяты> сельскому поселению, находится во владении и пользовании Общества на основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного с администрацией <данные изъяты> сельского поселения (л.д. 28-48).
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений в виде административного штрафа от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Согласно части 1 статьи 38 указанного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Таким образом, можно сделать вывод, что ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, то есть таким лицом может быть как арендодатель (концедент), так и арендатор (концессионер).
Поскольку стороны в договоре аренды (концессионном соглашении) могут сами урегулировать вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности, к ответственности за нарушение этих правил должно быть привлечено лицо, которое не выполнило возложенную на него обязанность.
При этом если в договоре аренды (концессионном соглашении) указанный вопрос не урегулирован, то ответственность за нарушение требований пожарной безопасности может быть возложена как на арендатора (концессионера), так и на арендодателя (концедента) в зависимости от того, чье противоправное, виновное действие (бездействие) образовало состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Вопросы об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности не урегулированы ни договоров аренды объектов теплосетевого и теплогенерирующего имущества от ДД.ММ.ГГГГ года № №, ни концессионным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ.
В тоже время согласно статье 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункту 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 5 «ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденных приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года № 312, пункту 3.11 раздела 3 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений. МДС 13-14.2000, утвержденного постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 года № 279, монтаж автоматических установок пожарной сигнализации относится к капитальному ремонту объектов капитального строительства (зданий).
В соответствии с пунктом 1 статьи 616 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. Капитальный ремонт должен производиться в срок, установленный договором, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью, в разумный срок.
В силу пункта 6 части 2 статьи 8 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением.
Согласно разделу 4.2 договора аренды объектов теплосетевого и теплогенерирующего имущества от ДД.ММ.ГГГГ года № № обязанность по проведению капитального ремонта котельной № № поселка <данные изъяты> и котельной № № поселка <данные изъяты> находящихся в муниципальной собственности <данные изъяты> сельского поселения, возложена на администрацию <данные изъяты> сельского поселения.
Более того, из пункта 4 раздела 4.2 договора аренды объектов теплосетевого и теплогенерирующего имущества от ДД.ММ.ГГГГ года № № следует, что обязанностью арендодателя, то есть администрации <данные изъяты> сельского поселения являлась также в установленный компетентными органами сроки выполнять предписания надзорных органов, в согласованные сроки устранять все выявленные недостатки, связанные с техническим состоянием арендуемого имущества, в том числе, связанные с комплектацией и техническим состоянием имущества, выявленные арендатором в процессе эксплуатации.
В соответствии с пунктами 4.3 и 7.6 концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ года капитальный ремонт котельной поселка <данные изъяты> принадлежащей на праве муниципальной собственности <данные изъяты> сельскому поселению, осуществляется за счет средств администрации <данные изъяты> сельского поселения. Предусмотренный указанным концессионным соглашением капитальный ремонт объектов данного соглашения не предусматривал монтаж автоматических установок пожарной сигнализации в котельной поселка <данные изъяты>
Изложенное подтверждается и письмом главы администрации <данные изъяты> сельского поселения от 23 января 2015 года № № (л.д. 75).
При таких обстоятельствах в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, поскольку монтаж автоматических установок пожарной сигнализации в помещениях котельной № № поселка <данные изъяты>, котельной № № поселка <данные изъяты> и котельной поселка <данные изъяты> должен осуществляться за счет их собственников.
Поэтому обжалуемое постановление согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу в отношении ОАО «Камчатскэнерго» прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Постановление государственного инспектора Елизовского района по пожарному надзору от 25 декабря 2014 года № № в отношении открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, а жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» удовлетворить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья |
(подпись) |
Д.П. Федорцов |
Копия решения, не вступившего в законную силу, верна.
Судья <данные изъяты> районного суда Камчатского края Д.П. Федорцов